Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 22:45
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 августа 2012, 15:10

Off-zone-II: "Эпос", Кутик

Вторая из серии историй про художественные объекты, которые не классифицируются: сборник поэзии Ильи Кутика "Эпос". Описание этого текста сведется к тому, что его нельзя описать. Так тоже бывает, но движение к этому "нельзя" -  уже тоже приключение. А заявление о том, что рецензия сведется к тому, что ее написать нельзя - не формальный прием: дескать, пойдем от противного и произведем интеллектуальное оживление за счет автора и его книги. Прямая рецензия невозможна по нескольким причинам, но и они кое-что поясняют.

Самая простая: книга очень большая. Там 8 сборников, поэм. Собственно, объем книги прямо связан с жизнью - Илья как отправился когда-то быть профессором, так это и делает – через Копенгаген, Стокгольм в Эванстон, то есть в чикагском Northwestern University. В России он появляется крайне редко, не то что сам - публикациями. А здесь же все еще и перешло в отчасти салонный вариант, когда пишущие узнаваемы прежде всего в лицо, а не по текстам. Это не есть печаль по наступившим временам, но такие обстоятельства. Текстам (Ильи) это не мешает, но - как следствие - объем книги громаден.

Что делать, когда объем велик и с текстами невозможно разбираться порознь? Можно указать на книгу, она  выложена на Топосе. В книге есть комментарии к текстам, они на Топосе тоже есть, но это рецензии не поможет. Здесь же не очередная книга, которую можно сравнить с предыдущей, уловить перемены et c. Здесь предъявлен Кутик as is, а это уже совсем не та история, с которой можно разобраться в одной рецензии.

Вторая причина невозможности рецензирования: надо сойтись с контекстом и содержанием книги. А это не привычные для России контекст и содержание. Да, есть комментарии, но они не помогут, потому что элементы книги и текстов важны не сами по себе. За ними, под ними, внутри них - разветвленнейшая, крайне изощренная структура, которая требует не комментаторского отношения. По факту, это в самом деле, как неизвестная страна. Можно, разве что, указать на то, что она существует и дать примерные ориентиры, где она примерно находится. Нет, ну да, Кутик - это школа мета-мета, Еременко, Жданов, Кутик, Парщиков, но эта книга - Кутик сейчас. Собственно, школа тоже - ну, я примерно оттуда же, это чтобы уточнить и мою позицию.

Третья, главная причина - не в объеме, не в необходимости научно-исследовательской работы по введению в контекст, а в том, что из книги нельзя выйти. У автора устроено так, что при чтении оказываешься так внутри, что писать оттуда нельзя - сохранение какого-то внешнего по отношению к чтению состояния совершенно не предполагается. А с какой позиции рецензировать, когда там?

Это не насилие, связи этой страны не давят на читателя, но - предлагают ему полное обустройство жизни: все его эмоции будут пристроены, там множество новых сущностей. Нет оснований сличать это с чем-то еще и выходить оттуда, чтобы сделать какие-то заметки.

Цитировать, к слову, тоже сложно, любая логически цельная цитата требует примерно 50 тыс. знаков. Это не потому что называется "Эпос", а потому, что - вот так, ergo - эпос. Собственно, об этом же и автор (стр. 335, "катай")

Героиня просыпается

1  

У Квентина Тарантино,
то есть в его кино-эпосе —
Убей Билла
есть такая прямая связь с великой китайской поэзией, что и более даже длинно
об этом писать бы — надо, т.к. никто —
уже не заметил сего в виду отсутствия всякого тыла

в образовании: ибо фильм (первый — том его; так у автора) открывается нехитрой песенкой, которая — варьянт
чуть ли ни самого знаменитого стихотворенья Эзры Паунда (из его
Кэтая) — «От жены речному купцу
письмо
» (а Уильям Карлос Уильямс — рьян
был настолько (гений-соперник!), что сделал позже свой скетч — представьте себе! — той же вазы

китайской от Ли Бо — заново! Но об этом уж — совсем никто не знает,
хотя
и Уильямсов вариант — удивительно продуктивен!). А песенка — основана на, в общем, начале
у Ли Бо-Паунда, плюс на логике текста: с ростом — в нëм — ментальности героини. Она — дитя
в начале и песни, и Паунда. Дитя — и он. Паунд их называет —
маленькими взрослыми. Что ли

перевесть текст песенки, a? А как же с Паундом тогда? Тоже, выходит, надо перевести — хотя бы
ключевые связуемые, да?..."

А вот так устроена связность внутри (это из середины текста, пытаясь выделить минимально локально самостоятельный участок, стр. 163, "сюжеты")

Сюжет 5

1

Фет писал (в 1859): «Да, есть отвлечённый мир;
поймёт ли неграмотный
отвлечённость, поймет ли он
в чём тут дело? а между тем она не туманней, чем мысли о репе»

(Худлит, 1982, Том 2, с. 163). Тургенев как ювелир
граней Фета ждал (с. 181) от него времён,
когда последняя строфа будет просто шевелением губ. Цепи

2

слов, пишет Фет, во мне подсмотрел Чайковский... Несчастный Греч
(который — Булгарин) выдумал заумь аж в 1814 году:
вместо — «давай говорить» (обращенье брата), оно стало — «дауэги»...

А Якобсон шьёт — Тургеневу! Мол, реалист, а речь
(в припадках) — заумная!.. Отвлечённость — всегда в ряду
первом у реалистов, но — чтобы за них шаги

3

топтали другие... Греч и Булгарин — лизо-
блюды! — писали под Хармса (Захаров, 2002, с. 331).
Ну да — немец с поляком, но верноподданные дворяне... "

Чуть ли не единственный текст, который влозможно привести полностью (стр. 203, "мой конни-райт")

сова

жил в швеции гений нормальный — ханс
викстен, рисовавший всегда одну
и ту же сову: голова чуть поменьше, чем слово «хаос»,
и в оба глаза светящая в глубину 

несдвигающегося полёта, а от нее — шли
два, как старый пропеллер, и даже не перья, а —
женско-пальчиковые крыла,
причём — прозрачные, как у бабочки... шлиман, тот сколько земли
срыл, чтоб найти гомера?! — а сова гомера нашла

и не трогаясь с места, даже ссаженная с плеча
афины — на
воздух, который — эпос
уже сам по себе
... ибо эпос и есть бог — безо всех начал
и концов... а, значит, куда-то спешить — нелепо-с".

Так, все же, как именно к этому относиться?

Есть простой вариант. У нас с Ильей было интервью и некоторые ориентиры можно взять оттуда. Но и тут не прямо: нельзя сказать, что здесь будут извлечены случайные фразы, но - они все же подобраны именно так, чтобы не созвать иллюзию полного понимания.

Скажем, "... Язык в поэзии – это средство передвижения от слова к слову, влюбленность слов друг в друга, а, значит, некая физиология надувания языкового паруса на наших, если мы читатели или слушатели, глазах, а если мы авторы – то это поступательный процесс (и результат) силы, как в любой любви.
... В нашу эру интернета и Скайпа говорить о расстояниях как причине необщения или неделания чего-то вообще смешно, а, стало быть, если мы говорим о дистанции, то мы говорим о жесте. Уже давно я ценю в жизни, как, между прочим, и в стихах, центробежность, а не центростремительность".

Вот как эта центробежность соотносится с тем, что в книгу уходишь без возможности выйти наружу, пока читаешь? Да, можно решить, что это читательская позиция, а автор может быть центростремительным и это разные истории. Но можно иначе: автор действует центробежно, поэтому пространство текста все время расширяется, а читатель, собственно, не может даже понять откуда тут выходить вообще, поскольку пространство все время расширяется и никакого его края никогда не видно.

Вроде, так и есть: "Стихотворение – это тоже сгусток энергии, а не эстетики. Если, конечно, автор (поэт) вложил туда именно энергию, а не только время, потраченное на сочинительство. (Хотя время – тоже энергия.). Энергичность – это эстетическая категория… Как известно (по Хармсу), если запустить стихотворением в окно, стекло разлетится. Ибо стихи – материализация энергии, уже материализация, то есть – неважно, напечатаны они или рукописны, или изустны.
... Это – как Хари в "Солярисе": идея – творит материю. При этом, все Хари и штучны, то есть уникальны, и "штучны", то есть подобны, поскольку творящая их – и конкретная – первичная идея есть образ. Если стереть "идею", исчезнет и Хари. Если стереть идею "дома", исчезнут все дома. Коней, как говорил Платон, много, потому что конь – один. Чтобы сделать, скажем, стул, надо его вообразить. Ученик Аристотель считал иначе: чтобы сделать идеальный стул, надо выбрать лучший из уже имеющихся; что, конечно, гораздо ближе к трафаретам и современному рынку".

ОК, что именно производит Кутик и каким именно первообразом?

"Я уже упоминал "бритву Оккама". Преуменьшение сущностей такой же бред, как и их преумножение. Все дело – в выявлении сущностей, каковых уже невероятно много, но мы о них или не догадываемся (пока), или просто не знаем (не видим). В Никейском символе веры, в частности, сказано: "верим в Творца всех видимых и невидимых". Поэзия, близкая мне, и занимается как раз выявлением вот этих "невидимых сущностей"
… Надо просто понять (или постараться сделать такое усилие), что "данная реальность" и есть часть онтологической, со всеми ее видимыми и невидимыми сущностями; что никакого "дуализма", то есть "здесь" и "там", нет, и что реальность – все-таки одна, несмотря на то, что у каждого – она своя и разная.
Надо просто помнить, что "объективная реальность" это не вид из окна, а вид из той третьей точки, куда спутники никогда не поднимутся".

Еще один полный текст (стр. 210, "мой конни-райт")

+++

чехов, чахотка, зонтик — понятно... а я с зонтиком — почему?
выстукиваю по ночной уже мостовой один

и тот же стук... назло уму
говоря: была таки та самая одна лампа, и алладин

 потёр ей однажды — пальчиками, и — что? —
а вот именно! —
потёр некую точечку незаметнейшую, ну и —
куда дул там его ветер, вектор его — всё в
том самом лото
вдруг да сменил: облачные бочоночки, где фиги сплошь да нули,

вдруг да перевернулись все — везучестью, и какой!
да и не нужно
уж столького! алладининого добра
тем более! нужно лишь — что? — вернуть в точку «а»
мне из точки уж совершенно немыслимой тебя и какой-никакой покой.

потому-то я и выстукиваю мостовую — авось,
вдруг, между прочим, задену эту самую точечку — как раз
как тот алладин в лампе, и вздрогнет
моя теперь уже ось:
и —
перевернётся на ней всё, что там — наоборот, чем сейчас.

Возможно, тут некоторое расхождение теории с практикой: инструментальное, но некоторые вопросы все же есть. Скажем, всё то же центростремительное разбегание автора, - а что тогда его контекст в постоянно расширяющемся пространстве? То, что производит себя, субъективно делая связи между локальными реальностями, чем и выстраивая единственную реальность контекста? А что такое сейчас субъектность художественного текста, которая является частью объективной реальности? Собственно, об этом надо бы сделать вторую часть интервью и просто спросить у Ильи. В конце концов, если он так долго был вне здешнего поля, то пора бы уж в него вернуться.

Эпос / Илья Кутик. — М.: Наука, 2010. — 416 с. — (Русский Гулливер). Оформление Владимира Сулягина, использована фотография Алексея Парщикова.  

Ранее: Off-zone-I: "Текстообработка", Кобрин

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:37 МИД РФ счел дискредитацией заявление международных следователей по MH17
20:24 СМИ «трудоустроили» экс-главу «Роскосмоса» в Миннауки
20:03 В Карачаево-Черкесии бороды помешали найти участников вбросов
19:48 Владимир Путин встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном
19:41 СМИ узнали о намерении США потребовать от ЕС ужесточения мер против России
19:21 Минсельхоз предложил выращивать спецсорта картофеля для розницы
19:01 Трамп назвал вынужденной мерой отмену встречи с Ким Чен Ыном
18:42 В РАН пожаловались на дублирование полномочий с Миннауки
18:20 Средняя цена бензина в России превысила 42 рубля
18:04 Посол Израиля объявил о готовности страны принять Абрамовича
17:43 Путин встретился с главой МВФ Кристин Лагард
17:32 Украина ввела санкции против Московской биржи
17:02 В ГИБДД решили обсудить ужесточение экзамена на права
16:57 Минобороны РФ не согласилось с выводами международных следователей по MH17
16:54 Трамп отменил встречу с Ким Чен Ыном
16:49 Lexus отозвал в России 3,3 тысячи автомобилей
16:28 Google приостановил выдачу IP-адресов мессенджеру Telegram
16:28 Ученые построили самый маленький домик
16:26 В Скотланд-Ярде сообщили о нежелании Юлии Скрипаль давать новые интервью
16:07 Ограничения на американские товары вступят в силу в ближайшие месяцы
16:05 ФИФА объявила девизы 32 сборных — участниц ЧМ-2018
15:43 Подозреваемый в убийстве Дениса Вороненкова объявлен в международный розыск
15:34 В России появится служба финансового уполномоченного
15:27 Путин предложил Дмитрию Рогозину возглавить «Роскосмос»
15:06 Министр финансов РФ заявил о создании нового инвестиционного фонда
15:06 Обнаружена авторская партитура раннего произведения Дебюсси
15:04 Путин предложил Шувалову возглавить ВЭБ
14:42 Еврокомиссия закрыла антимонопольное дело «Газпрома»
14:16 В Москве задержали юриста ФБК Ивана Жданова
14:13 КНДР закончила демонтаж ядерного полигона
13:57 Лидеру «Шалтая-Болтая» отказали в досрочном освобождении
13:56 Глава Роскомнадзора заявил о деградации Telegram
13:34 Оздоровление Промсвязьбанка завершено
13:22 Следователи из Нидерландов «нашли» место принадлежности сбившего MH17 «Бука»
13:12 Греф предсказал уход иностранных инвесторов из-за наказания за соблюдение санкций
13:08 Киев заблокирует сайты МИА «Россия сегодня» и РИА Новости Украина
12:49 Любимыми занятиями опрошенных россиян остались телевизор и деньги
12:44 Глава Минздрава анонсировала отмену разделения медицины на государственную и частную
12:29 Два десятилетия во Франции гигантские плоские черви избегали внимания ученых
12:15 Поисковики Mail.ru и «Спутник» исключили Telegram из выдачи
12:14 Для российских школ разработали курс о семейном укладе
11:49 СМИ сообщили о переезде Романа Абрамовича в Израиль
11:41 Минобороны РФ запретило проносить гаджеты на режимные объекты
11:38 Александр Овечкин впервые попал в финал Кубка Стэнли
11:19 В Кремле прокомментировали возможную отмену саммита США и КНДР
11:10 ВТБ продал почти половину своих акций «Магнита»
10:53 ПФР сообщил о пяти работающих 100-летних пенсионерах
10:37 Илон Маск решил бороться с фейками с помощью Pravda‍
10:35 В России представили единую национальную систему маркировки товаров
10:25 Силуанов пообещал не повышать налоги в ближайшие шесть лет
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.