Александр Николаевич Мещеряков, японист, профессор РГГУ рассказал Борису Долгину и Анатолию Кузичеву о якудза, пенсии и виски в Японии, а также о тотальной инфантилизации в передаче «Наука 2.0» — совместном проекте информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Это не прямая речь гостя передачи, а краткое содержание, пересказанное редакцией «Полит.ру».
Стереотипы
Современное общество очень подвержено влиянию, моде. В самом конце 19 - начале 20 века и в Европе, и в России было такое художественное течение — японизм. Многие наши художники подражали, «мирискусники» были под очень сильным влиянием. А потом, сразу же после Японии, к примеру, Париж переключился на африканское искусство. Думаю наши люди наедятся этой японской едой, захотят борща или антилопу гну.
Стереотипы живы. Стереотипы разрушаются в одном случае: когда очень много людей из одной страны бывают в другой стране и видят, как там живут на самом деле. В Японии бывает мало россиян. Люди у нас едут туда, где дешевле. Чтобы поехать в Японию, нужно гораздо больше денег, даже если ты живешь на Дальнем Востоке.
Наш человек, насмотревшись кино, представляет, что в Японии действует кодекс самурайской чести Бусидо, что любой японец в любой момент готов к смерти.
В Японии когда-то было много гейш, сейчас меньше, самураев сейчас совсем мало, якудза — это очень своеобразная мафия. Полиции известны все фамилии, все клички. Банда Ямагучи - фотографии висят совершенно в открытую. Банда (куми) может пониматься как группировка. Но им дозволяют заниматься только тем, чем им дозволяют — никакого разбоя, разбой строго запрещен.
Якудза практически не совершают убийств, иначе их мгновенно повяжут. Если убийства и бывают — это всегда внутренняя разборка и чрезвычайно редко с применением огнестрельного оружия, потому что им это тоже запрещено. Ножи, цепи, биты - да, но не стрельба. Им разрешается курировать публичные дома, которые в Японии запрещены по закону, но они процветают. Их запрещали, потому что действовали с оглядкой на Европу. Но тем не менее сознание культуры традиционно, сексуальная жизнь считается частью нормальной жизни и никогда особенно не табуировалась.
Как японцы пьют
К сексу они всегда относились как к нормальной человеческой потребности, как и к алкоголю. Исторически это — необходимая часть жизни. Другое дело — что пить, сколько пить. Если вы в пятницу вечерком сядете в электричку, увидите совершенно чудесных и совершенно не агрессивных пьяненьких японцев, потому что они наконец-то расслаблены. Это очень положительная черта - не выпить, а потом подраться, а выпить и обняться.
Думаю, что сначала они пьют пиво, в основном свое. В Японии пиво делают с конца 19 века. У них немецкая школа пивоварения, но с некоторым своеобразием, в частности они добавляют рис. Бамбуковое пиво — местное (московское) изобретение, мне в одной Якитории предлагали, в Японии я никогда такого не видел, наверное оно там есть. Пиво будет либо Sapporo, либо Kirin. Японский рынок поделен почти на 100 % между этими компаниями. Кто-то может пивом ограничиться, но просто выпить его много, кто-то может позже перейти на сакэ.
Сакэ — напиток очень хороший, с японской едой, на мой взгляд, удивительно вкусная штука. Теплое сакэ зимой - совершенно замечательно. Положено подавать горячим в маленьких бутылочках — кувшинчиках, стандартная вместимость — 120 мл. Когда переливаешь, она становиться не 80 градусов, а градусов 40. Выпить ее залпом - горячевато, эффект будет достигаться через длительное питье. Хотя рюмочки маленькие, если положить на пиво — конечно же забирает.
Считается, что Япония потребляет довольно много виски, но я-то, если употребляю, как большинство сограждан — абсолютно чистым, ни с чем не мешаю, как водку. А там виски пьют только со льдом, виски будет на два пальца и много-много льда, получается очень слабый напиток. В Японии делают неплохой виски, потому что японцы соблюдают технологию. В Москве я иногда покупаю Suntory old, сравнительно недорогой и вполне себе хороший.
Вино, конечно, продается. Вино пьет интеллигенция. Традиционно вина не было, это все завезено из Европы. Виноградное вино — до определенной степени показатель твоего статуса, образования и так далее. Сливовое вино есть, но это аперитив и традиционно оно не было особенно распространено: для этого надо иметь много слив, а традиционно в Японии мало слив. Всегда напитки делают из того, чего больше всего — в Японии больше всего риса.
Жизнь в Японии и России
Рождаемость в Японии чрезвычайно низкая, в результате всё меньшее количество молодых людей должны кормить всё большее количество пожилых. Япония не очень социальное государство, не Скандинавия, пенсии там не очень большие, поэтому люди по-настоящему копят на старость. Пенсия в районе $1000. Япония всегда считалась страной дорогой, теперь там почти все дешевле, чем здесь, но цены на жилье и транспорт выше, а простые вещи - одеться, выпить, закусить — дешевле.
В Японии очень дорогие гостиницы, не дороже, чем в Москве, но, тем не менее, дорогие. Дорога до Японии - не такие большие деньги: в удачный сезон ты за $600 слетаешь туда обратно, потому что на этом маршруте есть конкуренция. Как известно, слетать из Москвы до Владивостока намного дороже, чем до Японии. Само пребывание, конечно, дороже. Я знаю японцев, которые ездят отдыхать в Европу, потому что в Японии отдыхать дорого. В России отчасти такая же ситуация, но в Японии это от того, что там достаточно высокие зарплаты. Профессор, по моим расчетам, должен получать около $5000 в месяц, я получаю $700. Этого они не понимают. В связи с этим не понимают, что Россия вообще хочет.
Мой базовый оклад 23 тысячи. Уборщица на двух работах получает гораздо больше. Выпускник университета получает 10 тысяч. Люди вынуждены как сумасшедшие подрабатывать чем-то. А если их подработки не связаны с основной профессией, это значит, страдает профессия.
Современный мир направлен на то, чтобы создавать информацию, все усилия направлены, прежде всего, на это. Если страна не создает информации - это прямая угроза безопасности. Если ты не владеешь передовыми технологиями, с тобой будут обращаться соответствующим образом. В России нужно говорить на каждом углу, в школе: что воровать не хорошо; вор должен сидеть в тюрьме; мы русские все сможем, если будем стараться.
Наша дороговизна — это коррупция: каждый предприниматель должен кормить не одного чиновника, а целую группу — это закладывается в цены. Это социальная причина, а есть и культурная. У русского человека очень большая цена деления: если вчера товар стоил 100 р., то завтра он будет стоить 150. Это идет изначально от наших просторов.
Инфантилизация
По тому, как сейчас выглядит молодежь, у меня ощущение, что происходит совершенно ужасная инфантилизация. У нас больше, у них - в меньшей степени. У нас уже многие не хотят, чтобы к ним обращались по имени-отчеству. Это кажется совершенно абсурдным. Обращение маркирует некоторые возрастные категории. Сейчас полным-полно людей: не Мария, а Маша, не Александр, а Саша - зовут себя детскими именами. Общество в этом смысле упрощается. Думаю, это во многом связано с безудержным культом молодости.