Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 июня 2018, среда, 07:20
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 августа 2012, 15:22

Off-zone-III: "Русская проза"

Обложка выпуска Б, фрагмент
Обложка выпуска Б, фрагмент
Полит.ру, архив

Третий текст из серии о художественных объектах, в основном – о текстах, которые нельзя классифицировать. Смысл не столько даже в самих текстах (тем более, что здесь будет о журнале), сколько в том, как как они так устроены, отчего не могут быть классифицированы и - следовательно - не войдут в массовый контекст. Они - off-zone в любом варианте Zone. Но зато, надо полагать, они производят свой контекст.

Это предположение тем более обосновано в данном случае, поскольку речь о двух первых (А и Б) выпусках журнала "Русская проза", а какой журнал без производства контекста? Редакция там обозначена тремя людьми: Никита Бегун, Денис Ларионов, Станислав Снытко. Учитывая, что издатель - ИНАПРЕСС, где-то там же и Николай Кононов. Но, поскольку я по поводу РП общаюсь со Снытко и Лариновым, то, говоря о редакции, держу в уме их.

В первом выпуске Off-Zone имелась тупо-чувственная классификация неклассифицируемых текстов: они становятся неклассифицируемыми в результате либо сознательной, либо естественной либо естественно-сознательной деятельности авторов. Иногда бывает и полное отсутствие мыслей о массовом контексте (потому что wtf), но это будет последний, четвертый случай. Журнал, разумеется, может быть внеконтекстным только естественно-сознательно.

Уже есть два выпуска, а третий - готовится, то есть - проект происходит. Вообще, я по умолчанию считаю, что все знают, что это за журнал, но - усилием воли - смогу допустить, что есть и те, кто не знает (даже среди тех, кого это очевидно may/must concern - ну, мало ли, за границей). В качестве общего описания проще всего процитировать пресс-релизы: редакция их и писала, так почему бы и нет.

Первый выпуск "Русской прозы":
"Ядром номера является републикация романа Андрея Николева "По ту сторону Тулы", впервые изданного "Издательством Писателей в Ленинграде" в 1931 году (второе издание было осуществлено в 1993 году в Вене, под редакцией Глеба Морева и Валерия Сомсикова). Текст снабжен кратким аналитическим материалом: статьей Валерия Шубинского "Фехтование невидимой шпагой", посвященной разбору стратегий чтения романа, а также наиболее полной версией легендарного эссе Василия Кондратьева "Жизнь Андрея Николева", впервые опубликованной в "Митином журнале" в 1989 году.
Кроме того, номер содержит большой отрывок из (анти)романа Александра Ильянена "Highest degree", (по сей день создающийся автором в рамках социальной сети "В контакте") и фрагменты текстов "Вена, операционная система" Андрея Левкина и "Пропадино" Александра Покровского. Также в номер включены рассказы Николая Кононова, Александра Мурашова, Маргариты Меклиной, Виктора Iванiва, Антона Равика и Станислава Снытко".

Второй:
"В составе номера: "Еще на Пасху..." и "1974 год" Леона Богданова, сопровождающиеся эссе Андрея Левкина "Заметка о Леоне и Богданове" и диалогом Бориса Останина и Кирилла Козырева "Поиски дервиша"; "Другая система" Павла Улитина; "Пять описаний одного текста" Аркадия Бартова; повесть "Сообщения" Алексея Цветкова; "Летовс-wake" Виктора Iванiва, а также тексты Александра Скидана, Юрия Лейдермана, Марианны Гейде, Павла Пепперштейна, Юрия Цаплина, Сергея Соколовского, Алексея Шепелёва и др."

Понятно, что если в каждом выпуске журнала тексты, которые в основном (по крайней мере - большая часть) относятся к off-zone, то и сам проект будет там же. Да, имеется частный момент: я присутствую и тут (в этой заметке, как рецензент) и там (как автор). В этом факте можно усмотреть некий конфликт интересов, но его нет, потому что это как раз нормальный порядок жизни. Журнал делают интересные мне литераторы Снытко (его тексты можно посмотреть тут и тут) и Ларионов (тут и тут). Понятно, что и журнал соотносится с тем, что они делают сами и что мне интересно. Следовательно - где ж мне публиковаться, как не у них? Никакого конфликта интересов, наоборот. Тем более что в рецензии не происходит глорификация проекта и редакторов, а изучение того, как устроены вещи, которые не могут оказаться в массовом контексте.

В этой точке можно бы поступить по-разному. Например, самый плохой вариант: сделать краткий обзор всех, кто там опубликован. После чего произвести вывод о том, что именно общего между авторами. Но тут же как, коль скоро большая часть авторов тяготеет к off-zone, то их нахождение там не может быть системным. У каждого из них свой вариант жизни, а утверждать, что общее между ними - именно несоовтетствие масс-контексту, это прискорбное упрощение. Рассуждать о проекте as is тоже неверно, тогда на него будут натянуты слишком частные (мои) смыслы. Но только ещё когда вышел номер А, я собирался про него написать, стал даже задавать вопросы соредакторам, но как-то не сложилось, обстоятельства. После Б удалось стать оперативнее. Вопросы мои, отвечали Ларионов и Снытко.

- Откуда взялась идея журнала, как журнал делается и что имеется в виду - то, что нельзя уловить по первым выпускам?

- Сама идея периодического издания подобного рода вряд ли уникальна и в последнее время, что называется, «носится в воздухе», – и в этом смысле изобретать, кажется, почти ничего не пришлось. Современная русскоязычная проза, связанная с поисками новых форм и стиля, с творческим освоением отстоящих от литературной «магистрали» зон, в литературной периодике отражена неровно (скажем, «Новый мир» печатает прозу Дмитрия Данилова, а «Октябрь» – Дениса Осокина, но весьма трудно вообразить появление на страницах этих журналов прозы Сергея Соколовского или Маргариты Меклиной), и в этом смысле заметно лучше обстоит дело с поэзией, к услугам которой различные периодические издания, одни из которых стремятся очертить более-менее общую картину, другие – осветить локальные сектора.

К тому же, «Русская проза» возникает, конечно же, не на пустом месте, не в последнюю очередь вызывая в памяти журналы «Родник» или «Митин журнал» образца 1980-90-х годов. При этом, редакция далека от стремления опубликовать всю имеющуюся на сегодняшний день «неформатную» прозу, это было бы скорее курьезно, чем как-то иначе- скорее мы предпочтем сконцентрировать свое внимание на наиболее важных текстах (как архивных, так и актуальных), внимание к которым нам кажется недостаточным. В этом случае мы стараемся сопроводить публикацию некоторым рефлексивным материалом- во втором номере так было не только с текстами Павла Улитина или Аркадия Бартова, но и экспериментальным эссе Александра Скидана, более известного в поэтической и критической ипостасях.

Нам показалось важным попытаться – хотя бы с помощью имеющихся у нас скромных возможностей – объединить в рамках одного издания прозу, связанную, если можно так выразиться, с эстетическим беспокойством, подталкивающим к поиску иных ритмов, тематических и структурных соотношений, приводящим, может быть, к неожиданным и на первый взгляд маргинальным решениям («микроблог» Александра Ильянена или связанное с перформативностью экстатическое «говорение» в прозе Юрия Лейдермана), наряду с которыми представляют интерес и более привычные способы организации текста и жанры. Также хотелось бы очертить круг ориентиров в прошлом (куда, помимо Андрея Николева-Егунова, Леона Богданова или Павла Улитина (при всей проблематичности называния этих авторов через запятую) попадают, например, Павел Зальцман или умершие в 1990-е замечательные прозаики Александр Кондратов или Валерий Холоденко.) и в то же время уделить специальное внимание авторам нашего же литературного поколения, самого младшего на сегодняшний день (притом что «Русская проза» не призвана ни говорить от лица поколения, ни служить прозаическим инкубатором).

- Как выбираются тексты, какие их параметры что ли, вы ощущаете, делая вывод, что текст встроится в журнал?

- Надо сказать, что еще до выхода первого номера «Русской прозы» нами был кратко очерчен круг авторов, которых нельзя не опубликовать. За два года существования нашего альманаха данный список пополнился- к уже имеющимся безоговорочным фигурам (к таким относятся Маргарита Меклина, Виктор Iванiв, Сергей Соколовский, Алексей Цветков-младший, Марианна Гейде, а из более старших авторов Александр Ильянен, Андрей Левкин, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн) добавились новые, как правило занимающие промежуточное положение между подчас враждебными литературными (и смежным им) стратами. Так, к примеру, в третьем номере планируется опубликовать роман Андрея Иванова, финалиста нескольких крупных премий, от первого лица рассказывающего (через голову «великих изгнанников» прошлого века) о жизни современных эмигрантов – а на другом полюсе повесть Анатолия Рясова, известного прозаика и критика, обращающегося в своей прозе к сонму «неразрешимых вопросов», которые разрабатывали классики модернизма, о которых Рясов пишет в своих эссе и критических статьях (Арто, Кафка, Платонов et c.).

Таким образом, «предмет интереса» для нас- автор, чья работа в литературе связана с разработкой открытий недавнего прошлого (здесь интересны различные отношения, выстраиваемые автором с теорией, contemporary art и т.д.: к примеру, в разговоре о прозе о Марианне Гейде трудно не коснутся темы языка современной философии, а прозаЮрия Лейдермана находится в динамичных отношениях с его визуальными проектами) и представляет значительный интерес в настоящем. И если для первого номера «Русской прозы» этот интерес был в области позднего русского модернизма и его рецепции в современности, то второй номер полностью посвящен текстам, которые предъявляют невозможность продолжения модернистской традиции. Ситуация разрыва может иметь биографические (Павел Улитин), экзистенциальные (Леон Богданов) или когнитивные (Аркадий Бартов) корни, но разрыв принципиален - на стиль, столь важный для ряда авторов пилотного выпуска нашего журнала, надежды нет".

Вот это практически ровно про off-zone: "разрыв принципиален - на стиль, столь важный для ряда авторов пилотного выпуска нашего журнала, надежды нет". А после выпуска А про стиль, на который теперь надежды нет, сказано было так:

"- Действительно, все тексты первого номера мы старались подвести под некий эстетический общий знаменатель, который, пожалуй, легче прочувствовать, чем ограничить чётким описанием: вероятно, с большой долей условности можно говорить о «петербургской» прозе, ряде «петербургских текстов», для которых смысловыми доминантами становятся травматизм и болезненный эротизм, причём то и другое особенно ясно прочитывается в «По ту сторону Тулы» – романе, описывающем в сущности затянувшуюся любовную прелюдию, оборачивающуюся неотвратимым некрозом. И если какие-то тексты из этого ряда ощутимо выбиваются, то, конечно, не по недосмотру, а потому что точки схода, общие оси для всех этих текстов могут быть просто несколько оттенены, не всегда на переднем плане. (И здесь, кажется, есть ещё один поворот этого описания, потому что помимо традиционной «петербургской» изысканности есть ещё и надломленность стиля, ощущение осыпающегося барочного дворца, что идёт от Николева и прослеживается, например, в рассказах Виктора Iванiва)".

Причем, этот разрыв (свой для каждого) и отсутствие общего стиля вряд ли могут стать какой-то влекущей, тем более - жанровой фишкой, которая позволила бы внедрить такое письмо в массовый контекст. Хотя бы потому, что все это выводит прозу за пределы бумаги.

Не говоря даже о явных особенностях хотя бы нарратива, в такой литературе присутствует работа с интенциями, а какие тогда фикшн или нон-фикшн: чем отличаются? Причем в поэзии это давно привычно, но - почему-то не в прозе. А в прозе тогда получится некая не материализуемая наглядно проектность - что сейчас обычное дело для art'а. Это сходство - на личном ощущении - уже настолько велико, что самым очевидным было бы просто отправить такую прозу в art. А слово "литература" с неким даже пафосом оставить традиционализму, который орудует методами XIX века и всё рассказывает какие-то истории (будто даже кинематографа ещё не изобрели), продолжая думать, что главное в тексте - нравственное поучение и типизация чего-то там.

В данном случае ясно, что всё это - даже в ослабленном традиционалистском варианте типа "петербургского текста" - уже не работает. Но, собственно, это же действительно ситуация art'а: там тоже сохраняется массовое понимание того, что искусство - это картина. Хотя на их поляне это уже несколько съежившееся понимание, а в литературе оно пока непоколебимо. Впрочем, "литература" в традиционном варианте - просто вид товара, но это не беда: бывает же, что одно слово означает совсем разные вещи. Вот, например, "язык", "язык" и "язык".

Отход от стандартного наррратива сразу же обеспечит кучу вариантов того, как может быть устроен текст. Разумеется, пропадет граница между беллетристикой и нон-фикшном, а художественность возникает на других основаниях. Обнаруживаются варианты нон-нон-фикшна, пост-фикшна, пост-нон-фикшна. Их очень много, и все они - просто проза, какой, собственно, ей бы теперь и быть.

Тут, вроде бы, есть риск: если все начинает расщепляться, то и концов потом не собрать. Это не так. Во-первых, смотрим "Русскую прозу", выпуски А и Б: они цельные, при всем разнообразии их "вне-стильных" текстов. Во-вторых, обобщаем: на самом-то деле все так и есть. Что в art'е, что в литературе образуется некий - не слишком кодифицируемый извне - тип художественного поведения/сознания. И это не сходство, а просто то же самое пространство, потому-то тексты off-zon'ы и соотносятся с артефктами, а не с традиционной литературой.

Для полноты картины (по видам искусств), а также имеея в виду, что это пространство не столько разрывает привычные связи, сколько создает новые (тут логично учесть Кутика с "выявлением невидимых сущностей", - традиционное письмо их просто не может увидеть), в следующий раз будет пример оффзоны в самом доступном - музыкальном варианте.

Ранее в серии:

Off-zone-I: "Текстообработка", Кобрин

Off-zone-II: "Эпос", Кутик

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19.06 22:52 Россия обыграла сборную Египта на ЧМ-2018
19.06 22:30 Египет размочил счет в матче против сборной России
19.06 22:15 Сборная России забила еще два мяча в матче против сборной Египта
19.06 22:05 Первый гол в матче РФ — Египет забила российская сборная
19.06 21:46 Первый тайм матча Россия — Египет прошел всухую
19.06 20:57 Начался матч ЧМ-2018 между сборными России и Египта
19.06 20:51 Эксперты кабмина оценили долю теневой занятости в РФ в 40%
19.06 20:41 Профсоюзы подготовят акции против пенсионной реформы
19.06 20:29 СМИ сообщили о решении США выйти из Совета ООН по правам человека
19.06 20:06 Сенегал одержал победу над Польшей в матче ЧМ-2018
19.06 19:55 Названы стартовые составы сборных России и Египта по футболу
19.06 19:43 СМИ узнали цену защиты Крушельницкого в CAS
19.06 19:38 Иосифа Кобзона выписали из больницы
19.06 19:05 Член правления «Интер РАО» арестована за шпионаж
19.06 18:50 Никиту Белых отправят в колонию в сопровождении врача
19.06 18:32 ФАС объявила об успехе в стабилизации цен на бензин
19.06 18:22 Матч Россия — Египет в Петербурге пройдет под открытым небом
19.06 17:41 Суд Лондона заморозил британские активы «Газпрома»
19.06 17:30 Россия обложит товары из США дополнительными пошлинами
19.06 17:02 Колумбия получила первую красную карточку ЧМ-2018 и уступила Японии
19.06 16:57 МВД заявило о готовности упростить выдачу гражданства РФ
19.06 16:51 Капитану «Норда» разрешили вернуться в Крым
19.06 16:46 Первый канал исключил Уткина из списка комментаторов ЧМ-2018
19.06 16:32 Главу Audi сняли с должности
19.06 16:29 Поклонская выступила против пенсионной реформы
19.06 15:50 Песков дал понять тщетность «резонанса» вокруг Сенцова
19.06 15:29 К осени из троллейбусов и автобусов Москвы уберут турникеты
19.06 15:12 Россия улучшила позицию в рейтинге цифровой конкурентоспособности
19.06 14:54 В США предъявили обвинение за крупнейшую утечку в истории ЦРУ
19.06 14:44 HD-качество без задержек: трансляции ЧМ-2018 в интернете
19.06 14:36 СМИ рассказали о возвращении Обамы в большую политику
19.06 14:16 Кремль раскрыл содержание письма Ким Чен Ына Путину
19.06 14:01 Минтруд РФ пообещал дать работу всем «новым» пенсионерам
19.06 13:43 Российские режиссеры попросили Путина помиловать Олега Сенцова
19.06 13:40 Небольшие белковые молекулы превращают обычную пчелу в пчелу-убийцу
19.06 13:21 Японская принцесса приехала в РФ на матчи своей сборной
19.06 13:20 Дума в семь раз подняла цену голоса на президентских выборах
19.06 13:01 Песков опроверг встречу Путина с Трампом до саммита НАТО
19.06 12:55 Пермские роботы отправляются в США
19.06 12:46 Сенаторы отказались понизить себе зарплату до средней по РФ
19.06 12:44 Кандидат от КПРФ подал документы для участия в выборах главы Подмосковья
19.06 12:44 Резидент «Сколково» интеллектуально осветил Пермь
19.06 12:38 Ученые упростили разработку оптических наносистем
19.06 12:25 Опрошенные россияне назвали необходимый для жизни размер пенсий
19.06 12:00 Биометрический загранпаспорт подорожал до 5 тысяч рублей
19.06 11:55 Госдума приняла во втором чтении поправки в бюджет
19.06 11:32 Губернаторы и мэры обошли футболистов в публикациях о ЧМ-2018
19.06 11:25 СМИ узнали о задержании брата экс-главы Дагестана
19.06 11:13 Рособрнадзор забраковал российские детские сады
19.06 11:05 Росстат улучшил промышленные показатели России по «новым данным»
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.