7 день, 28 апреля
До Долины Монументов — гордости и владения индейского племени Навахо, мы добрались довольно быстро. Огромные скалы причудливой формы, в которой пытливые умы усматривают различные фигуры, виднелись на горизонте. Мы еще не въехали в сам национальный парк, а величественные глыбы уже стали появляться с разных сторон дороги. «Монумент?»- спрашивали мы себя. «Монумент!», - кивали сами себе, двигаясь вперед.
Говорят, знаменитые ковбойские сцены самых известных вестернов снимались именно здесь. Кроме того выяснилось, что здесь проходили съемки изрядного количества известнейших блокбастеров. И вообще, что Долина Монументов является символом Дикого Запада. Но, к сожалению, как я ни старалась, образ Ковбоя Мальборо не явился мне ни разу. Тем не менее, я с удовольствием воспользовалась предложением колоритного индейца сфоторгафироваться на лошади на фоне Монументов. Два доллара, шляпа напрокат, бездна удовольствия.
Въехали на огромную стоянку национального парка, вооруженные знанием, что пеших маршрутов в Долине нет. Нас встретил индеец, который предложил провести экскурсию на нашем автомобиле - 2 часа времени, откроет секрет хитрых подъездов и выигрышных точек съемки. Но сегодня нас ждал еще каньон Антилоп, поэтому решили ехать сами и стали спускаться в Долину. Некоторые туристические группы возили по Долине в забавных бричках, некоторые — в пикапах.
Самостоятельные туристы тихонько сползали по в меру крутой и в меру узкой дороге на своих немаленьких автомобилях.
Мысленно пригласив их проехаться по бездорожью, ведущему к нам на дачу, мы пошли на обгон.
Честно посмотрели и сфоторгафировали все перечисленные в путеводителе и традиционно выданной на въезде брошюре монументы. Вот две огромные скалы с зеркально отстоящими вбок небольшими колоннами — это Варежки, или Рукавички.
Вот Три сестры — немного напоминающие Брайс каньон три глыбы, две большие и одна маленькая, стоящие «плечом к плечу».
Это слон
Это верблюд
Это Меррик
Проехав всю долину, заехали на туристическую площадку, где индейские женщины продавали самодельные украшения. Несмотря на то, что мы торопились к Антилопам, я с удовольствие обошла прилавки два раза. Покупать это рука не поднималась, но глаз и душа очень радовались.
Оторвав взгляд об вида на долину, который был самый восхитительный именно с этого места, прыгаем в машину и едем дальше — в Аризону, в каньон Антилоп.
Ехали мы быстро, но путь через населенные пункты занял около 3 часов. В Аризоне вернулся часовой пояс – Тихоокеанское время, что было приятно — в итоге мы отхватили последнюю в этот день экскурсию в каньон, и перевод часов сыграл нам на руку.
Оба каньона Антилоп (Верхний и Нижний) также, как и Долина Монументов, являются собственностью индейцев Навахо, и без их гида даже не то чтобы нельзя посетить каньон — его просто невозможно будет найти. Вход в каньон — незаметная расщелина в неприметной с виду скале, которая полностью скрывает те невозможные красоты, которые я не знаю как описать ниже.
Вообще экскурсии в каньон заказываются в расположенном неподалеку городе Пейдж, но наш путеводитель содержал один мудрый совет — прямо на дороге при въезде в каньон есть небольшая стоянка, где сразу можно договориться об экскурсии с гидом-индейцем. По описанным признакам нашли эту палаточку, взяли последнюю экскурсию длительностью полтора часа. Вместе с нами в субурбан индейца-гида забралась милая пара из Калифорнии родом из Мексики. Нам снова повезло — экскурсии из Пейджа привозили на минибасах большими группами, у нас же получился персональный тур.
Всю дорогу до каньона (по настоящему песку настоящей пустыни) мы пытались общаться на с трех сторон ломаном английском. И вы знаете — у нас прекрасно это получалось ) Водитель-гид (точнее, конечно, гид-водитель), место с которым досталось мне, традиционно поинтересовался «where are you from» и стал радостно кивать, мол знаю! Москва — столица! У вас там сейчас снег? Сообщил, что весь багажник у него забит бутылками с водой, потому что мы находимся в пустыне.
Настояяяяящему индееейцу...... Гид у нас был потрясающий, самый лучший гид! Колоритный, вежливый и какой-то надежный.
Он посоветовал нам сфотографироваться у входа в каньон и потом, в самом каньоне, при помощи своей цифромыльницы демонстрировал наиболее интересные точки съемки. Как ни странно, это были действительно наиболее удачные точки. Конечно, он подсмотрел их у многочисленных туристов, но за его советы мы были благодарны, т.к. проход по каньону по началу вызывает некоторую растерянность.
До некоторых мест, а также некоторых поз, мы бы сами никогда не додумались.
Индеец часто ложился на спину, складывался втрое, лез коленом на выступы. Он показывал на расщелины, в которые пробивались лучи солнца, заводил за один выступ, и оттуда вдруг красиво и неожиданно возникал другой, хлопал рукой породу, как будто это была грива его лошади. Все это было так сказочно-прекрасно, что захватывало дух.
Вступая в каньон, вступаешь в мир изогнутых линий, странных цветов, искривленного пространства. Пока я писала все вышесказанное, мучительно думала — как, как описать эту красоту, это неземное творение, словами? Поняла, что словами — выйдет только убогая попытка. Это надо видеть! И поверьте, я редко говорю такие слова.
Самое верное описание каньона получилось бы у Семена Семеновича Горбункова из «Бриллиантовой руки», когда милиционер попросил его описать героиню Светланы Светличной. Помните? Когда Никулин проводит сверху вниз согнутыми в локтях руками с прямыми ладонями и говорит «УУ». А помните еще старые елочные игрушки - стеклянные сосульки? Витые. С ребрышками. Когда в комнате, где стоит украшенная такими сосульками елка, царит полумрак, игра полутеней создает узор, отдаленно напоминающий Каньон Антилоп. Все заворачивается в спираль, становится подвижным и зыбким, перетекающим, и все это — цвета от нежно-песочного до ярко-оранжевого.
Если фотография не содержит людей, или дно каньона не попадает в кадр, то тяжело понять, в каком измерении это снято. Также и в самом каньоне, если закинуть голову и долго смотреть вверх, то в какой-то момент теряешь пространственную ориентацию. Если в этот момент закрыть и открыть глаза, мозг перестает ощущать пространство. И если бы не земное притяжение, то можно было бы почувствовать себя во сне, а точнее Алисой, падающей в кроличью нору.
В создании каньона принимала активное участи вода, она какое-то безумно долгое количество лет стекала через расщелины внутрь песчаной скалы и протачивала там себе ходы. В сезон дождей в этих местах случаются подтопления. На выходе из каньона поговорили с нашим гидом. Он рассказал, как весной, после таяния снега, каньон заполняется водой. Вода приходит очень быстро и заполняет его на несколько метров. В это время каньон закрывают для посещения.
Путешествуя по природным паркам Америки, у нас часто вырывались слова «марсианское» и «неземное». Так вот, самое марсианское место на Земле — это Верхний Каньон Антилоп!
То, что мы попали именно в Верхний каньон — скорее случайность. Правда считается, что Верхний каньон красивее, да и вход туда очень удобный. Чтобы попасть в Нижний каньон, нужно спускаться по лестнице в расщелину в земле. Но мы заметили приканьонную стоянку индейцев именно со стороны Верхнего каньона, а беготня на другой конец дороги могла обернуться полным пролетом со всеми экскурсиями — тут мы взяли последний тур, а что было расписано там — неизвестно.
Кстати, тур наш вместо полутора продлился добрых два часа. Мы жутко тормозили у каждой показанной индейцем точки, и наши мексиканские напарники от нас не отставали. Мы устанавливали штатив, они просили гида сфотографировать их вдвоем, мы просили гида сфоторгафироваться с нами, они просили подождать пока сфотографируются они..
Гид уверенно продвигалсяся по каньону, а мы все отставали: приходилось выравнивать штатив, отряхиваться от песка, неожиданно просыпавшегося за воротник откуда-то сверху, пропускать возвращающихся туристов.
Гид просил не отставать, тем не менее, он был терпелив: возвращался снова и снова, показывал новые точки съемки, помогал держать рюкзак. В результате проход каньона только в одну сторону вместо 30 минут занял больше часа.
Читая про Каньон Антилоп при подготовке к поездке, набрела на прекрасную фразу: «Каньон можно считать одним из чудес света, причем света - в прямом и переносном смысле». Лучше сказать невозможно, солнечный свет является неотъемлемой частью Каньона Антилоп. Именно лучи солнца, рассветного, дневного или закатного, проникая в щели сверху, делают Каньон живым, дышашим.
Тут немного дизориентации в пространстве, необычных оттенков, неожиданных выступов скальных образований, внезапно возникающего яркого света над головой, либо струйки песка, сливающейся прямо на голову.
Сказывается время посещения - вторая половина дня, близится вечер, свет уже не слишком уверенно проникает в каньон. Получить хорошие снимки очень сложно, фотоаппарат требует длинных выдержек, а значит - использования штатива. Это, в свою очередь, сильно тормозит продвижение по каньону.
Раздавленные впечатлением, мы наконец выбрались наружу. Прощальные фото, субурбан, едем обратно на стоянку. Прощание с гидом,
прощание с милой мексиканской парой,
прощание со сказкой.
Немного щемящее чувство, что все позади, встреча с чудом, которого мы так ждали, закончилась.
Подходим к своей пыльной усталой машинке — нам опять пора в путь. Сегодня у нас длинный день — мы поехали в сторону каньона Глен.
Продолжение следует