Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 13:28
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

26 августа 2012, 18:04

Петр Новицкий: «С тех пор в Польше не было двойной дороги для искусства»

Петр Новицкий, коллекционер, основатель "Фонда польского современного искусства".
Петр Новицкий, коллекционер, основатель "Фонда польского современного искусства".

Петр Новицкий, открывший первую частную галерею в Польше в 1977 году и сломавший государственную монополию «салонов», основатель «Фонда польского современного искусства», страстный собиратель русского андеграунда, рассказывает о том, как в Польше удалось отстоять свободу творчества еще в 1955 году, и почему нонконформизм нельзя понять  без соцреализма.

У вас в коллекции много соцреализма. Некоторые русские искусствоведы полагают, что соцреализм – это девиация, отклонение от нормального развития искусства, ошибка. В чем вы видите его ценность?

Да, соцреализм - это настоящий академизм, в нем нет ничего авангардного, он вторичен. Но я вижу его со стороны, не так, как ощущают его в России.  Но советский «второй авангард», 60-70-х годов - если мы смотреть по датам, то мы обнаружим, что он тоже вторичен по отношению ко многим мировым художникам. В книжке, которую я издал для выставки «НЕТ! - и конформисты», есть статья профессора Михаила Германа, где он пишет, что не все нонконформисты – гении.

Но когда мы знаем, что творилось в вашей стране в эти годы, как сложно обстояли дела с интеллектуальной свободой – «второй авангард» становится интересен. Тем, кто хотел делать то, что он сам хочет, было тяжело, а кто-то согласился на академическое развитие, чтобы было легче  - и те и другие мне важны как характеристика страны. Кстати, в России до сих пор очень много любви к соцреализму  - и у публики, и у работников музеев. Выставка соцреализма, которую делала Евгения Петрова в Русском музее несколько лет назад – там было много китча, но публике искренне нравилось.

Николай Ерохин, "Портрет Руслановой", 1970; Алексей Бородин, "Весна", 1956. Коллекция Петра Новицкого

В Польше после протестной выставки «Арсенал» 1955 года  появилась официальная «квота» на 15% абстракции. И если это было разрешено,  что было запрещено?

Абстракция у нас была запрещена только с 1949 по 1955 годы. Это недолго, всего шесть лет – но в тот период у очень талантливых художников, Йонаша Штерна, Эрны Розенштейн, Тадеуша Кантора,  Владислава Стржеминского, Катажины Кобро, которые никак не вписывались в соцреализм, была очень сложная жизнь. Катажина Кобро приехала из России со своим мужем, они были друзьями и учениками Каземира Малевича. Они основали музей современного искусства в Лодзи, первый такой музей в Европе. Она сожгла свои гениальные геометрические скульптуры из дерева, сделанные в 20-30 годы, чтобы растопить печку и согреть ребенка.

Все имена, которые я вам назвал – это были левые художники, коммунисты, но соцреализм не поддерживали, с художественной точки зрения они видели коммунизм по-другому. Другие пытались себя переломить, делали что-то соцреалистическое, например, Хенрик Стажевский, но получалось у него очень плохо, просто китч.

После 1955 года они все могли свободно заниматься абстракцией. Началось это с выставки  «Арсенал», похожей на вашу выставку в Манеже 1962 года. После «Арсенала» в Польше уже не было двойной дороги для искусства – официальных и неофициальных художников. Художники, которые были в подполье, ездили на зарубежные международные выставки,  имели поддержку от министерства культуры.

Скульптуры Катажины Кобро 1948 года. Коллекция Петра Новицкого

Это совершенно отличается от нашей ситуации, ведь у нас до сих пор существует два параллельных, в основном враждующих и редко пересекающихся мира искусства: традиционалисты, консерваторы из Союза Художников и вроде того – и современные художники. Вы говорили, что даже в жестокий исторический период художники оставались левыми. Как сейчас в Польше художники относятся к идеям коммунизма?

Левые художники были, есть и будут. Кто-то когда-то сказал, что если не будешь левым в юности, не станешь консерватором в старости. Это этапы взросления человека.

В Польше все время возвращаются темы Второй Мировой войны, Холокоста, потому что большинство евреев мира – с Востока, из России и Польши, сейчас в Израиле их большинство.

Эти темы заново обрабатываются, они влияют на молодежь, которая не помнит времен лагерей и расстрелов, и смотрит на это по-другому, без страха. Коммунизм, христианство, демократия – всё это прекрасные идеи, но то, как они были реализованы – вот что страшно. Молодежь ищет точку, в которой реализация левой идеи пошла по ошибочному пути.

У нас есть правые художники, такие, которые идеализируют сталинские времена. А в Польше?

У нас таких художников нет.

Российскому современному диссиденту от искусства, куратору Андрею Ерофееву на пресс-конференции в Барселоне испанский корреспондент задал такой вопрос: «Благодарны ли вы вашей власти за то, что она вас притесняет?» Может быть, художнику сложно работать в условиях абсолютной свободы, и действительно нужно с чем- то бороться для вдохновения?

Я не думаю, что художники могут творить только при режимах. Когда есть полная свобода – у художника другие проблемы, более глубокие. Они не будут воевать с дефицитом туалетной бумаги, как в советское время. Но проблемы есть, пусть и не такие страшные идеологические, и не такие мелкие бытовые, как было в советское время. Сложно представить себе, когда проблем не будет совсем.

Сейчас у нас недостаточно выставочных залов. В Варшаве, в столице! - нет музея современного искусства. Есть выставочный зал «Захента», где проходят великолепные выставки, и замок Уяздовский, который имеет свою коллекцию, но это не музей. А современное искусство надо объяснять людям, оно должно преподаваться уже в школе, чтобы люди не удивлялись, знали, как это появилось и развивалось.

Ежи Рышард Зелиньский (Юрры). "Улыбка, т.е. „тридцать” - лат., „ха, хa, хa” - рус.", 1974
Коллекция Петра Новицкого

У нас тоже сложности с образованием. Но есть мода на искусство, и состоятельные люди создают фонды, поддерживающие современное искусство. Есть ли нечто подобное в Польше?

Есть, но недостаточно. Есть три коллекции в Познани, но это не частные музеи – потому что такой музей стоит невероятных денег. Построить его – это одно, это возможно, но содержать его потом постоянно – вот это безумные деньги. Было такое предложение: одна дама хотела построить музей и выставить свою коллекцию, с условием, что дальше его будет содержать государство, но, к сожалению, государство не захотело принять такой подарок, слишком дорого. Всегда недостаточно средств на фестивали, биеннале. В Варшаве до сих пор нет своей международной биеннале современного искусства – а должна быть. Все упирается в деньги.

Какие в Польше отношения между религией и современным искусством? В России с этим большие проблемы, и в Польше, насколько я знаю, есть такая организация «Лига польских семей», католики-фундаменталисты, так сказать, и они пытаются цензурировать искусство.

Есть, и из-за этой ситуации у нас существует, как бы это сказать, автоцензура. Художники боятся делать что-то, что может быть неправильно воспринято религиозными людьми. Лет десять тому назад был скандальный процесс. Художница сделала фотографию  распятия, оставив за кадром все, кроме обнаженных чресел Христа. Работа была выставлена не в какой-то маленькой галерее, а в Национальном музее в Познани, очень престижном месте. Процесс длился много лет, у нас суд небыстрый, ее признали виновной, но в тюрьму не посадили, присудили какой-то срок общественных работ в благотворительном фонде. Как художник она стала известна только из-за одной этой работы, и мне кажется, многие художники делают такие вещи только из-за скандала, ради рекламы и славы. Я не очень люблю такую стратегию. Очень тонкая граница - до какого момента можно пользоваться вещами, которые могут обидеть других.

У нас бывает случаи, когда художник не имеет намерения кого-то обидеть, но его осуждают. Например, когда Вагрич Бахчанян сделал в советское время работу, в которой голова Христа на кресте закрыта Орденом Ленина, он выступал против коммунизма, но недавно эту работу сочли оскорбительной христиане. В Польше такое случается – безосновательная цензура?

Думаю, что такое было, но сейчас не могу вспомнить конкретных имен. Но знаете, у нас не так просто что-то запретить, художники  - свободные люди. Но есть то, что я назвал автоцензурой. Один из знакомых мне случаев - куратор согласился на выставку прекрасного польского художника, зная его предыдущие работы, но потом отказался делать проект, потому что в новой работе его смутили религиозные символы. Он боялся выставлять это в галерее.

Видно, что в наше время есть параллели в художественной ситуации. Были ли в постсталинские годы как-то налажены связи между польским искусством и нашим андеграундом?

Прямых связей было мало. Советских художников, которые имели в Польше друзей и приезжали к ним – единицы. В 60-е годы большое влияние шло через польские журналы, «Польша» на русском языке, «Проект», «Искусство» («Штука»), их читали в библиотеке Третьяковской галереи по записи. Уже в 70-80-х годах польские и русские художники встречались за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, когда потихоньку, ненадолго уже можно было выезжать. Штейнберг, Булатов, Гороховский, Немухин, Кабаков участвовали в международных выставках.

Эти журналы вспоминают до сих пор, всех поражала тогда творческая свобода польских художников. А что вас поразило в советском андеграунде?

Огромное количество художников, которые развиты индивидуально. Не было мейнстрима,  за которым можно было следовать, и все находили собственные пути.

И потом, с польскими художниками я общался всю жизнь, а в России для меня все было новым. Когда я приехал в 1987 году, я знал только три имени, которые мне подсказал мой парижский друг Станислас Задора, куратор центра Помпиду: «Обязательно постарайся познакомится с Булатовым, Штейнбергом, Кабаковым», и у меня это, к счастью, получилось. Великие люди, которые нашли в себе силы делать то, что они хотели.

В 80-е было так – все сразу отправляли к своим друзьям, и хороший художник отправлял только к хорошим, не было ошибок. Это желание показать других было очень трогательно. Я счастлив, что мне так повезло – многие уже ушли, но я успел познакомиться с ними.

Эрнст Неизвестный, "Кентавр", 1950-е годы; Барбара Фалендер, "Ганимед II", 1987. Коллекция Петра Новицкого

Есть ли между нашими странами перспективы культурного взаимодействия?

Конечно, есть! На большую выставку, которую я готовил десять лет, «Варшава-Москва», «Москва-Варшава», очередь была такая, что не войти. Всё, что привозят из России, из Москвы и Петербурга, кино, выставки – все вызывает огромный интерес. Мое поколение и те, кто старше – мы постепенно уходим, и это нормально. У молодых нет комплексов, связанных с Россией, нет в головах того страшного воспоминания о сталинских временах. Для них это уже не диктатура, ну, есть президент Путин, президент Медведев, можно пошутить о том, кого выбрали русские. У вас есть это, вам нравится - пожалуйста. Но что касается русской культуры – литература, музыка, выставки, в Польше имеет свою публику, много поклонников.

Интерес взаимный - я смотрю на эту выставку, «За железным занавесом», и вижу, что приходит много людей, а ведь она хотя и в прекрасном музее, но отнюдь не главном для Москвы.

Это кажется, первая выставка современного искусства в этом музее.

Теперь в музее новый директор, Александр Сысоенко. Мы вместе с ним делали выставку «Варшава-Москва», он талантливый человек и хороший организатор, и хотя это музей декоративно-прикладного искусства, он широко смотрит на вещи, и хочет, чтобы музей был одним из ведущих. У нас есть проект, посвященный Владиславу Стржеминскому в области его проектов мебели, они есть у меня в коллекции. Но чтобы сделать неплохую выставку – нужно не меньше двух лет. Мы будем сотрудничать с музеем искусства в Лодзи, где хранится большинство его работ.

Собираете ли вы молодых авторов?

Я продолжаю дружить с шестидесятниками. Этой выставкой отмечаю два юбилея, 80 лет русскому художнику-нонконформисту Борису Жутовскому и 50 лет выставке в Манеже. Но я работаю с молодыми кураторами, сотрудниками организованного мной «Фонда польского современного искусства». Они специалисты по своим поколениям, им 20-30 лет.

И поддерживаю создание новых произведений. «Фонд польского современного искусства» сейчас делает проект, который называется «Дом Этгара Керета» - это израильский писатель с польскими корнями. Дом будет резиденцией для творческих людей, отбирать кандидатов будет Этгар, его друзья и наш фонд. Открытие должно быть в октябре. Чем интересен сам дом – он высокий, в нем четыре этажа, и он выстроен в щели между двумя домами в части города, которая была еврейским гетто в Варшаве. При этом он 133 сантиметра в самой широкой части, а самая узкая его часть там, где вход – 70 сантиметров. На первом его этаже лестница, которая поднимается, как трап в самолете. На втором этаже полукресло и стол, чтобы работать, еще выше – спальня, потом – кухня и ванная. Приезжайте посмотреть на «Дом Этгара Керета»!

Проект «Дом Этгара Керета» в Варшаве. Фото: www.detail-online.com

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:26 Источник сообщил о падении в море второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
13:26 Цена барреля Brent впервые за полтора года превысила 55 долларов
13:15 Правительство немного снизило прожиточный минимум
12:56 После гибели детей в аварии в Югре ужесточили правила перевозки
12:52 СМИ: один из самых успешных проектов в области российского ритейла начался с любви к Айн Рэнд
12:51 ООН запросила на гуманитарную помощь рекордные 22,2 млрд долларов
12:44 ВЦИОМ сообщил о 80% счастливых россиян
12:21 Управление делами президента РФ начнет торговать продуктами онлайн
12:08 Второй обломок «Прогресса» обнаружили во дворе дома
11:53 В ВМФ объяснили сопровождение «Адмирала Кузнецова» кораблями НАТО
11:40 Жизнь предложили искать в атмосфере коричневых карликов
11:39 Евро рухнул из-за референдума в Италии
11:22 Кабмин отказался сокращать дотации Чечне
11:11 Суд отказал Навальному в прекращении дела «Кировлеса»
10:52 «Яндекс» решил проблему «телепортации» в районе Кремля
10:42 Дадина перевели в другую колонию
10:30 СМИ анонсировали увеличение суммы «невыездной» задолженности
10:27 В трех российских регионах объявили траур по жертвам ДТП в ХМАО
10:25 Создан протез хвоста для дельфина
10:11 Ученые подтвердили неизменность места гробницы Христа с IV века
10:04 В Минобороны рассказали об обустройстве сирийской базы Хмеймим
09:42 Трамп раскритиковал политику Китая
09:40 В Москве начнется третья волна сноса самостроя
09:19 СМИ сообщили о приписке ЕР голосов в Подмосковье
09:03 Умер председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль
08:54 Премьер Италии заявил об уходе в отставку
08:25 Полиция задержала водителей за нарушение правил движения при ДТП в ХМАО
08:02 Министр американских ВВС оценила опасность России для США
04.12 21:00 Путин выразил соболезнования родным погибших в ДТП в ХМАО
04.12 20:45 Число жертв пожара в ночном клубе в Окленде выросло до 24 человек
04.12 20:31 Организаторы «Евровидения» опровергли перенос конкурса в Москву
04.12 20:16 Президентские выборы в Австрии выиграл независимый кандидат ван дер Беллен
04.12 20:03 Думский комитет одобрил увеличение расходов на борьбу с допингом вдвое
04.12 19:37 Активистов «Яблока» задержали в московском парке «Торфянка»
04.12 19:21 СМИ анонсировали участие премьера Франции в праймериз Соцпартии
04.12 19:06 В Узбекистане завершились президентские выборы
04.12 18:40 Банк правительства Крыма отключит банкоматы
04.12 18:26 Порошенко пообещал наказание виновникам перестрелки сотрудников МВД
04.12 18:08 Минобороны РФ отчиталось об освобождении 52% Алеппо
04.12 17:54 СКР завел дело по факту аварии в ХМАО
04.12 17:09 Число жертв ДТП в ХМАО выросло до 12 человек
04.12 16:55 Российские биатлонисты выиграли золото и серебро в гонке преследования
04.12 16:44 Умер шестой раненный коллегами под Киевом полицейский
04.12 16:36 На Кубе погребли прах Фиделя Кастро
04.12 16:27 Жертвами стрельбы в финской Иматре стали мэр и журналистки
04.12 16:15 В Сирии за неделю амнистировали более 2,5 тысяч боевиков
04.12 16:09 В ДТП в ХМАО погибли десять человек
04.12 15:49 В МИДе РФ объявили об отсутствии у Афганистана альтернативы российским вертолетам
04.12 15:07 В перестрелке между сотрудниками МВД под Киевом погибли пятеро
04.12 14:49 «Шапекоэнсе» признали победителем Южноамериканского кубка
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.