Адрес: https://polit.ru/article/2012/09/06/interview/


06 сентября 2012, 21:02

Технология вымысла

Первое телеинтервью Владимира Путина в качестве «президента третьего срока» не впечатлило откровениями. Сирия, АТЭС, «двойные стандарты» Запада и прочее, что уже много раз звучало из уст ответственных лиц. Интересно было, пожалуй, то, что Путина очень неплохо подготовили к вопросу о Pussy Riot… На выходе мы имеем по сути политтехнологический вымысел.

В рассказе Путина о Pussy Riot телеканалу Russia Today довольно много подтасовок, умолчаний и даже откровенной лжи. Однако образ получился поистине страшный. Внутри страны власть тоже продает образ демонический, но совершенно другой. Это и двойные стандарты, и стремление продать всем все и сразу.

Владимир Путин поведал журналисту с де-факто государственного англоязычного телеканала Russia Today сразу о нескольких акциях «панк-феминисток», дабы раскрыть истинное их лицо, по всей видимости, очарованной англоязычной публике. Картинка получилась и впрямь жутковатая.

Либеральную западную публику Путин шокировал рассказом о «расистской» и «гомофобской» направленности акций PussyRiot. «Пару лет назад в одном из больших супермаркетов Москвы они повесили три чучела, одна из участниц этой группы сегодняшней повесила три чучела в публичном месте с надписью, что нужно освободить Москву от евреев, от гомосексуалистов и от гастарбайтеров – иностранных рабочих», - это слова Путина.

«Чучел» было не три, а пять, и их роли играли вполне живые люди. То бишь это означало не простую имитацию казни, как это сделали бы какие-нибудь безбашенные наци, — люди ведь согласились повисеть. Путин не упомянул, что акция называлась «Памяти декабристов», а ее идеологи ставили перед собой несколько другие задачи.

Акция, несомненно, была травестийная, но с некоторым серьезным подтекстом. «Среди повешенных нами – трое южан-гастарбайтеров, которые символизируют членов Южного декабристского общества, двое – Северного. Такой расклад был и у казненных пятерых декабристов. Одновременно «гастеры» изображают роль рабов - крепостных крестьян, а геи - либеральное начало в декабристах, с их смутным и, возможно, бессмысленным в российском контексте желанием построить конституционный строй взамен монархии», - так один из лидеров арт-группы «Война» Олег Воротников это описывал. Ну и далее что-то там говорил про отмену рабства и педерастии, необходимость сильной руки и банкротство либерализма 90-х. Фактически пародируя или деконструируя именно путинский политический язык.

Затем: участники акции, изображавшие гомосексуалистов, и были гомосексуалистами, которые решили таким образом напомнить о нарушении их прав в российской столице. А обращались они при этом к мэру города Москва Юрию Лужкову, большому «другу» геев и «поклоннику» гей-прайдов. Дело было в день города Москва, действительно любимый экс-мэром праздник.

Для более консервативной публики Путин поведал про акцию в Зоологическом музее.

«После этого они устроили сеанс группового секса в публичном месте. Это, как говорится, их дело, люди вправе заниматься всем, чем хотят, если это не нарушает закон, но в публичном месте, мне кажется, что уже тогда следовало бы обратить на это внимание властей. Потом ещё выложили [запись] в интернет», - рассказал российский президент.

Тут тоже имеются нюансы. Акция тоже была пародийной и называлась «Еб.сь за наследника Медвежонка». Прошла она накануне президентских выборов 2008 года — прозрачный отсыл. Описывали ее участники и как символический акт, что-то вроде «власть трахает народ и народу это нравится». Действительно нравилось, раз преемник Путина Дмитрий Медведев набрал на тех выборах более 70 %. Во-вторых, уголовное дело-то как раз было заведено, и ровно как хочет президент - по статье о распространении порнографии. И там все должно было идти вполне законным порядком.

Наконец, акции, о которых поведал российский президент воображаемому западному зрителю, проводились не Pussy Riot, а арт-группой «Война». Да, у обеих групп есть органическая связь, да, в Зоологическом музее Толоконникова вполне присутствовала, но вот для каких-то последствий явно не было повода.

Ну и далее последовал рассказ про «два шабаша» и «Cоветы так надругались над чувствами верующих в 20-е, что теперь государство просто обязано чувства верующих защищать». Опять-таки тут много мифологии, что неплохо продается на Запад. Если уж вас не пробрало от повешенных.

Путин явно шьет девушкам из Pussy «аморалку» и пытается разрушить образ «храбрых девушек, борющихся с мракобесами». Получается, наверно, убедительно, но для публики, что деталями не интересуется в принципе и готова верить Владимиру Путину на слово.

Однако на поверку выясняется, что факты передергиваются или просто подтасовываются, акции трактуются упрощенно (хотя, казалось бы, ну чего там еще упрощать — раз обо всем каждый раз участники рассказывали сами?). Иными словами, происходит подмена понятий.

Это вопрос не про «панк-феминисток» и их акции, тут про политику. Путин много раз говорил, что дело Pussy Riot его не интересует. Повторил он это и в нынешнем телеинтервью. Но ему, как минимум, подготовили справку по акциям, сказали, что в них участвовала Надежда Толоконникова («одна из них»), интерпретировали справку и написали по ее мотивам текст. Здесь чувствуется работа, и даже не одного человека.

На выходе мы имеем по сути политтехнологический вымысел. Образ прямо демонический: гомофобки, нацистки, распространительницы порнографии и практически коммунистки-безбожницы. Эклектика, мягко говоря, в духе самой арт-группы «Война». И это все затем, чтобы продать (правда, с многомесячным опозданием) на Запад «настоящих» Pussy Riot.

Внутри власть тоже торгует образом, но тут она продает устами своих телекомментаторов «кощунниц», «безбожниц» и — для более либеральной публики - «хулиганок». Можно поговорить о двойных стандартах, как это любит Владимир Владимирович: ну да, это они.

Власть же так и образ России продает, и саму себя. Своим продаем одно, им — другое. Им рассказываем про инвестиционный климат, нашим — про повышение пенсий. А для более либеральной публики — про демократизацию и никакого закручивания гаек.

Это такой властный маркетинг. Целевые группы нащупаны, и надо всем продать товар. Вот только товар один и тот же, и всем сразу он продается все хуже. Ведь выясняется, что внутри упаковки и нас, и их ждут вечные малиновые «Жигули» седьмой модели. Кого-то устраивает, но всем — явно не нужны.