Адрес: https://polit.ru/article/2012/09/07/family/


07 сентября 2012, 19:02

Парламент — не место для семейных ценностей

Депутат Госдумы Андрей Исаев заявил журналистам, что внес в Госдуму законопроект, запрещающий близким родственникам занимать кресла в российском парламенте. То есть в Госдуме и Совете Федерации не должно быть жен и мужей, отцов и детей и даже жен детей. Не больше одного мандата на семью.

Полностью запрет в варианте Исаева звучит так: «членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с другим членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы».

Если же таковые сыщутся — а таковых в действующем составе палат парламента несколько пар, — то им предписано сложить «свои полномочия в тридцатидневный срок на основании заявления». Взять самоотвод. Из формулировки, правда, непонятно, должны ли все члены семьи (в нашем случае «оба») писать заявления. Можно подумать, что все.

 

Накануне на тему законопроекта Исаева шла полемика. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (у нее в парламенте никого из близких родственников) заявила, что он может существовать, но не является насущным. Глава фракции единороссов (то есть фактически начальник Исаева) Андрей Воробьев, чей отец занимает пост сенатора, сказал, что это личная позиция Исаева, препятствий к нахождению родственников в парламенте лично Воробьев не видит, но если вдруг примут такой закон, то они с отцом разберутся, кому подавать в отставку.

Представители парламентской оппозиции посчитали, что законопроект направлен против них. У видных деятелей «Справедливой России» сразу два семейных дуэта — отец и сын Гудковы и Илья Пономарев с матерью-сенатором. Ради него, надо полагать, законопроект и придумали, поскольку Гудков-старший всерьез рискует лишиться мандата по надуманному, но совершенно другому поводу. Наблюдатели с оппозиционерами соглашаются, отмечая, что Гудковым и Пономареву Кремль таким образом пытается отомстить за их участие в уличном протесте.

Под раздачу из известных депутатов угодили еще и лидер ЛДПР Владимир Жириновский с сыном Игорем Лебедевым и упоминавшийся уже Андрей Воробьев и его отец, сенатор и бывший зам Шойгу Юрий Воробьев.

Законопроект, что характерно, опубликовали на сайте «Единой России» - без партийного руководства и кураторов из администрации, стало быть, вряд ли обошлось. Опубликовали в районе 11-ти часов утра. После этого Исаев сделал заявление, что внес законопроект, но и в три дня в думской базе данных такого закона не значилось. То есть он не был зарегистрирован в аппарате Думы. Зарегистрирован законопроект был только в 16-07 (в думской базе часы спешат на час, то есть в 15-07).

Законопроект, как и лишение Гудкова-старшего мандата, представляется юридически не вполне корректным. Только по куда более весомому поводу. Статья 32-я Конституции России устанавливает, что граждане имеют право непосредственно и через представителей участвовать в управлении государства.

А также «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». И оговаривает четкий набор критериев, по которым они этого не могут. Это «граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Примерно то же и со статьей 97-й Конституции, не такой важной, как 32-я, но все же. «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах», - никаких ограничений по родству. Может быть любой, если это не противоречит статье 32-й. Не могут быть депутатами Госдумы вовсе не братья и сестры.

Статья 97-я гласит: «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления». То есть нельзя быть одновременно депутатом Думы и сенатором, депутатом и мэром, депутатом Госдумы и думы Ярославской области. Иных ограничений Конституция не предполагает, никак не оговаривая родство.

 


Можно, конечно, сказать, что избираться человек может, и даже быть избранным может, только вот депутатом он быть не может, если папа тоже будет депутатом или сенатором. Только в этом видится явное насилие если не над буквой, так над духом Конституции — определенно. Что об этом думает Конституционный суд, пока неизвестно, но у него вообще позиция гибкая, и думать он умеет по-разному.

Тут, кстати, открывается поле для разнообразных манипуляций. Регионы тоже могут перенять столичную практику и внести в собственные законы подобные положения. Тогда конкуренту и политтехнологу можно будет для недопущения политика N в парламент найти обиженного им родственника и провести по списку какой-нибудь конкурирующей партии. Избрался? Молодец, отдай мандат в тридцатидневный срок.

Вообще открывается настоящий ящик Пандоры. А вдруг кто-то решит, что подобную практику стоит перенести на госслужащих? Вот там поле для коррупции. Так введем аналогичный запрет. И на бюджетников.

А вот депутату Андрею Исаеву стоит порекомендовать заглядывать иногда в Конституцию. И по возможности руководствоваться ее положениями, а не собственными представлениями о прекрасном. Интересно, кстати, а как у самого Андрея Исаева обстоят отношения с близкими родственниками…