Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 апреля 2018, понедельник, 20:36
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 октября 2012, 13:51

Грустные заметки о московских хордах

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин
Наташа Четверикова

В своих заметках я попробую ответить на вопросы по поводу сооружения Северо-Западной хорды и, одновременно, еще раз сформулировать свою позицию по поводу перспектив развития улично-дорожной сети Москвы.

О необходимости сооружения хордовых магистралей, соединяющих периферийные районы Москвы в обход центра, урбанисты и транспортники говорили и писали, по крайней мере, с 1930 годов. Автором этой идеи следует, видимо, считать выдающегося русского планировщика Анатолия Михайловича Якшина (1899-1983). В новейшие времена идею трех периферийных хорд пропагандировал ученик А.М.Якшина, мой старший товарищ и коллега Александр Иванович Стрельников. Автор настоящих заметок, будучи знаком с идеями Якшина, а также с позднейшими расчетами Стрельникова и его коллег по ЦНИИПГРАДУ, многократно пытался объяснять публике полезность этого замысла.

В силу отмеченных обстоятельств мне, казалось бы, положено быть горячим сторонником сооружения Северо-Западной хорды (СЗХ). Дело, однако, состоит в том, что каждая новая улица и дорога характеризуется не только своим направлением на карте города, но и конкретными проектными решениями. С первой характеристикой СЗХ я, в принципе, согласен, со второй – ни в коей мере.

Здесь мне придется сделать вынужденное (увы, пространное) отступление научно-популярного толка.

Улично-дорожная сеть (УДС) состоит из улиц и дорог, между которыми есть принципиальные различия. Эти отличия четко зафиксированы в нормах проектирования стран с высоким уровнем автомобилизации [1]. Согласно этим зарубежным нормам, функции улиц чрезвычайно многообразны. Вот неполный (и весьма поучительный) перечень этих функций:

  1. обеспечение комфортного доступа к элементам застройки жилого, офисного, торгового, социально-бытового и т.п. назначения;

  2. предоставление пространства:

для движения пешеходов и прочих не моторизированных участников дорожного движения;

для общественного транспорта, в том числе – для устройства выделенных рельсовых путей и обособленных полос для движения автобусов;

для работы автомобилей коммунальных служб, торговли и сервиса;

для движения легковых автомобилей населения с небольшими скоростями и на небольшие расстояния;

для регламентированной парковки автомобилей;

для отдыха и социально-культурных мероприятий (прогулки, место встреч, митинги, пикеты, уличные выставки и представления);

для размещения объектов «уличной фурнитуры» (остановочные павильоны, скамейки, телефонные будки, банкоматы…);

для уличной торговли.

Характерный диапазон допустимых скоростей на улицах (local streets, collector streets) – 30-50 км/час [2], на магистральных улицах (arterials) – до 75 км/час.

Единственная функция дорог (urban motorways, freeways, expressways) – обеспечение движения автомобилей. Характерный диапазон допустимых скоростей на дорогах, которые я далее буду называть на американский манер фривеями, – 75-120 км/час и более.

В мегаполисах и агломерациях Северной Америки, Западной Европы, ведущих стран азиатско-тихоокеанского региона конфигурация улично-дорожных сетей обязательно является двухконтурной: первый контур УДС – улицы, второй – фривеи. Эти два контура являются взаимодополняющими; совмещение улицы и фривея считается сугубо непродуктивным: негуманным и технически вредным.

Соответственно, в современной зарубежной практике на улицах не строят развязки и подземные пешеходные переходы, зато ставят многочисленные светофоры, в том числе – пешеходные [3]. Вот характерная фраза из профессионального фольклора проектировщиков: «строительство развязок в разных уровнях на городских улицах является самым дорогим способом перемещения точки концентрации затора с прежнего места на новое».

Что касается городских фривеев, то здесь, так сказать, по определению все пересечения должны быть выполнены в разных уровнях. Здесь также всегда предусмотрено инженерное разграничение проезжих частей по направлениям движения. Фривеи стараются прокладывать с максимальной изоляцией от застройки и пешеходных потоков: в полосах отчуждения железных дорог, вдоль рек и линий ЛЭП, в пределах промышленных зон. Для случаев, когда фривей по необходимости идет через пятно сложившейся застройки, его трассируют эстакадным или тоннельным ходом. На периферии города фривей, как правило, идет «по земле», а его проезжую часть делят на экспрессную и коллекторную компоненту. Такие дороги трассируются, как правило, по хордам или кольцевым фрагментам; они крайне редко прокладываются радиальным образом с тупиковым окончанием в городском центре.

Протяженность городских фривеев составляет обычно несколько процентов от общей протяженности УДС, в то же время на них выполняется порядка 50% суммарного пробега автомобилей.

Высокую эффективность работы зарубежных городских фривеев обеспечивает совокупность планировочных норм и средств регулирования трафика, включая управление доступом к фривеям (Access Management), обеспечение пропускной способности на выходе с фривея (Egress Capacity), координацию управления трафиком на фривеях и примыкающих улицах (Coordinated Freeway and Arterial Operations).

Эта эффективность проявляется в низкой эластичности скоростей к возрастанию загрузки и высокой отказоустойчивости: скорости остаются высокими даже при весьма высоких плотностях потока; заторы возникают в основном по форсмажорным обстоятельствам.
  

В московской практике вся эта наука была по большей части проигнорирована. У нас возобладала гибридная категория – «магистральная улица непрерывного движения», которая сочетает многополосную проезжую часть и развязки в разных уровнях с непосредственным доступом к домовладениям и интенсивным движением общественного транспорта. Данная категория является сугубо суверенной отечественной конструкцией: понятие «магистральная улица непрерывного движения» отсутствует в нормах проектирования развитых зарубежных стран и крайне редко встречается там на практике.

К числу московских «гибридов» относятся практически все магистрали, сооруженные в последние годы, и частично трассированные прямо по сложившимся городским улицам. В таблице представлены данные, иллюстрирующие сравнительную работоспособность московских магистралей и зарубежных фривеев по важнейшему показателю – эластичности к возрастанию загрузки [4] .

Сравниваемые элементы городских УДС

Городские фривеи развитых зарубежных стран

Садовое кольцо

ТТК

МКАД

Снижение скорости при росте загрузки на 1% от «рабочего режима»:

0,7-1,0%

1,7%

2,6%

3,6%

Как видим, скоростные режимы на московских «магистральных улицах непрерывного движения» проявляют аномально высокую чувствительность к росту загрузки. По этому показателю ТТК и МКАД резко отличаются в худшую сторону не только от зарубежных фривеев, но даже от Садового кольца, на большей части которого сохранено светофорное регулирование.

Аномально высокая чувствительность главных московских дорог к росту загрузки связана, в первую очередь, с большой частотой въездов и съездов, обусловленной отсутствием альтернативных путей сообщения. При этом большинство съездов с ТТК и МКАД работают в режиме «стохастического светофора», при котором очереди к выездной рампе запирают движение по основному направлению.

Для радиальных магистралей главную негативную роль играют непременные bottlenecks, возникающие ровно по месту стыка реконструированного участка со старой московской улицей, к которой этот участок приводит. Как говаривал Станислав Ежи Лец, «ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?».

Добавим к этому, что практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения наносит прямой ущерб условиям движения местного трафика, а также пешеходной доступности и автомобильной связности сложившихся жилых районов.

Приведенные аргументы показывают, что масштабные вложения в дорожное строительство с игнорированием зарубежной планировочной и проектной практики приводят к появлению в городе сложных и дорогостоящих элементов УДС с крайне низкими показателями работоспособности, то есть дают, по сути дела, минимальный системный эффект. Этот вывод в полной мере относится, к примеру, к планам реконструкции Большой Академической улицы с ее превращением в участок СЗХ.

Нам представляется, что традиционная для Москвы практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения является сугубо контрпродуктивной и, соответственно, должна быть прекращена.

Столь же контрпродуктивной является многолетняя московская установка на организацию «бессветофорного движения» по реконструированным городским улицам; от этой установки также давно пора отказаться.

Что вместо?

В Москве должны быть развернуты предпроектные работы к формированию второго контура УДС, то есть для начала работы по изысканию перспективных трасс для прокладки первых полноценных городских фривеев, отвечающих самым продвинутым зарубежным нормам и решающих системные транспортные задачи города. При этом надо отчетливо понимать, что формирование скоростного контура УДС растянется на очень длительное время; так что ожидать скорых улучшений условий движения в городе на этом пути не приходится.

Замечу с грустью, что строительство нормальных городских фривеев вызовет такую же негативную реакцию местных жителей, как при реконструкции шоссе Энтузиастов, или той же Большой Академической. Надо отчетливо понимать, что фривей в зоне сложившейся застройки - это практически всегда высокая эстакада; тоннельный ход становится оправданным исключительно при наличии императивных культурно-исторических или природоохранных ограничений.

Можно успокаивать себя тем обстоятельством, что современные эстакадные конструкции способны обеспечить чрезвычайно высокий уровень защиты от негативных внешних эффектов транспорта, что такие конструкции сплошь и рядом встречаются в самых благополучных городах мира. Однако, во всех случаях эстакада под окнами – удовольствие ниже среднего.

Так что, выбор для местного жителя невелик: дорога впритык к вашему подъезду, либо эстакада вблизи вашего окна.

Дорожно-мостовое строительство, лежащее вне рамок долгосрочной программы сооружения скоростного контура УДС, должно быть ориентировано на решение вполне приземленных практических задач. Прежде всего - на повышение связности УДС в срединной и периферийной зоне города; подобными мерами можно снизить неимоверные городские перепробеги, а также интенсивность транзитных потоков через центр Москвы. Очевидна также необходимость продолжения работ по улучшению условий движения на городских улицах; при этом плотность светофорного регулирования должна здесь не снизиться, а возрасти.

Что касается улучшения транспортной ситуации в целом, то в обозримом будущем нам придется уповать на появление более качественного общественного транспорта и постепенную трансформацию в сторону здравого смысла транспортного поведения автомобилизированных горожан. Впрочем, это уже предмет для отдельного разговора.

Примечания

1. По данному поводу существует обширная зарубежная литература; наиболее важный первоисточник – Transportation and Traffic Engineering Handbook. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1976/2003. Из российских источников я бы выделил работы профессора А.Ю.Михайлова и его сотрудников, где рассматриваемый круг вопросов изложен наиболее четко и полно. По тексту своих заметок я довольно бесцеремонно использую фразы из статей Александра Юрьевича (надеюсь, он на меня не обидится!), а также из монографии Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. - Новосибирск: Наука, 2004.

2. В зарубежной литературе по этому поводу принято ссылаться на психофизиологическое правило Вебера-Хефнера «1 : 10». Пешеходы передвигаются со скоростью до 5 км/час; поэтому там, где по тротуару ходят пешеходы, автомобили не могут ездить по улице быстрее, чем 50 км/час, иначе пешеход будет испытывать психологический дискомфорт.

3. Плотность светофорных объектов на единицу протяженности УДС в зарубежных мегаполисах многократно (в 5 и более раз) превышает московские показатели.

4. Коэффициент эластичности скоростей к загрузке элементов УДС был вычислен нами на базе натурных данных ЦИТИ с использованием одной из классических моделей теории транспортного потока (т.н. модели Хермана-Пригожина). Широкое применение той же модели в зарубежных исследованиях позволило получить наглядные сопоставления московских и зарубежных данных. См. Блинкин М.Я., Ткаченко Б.А. Системная оценка условий движения на базе модели Хермана-Пригожина.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:06 G7 решила создать спецгруппу для слежки за Россией
19:31 Президент Армении принял отставку правительства после ухода Саргсяна
18:56 Путин разрешил приставам блокировать сайты с «порочащими» данными
18:42 Экс-премьер Армении Карапетян назначен и.о. премьера
17:51 США вынуждают РФ работать над окололунной станцией по их стандартам
17:40 Римские войска в Британии не жалели краски на наглядную агитацию противника
17:22 Николас Кейдж решил завязать с игрой в кино
16:52 Вован и Лексус рассказали о разговоре с главой ОЗХО
16:17 Автостраховщики обвинили Роскомнадзор в непрофессионализме
15:54 Минфин США пообещал снять санкции с «Русала» без Дерипаски
15:23 Жена принца Уильяма родила сына
15:15 Премьер Армении Саргсян подал в отставку
15:00 Увеличенная селезенка помогает представителям народа баджо задерживать дыхание под водой
14:53 Роскомнадзор объяснил ограничение доступа к странице Google.ru
14:36 Медведев подписал план повышения энергоэффективности в России
14:19 Лидер протеста против Саргсяна вышел на свободу
14:04 Песков отказался комментировать передачу С-300 в дар Сирии
13:23 Участнику парижских терактов дали 20 лет тюрьмы в Бельгии
12:53 Кудрин отверг возможность скорого восстановления курса рубля
12:45 Генетики обещают победить вирусную болезнь свиней
12:40 Российские пользователи пожаловались на проблемы с работой YouTube
12:10 Трамп посулит КНДР экономические бонусы за денуклеаризацию
11:37 Авианосец «Адмирал Кузнецов» отправили на ремонт
11:34 Ульяновская область возродила премию имени Ленина
11:00 СМИ узнали о возможной отставке главы Хакасии
10:49 Уникальная коллекция монет Римской республики теперь доступна онлайн
10:24 Дуров назначил дату новой акции в поддержку Telegram
10:21 Трамп решил подарить Макрону обивку стула из Белого дома
10:00 В Ереване возобновились протесты
09:48 СМИ узнали о решении России подарить Сирии С-300
09:37 Онлайн-магазины Otto и Quelle прекратят работу в России
09:34 В Константинополе рассмотрели просьбу Порошенко об автокефалии
09:24 Обвинение попросило для «приморских партизан» до 25 лет колонии
09:08 Генсек ООН заявил о начале новой холодной войны
22.04 20:58 Дуров обвинил РКН в самой агрессивной попытке интернет-цензуры в истории
22.04 20:38 Жертвами ДТП с автобусом в Тверской области стали двое
22.04 20:06 В Москве выпал апрельский снег
22.04 19:45 «Ак Барс» стал трехкратным обладателем Кубка Гагарина
22.04 19:24 В США голый мужчина устроил стрельбу в кафе
22.04 19:02 Митинг в Ереване собрал десятки тысяч человек
22.04 18:40 В Тверской области опрокинулся экскурсионный автобус
22.04 18:14 Россия заняла последнее место на этапе Еврохоккейтура в Чехии
22.04 17:57 Жертвами теракта в Кабуле стали 57 человек
22.04 17:37 Макрон предостерег от наивности с «сильным и умным» Путиным
22.04 17:17 В ДНР анонсировали уголовное дело против военных НАТО
22.04 16:52 Трамп отверг уступки в переговорах с КНДР
22.04 16:32 Захарова допустила отмену виз для граждан Грузии
22.04 16:07 Число задержанных в Ереване достигло 228 человек
22.04 15:37 Прощание с Ниной Дорошиной пройдет 24 апреля в «Современнике»
22.04 15:15 Лидеру оппозиции в Армении предъявили обвинение
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.