Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
28 марта 2017, вторник, 13:10
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 октября 2012, 13:51

Грустные заметки о московских хордах

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин
Наташа Четверикова

В своих заметках я попробую ответить на вопросы по поводу сооружения Северо-Западной хорды и, одновременно, еще раз сформулировать свою позицию по поводу перспектив развития улично-дорожной сети Москвы.

О необходимости сооружения хордовых магистралей, соединяющих периферийные районы Москвы в обход центра, урбанисты и транспортники говорили и писали, по крайней мере, с 1930 годов. Автором этой идеи следует, видимо, считать выдающегося русского планировщика Анатолия Михайловича Якшина (1899-1983). В новейшие времена идею трех периферийных хорд пропагандировал ученик А.М.Якшина, мой старший товарищ и коллега Александр Иванович Стрельников. Автор настоящих заметок, будучи знаком с идеями Якшина, а также с позднейшими расчетами Стрельникова и его коллег по ЦНИИПГРАДУ, многократно пытался объяснять публике полезность этого замысла.

В силу отмеченных обстоятельств мне, казалось бы, положено быть горячим сторонником сооружения Северо-Западной хорды (СЗХ). Дело, однако, состоит в том, что каждая новая улица и дорога характеризуется не только своим направлением на карте города, но и конкретными проектными решениями. С первой характеристикой СЗХ я, в принципе, согласен, со второй – ни в коей мере.

Здесь мне придется сделать вынужденное (увы, пространное) отступление научно-популярного толка.

Улично-дорожная сеть (УДС) состоит из улиц и дорог, между которыми есть принципиальные различия. Эти отличия четко зафиксированы в нормах проектирования стран с высоким уровнем автомобилизации [1]. Согласно этим зарубежным нормам, функции улиц чрезвычайно многообразны. Вот неполный (и весьма поучительный) перечень этих функций:

  1. обеспечение комфортного доступа к элементам застройки жилого, офисного, торгового, социально-бытового и т.п. назначения;

  2. предоставление пространства:

для движения пешеходов и прочих не моторизированных участников дорожного движения;

для общественного транспорта, в том числе – для устройства выделенных рельсовых путей и обособленных полос для движения автобусов;

для работы автомобилей коммунальных служб, торговли и сервиса;

для движения легковых автомобилей населения с небольшими скоростями и на небольшие расстояния;

для регламентированной парковки автомобилей;

для отдыха и социально-культурных мероприятий (прогулки, место встреч, митинги, пикеты, уличные выставки и представления);

для размещения объектов «уличной фурнитуры» (остановочные павильоны, скамейки, телефонные будки, банкоматы…);

для уличной торговли.

Характерный диапазон допустимых скоростей на улицах (local streets, collector streets) – 30-50 км/час [2], на магистральных улицах (arterials) – до 75 км/час.

Единственная функция дорог (urban motorways, freeways, expressways) – обеспечение движения автомобилей. Характерный диапазон допустимых скоростей на дорогах, которые я далее буду называть на американский манер фривеями, – 75-120 км/час и более.

В мегаполисах и агломерациях Северной Америки, Западной Европы, ведущих стран азиатско-тихоокеанского региона конфигурация улично-дорожных сетей обязательно является двухконтурной: первый контур УДС – улицы, второй – фривеи. Эти два контура являются взаимодополняющими; совмещение улицы и фривея считается сугубо непродуктивным: негуманным и технически вредным.

Соответственно, в современной зарубежной практике на улицах не строят развязки и подземные пешеходные переходы, зато ставят многочисленные светофоры, в том числе – пешеходные [3]. Вот характерная фраза из профессионального фольклора проектировщиков: «строительство развязок в разных уровнях на городских улицах является самым дорогим способом перемещения точки концентрации затора с прежнего места на новое».

Что касается городских фривеев, то здесь, так сказать, по определению все пересечения должны быть выполнены в разных уровнях. Здесь также всегда предусмотрено инженерное разграничение проезжих частей по направлениям движения. Фривеи стараются прокладывать с максимальной изоляцией от застройки и пешеходных потоков: в полосах отчуждения железных дорог, вдоль рек и линий ЛЭП, в пределах промышленных зон. Для случаев, когда фривей по необходимости идет через пятно сложившейся застройки, его трассируют эстакадным или тоннельным ходом. На периферии города фривей, как правило, идет «по земле», а его проезжую часть делят на экспрессную и коллекторную компоненту. Такие дороги трассируются, как правило, по хордам или кольцевым фрагментам; они крайне редко прокладываются радиальным образом с тупиковым окончанием в городском центре.

Протяженность городских фривеев составляет обычно несколько процентов от общей протяженности УДС, в то же время на них выполняется порядка 50% суммарного пробега автомобилей.

Высокую эффективность работы зарубежных городских фривеев обеспечивает совокупность планировочных норм и средств регулирования трафика, включая управление доступом к фривеям (Access Management), обеспечение пропускной способности на выходе с фривея (Egress Capacity), координацию управления трафиком на фривеях и примыкающих улицах (Coordinated Freeway and Arterial Operations).

Эта эффективность проявляется в низкой эластичности скоростей к возрастанию загрузки и высокой отказоустойчивости: скорости остаются высокими даже при весьма высоких плотностях потока; заторы возникают в основном по форсмажорным обстоятельствам.
  

В московской практике вся эта наука была по большей части проигнорирована. У нас возобладала гибридная категория – «магистральная улица непрерывного движения», которая сочетает многополосную проезжую часть и развязки в разных уровнях с непосредственным доступом к домовладениям и интенсивным движением общественного транспорта. Данная категория является сугубо суверенной отечественной конструкцией: понятие «магистральная улица непрерывного движения» отсутствует в нормах проектирования развитых зарубежных стран и крайне редко встречается там на практике.

К числу московских «гибридов» относятся практически все магистрали, сооруженные в последние годы, и частично трассированные прямо по сложившимся городским улицам. В таблице представлены данные, иллюстрирующие сравнительную работоспособность московских магистралей и зарубежных фривеев по важнейшему показателю – эластичности к возрастанию загрузки [4] .

Сравниваемые элементы городских УДС

Городские фривеи развитых зарубежных стран

Садовое кольцо

ТТК

МКАД

Снижение скорости при росте загрузки на 1% от «рабочего режима»:

0,7-1,0%

1,7%

2,6%

3,6%

Как видим, скоростные режимы на московских «магистральных улицах непрерывного движения» проявляют аномально высокую чувствительность к росту загрузки. По этому показателю ТТК и МКАД резко отличаются в худшую сторону не только от зарубежных фривеев, но даже от Садового кольца, на большей части которого сохранено светофорное регулирование.

Аномально высокая чувствительность главных московских дорог к росту загрузки связана, в первую очередь, с большой частотой въездов и съездов, обусловленной отсутствием альтернативных путей сообщения. При этом большинство съездов с ТТК и МКАД работают в режиме «стохастического светофора», при котором очереди к выездной рампе запирают движение по основному направлению.

Для радиальных магистралей главную негативную роль играют непременные bottlenecks, возникающие ровно по месту стыка реконструированного участка со старой московской улицей, к которой этот участок приводит. Как говаривал Станислав Ежи Лец, «ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?».

Добавим к этому, что практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения наносит прямой ущерб условиям движения местного трафика, а также пешеходной доступности и автомобильной связности сложившихся жилых районов.

Приведенные аргументы показывают, что масштабные вложения в дорожное строительство с игнорированием зарубежной планировочной и проектной практики приводят к появлению в городе сложных и дорогостоящих элементов УДС с крайне низкими показателями работоспособности, то есть дают, по сути дела, минимальный системный эффект. Этот вывод в полной мере относится, к примеру, к планам реконструкции Большой Академической улицы с ее превращением в участок СЗХ.

Нам представляется, что традиционная для Москвы практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения является сугубо контрпродуктивной и, соответственно, должна быть прекращена.

Столь же контрпродуктивной является многолетняя московская установка на организацию «бессветофорного движения» по реконструированным городским улицам; от этой установки также давно пора отказаться.

Что вместо?

В Москве должны быть развернуты предпроектные работы к формированию второго контура УДС, то есть для начала работы по изысканию перспективных трасс для прокладки первых полноценных городских фривеев, отвечающих самым продвинутым зарубежным нормам и решающих системные транспортные задачи города. При этом надо отчетливо понимать, что формирование скоростного контура УДС растянется на очень длительное время; так что ожидать скорых улучшений условий движения в городе на этом пути не приходится.

Замечу с грустью, что строительство нормальных городских фривеев вызовет такую же негативную реакцию местных жителей, как при реконструкции шоссе Энтузиастов, или той же Большой Академической. Надо отчетливо понимать, что фривей в зоне сложившейся застройки - это практически всегда высокая эстакада; тоннельный ход становится оправданным исключительно при наличии императивных культурно-исторических или природоохранных ограничений.

Можно успокаивать себя тем обстоятельством, что современные эстакадные конструкции способны обеспечить чрезвычайно высокий уровень защиты от негативных внешних эффектов транспорта, что такие конструкции сплошь и рядом встречаются в самых благополучных городах мира. Однако, во всех случаях эстакада под окнами – удовольствие ниже среднего.

Так что, выбор для местного жителя невелик: дорога впритык к вашему подъезду, либо эстакада вблизи вашего окна.

Дорожно-мостовое строительство, лежащее вне рамок долгосрочной программы сооружения скоростного контура УДС, должно быть ориентировано на решение вполне приземленных практических задач. Прежде всего - на повышение связности УДС в срединной и периферийной зоне города; подобными мерами можно снизить неимоверные городские перепробеги, а также интенсивность транзитных потоков через центр Москвы. Очевидна также необходимость продолжения работ по улучшению условий движения на городских улицах; при этом плотность светофорного регулирования должна здесь не снизиться, а возрасти.

Что касается улучшения транспортной ситуации в целом, то в обозримом будущем нам придется уповать на появление более качественного общественного транспорта и постепенную трансформацию в сторону здравого смысла транспортного поведения автомобилизированных горожан. Впрочем, это уже предмет для отдельного разговора.

Примечания

1. По данному поводу существует обширная зарубежная литература; наиболее важный первоисточник – Transportation and Traffic Engineering Handbook. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1976/2003. Из российских источников я бы выделил работы профессора А.Ю.Михайлова и его сотрудников, где рассматриваемый круг вопросов изложен наиболее четко и полно. По тексту своих заметок я довольно бесцеремонно использую фразы из статей Александра Юрьевича (надеюсь, он на меня не обидится!), а также из монографии Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. - Новосибирск: Наука, 2004.

2. В зарубежной литературе по этому поводу принято ссылаться на психофизиологическое правило Вебера-Хефнера «1 : 10». Пешеходы передвигаются со скоростью до 5 км/час; поэтому там, где по тротуару ходят пешеходы, автомобили не могут ездить по улице быстрее, чем 50 км/час, иначе пешеход будет испытывать психологический дискомфорт.

3. Плотность светофорных объектов на единицу протяженности УДС в зарубежных мегаполисах многократно (в 5 и более раз) превышает московские показатели.

4. Коэффициент эластичности скоростей к загрузке элементов УДС был вычислен нами на базе натурных данных ЦИТИ с использованием одной из классических моделей теории транспортного потока (т.н. модели Хермана-Пригожина). Широкое применение той же модели в зарубежных исследованиях позволило получить наглядные сопоставления московских и зарубежных данных. См. Блинкин М.Я., Ткаченко Б.А. Системная оценка условий движения на базе модели Хермана-Пригожина.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:51 Министр экологии Украины заявил о нехватке воды в стране
12:46 Илюмжинов отказался покидать пост главы FIDE до 2018 года
12:23 Москва выразила МИД Латвии протест из-за осквернения мемориала
12:23 Радикалы в Киеве временно разблокируют офис «дочки» Сбербанка
12:07 Лимузин из проекта «Кортеж» сфотографировали на тестах в Швеции
11:53 Почти 90% опрошенных россиян назвали неприемлемой коррупцию во власти
11:50 Компания сына генпрокурора РФ станет крупнейшим поставщиком шпал для РЖД
11:30 Месси могут дисквалифицировать за оскорбление арбитра
11:22 СМИ узнали о планах по продаже 700 заправок «Лукойла»
11:12 Авиакомпании встревожил контроль качества топлива
11:04 СМИ сообщили о конфликте кинотеатров с Минкультом из-за премьеры «Форсажа-8»
10:48 На нефтяном рынке США впервые используют блокчейн
10:41 Певец Николай Носков госпитализирован в тяжёлом состоянии
10:28 Маск создал компанию для работы по соединению мозга с компьютером
09:56 Росгвардию оснастят беспилотниками для наблюдения за массовыми акциями‍
09:39 СМИ сообщили о новых испытаниях ракетного двигателя в КНДР
09:27 МТС закроет тарифы с безлимитным интернетом
09:23 Госдеп США списал на Обаму введение новых санкций против России
09:04 Минобрнауки предложило ужесточить порядок субсидирования фонда Ролдугина
08:50 Украинскую «дочку» Сбербанка купит Саид Гуцериев
08:29 В Думу внесут законопроект о ненормированном рабочем дне
08:13 Трамп призвал расследовать связи Хиллари Клинтон с Россией
07:58 Для граждан Грузии вступил в силу безвизовый режим с ЕС
27.03 21:02 Президент Чехии обвинил хакеров в загрузке детского порно на его компьютер
27.03 20:46 Объявлен в розыск предполагаемый сообщник убийцы Вороненкова
27.03 20:46 Умерла младшая сестра Фиделя Кастро
27.03 20:21 Глава штаба Навального получил 10 суток ареста
27.03 20:03 Рогозин написал рэп об Украине
27.03 19:47 Центробанк предложил сузить полномочия ВЭБа
27.03 19:19 Путин встретился с руководством Росгвардии
27.03 18:55 В России заочно арестовали Арсения Яценюка
27.03 18:32 Экс-главу службы безопасности ЮКОСа вернули в колонию из СИЗО
27.03 18:28 Володин раскритиковал ситуацию с банками РФ на Украине
27.03 18:11 13 сотрудников ФБК могут привлечь за сопротивление при эвакуации
27.03 17:52 Захарова уподобила слова Порошенко об Украине описанию лягушки
27.03 17:51 В Росреестре опровергли желание снести жилой комплекс при МГУ
27.03 17:31 Замглавы «Уралвагонзавода» будет отвечать за отношение к интернету в Кремле
27.03 17:11 Борис Джонсон отложил визит в Москву
27.03 17:02 «Яндекс» объяснил слабое освещение протестов 26 марта
27.03 16:51 Илюмжинов прокомментировал информацию на сайте ФИДЕ о своей отставке
27.03 16:36 Из музея в Берлине похитили золотую монету весом в 100 килограммов
27.03 16:15 Полковника Захарченко оставили в СИЗО до июня
27.03 15:54 В Монголии найдены окаменевшие останки древнего родственника дерева гинкго
27.03 15:53 Иркутский губернатор решил судиться с сообщившими о его смерти
27.03 15:43 СК заявил о предложениях оплатить участие в митинге против коррупции
27.03 15:21 В Минобороны опровергли сообщения о сбитом в Сирии российском вертолете
27.03 15:15 Навальный арестован на 15 суток
27.03 15:13 Для начинающих водителей введены ограничения
27.03 14:51 В ГД внесен законопроект о запрете суррогатного материнства
27.03 14:47 В России началась продажа семейного мини-кинотеатра CINEMOOD
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.