18 апреля 2024, четверг, 18:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 октября 2012, 20:12

Открытые данные в России: Новые приоритеты

Круглый стол «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных»
Круглый стол «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных»

Раскрывать для граждан информацию российские госорганы уже научились, теперь на повестке дня стоит задача сделать эту информацию доступной для дальнейшей работы с ней – к такому выводу пришли участники круглого стола «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных», прошедшего в НИУ ВШЭ 25 октября.

Организаторами мероприятия выступили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», российский офис международного консорциума W3C (World Wide Web Consortium) и информационное агентство «Интерфакс».

Михаил Абызов в НИУ ВШЭ

Основной вопрос круглого стола сформулировал, открывая мероприятие, министр по Открытому правительству Михаил Абызов: «Как сделать так, чтобы информация, которую открывают государственные органы, была клиентоориентированной и представлялась в нужном формате для конечных пользователей (бизнес, население)».

Открытие государственных данных становится важным трендом в развитых странах. Россия уже сделала немало значимых шагов в этом направлении. Прорывом стал принятый в 2009 году закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он послужил драйвером массового создания сайтов официальных органов власти в сети Интернет и раскрытия информации о деятельности госорганов.

А президентским указом от 7 мая 2012 года «Об основных мерах по совершенствованию системы государственного управления» правительству поручено до 15 июля 2013 года «обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации».

Участники заседания признали, что сейчас государство выкладывает в открытый доступ огромные массивы данных, однако этот процесс до сих пор никак не систематизирован. В России отсутствует единая государственная политика в области раскрытия и порядка  предоставления данных, нет общих правовых, технических и организационных стандартов и регламентов публикации. Объем раскрываемых данных и порядок доступа к ним каждое ведомство определяет самостоятельно.

При этом отсутствие общих требований к форматам хранения и предоставления данных зачастую делает их непригодными к обработке и дальнейшему использованию. Для того, чтобы с этой информацией можно было работать, она должна быть доступна в машиночитаемом виде. Поэтому главным предметом обсуждения на круглом столе стала возможность превращение тех массивов данных, которые есть у государства, в продукт, пригодный для использования в экономике. Это позволит бизнесу создавать новые услуги, предлагать то, чего ранее не существовало на рынке, как это сейчас происходит, например, в здравоохранении: сформировано новое направление, основанное на использовании связанных открытых данных – трансляционная медицина.

 «Технические инструменты открытости государства становятся настолько важны, что являются неотъемлемой частью открытости. Открытые данные предоставляются в первую очередь для программистов, для разработчиков. Это возможность для них взять то, что государство накапливает в своих информационных системах, и на основе этого сделать собственные продукты», - говорит эксперт по открытым данным, директор направления Linked Data регионального офиса W3C в России Иван Бегтин, создавший в 2009 году первый негосударственный каталог по открытым данным OpenGovData.

Иван БегтинРазработчики должны иметь возможность использовать раскрываемую государством информацию для создания новых уникальных проектов, которые нужны людям - как для общественных, некоммерческих, так и для коммерческих целей.

В идеале, по мнению Бегтина, эта информация должна быть организована по принципам LOD (связанные открытые данные), позволяющим проводить автоматическую обработку больших объемов разнородных данных. А для этого ведомствам необходимо выработать и использовать единый стандарт их публикации.

Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо на федеральном уровне установить нормативно-правовое регулирование процесса раскрытия информации госорганами. Задача эта непростая - ведь сейчас в законодательстве отсутствуют даже сами понятия открытых данных и машиночитаемости. Поэтому к выработке соответствующих норм, определению приоритетов открытия данных и форматов их предоставления необходимо максимально привлекать как экспертов, так и конечных потребителей информации – граждан, представителей бизнеса и разработчиков.

По итогам мероприятия рекомендовано включить вопрос открытости государственных данных в повестку работы экспертных и общественных советов при правительстве РФ и органов власти.

Кроме того рекомендовано создать межведомственную рабочую группу в составе представителей Минэкономразвития, Минкомсвязи, Открытого правительства и российского бизнеса для оперативного реагирования на запросы общества в области открытых государственных данных и проблемы их получения.

Подводя некоторые итоги обсуждения, хочется отметить, что буквально за год в России произошел колоссальный рывок в области открытых данных. Если еще год назад эксперты и гражданские активисты вели борьбу за само раскрытие государством имеющейся у него информации, то теперь уже главным вопросом повестки дня является вопрос как эту раскрываемую информацию подавать. А значит, борьба была небесполезной.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.