29 марта 2024, пятница, 15:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 октября 2012, 14:49

Загадка русских старообрядцев Подунавья

Конференция о буджакских старообрядцах "Липоване", прошедшая в селе Мирное Килийского района Одесской области, - уже 9-я по счету. Ее бессменный организатор и энтузиаст Александр Пригарин, доцент Одесского университета им. Мечникова, вспоминает, что его липованская эпопея началась много лет назад именно в Мирном, куда начинающий одесский этнограф прибыл для документирования истории этого старинного села. С 2003 г. проводит Пригарин конференции, посвященные старообрядцам Южного Подунавья или - как его называют местные Буджака.

Современное название "Мирное" возникло на картах в 1957 г., когда Хрущев решил бороться со старыми именами. Старое название села, привычное для его жителей - Карячка - происходит от татарского Кара-Чакир, "черный мыс". В 2005 г. Пригарин уже выпустил отдельный сборник материалов конференции "Липоване", посвященный Карячке, и вот теперь конференция вернулась в село, знаменитое своей историей. Старообрядцы начали массово переселяться  в Буджак в начале 1820-х гг., например, в Карячку - с 1821 г., создав компактную группу старообрядческого населения в Буджаке, входящем ныне в Одесскую область.
Традиционно в подготовке конференции участвуют, помимо университета, несколько организаций. В этом году это Одесская областная госадминистрация, Россотрудничество в Украине и общины старообрядцев в селах Буджака. А.Пригарин считает особенно важным участие российской стороны, а замруководителя Представительства Россотрудничества в Украине Ю.Ю.Диденко, вступая на открытии конференции, даже сказал, что для России необычайно важна тема изучения истории и быта старообрядцев Бесарабии.
Пленарная сессия конференции открылась 25 октября в доме культуры с. Мирное выступлениями организаторов и гостей конференции. Первым выступил старообрядческий архиепископ Киевский и Всея Украины Савватий (Козка), который пожелал конференции успеха, подчеркнул, что ученые изучают сообщество людей, мотивированных, прежде всего, верой, и призвал искать их мотивации в религиозной области. Сейчас, заметил архиепископ, религия меньше мотивирует людей, но я регулярно вспоминаю и молюсь за многие поколения староверов Буджака, для меня они все живые, это люди, которых я как будто встречаю на улице.
Старожилка села Феодосия Масленникова и Александр Пригарин открывают конференцию
Александр Пригарин и старожилка села Феодосия Масленникова рассказали вкратце о Карячке и волнах миграций из России, самой любопытной из которых была волна русских переселенцев из Калужской губернии в начале 1820 г. Выступавший затем А.Муравьев говорил о сложностях определения понятия "липоване" (как традиционно называют в Бесарабии старообрядцев), ибо в нем "зашиты" два разных критерия идентичности: собственно религиозный и этнический, точнее, этно-культурный. Пока доминирует один критерий идентичности, липоване находятся в состоянии смещенного равновесия, возникают языковые и религиозные конфликты. Однако в ходе жизни рядом с другими этно-конфессиональными группами Бесарабии они смогли найти баланс, позволяющий им существовать относительно интегрировано и выражать присущий изначально всем старообрядцам ценностный ориентир свободы, как в области религиозной, так и в области социально-политической. А.Пригарин в своем докладе подчеркнул такую черту современных липован, как инновативность и высокая социальная мобильность. Местные старообрядцы известны и в Киеве, и в Москве, причем в самых разных областях, от политики, до науки. 
На следующий день заседания конференции возобновились в мирновской школе, где под руководством директора Л.Б.Масленниковой и преподавателя истории Л.Ф.Нагорной школьники представили ученым гостям свои работы по краеведению, среди которых были интересные рассказы о топонимике Карячки (Анна Ефимова) и ее окрестностей, а также о чтимом у староверов села образе преподобной Парасковии (Д. Гурова), в честь которого освящена местная старообрядческая церковь. Весь остальной день был посвящен докладам гостей. Весьма интересные доклады привезли исследователи иконописи М.М.Красилин и М.А.Чернов, которые рассказали о народных иконах. М.Чернов, в частности, привлек внимание к образу Ильи Пророка, популярному у старообрядцев как образ героя, противостоящего неверному царю, и исповедника веры.
Липоване поют
Гость из Латвии рижский старовер П.А.Алексеев рассказал, как староверы выживают в Латвии в период Второй республики. Ученые из Молдовы, Украины, России и Румынии поделились своими результатами изучения старообрядческой культуры на пространстве от Вологодчины (доклад С.Мацнева о деле "кузюгских раскольников", противостоявших синодальным миссионерам в 1843г.) до Молдовы (доклад А. Маголы о дьяконе Несторе Венедиктове из Куничи, прошедшем несколько лагерных сроков в сталинское время). Интересные доклады прочитали специалист по исторической статистике из Харькова П.Еремеев и этнограф И.Младинова. В первом случае было показано, как статистика манипулировала данными о количестве старообрядцев, чтобы угодить государственным и церковным начальникам, а во втором рассказано о том, как уживались у старообрядцев Карячки-Мирного советские праздники с церковно-православными. Например, на 8марта мирновские староверы ходили на митинг, но отказывались от вина и угощения, так как этот советский праздник попадает на Великий Пост.
Мемориальная часовня в Анкудинове
По окончании заседаний участники конференции отправились в "старообрядческую Венецию", 
соседнее село Вилково, о котором "Полит.ру" уже рассказывал. Там, посетив мемориальную часовню на острове Анкудиново, ученые обменялись впечатлениями и запланировали темы на следующую, юбилейную конференцию в Буджаке.
За девять лет в рамках конференции"Липоване" много сделано по исследованию липован и старообрядчества вообще, но материала остается еще немало, а тем, обобщающих его - еще больше. Исследование русских старообрядцев на Дунае продолжает оставаться актуальным, ведь это и опыт выживания, и опыт религиозного контакта, и опыт социальной коммуникации, да и просто исторический, человеческий опыт большой ценности, очень добавляющий понимания истории русского народа в целом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.