Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 июня 2017, воскресенье, 08:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Графика: технологический детектив

Николай Суетин, «Супрематическая композиция с шестью овалами», 1927, «Богоматерь с Младенцем», 1927. Из коллекции Sepherot Foundation. Выставка «…нас будет трое…» в ГТГ.
Николай Суетин, «Супрематическая композиция с шестью овалами», 1927, «Богоматерь с Младенцем», 1927. Из коллекции Sepherot Foundation. Выставка «…нас будет трое…» в ГТГ.

«Основы графики» в ГТГ на Лаврушинском обращают наше внимание не на сюжет, а на выбор материала великими русскими художниками. Скульптуры Огюста Родена на выставке в Царицыно в окружении офортов на тему «Круги Ада» показывают мастера погруженным в мир загробных теней. «…нас будет трое…» ГТГ на Крымском валу показывает супрематизм как школу и судьбу двух учеников Малевича в произведениях из коллекции Sepherot Foundation.

Одну из лучших выставок в Москве «Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло. Из цикла "Материалы и техники рисунка» в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке продлили до 11 ноября, и нужно обязательно успеть посмотреть ее, если еще не видели.

Сама постановка вопроса радикально современна – традиционное изобразительное искусство вовлекает нас в переживание иллюзии пространства, мы смотрим преимущественно на сюжет, искусство 20-го века разрушает иллюзии и часто делает материал - сюжетом.

Здесь кураторы берут вещи классиков и говорят зрителю – смотрите на то, как это сделано. Провоцируют на то, чтобы мы выявляли намерения художника, изучая выбранный им материал, восстанавливали цели и обстоятельства. Своего рода технологический детектив.

Начинается выставка с «лайтбоксов», где выставлены пустые листы бумаги – но на просвет становятся видны тайные послания бумаги – «водяные знаки». А сетчатые формы для отливки знаков похожи на работы современных художников, например, на «Тайную вечерю» группы RECYCLE.

Бумага не бесхарактерна, и чтобы не вступать с ней в бесплодное противоборство, художнику нужно понять, какие у него с бумагой общие цели. Гладкая поверхность позволяет художнику отрисовать мельчайшие детали, не натыкаясь карандашом или кистью на бугры (как пример даны чертежи Воронихина). Если даже художник успешно преодолел шероховатости в процессе, они будут видны при показе работы, напоминая зрителю, что это всего лишь изображение – поэтому неотличимые от реальности «обманки» Толстого или портреты Брюллова и Соколова сделаны на гладкой бумаге. Они должны поражать иллюзорностью: веточка смородины – как настоящая, а заказчики – даже лучше оригинала, поэтому бумага должна быть скромной, чтобы про нее забыли. Еще такая бумага необходима тем, кто стремится к поиску совершенства и хотел бы избежать любых случайностей – таков Александр Иванов с его эскизами к «Пришествию мессии».

Шероховатая бумага – для тех, кто верит случайности, обожает ее как дар природы – для ее изображения часто и используют волю случая, только предполагая, как краска ляжет. И «Заросший пруд» Левитана (1880), и «Купальщицы» Сомова (1904) – используют непрокрашенные углубления, чтобы передать блики на воде и прорывающиеся сквозь листву солнечные зайчики, Бенуа в эскизе к декорациям для «Трактирщицы» Гольдони наоборот, только касается кистью с темной краской неровностей бумаги, чтобы изобразить трещины на старинных стенах. Плотная и зернистая акварельная бумага нужна и затем, чтобы добиться глубины цвета, на ней можно писать «а ля прима», за один раз набирая цвет в полную силу и больше не прикасаясь к нему – лессировками или «штрихуя» сухой кистью на гладкой бумаге такой свежести не достичь.

Константин Сомов, «Купальщицы», 1904. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 28,8 x 38.  Третьяковская галерея

Для художника, который добивается от портрета не точности проработки деталей, а точности внутреннего сходства, «крупное зерно» не помеха. Портрет певицы Любатович в роли Кармен работы Врубеля – черные кудри, мрачный фон, и молочная светящаяся кожа крупными заливками, два главных удара и нельзя иначе – тщательная выкраска противоречила бы испанским страстям. На фактурной бумаге сделан и портрет дамы на фоне гобелена Борисова-Мусатова, она будто становится частью старинного ковра, призраком из прекрасного прошлого. Но это уже пастель – для нее нужна поверхность неровная. На выставке показано, как менялась технология работы с пастелью: от пергамента как основы 18-19 веков, на которой максимально можно было гладко растереть полутона, создать мягкие переходы – до смыслообразующей грубости и неряшливости на наждачке у Ларионова.

Малявин рисует портрет юной Боткиной на мягком картоне, раздирая его и скатывая местами в крупные цветные комочки: девочка-«лисичка» в розовом платье с пышной юбкой материализуется из тьмы старинного семейного особняка, выходит к нам «на эту сторону плоскости» объемом, но заодно заставляет и осознать плоскость картины.

Рерих делает эскиз для постановки «Князя Игоря» с шатрами половецких воинов – в палатках воинов он сглаживат грубость основы, но закатное небо с дымами от костров оставляет растресканным, тяжелым, объемным. Небо здесь не фон, но один из главных героев языческого мира, властитель с тяжелым характером. Глаз скользит по стану кочевников, так же как они скользят по земле в своих странствиях и набегах, и упирается в богатую подробностями незыблемую небесную твердь.

Еще одна примечательная работа Рериха – эскизы на библейские сюжеты, сделанные на черной бумаге. Тут есть отсылка к иконописной технике, когда от темной подкладки идут к самому светлому тону, тем самым отражая процесс просветления души. Тонированной или цветной бумагой часто пользовались в графике для эскизов к большим сюжетным картинам, для пейзажных этюдов с натуры - надо думать, отчасти из-за экономии времени: куда как легче отметить светлые и темные акценты, а за средние тона ответит бумага. Но в то же время цветная бумага несет и смысловую нагрузку. В ряде работ на античные и библейские темы в духе Возрождения она изображает «старину». Еще в ее использовании есть особая философия творческого акта: на белой бумаге получается, что свет – результат недеяния, основа, которая осталась нетронутой после окончания труда художника. На тонированном фоне появление светлейшего тона – воля автора, и в «Хождении по водам» Александра Иванова светлые контуры Христа, протягивающего руку утопающему - укрощение стихии цветных пятен, изображающих бурю, ориентир во мгле фона темной бумаги.

Александр Иванов «Хождение по водам». Из серии "Мифы о жизни Христа и аналогичные мифы из Библии и древней мифологии (Библейские эскизы)". Конец 1840-х – 1857. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7 x 39,2.  Третьяковская галерея. Василий  Кандинский «Абстрактная композиция». 1915-1917, Бумага, акварель, тушь, кисть. 30,9 x 21; 72 x 57.  Третьяковская галерея

Есть на выставке и работы на ткани: веер работы Врубеля с девой у озера, на котором переливающаяся разными оттенками шелковая основа отвечает за «перемену погоды»: станешь правее - и «облака набегают», озеро темнеет, станешь левее – «проясняется». Офорты на шелке Шишкина, в котором мерцающее сияние ткани воплощает солнечный свет.

Представлена подборка работ разных авторов на бумаге papier-pelle, на которой можно сначала дать тон или цвет, а потом, снимая верхний слой, процарапывать светлые штрихи, как на гравюре - papier-pelle сначала была уделом любителей. 

Как мы узнаем здесь, некоторые знаменитые рисунки Саврасова были сделаны с помощью этой техники. Ей пользовался и Айвазовский и Воробьев. Было бы сложно заштриховать небо вокруг снежинок, кору дерева вокруг трещинок на ней, и глубину морскую вокруг белой пены – а с papier-pelle это получается легко и эффектно.

Пена морская на выставке в ассортименте: как испытание веры у Иванова, романтическая у Айвазовского… Но только Ларионов доверяет процесс изображения воды самой воде, материал у него становится равен сюжету. Он берет светлую бежево-серую бумагу - это будет мелкий песок на берегу в солнечный день, размешивает жидко белила с водой и позволяет им растекаться по бумаге и высыхать причудливыми разводами. Фигурка бегущей девочки, как будто нарисованная ребенком, дает нам понять, что эта белая краска – прибой, а бумага – песчаный берег. Ларионов решил перестать контролировать материал, доверять ему – и материал помогал. Осенний лес Ларионов рисует слишком жидко для выбранной им тонкой бумаги - бумага морщится вокруг прикосновений кисти, и ее складки передают дрожание веток на ветру. Изобразить траектории трепетных листьев вручную нельзя– будет комикс, а тут это получается «само собой», от природы.

Эта выставка – отличное учебное пособие для школьников и студентов, которые получают художественное образование, интересна она и взрослым – как современный подход к классике.

Новый взгляд на то, что нам, казалось бы, хорошо знакомо – и на выставке «Огюст Роден» в Царицыно (до 4 ноября). Причем тут тоже акцент на графике - офортах из серии «Круги Ада», раскрывающих идеи мастера. Больше всего впечатляют не знаменитые бронзовые «Мыслитель» и «Граждане Кале», составленные в довольно комичную группу вместе с памятником Бальзаку у главного входа в Большой дворец, как будто в парке мало места и нельзя было экспонировать каждую отдельно, с достоинством, а не устраивать склад. На первый план выходят совсем другие вещи и сюжеты. Критики упрекали его за салонный натурализм, обвиняли Родена в том, что его «Бронзовый век», для которого позировал 27-летний бельгийский солдат – не скульптура, а слепок, снятый с человека, возможно даже с мертвеца. И в чем-то они были правы, каждый живой – потенциальный мертвец, и неотвратимость смерти, предстоящее мучительное расставание с телом, терзало мастера.

Огюст Роден. Скульптура «Старое дерево», создание гипсовой формы – 1896, Франция, Отливка– 1998, литейный дом Airaindor, Франция. Офорт «Стикс» из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

В руке у солдата изначально было копье, но Роден вынул его – мы безоружны перед смертью. Без копья солдат потерял устойчивость - он будто бы падает, как подстреленный. Критики не понимали, что натурализм необходим, чтобы говорить о бренности плоти, гармония и идеализация здесь неуместны. Бурдель, ученик Родена, и Майоль, испытавший его влияние, возрождавшие античный идеал красоты, просто не чувствовали, что Роден тоже в античности, только мысли его – по другую сторону Стикса, с тенями, которые он так часто изображал в офортах «Круги Ада». Тени клубятся мышцами, скручиваются в невозможные позы, но им не удается сохранить свою телесную цельность – они растворяются в пятнах плотного мрака. И скульптуры реалистичны лишь фрагментарно: они то теряют части тела в непроработанной массе материала («Старое дерево»), иногда остается лишь одна рука, подающая знаки из небытия («Левая рука. Пьер де Виссан»), то предстает лишь пустая оболочка («Тень. Торс»).

Огюст Роден. Скульптура «Вечный идол», создание гипсовой формы – 1893, Франция, Отливка– 1998, литейный дом Gantz, США. Офорты из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

«Ирида, вестница богов» (1895) - без головы, взяла ногу в руку и демонстрирует гениталии, несет весть телесную. И даже в одной из работ, которые можно причислить к салонным, в «Вечном идоле» бросается в глаза то, что у юноши, целующего обнаженную девушку, руки заломлены за спину, как у пленника – он тоже в плену у материальной оболочки. На выставке есть эскиз к «Вратам Ада» - идея для ворот одного из парижских музеев, которые в 1880 году заказало Родену французское правительство, но тему выбрал сам Роден. Его работа вновь подверглась нападкам – ее назвали «гигантским мусорником», и снова не поняли мысли Родена – после смерти мы возвращаемся в прах. Можно предположить, что Роден не верил в загробную жизнь души – поэтому так цеплялся за телесность. Недаром же он объяснял: «Мой «Мыслитель» думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног» - стало быть, мышление погибает вместе с телом.

Огюст Роден. Скульптуры «Нижинский», создание гипсовой формы – 1912, Франция, и «Женщина, сидящая на корточках», создание гипсовой формы – 1881, Франция. Отливка– 1998, литейный дом Gantz, США. Офорты «Меркурий» и «Вожделение» из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

Вообще, графика ошибочно воспринимается как нечто второстепенное и малозначительное. Наброски, эскизы - редкая возможность проникнуть в тайны творческого процесса. При беглом взгляде на историю искусства 20 века супрематизм всегда как бы равняется Казимиру Малевичу - на выставке «…нас будет трое…» в Третьяковской галерее на Крымском валу (до 25 ноября) мы узнаем, что супрематизм рождался и развивался в сотрудничестве с двумя учениками Малевича, Ильей Чашником и Николаем Суетиным. Остальные его единомышленники по Уновису (Утвердители нового искусства) восстали против безусловной верности жестким рамкам учителя и требования анонимности, и пошли по собственному пути.

Малевич нуждался в поддержке, ему нужно было показать, что это школа и направление - в одиночку это было бы невозможно. Он удерживал Суетина и Чашника при себе до конца жизни, поручая им заниматься прикладным супрематизмом и оставляя свободу станкового творчества за собой. Все работы на выставке – из коллекции Sepherot Foundation (Лихтенштейн), и можно было бы объяснить приоритет графики тем, что все ключевые живописные произведения уже давно в музеях, и частному коллекционеру достается уже только графика. Но избранная куратором выставки Татьяной Горячевой тема «учителя и учеников» раскрывает набор представленных произведений, в основном эскизы и проекты, а не завершенные произведения - как судьбу художников, последовавших за гением.

Казимир Малевич «Изольда», эскиз для упаковки продукции парфюмерной фабрики Брокара, нач. 1910-х. Из коллекции Sepherot Foundation. Куратор выставки «…нас будет трое…» Татьяна Горячева.  Казимир Малевич «Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915. Из коллекции Sepherot Foundation.

На Суетина и Чашника учитель возложил перевод супрематизма в объемные формы, архитектоны, архитектурную концепцию будущего – эти модели изготовлялись из гипса, и сохранить их было нелегко. На выставке есть один архитектон и несколько карандашных размышлений. Им же было поручено заниматься супрематическим фарфором – чтобы «отбросить отвратительные намеки на неспособность левого искусства включиться в жизнь». Несмотря на успехи в этой области, Малевич препятствовал массовому производству. «Пусть останутся униками», «мне они нужны были только для эксперимента и дальнейшей работы, а когда вернусь, и Вы поставите в хорошие условия меня, тогда уже начнем дело во всемирном масштабе» - писал он Пунину по поводу работы на ГФЗ.

То есть и фарфор Суетина и Чашника мы увидим в эскизах. Они тратили почти все свое время на осуществление инициатив учителя, но и в том, что сделано, мы видим их собственные эксперименты. У Малевича фигуры парят в белой пустоте, у Чашника – свет прорывается сквозь тьму. Возможно, это следствие занятий с объемными архитектонами, но у Чашника изображен не иной мир – в его геометрии угадывается глубина и пространство. Какие-то из его орнаментов похожи на предвидение будущих мегаполисов: огни машин, движущихся по шоссе, вид на взлетную полосу аэропорта, пересеченную стальной рамой остекления зала ожидания, пиктограммы и логотипы. А может быть, современные мегаполисы отчасти обязаны своей эстетикой экспериментам супрематистов?

Илья Чашник, «Супрематическая композиция», 1922. Из коллекции Sepherot Foundation.

Но на выставке показано и противоречие между двумя учениками, может быть, обусловленное тем, что Чашник умер, не успев проникнуться обращением Малевича к новой предметности. Чашник утверждал, что «суть человеческого существования – беспредметное начало», избранные куратором слова Суетина говорят о другом направлении – «Я хочу мощи человеческой у живописца». В некоторых его композициях видится теплота народного орнамента. Овал (ракурс круга, движущегося в пространстве) он берет из опытов Малевича 1916-1917 годов в свои композиции. Сам Малевич в постсупрематизме использует его для обозначения лица-лика, и у Суетина он фигурирует в декоративных орнаментах, а в одном из рисунков овалы предстают как лик богоматери и младенца. Суетин чувствует, что беспредметность чужда человеку.

Николай Суетин, «Супрематическая композиция с шестью овалами», 1927, «Богоматерь с Младенцем», 1927. Из коллекции Sepherot Foundation.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:59 Иосиф Пригожин заявил о вымогательстве 1 млн долларов за возможность ездить на Украину
20:39 В РПЦ предложили ввести в школах основы церковнославянского языка
20:15 В Буденновске велосипедист брызнул девушкам в лицо кислотой
19:51 Россия проиграла Мексике и выбыла из Кубка конфедераций
19:47 Смертник из Манчестера учился по роликам на YouTube
19:23 Залог Украины за «Евровидение» был заморожен из-за иска Euronews
19:11 ВВС Израиля атаковали сирийские войска после случайного обстрела
18:50 Путин посоветовал артековцам пить кисель вместо поездок в Массандру
18:30 Путин посоветовал журналистам не обижать героев репортажей
16:55 Сочиненная Аль Капоне песня выставлена на аукцион
16:29 Арестованный экс-глава Марий Эл обратился в стихах к «справедливому царю»
16:12 Семью погибшего в Коми шахтера отправят по путевке в Крым
15:54 Решение о продлении программы материнского капитала отложили до сентября
15:27 Мутко не поверил в слова главы МОК о новых санкциях
15:03 У 140 тысяч старшеклассников прошли выпускные вечера
14:42 23 грузовых вагона сошли с рельсов в Забайкалье
14:27 Серебренников рассказал о столкновении с репрессивной машиной
14:08 Три журналиста погибли в результате взрыва в Мосуле
13:46 Главу «Почты России» могут сменить в течение недели
13:32 В Ухте не нашли нарушений в использовании студентов для учений по разгону митингов
13:14 Путин рассказал о работе во внешней разведке
13:00 В Лондоне из-за опасности пожара эвакуировали жителей пяти высоток
12:49 Торнадо повредил два самолета «судного дня» в США
12:34 CNN удалил материал о контактах близкого с Трампом инвестора с фондом правительства РФ
12:08 Сторонники президента попытались прорваться в парламент Венесуэлы
11:50 Автора скандального романа уволили из газеты после лекции в штабе Навального
11:35 От отравления суррогатом в Сергиевом Посаде скончался пятый пострадавший
11:17 Американцев утомило расследование о вмешательстве России в выборы
10:59 В Армении перевернулся грузовик с военными
10:44 Кремль заказал масштабные исследования об отношении россиян к Навальному
10:22 Расстрелянный протестующий в Венесуэле оказался сыном бывшего начальника Мадуро
10:05 Катар отказался выполнять ультиматум соседей по региону
09:49 140 человек оказались под завалами при сходе оползня в Китае
09:34 Кандидат на пост канцлера Германии заявил об авторитаризме Путина и Трампа
09:13 Шестеро паломников пострадали при задержании террориста в Мекке
23.06 21:01 Источники рассказали о связанном с Россией «утреннем ритуале» Трампа
23.06 20:51 Дуров отверг обвинения в нейтральности к террористам
23.06 20:36 США показали снимок опасного сближения российского истребителя с разведчиком ВВС
23.06 20:13 Ректор Европейского университета ушел в отставку
23.06 19:59 Экспертиза МВД назвала возможным предотвращение наезда на мальчика в Балашихе
23.06 19:35 СК расследует гибель 11 детей в перинатальном центре Брянска
23.06 19:19 Дума одобрила законопроект о президентском фильтре для главы РАН
23.06 19:05 Госдума одобрила в первом чтении запрет анонимайзеров
23.06 18:46 НОД сорвал пресс-конференцию о пытках в колониях
23.06 18:31 Глава Роскомнадзора ответил Дурову «ВКонтакте»
23.06 18:30 Глава ФАС объявил об отказе от роуминга в России
23.06 18:01 Ройзман стал кандидатом в губернаторы Свердловской области
23.06 17:51 Полиция не проводила экспертизу на алкоголь у сбитого в Балашихе мальчика
23.06 17:51 СМИ назвали главные слова президентской кампании Путина
23.06 17:17 ЦИК выпустил разъяснение по поводу участия Навального в выборах
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.