29 марта 2024, пятница, 17:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Единство против антифашизма

Митинг антифашистов 4 ноября 2012 г. Фото сообщества митинга в сети "В Контакте"
Митинг антифашистов 4 ноября 2012 г. Фото сообщества митинга в сети "В Контакте"

В День народного единства в Москве, после завершения официального митинга, группа антифашистов устроила несогласованное шествие. Около 21:00 несколько десятков человек перекрыли Тверскую улицу. На одной полосе автомобильной дороги движение было полностью заблокировано. Активисты несли баннер «На репрессии ответим солидарностью», а также жгли файеры.

Акция продлилась всего несколько минут, после чего ее участники скрылись ближайших дворах. По словам очевидцев, спустя некоторое время в районе станций метро «Маяковская» и «Тверская» сотрудники ОМОНа начали задерживать людей по подозрению в участии в акции. Несколько человек до сих пор находятся в отделении ОВД Тверское.

Ранее на Суворовской площади прошел согласованный митинг в поддержку антифашистов, подвергающихся политическим репрессиям. В нем приняли участие «Автономное действие», «Российское социалистическое движение», «РОТ-Фронт», «Комитет за Рабочий Интернационал», «Левое Социалистическое действие», «Левый фронт» и другие организации, а также независимые гражданские активисты. Кроме речей ораторов пришедшие смогли также послушать выступление музыкальной группы «Аркадий Коц».

Время начала митинга практически совпало с моментом окончания «Русского марша». Около 15:30 на антифашистов, собравшихся на станции метро «Достоевская», напала большая группа ультраправых. По некоторым подсчетам, в драке принимали участие около 100 человек. В итоге двое антифашистов серьезно пострадали. Один из них до сих пор находится в больнице с сотрясением мозга.  Еще одного антифашиста скинули на рельсы. Однако московская полиция драки в метро не заметила. Сотрудники правоохранительных органов зафиксировали лишь «конфликт между двумя группами людей, двух человек с одной стороны и трех с другой».

В конце митинга появился один из пострадавших антифашистов. По его словам, во время нападения, на станции метро не было ни одного сотрудника полиции. Хотя на протяжении всего мероприятия в вестибюле станции и на выходе стояли несколько нарядов полиции в обмундировании. После завершения митинга полицейские попытались задержать нескольких участников, однако антифашистам удалось отстоять своих товарищей.

По заверению организаторов акции, первоначально планировалось провести шествие, однако с московскими властями не удалось достигнуть договоренности о месте его проведения. Таким образом, альтернативой «Русскому маршу» стал митинг с лозунгом «Свободу политзаключенным». Этот же лозунг звучал и у националистов, но список политзаключенных там совершенно иной.

В настоящее время, по подозрению в различных хулиганских действиях, в СИЗО находятся московские антифашисты Алексей Олесинов, Алексей Сутуга, Игорь Харченко, Ирина Липская. Кроме того, в качестве фигурантов по «Болотному делу» проходят антифашисты Александра Духанина, Степан Зимин, Алексей Полихович и Владимир Акименков. Несмотря на многие месяцы нахождения под стражей, вина ни одного из указанных антифашистов до сих пор не доказана. Как выразился Алексей Сутуга, в письме, которое он из СИЗО послал друзьям: «Нас просто маринуют».

Наверное, самый показательный, и в то же время самый нелепый процесс проходит над нижегородскими антифашистами. Пятеро молодых людей обвиняются в создании экстремистской организации «Антифа-RASH». По версии следствия, ее участники намеревались свергнуть государственный строй и установить анархию. Для этого они нападали на людей, которые входят в социальные группы «скинхеды-футбольные фанаты» и «состоятельные граждане». Однако в материалах дела не содержится ни одной экспертизы, которая подтверждала бы существование таких социальных групп.

На скамье подсудимых оказались Павел Кривоносов, Олег Гембарук и Дмитрий Колесов. Еще двое участников предполагаемой группировки – Альберт Гайнутдинов и Артем Быстров – находятся в розыске.

В материалах дела имеются три эпизода нападения. Во всех случаях жертвами оказались футбольные фанаты, разделяющие ультраправую идеологию. Однако защита утверждает, что нападение могли совершить сотрудники центра «Э». Кроме того, на одном из судебных заседаний, подруга пострадавшего Редькина призналась, что показания, которые она дала на допросе, полицейские диктовали ей в автомобиле,  пока везли в отделение.

Один из самых поразительных фактов следствия – найденные во время обысков у подозреваемых удостоверения организации «Антифа-RASH». Сами антифашисты утверждают, что удостоверения им были подброшены. В материалах дела указано, что название организации расшифровывается как «Red anarhia skinheads» (Красная анархия скинхедов). Даже если не брать во внимание тот факт, что слово «анархия» написано с грамматической ошибкой, при более детальном изучении антифашистского движения, следователи могли бы обнаружить, что в действительности существует неформальное международное  движение RASH.  Аббревиатура при этом расшифровывается как «Red and Anarchist Skinheads», что значит «Красные и Анархо-Скинхеды». Однако это движение можно рассматривать скорее на субкультурном уровне, как объединение скинхедов, придерживающихся антифашистских позиций.

В материалах дела также фигурирует устав, согласно которому участники мифической нижегородской организации подчинялись жесткой иерархии. Это еще один пункт, который вызывает недоумение, поскольку приверженцы анархической идеологии не приемлют никаких иерархий.

Несмотря на это, защита и товарищи антифашистов отмечают первую победу в нижегородском процессе. Суд отказался выносить приговор по делу «Антифа-RASH». Оно было возвращено на дополнительное расследование.  По словам участника «Анархического черного креста» Анти Раутиайнена, у суда не хватило храбрости прямо заявить о незаконных действиях оперативников и следователей. «Суд просто спустил это дело на тормозах, чтобы никто в итоге не понес ответственности за полтора года того муторного ада, в котором оказались обвиняемые, и за то состояние неопределенности, в котором они вынуждены жить до сих пор – особенно те двое, кто был вынужден покинуть родные края», - пишет правозащитник. Между тем сам Раутиайнен в начале 2012 года был фактически депортирован из России в Финляндию. Власти отказали ему в продлении разрешения на временное проживание.

И все же сторонники антифашистского движения опасаются, что в случае признания нижегородских антифашистов виновными в создании и участии в деятельности «экстремистского сообщества», подобная практика распространится на всю Россию.  Сейчас аналогичное обвинение предъявлено московскому антифашисту Игорю Харченко, который, по версии следствия, вместе с неустановленными соучастниками напал на двоих представителей ультраправого движения — Владлена Сумина и Владимира Жидоусова. Драка происходила недалеко от клуба «1 Rock», где в это время проходил концерт с участием антифашистских групп. В результате драки, пострадавший Сумин едва не погиб. Жидоусов получил легкие телесные повреждения.

Харченко уже больше года содержат в СИЗО, несмотря на наличие доказательств невиновности - в момент нападения Харченко находился на сцене, где выступал со своей группой. Об этом свидетельствуют сотни очевидцев и многочисленные фотоснимки.

Другим сомнительным эпизодом является упоминание в деле антифашиста Дениса Солопова, который также обвинялся в нападении на Сумина и Жидоусова. Следователи не приняли во внимание отметку в его загранпаспорте, согласно которой Солопов в этот момент не находился в России. Согласно материалам дела,  Харченко и Солопов входили в «структурное подразделение движения "АнтиФа". Задачей участников экстремистского сообщества является «возбуждение социальной розни, осуществление массовых беспорядков и хулиганских действий».

Напомним, сейчас Денис Солопов находится в Дании, где ему было предоставлено политическое убежище. Антифашист попросил его в результате преследований по другому резонансному делу - о нападении на здание администрации города Химки.

Нельзя не упомянуть еще одно дело в отношении двух московских антифашистов – Алексея Олесинова (Шкобаря) и Алексея Сутуги (Сократа). Его ведет тот же следователь, что и дело Харченко – капитан Станислав Кочергин.

По версии следствия, оба антифашиста были участниками конфликта, произошедшего после концерта в московском клубе «Воздух» 17 ноября 2011 года. Тогда в ходе конфликта между посетителями концерта и охранниками завязалась драка. По словам очевидцев, охранники клуба разделяли нацистские взгляды и провоцировали слушателей. Во время потасовки они получили серьезные ранения из травматического оружия.

С арестованными антифашистами не проводится никаких следственных действий. По мнению адвоката подозреваемых Светланы Сидоркиной, дело так и будет стоять на месте, пока не закончится процесс над Харченко. Олесинову и Сутуге также будут предъявлены обвинения в участии в деятельности экстремистского сообщества. Адвокат отметила, что это может быть связано с низкой раскрываемостью дел центром «Э». В случае появления некой экстремисткой группы, все преступления можно будет повесить на ее участников.

Представляется, что все эти три дела тесно связанны между собой. Судя по всему, отправной точкой для создания экстремистского антифашистского сообщества должен был послужить Нижний Новгород. Однако слишком уж очевидными оказались фальсификации в отношении местных антифашистов. По словам Динзе, дело разваливается прямо на глазах. Однако товарищи подозреваемых опасаются, что, если, все же, антифашистское сообщество будет признано экстремисткой группой, то по всей стране прокатится волна задержаний, арестов и последующих тюремных сроков. Таким образом, антифашизм в России будет официально признан вне закона.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.