Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 апреля 2017, вторник, 11:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 ноября 2012, 11:00

Осенний джаз не по-нашему

Немецкий коллектив [em] Trio
Немецкий коллектив [em] Trio

Центр мирового джаза давно переехал в Европу и прочно обосновался там. Это для поклонников импровизационной музыки не секрет. Однако, возможно, не всем любителям джаза известно другое: европейские тренды этой музыки задаются не одним лишь спокойным течением популярного в определенных кругах рекорд-лейбла ECM. Да, многие артисты, особенно из скандинавских и прибалтийских стран, пытаются плыть по волнам «исиэмовской» меланхолии и легкой грусти, вальсируя на грани собственно джаза и местных народных традиций. Но при чуть более детальном рассмотрении европейский джаз оказывается совершенно разнородным, хотя и объединенным общей нитью.

Германия в этом плане показательна не больше и не меньше, чем, например, Италия — то есть выглядит вполне репрезентативным срезом матушки-Европы. Что и услышали москвичи, посетившие четыре концерта фестиваля «Джаз осенью», прошедшие в рамках Года Германии в России на сцене московского театра «Школа драматического искусства» (25 и 29 октября, 1 и 3 ноября).

[em] Trio. Фото: Дмитрий Ермаков

 Посетителю фестиваля сложно отделаться от мысли: наш отечественный джаз тоже разный, но при этом какой-то одинаковый. Весьма однороден сегодня и джаз американский, и это говорит об определенном культурном застое по ту сторону Атлантики. В Штатах джаз по большей части вернулся к своей изначально развлекательной миссии, как будто не было изломанного пути 70-х с их непростым творческим поиском. Но Европа сейчас гораздо менее консервативна, чем США. И ее джаз уже давно превратился из развлекательной музыки в явление сонористическое, в совершенно отличный от негритянского блюза принцип выражения эмоций посредством музыкальных инструментов.

Секрет этого принципа лежит, по-видимому, не в джазовом и классическом наследии, а, как ни странно, в электронной музыке. Кстати, здесь вспоминается, что немецкая школа этой самой электронной (или, как она называлась отцами-основателями, «космической») музыки на первых порах была направлена вовсе не на разогрев молодых тел на танцплощадках, а на поиск новых форм. Не композиционных и даже не звуковых — в первую очередь, настроенческих. Бессменный лидер легендарного берлинского коллектива Tangerine Dream Эдгар Фрёзе заявлял в этой связи, что синтезаторы позволяют ему передавать чувства, которые невозможно выразить средствами рока и блюза.

Музыкальная «электроника», как известно, на массовую сцену вошла другим путем, танецевальным. Конечно, это тоже акт медитации и связи с духовным миром — но уже в другой форме. Немцы, кстати, преуспели и в ней, но не забыли при этом про интеллектуальные поиски. В конце концов, жители Германии всегда были верны традициям: если уж за что-то берутся, то остановить их бывает сложно.

[em] Trio . Фото: Дмитрий Ермаков

Немцы — очень романтичный народ. Примеры на поверхности: Бах и Бетховен, Ницше и Шопенгауэр, режиссер Вим Вендерс. Даже Гитлер, мечтавший об изменении мироустройства, когда-то был всего лишь непризнанным австрийским художником (к слову, неплохим, пока не сменил тряпичный холст на ткань реального мира). Формальная и техническая сторона вопроса для немцев очень важны, это факт, но упреки в сухой расчетливости и бюргерском мещанстве исходят от людей, плохо знакомых с этой культурой. Достаточно посмотреть, как немцы себя ведут на многочисленных курортах. Очень непосредственные и по-хорошему диковатые в манерах.

Кристина Туоми . Фото: Дмитрий Ермаков

Возвращаясь же к формальности и технике: актуальность любого проекта для немца всегда была во главе угла. Вот в этом-то и проявляется немецкий перфекционизм: идея должна работать. В отношении музыки это означает, что если ретроградство и допустимо, то лишь в той степени, которая потенциально интересна сегодняшним слушателям. Иными словами, мы живем в XXI веке с его новой музыкой, а традиционный джаз — это круто, но откуда-то из архива, с виниловой пластинки в пыльном конверте.

А вот преемственность представленного на московской сцене немецкого джаза по отношению к ранне электронным симфониям очевидна. При этом, правда, собственно электронных инструментов на фестивале не было вообще — хотя в джазе они прижились уже давно и в разных формах. Возможно, такова была воля организаторов, решивших, что синтезаторов достаточно на других концертах, проводимых в рамках Года Германии в России. Но скорее всего, причина в другом: выбор инструментария отражает усталость современных музыкантов, в том числе и джазовых, от насыщенно синтетического звучания 90-х, из которого растут корни и нынешней эстрады. Тоска по живому звуку — сродни и таким модным трендам, как повальное увлечение йогой, крестьянскими традициями и идеями «зеленых». Это усталость современного человека от гремящего мегаполиса, от виртуального мира, от корпоративно-офисного театра. От елозящего по ушам индустриального рыка.

На этом фоне сочетание живого звука с современными музыкальными идеями дает слушателю отрезвляющий глоток свежести. Даже откровенно странный проект Кристины Туоми, вызвавший легкое изумление публики тем, что у вокалистки лучше получается говорить между песнями, чем собственно петь, — и тот звучал на современной и актуальной волне. Джаз Европы - и Германии в том числе - демонстрирует полную противоположность тому, чем является в сознании российских масс — играемый нашими музыкантами преимущественно в кабаках, он воспринимается как фон под водку или абсент. «Джаз осенью» совершенно другой: в нем подчеркнуты отказ от показной театральности, полный уход от гершвиновских традиций, игра на эмоциональных волнах, имитирующих пропущенные сквозь восприятие музыкантов звуки города, ветра, океана... Это музыкальная обнаженность, воспринимаемая у нас не всеми, потому что представлена она не в привычной форме. Наверное, поэтому концерты и проходили на небольшой площадке театра, а не в клубе или концертном зале.

Кристина Туоми . Фото: Дмитрий Ермаков 

И еще одно наблюдение, подтверждающее актуальность и даже некую мейнстримность нового европейского джаза: на фестивале в «Школе драматического искусства» молодые музыканты звучали более свежо и новаторски, нежели старшие коллеги. Даже заслуженный маэстро Йоаким Кюн — и то на фоне группы [em] Trio показался весьма старомодным, играя в проторенном русле академического авангарда XX века (что, конечно не умаляет глубины его игры, обусловленной недюжинным талантом и многолетним опытом). Молодые же удивили заразительной легкостью настроения даже при порой сложных формах композиции. Уже упомянутые [em] Trio, например, заявляют, что хотят слышать в джазе панк — и это получается, хотя по форме никакого панка там и нет. А аккомпанирующий себе соло на рояле певец Йенс Томас порадовал публику диапазоном вокальной игры в духе если не Бобби МакФеррина, то как минимум своего соотечественника Питера Фесслера, выступавшего в Москве в 2008 году. Кстати, Йенс тоже ищет в джазе бунтарства — но не панка, а рока: он цитирует в своих песнях AC/DC и даже исполняет кавер-версии их композиций.

Йенс Томас . Фото: Дмитрий Ермаков

Казалось бы, в России для джазовой сонористики тоже есть все условия: и мегаполисы, и природа, и унылые обезлюдевшие города, и непростые условия жизни. Тут, кстати, и панк стоит рядом: некоторые отечественные джазовые коллективы признаются в любви к этому стилю. Но получается совсем другое, не как у немцев.

Жить в Германии и заниматься там творчеством, наверное, легче, чем у нас — не приходится думать о дорожных пробках, бандитах и просто выживании. Но делать хорошую музыку мешает нам не тяжелая жизнь. Дело и не в мнимой русской тяге к мелодизму. Если джаз и авангард у нас играют, то потребность в них есть, и это в прах разбивает все аргументы защитников «песенного менталитета». Был же у нас Стравинский, в конце концов, пусть и уехал в эмиграцию.

Йенс Томас . Фото: Дмитрий Ермаков

 Очень неплохой саксофонист Алексей Круглов, явный приверженец школы Колтрейна, на заключительном концерте «Джаза осенью» вышел на сцену с Йоакимом Кюном — и прозвучал на фоне маэстро... не то чтобы плохо. Чужеродно. Алексей ставил на технику игры, псевдославянские инструментальные фразы и псевдорусский наряд. А Кюн – на эмоции. Как и Йенс Томас, как и [em] Trio, он вышел на сцену как на свободу, как на отдых. И я не услышал от них пресловутой немецкой выверенности. Но услышал дикую и дико филигранную игру, которая нашим джазменам (при всем уважении ко многим из них) пока не снилось.

Ведь в чем отличие российской музыки от европейской, при явном их родстве? И не только музыки — в этом уклад всей жизни: наши, увлекаясь концепцией, ставят выше всего именно ее. А европейцы — они просто играют, просто делают свое дело хорошо и с любовью. Концепция же попутно приходит сама, от нее все равно никуда не деться. Только вот для такого понимания и жизни, и искусства нам нужно хотя бы лет сорок, как народу Моисея в пустыне, пожить свободными. А учиться в итоге все равно будем у европейцев — об этом говорит вся наша история.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

11:30 Минкультуры проигнорирует экспертное заключение на фильм «Матильда»
11:07 Состояние богатейших европейцев выросло на 27 млрд долларов после победы Макрона
11:04 В Таджикистане не нашли сведений о соучастнике теракта в метро
10:54 AliExpress начнет доставлять заказы в крупнейшие города России за один день‍
10:47 Пентагон трижды перехватывал российские бомбардировщики вблизи Аляски
10:16 Взрыв бомбы в пакистанском микроавтобусе унес жизни 10 человек
10:00 Сослуживец узнал голос Хмурого на переговорах по транспортировке «Бука»
09:36 Скончался переводчик Набокова и «Гарри Поттера»
09:32 Останки индейского вождя XVII века вновь обретут покой
09:29 Актера Кирилла Сафонова не пустили на Украину‍
09:13 В МИД России упразднили должность уполномоченного по правам человека
09:09 В США убита россиянка
09:00 СМИ сообщили о планах США урезать финпомощь Украине на 70%
08:42 В ЛНР восстановили энергоснабжение после блэкаута со стороны Украины
08:26 Ле Пен вышла из «Национального фронта» на время выборов
08:10 Обама выступил на публике впервые после ухода из Белого дома
07:54 В Совфеде ответили на заявление Минобороны Британии о ядерном ударе
24.04 21:00 Во Франции огласили официальные результаты первого тура выборов
24.04 20:42 Гранату в компьютерный зал в Дагестане принес сын хозяина здания
24.04 20:24 «Роскосмос» подтвердил уход трех космонавтов
24.04 20:18 США предупредили КНДР об ударе в ответ на испытания ракет
24.04 19:59 Куйвашев предложил разместить производство Volkswagen в Свердловской области
24.04 19:58 Вексельберг рассказал о постройке планера для облета Земли за пять суток
24.04 19:28 Песков посоветовал спросить ДНР и ЛНР о вводе миротворцев в Донбасс
24.04 19:12 ФАС отозвала иск к Google по поводу предустановленных приложений
24.04 19:10 Путин уподобил свою работу жизни морских ангелов и чертей
24.04 18:50 Минспорт добился ареста имущества дочери информатора WADA
24.04 18:22 Депутаты предложили отменить условное наказание за некоторые коррупционные преступления
24.04 18:18 Российская легкоатлетка лишена бронзы Игр-2008
24.04 18:07 СМИ сообщили об увольнениях в отряде космонавтов
24.04 18:02 В Москве погиб снявшийся в сериале «Интерны» актер
24.04 17:47 После взрыва в дагестанской школе возбуждено дело
24.04 17:42 Кремль соберет на совещание заместителей полпредов и вице-губернаторов
24.04 17:13 Руководство радио «Зенит» уволили за новость о сносе лож на новом стадионе
24.04 16:56 Путин уличил некоторых борцов с коррупцией в саморекламе
24.04 16:47 Появилось видео с места взрыва в школе Дагестана
24.04 16:30 Повару из Подмосковья предъявили обвинения в связи с терактом в метро
24.04 16:06 В дагестанской школе взорвалась граната
24.04 16:03 Латвия названа самой ВИЧ-инфицированной страной Евросоюза
24.04 16:01 Лолита не узнала свою грудь на снимке СБУ
24.04 15:43 В Кремле опровергли заявления штаба Макрона о российском вмешательстве в выборы
24.04 15:35 Медведев сравнил прогнозы Минфина и МЭР с кинематографом
24.04 15:18 В Генпрокуратуре отказались назвать преемников главного военного прокурора
24.04 15:06 Песков рассказал о тотальной нетерпимости Кремля к коррупции
24.04 15:01 Кремль заявил о доверии Кадырову в вопросе преследования геев
24.04 14:49 Суд Петербурга отказал противникам передачи Исаакия в подаче иска
24.04 14:39 Главным достижением Путина россияне назвали рост боеспособности страны
24.04 14:15 Отцу полковника МВД Захарченко предъявлено обвинение по двум эпизодам
24.04 14:07 Лавров спросил Могерини об избирательности санкций
24.04 13:34 По делу о теракте в Стокгольме задержан новый подозреваемый
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.