Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 16:31
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Специфику сирийской цивилизации можно понять на примере сирийских святых

Фрагмент фрески в монастыре Св. Моисея Абиссинского в Сирии
Фрагмент фрески в монастыре Св. Моисея Абиссинского в Сирии

Филолог, византинист Алексей Владимирович Муравьев рассказал Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву об Арабском Халифате и сирийских святых в передаче «Наука 2.0» — совместном проекте информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Перед вами не расшифровка беседы, а ее краткое содержание.

Сирийская субцивилизация (иначе - христианская арамеоязычная) есть часть цивилизации Христианского Востока. Она сложилась, вообще говоря, как многофакторная. Тут сыграли свою роль и еврейские, и месопотамские влияния. Но в религиозном и культурном отношениях сирийцы осознали необходимость опираться прежде всего на наследие греческой христианской традиции: это и Библия, и сочинения греческих писателей, прежде всего отцов церкви, и другие произведения. Таким образом сирийцы были чем-то вроде народа толмачей, переводчиков. Профессия переводчика (по-сирийски мтаргмáна) было очень почетной и важной у них. Затем уже и арабы использовали сирийцев в качестве передаточного звена для античной мудрости.

Надо учитывать, что в самом начале арабских завоеваний арабы, в большинстве своем, были неграмотны. Это были кочевники, бедуины. Но некоторые племена жили оседло не в Хиджазе, а в Месопотамии (Джазира и ас-Шамс), и вот их постепенно стали в Византии и сасанидском Иране использовать как защитников границ, своеобразных «казаков» поздней античности. И они контактировали с сирийцами. С другой стороны, сами сирийцы после завоевания Сирии и Месопотамии стали переводчиками и чиновниками у арабов. С течением веков проходил процесс арабизации, и многие сирийцы потихонечку переводили тексты, которые читались ими, с сирийского на арабский. Возникла христианская арабская литература.

Арабский Халифат был уникален тем, что располагался на землях принципиально различного культурного статуса. Скажем, что-то переводилось в Дамаске или Багдаде с сирийского, или в Самарканде с персидского - и моментально распространялось на все государство, вплоть до Испании, которая была, как известно, одной из частей арабского мира. Многие представления, культурные паттерны переходили из языка в язык, из культуры в культуру. Арабская культура многое заимствовала из сирийской, ведь даже слово «Коран» (al-Qur’an), как считают ученые, имеет сирийские корни – слово керьяна значит «сборник для чтения».

Поэтому для понимания средиземноморской культуры сирийская струя очень важна. Очень хорошо специфику сирийской субцивилизации можно почувствовать на примере сирийских святых. Святой по-сирийски - каддиша, а по арабски ал-киддис, это однокоренные слова, этот корень существует во всех семитских языках и обозначает, как считают лингвисты, нечто светлое, высокое и даже чистое. Святые были конечнео «чистыми», но в культурном смысле это были, прежде всего, люди, о которых читали. О них писались житийные повествования, «истории» (сир. ташьята) и даже целые житийные «романы».

Чем отличались сирийские святые от византийских греческих, римских или египетских? Сирийцы, коренные жители ближнего Востока - люди, как принято говорить, с горячей кровью, - очень старательно смиряли свой бурный темперамент, выработав особый сирийский тип аскетизма (греческое слово аскетизм значит «упражнение», а сирийцы говорили обычно мьятрута, «восхождение»). Этот радикальный аскетизм, «умерщвление плоти» «зажимание» физического состояния человека в крайних условиях (физически подчас действительно тяжелейших) помогали им преодолеть ограничения земного существования и восходить на вершины умозрения, которое и было целью сирийских аскетов или, как их называли в Сирии, ихидáйе, «одинокие».

Просто голодать неделями и обвязываться железными цепями так, что все тело покрывалось ужасными язвами, - ему было мало. Желая дойти до самых пределов усмирения плоти, он нашел яму, углубил ее и поселился в ней.

Сирийцы рано восприняли христианство (в I в.), - и от грекоязычных христиан приняли и греческую традицию календарного «почитания» святых. Поэтому в сирийском церковном календаре каждый день богослужебного года посвящен одному святому или нескольким – как и у православных христиан в России. Вообще, первыми святыми (после Христа и Богородицы) стали мученики. Известно, что, например, в Антиохии уже в IV в. было принято праздновать память всех мучеников в один день - пятницу. Постепенно начали появляться и другие типы святости, которые приобрели в Сирии, да и вообще на Востоке, большую популярность. Некоторые из них попали затем и в византийский и древнерусский обиходы; яркий пример - Симеон Столпник Старший, создатель нового вида аскетизма. Просто голодать неделями и обвязываться железными цепями так, что все тело покрывалось ужасными язвами, - ему было мало. Желая дойти до самых пределов усмирения плоти, он нашел яму, углубил ее и поселился в ней вместе с разными ближневосточными насекомыми и пресмыкающимися. После того как собратья вытащили его оттуда, он придумал еще более хитрую штуку. Он выбрал для жизни старую колонну (по-славянски «столп») - обломок древнего храма. Спать или сидеть на ее вершине места не было, поэтому он проводил все время стоя. И вот в таком положении стоя прожил почти два десятка лет, - в молитвах и беседах с людьми. Вот такой сирийский аскетизм. По его пути пошли затем многие сирийские, а потом и византийские подвижники.

Вообще, в сирийской традиции, несмотря на радикальное отстранение от мира, аскет, с одной стороны, начинает приобретать характер универсального символа, а с другой – становится центром некой целой большой социальной организации: вокруг столпов-колонн, на которых стояли такие подвижники, возникали целые монастыри и поселения. К столпу Симеона люди приходили с детьми, семьями, строили дома, жили месяцами и даже годами. Это как раз образец особой сирийской святости: человек выбирает практику не только, допустим, смирения плоти, но и некоего вертикального изменения своего состояния, - он поднимается вверх и физически, и духовно.

Второй пример сирийской святости - «Человек Божий» (гавра д-аллáха), как его называли в Сирии. В Византии, когда туда попала эта история, он стал называться Алексиос. Этот Алексий Человек Божий (а вместе с ним и имя «Алексей») был чрезвычайно популярен и в России - после крещения сына Михаила Федоровича Романова, Алексея Михайловича, будущего знаменитого «Тишайшего» царя. Так вот, в Сирии он назывался просто «Человек Божий», ибо особая тактика смирения этого святого выражалась в отказе от своей семьи, от своего имени и своей страны. По преданию, он происходил из знатной семьи и прибыл в Сирию «из Рима». Тут, правда, надо иметь в виду, что «Рим» в житиях того времени - это слово, которое значит просто «откуда-то с запада», может, из Константинополя, а может быть, еще откуда-то. Когда этого святого спрашивали, кто он такой, он ограничивался словами: «я просто чужак, странник» (ξένος). От этого слова «ксенос», видимо, и произошло его греческое имя Άλέξειος, похожее на имена греков, но все же отличное от них.

В Эдессе (город на территории нынешней восточной Турции, современное название - Урфа) его основным делом была молитва и аскетический труд, в которых он пребывал с утра до вечера. Сознательно выйдя за границы социума, он лишился не только имени и семьи, но и самого места в социальной организации. Окружающие его презирали, принимая за дурачка, а после его смерти - закопали на кладбище для чужеземцев. И затем весь этот тип подвижничества стал называться «аксенаюта» (по-сирийски) или ξενιτεία по-гречески, то есть «странничество».

Были у сирийских христиан и иные способы аскетического умаления плоти – одни питались травой (т. н. «воски», греч. βοσκοί), другие, как известный в Византии и на Руси сириец Иоанн Златоуст подолгу жили в пустыне, спали на голой земле.

Были у сирийских христиан и иные способы аскетического умаления плоти – одни питались травой (т. н. «воски», греч. βοσκοί), другие, как известный в Византии и на Руси сириец Иоанн Златоуст подолгу жили в пустыне, спали на голой земле, третьи оставались в городах, т. н. «сыны и дочери Завета». Некоторые из этих видов подвижничества очень сильно повлияли на византийцев, а через них – и на Русь. Неслучайно, читая про подвиги св. Сергия Радонежского и его учеников, мы вспоминаем то Симеона, то Алексия. Сирийцы создали во многом христианский аскетический тип поведения, так что он стал неотрывным от облика христианина. Многие сирийские писатели – мар Афрем (известный как Ефрем «Сирин», т.е. сириец), Симеон Меспопотамский (его труды ходили под именем «Макария Великого») мар Исхак Ниневийский (у греков - Исаак «Сирин») описали сирийскую святость как парадигмальную, как образец. На основании их произведений мы можем лучше представить себе быт и жизнь сирийцев в поздней античности и раннем средневековье. Сирийская субцивилизация – христианская по своей сути и знание о сирийских святых помогает понять не только сирийцев далекого прошлого, но и византийцев и нашу Древнюю Русь не только со стороны их плодов, но и со стороны их корней, к которым принадлежит и сирийская субцивилизация, культура арамеоязычных христиан поздней античности.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.