Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 октября 2017, суббота, 02:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

21 ноября 2012, 20:03

Бункер-тюрьма-овощехранилище-клуб-галерея

Известный немецкий архитектор Йенс Каспер, перестроивший бункер времен Второй мировой войны в Берлине под галерею и дом ее владельца, и переделавший огромный склад в Лондоне под новое помещение галереи White Cube, прочел онлайн-лекцию на спецпроекте «Винзавода» «Территория дизайна» в рамках конкурса «Старый объект - новое качество».

Как оказалось, «Винзавод» немецкому архитектору место не чужое.  Не только потому, что этот проект - в области его постоянного интереса к трансформации заброшенных зданий под современные нужды, с бережным отношением к истории и вообще неким «экологическим» подходом, принципом архитектурного ресайклинга. Оказалось, что он в середине 80-х слушал в Аахене как студент лекции Александра Бродского, работавшего над «Винзаводом», и очень рад, что ситуация в стране изменилась так, что Бродский теперь уже не вынужден быть только «бумажным архитектором», и может строить.

Йенс Каспер показал несколько своих проектов, включая только что завершенный, информация о котором еще нигде почти не опубликована:  проект преобразования насосной станции в Берлине в офис PR-агентства.

Здание 19 века находится недалеко от Тиргартена, на берегу канала, куда сбрасывались дурно пахнущие сточные воды от насосной станции – но это, кончено, было в старые добрые времена. На чертеже, сделанном в 1875 году, видно, что здание состоит всего из двух помещений – в правом были сами насосы, а в левом – паровые машины, вырабатывающие энергию для работы станции. «Чертеж удивительный, поскольку само оборудование на нем не показано – впрочем, это военная проблема, что архитекторов не интересует техническое оборудование, а инженеров не интересуют идеи архитекторов» - заметил Каспер. Часть насосов и механизмов Йенс Каспер решил оставить в здании как память и украшение интерьера – тут он опровергает свои же слова, что инженерная сторона строительства архитекторов не интересует – возможно, так и бывает часто, но не в его случае.

Фасад насосной станции для сточных вод 19 века, сейчас выглядит так же. Инженерные контсрукции, находившиеся внутри. Эскпонаты музея скульптур, размещенного после замены паровых двигателей на электричество.

Интересно, что в презентации у Каспера были в том числе слайды, которые показывали отдельно то, что он сделал, без здания: таким образом можно было ясно отделить сделанное от имевшегося ранее и оценить как изобретательность, так и размеры вторжения в историческую постройку – но тут Касперу стесняться нечего, все сделано предельно деликатно. Нужно было разместить внутри большое количество рабочих мест и кучу всякой оргтехники, расширить пространство, и он вставил внутрь платформу, разделяющею пространство на два этажа, к задней части пристроил прямоугольный блок с кабинетом директора агентства, и третий привнесенный элемент – стена, отделяющая участок от соседних. Все три элемента объединяют  бетонные поверхности, контрастирующие со старинной кирпичной кладкой и декором старого здания, таким образом визуально можно сразу понять, где старое, где новое, и они отлично подчеркивают красоту друг друга.

Раньше интерьер станции был единым пространством, и при создании дополнительных площадей удалось сохранить ощущение открытости и свободы. Появились уютные и уединенные уголки, но не превратились в каморки  – в интерьере почти нет дверей, общественные зоны вроде зала для совещаний или кофе-бара плавно перетекают в кабинеты.

Интерьер PR-агентсва в насосной станции. Элементы, привнесенные Каспером в старое здание. Часть старого здания и присторенный блок с кабинетом директора.

Труба, которую видно на фотографиях на заднем плане – это часть строения, один из самых красивых каминов для деревянного дома в Берлине, и конечно, ребята из  департамента защиты исторического наследия с большой настороженностью отнеслись к идее переделки этого здания. Касперу пришлось побороться с ними и насчет высоты блока  кабинета директора – защитники наследия требовали, чтобы современная пристройка была намного ниже. К счастью, ему удалось настоять на своем – сейчас крыша нового здания визуально продолжает карниз старого, а какая-то полумера, скачок высоты превратил бы ее в нелепый сарайчик, которому стыдно за свое существование.

Когда вместо паровых двигателей стали использовать электрические, левая часть здания стала музеем изваяний из камня. Часть этих скульптур оставалась в здании в 2003 году, когда перед Каспером была поставлена задача преобразовать здание, их нужно было сохранить. Возможно, для другого архитектора это стало бы проблемой, но Каспер не без юмора встроил их в интерьер – громадная фигура древнего героя, стоящая во главе стола для совещаний, придает величие рабочим моментам, а клиентов приветствует аллегория Пруссии с мечом и в шлеме.

Эскпонаты музея скульптур в интерьерах агентсва.

Одна из известнейших работ Йенса Каспера – новое помещение White Cube, ныне самой крупной коммерческой галереи в Лондоне. Изначально в этом здании был склад, галерея взяла его в аренду на 70 лет, и достаточно быстро он заполнился произведениями известнейших художников, и они решили – зачем их просто хранить там, ведь их можно там же и показывать. Пространство огромное, больше футбольного поля,  Бермондси стрит, на которой находится склад – узенькая улочка, и небольшое открытое пространство – только перед входом в галерею, были дискуссии, что с ним делать, и как потом стало ясно на открытии, очень хорошо, что Каспер настоял оставить двор пустым. На вернисаж  пришло полторы тысячи человек, как пошутил Каспер – потому что в этот день галерея бесплатно угощала пивом, но как бы там ни было, зрителям и любителям пива было где разместиться.

Слева - сравнение площадей: Гуггенхайм в Нью-Йорке, White Cube на Бермондси Стрит, Тейт Модерн в Лондоне, Арсенале в Венеции, футбольное поле. Справа - сравнение площадей, на которых работал White Cube.

По периметру склад был заставлен произведениями искусства, а в свободную центральную часть Каспер встроил экспозиционные пространства: большой зал, зал с названием «9х9х9» - он действительно девять метров в высоту, ширину и длину, и можно сказать, является символом галереи с названием «Белый куб», а также дает возможность выставлять произведения очень большой высоты, а также «приватные» выставочные залы, позволяющие сделать выставку специально для одного коллекционера, книжный магазин, архив.

План галереи в здании склада на Бермондси стрит. Вход в галерею: виден коридор (на плане - под цифрой 1), слева на склад въезжает фура.

Внутри были сохранены полы из слоя бетона 15-ти сантиметровой толщины, это память и в некотором смысле традиция: во многих галереях знаменитого нью-йоркского художественного района в Челси такие же полы из отполированного бетона. Так же Каспер показал фото с выставки в новом White Cube с оригинальным экспонатом, пожарной машиной из Чикаго, подвешенной к потолку – чтобы дать представление о масштабах и о том, как архитектор укрепил потолки.

Экспозиции White Cube.

Еще одна работа Йенса Каспера не имеет отношения к общей теме его лекции и основной линии его творчества, реновации исторических пространств под современные нужды – это частный дом с садом  в Ольденбурге, очень маленьком скучном городке на Севере Германии. Он показал вид участка и окрестностей сверху  - посередине пустой зеленый участок, сад, принадлежащий большой семье, с одного конца сада – дом заказчика и бок о бок с ним дом его родителей, по двум сторонам участка, в гуще других домов – дома брата заказчика и его кузена. Вся семья живет достаточно близко, не на разных концах света, но все-таки по отдельности, соблюдая дистанцию.

Красные крестики - два рядом: дома заказчика и родителй, два в отдалении - дома его брата и кузена. Белый крестик - новый дом заказчика. План нового дома.

Заказчику, профессору местного университета, этого оказалось недостаточно, и как главную задачу Каспера он обозначил: «Я хочу спать один», выбрав место, куда хотел удалиться с супругой, ровно посередине участка с садом. Каспер придумал построить два дома, соединенные и разделенные одновременно –  в одном его спальня, кухня, ванная и кабинет и зимний сад, в другом все то же самое для его жены. на Викимарте Разделение на половины проходит незаметно, дом такой сложной формы, что нельзя с первого взгляда разделить его на две части, но внешняя отделка дома из деревянных панелей потихоньку проползает внутрь дома и мягко прочерчивает границу между двумя половинами, и ни в одном из помещений нет окон, которые бы смотрели на некое общее для половин пространство – каждое окно является рамой для красивого вида в саду и позволяет уединиться в созерцании природы.

Въезд в гараж. Вид на сад. Внутренне прстранство дома, в которое проникает внешняя отделка, разделяя его на две части.

Большим сюрпризом для Каспера было то, что уже после завершения строительства хозяева показали ему старинное фото и план не сохранившегося фамильного дома – он так же был одним зданием, внутри строго разделенным на две половины. Таким образом, даже не имея материального объекта для сохранения и реновации, Каспер умудрился сохранить историческую память.

Архитектура отпечаталась в характере и привычках ее обитателей. После лекции я пошла на закрытие выставки Нади Бушеневой в Random gallery, кстати, тоже об архитектуре – она сделала рисунки, в которых фрагменты модернистской архитектуры сплетались в столь же невозможные пространства, как в тюрьмах Пиранези, что адекватно отражало превращение утопических зданий в трущобы, невозможность реализации утопии. Галерея работает по большей части с выпускниками ИПСИ, который называют институтом Бакштейна. Она располагается на верхнем этаже здания, куда надо подниматься пешком по маленькой непарадной лестнице. Мне подумалось, что архитектура вызывает привыкание – в институт, который располагается на чердаке в бывшей мастерской Кабакова, надо идти по такой же лестнице, и определенный тип пространства становится родным.

Самое известное здание Йенса Каспера – бункер Второй Мировой войны в Берлине, построенный в 1945 году, и преобразованный в пространство для частной художественной коллекции с квартирой коллекционера на верхнем этаже. Здание находится недалеко от станции Фридрихштрассе и является частью инфраструктуры метро. После войны он был тюрьмой, потом овощехранилищем, для него там был идеальный внутренний климат, а в 1989 стал всемирно известным ночным клубом. Крыша – бетонный монолит 3-метровой толщины, внешние стены – толщиной 1, 8 метра. Пять этажей с совершенно одинаковой планировкой. В здании 7 входов и шесть лестниц, что должно было обеспечить максимально быстрый доступ в задние в  случае тревоги.

Слева вверху - отверстия, которые пробили в крыше для квартиры, далее - план подъема в квартиру, планировка. Внизу: сохраненные фасады, планировка, путь прохода по зданию, объемы.

Бывали бункеры, в которых можно было прожить долгое время, этот строился для того, чтобы только переждать опасность, здесь были запланированы сидячие места на 2500 человек и туалеты. Всего в Германии во время войны было построено около 8000 бункеров и большинство из них не сохранились. Во многих немецких городах вы можете видеть странные холмы – это бункеры, засыпанные остатками руин зданий вокруг них и заросшие со временем травой и деревьями.

Внутри этого бункера сохранилась старая вентиляция, очень красивая, и ее решили сохранить, так же как и какие-то фрагменты, напоминающие о ночном клубе. Например, на полу одного из залов можно видеть контуры от туалетов бункера, а на распределительном щитке – граффити с эмблемой клуба. Фасад  не меняли, просто реставрировали. Но внутри структура была изменена таким образом, чтобы можно было пройти по спирали, обходя все этажи по периметру, поднимаясь с первого на последний этаж. Кое-где убирали потолок, кое-где стены, и вместо набора одинаковых комнат получались разнообразные пространства – местами высотой в 3 или 4 этажа, и многие работы художники делают в жанре site specific, специально для этого уникального пространства. Работы, которые раньше уже выставлялись в других местах, в этом здании выглядят по-другому – перетекая из одного пространства в другое, они постепенно раскрываются, как книга. Это совершенно отличается от White Cube, архитектуру которой можно назвать generic spaces, универсальной коробкой для чего угодно. Здесь здание само по себе очень выразительно, и в зависимости от того, что выставляется (а постоянной экспозиции здесь нет), здание каждый раз воспринимается по новому.

Одна из эекспозиций в галерее: пространство на 4 этажа, работа польской художницы Моники Сосновской, сделанная специально для этого места, зал, в котором видно следы от уничтоженного перекрытия.

В бетонной крыше пробили прямоугольную дыру для лестницы, через которую можно было попасть на будущую стройплощадку для резиденции, выдолбили углубление для бассейна и лунки, в которые потом посадили деревья. Для всего этого потребовалось поднимать экскаватор на крышу, бригада работала 6 недель и шум разносился на несколько  километров вокруг. Архитектор очень благодарен жителям этого весьма престижного района, что они все это вытерпели. Ну что же, в результате они обзавелись достопримечательностью по соседству.

Так бункер выгялдит сейчас. Рабочие пробивают в плите крыши углубление для бассейна.

Планировка квартиры наверху – гостиная с открытым камином площадью 250 кв. м., кухня, помещение с ванной для гостей, и спальня с гардеробной и ванной для хозяев. В интерьерах галереи не использовали стекло, полированные поверхности, только грубые материалы, соответствующие облику и истории здания. В квартире –  бетон, дуб и известняк. Фасад квартиры на крыше – многослойный, бассейн находится между стеклянной стеной гостиной и прозрачным занавесом из алюминиевых цепочек. Внутри квартиры можно видеть произведения искусства – нет разделения на выставочное пространство и жилое, выставка продолжается даже в ванной.

Бассейн на крыше за занавесом из алюминиевых цепочек. Кровать в ванной для переутомившихся гостей.

Итоговым слайдом в презентации Йенса Каспера была схема, нарисованная им для студентов и показывающая, с каким множеством людей ему пришлось общаться, советоваться, просить помощи или переубеждать, чтобы осуществить этот проект.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20.10 21:10 Два взрыва в афганских мечетях унесли 72 жизни
20.10 20:47 Ространснадзор допустил возможность отзыва лицензии «Мострансавто»
20.10 20:36 Биткоин преодолел отметку в 6 тысяч долларов
20.10 20:08 СМИ назвали голосовавших против Мединского в президиуме ВАК
20.10 19:42 Из бюджета «Евровидения» в Киеве пропало 18 млн долларов
20.10 19:30 В СК рассказали о двух версиях гибели Дмитрия Марьянова
20.10 19:11 СМИ назвали автора экономической программы для штаба Собчак
20.10 18:48 Калининградский губернатор объяснил невыполненное обещание «кочаном»
20.10 18:29 Мужчина устроил резню в польском торговом центре
20.10 18:05 Турецким гранатам и баклажанам открыли путь в Россию
20.10 17:45 Ространснадзор внес несколько авиакомпаний в зону риска
20.10 17:34 Основатель «Теремка» опроверг планы закрытия сети
20.10 17:13 СМИ узнали о долговом аресте жилья дочери Собянина
20.10 16:57 В Думу внесут законопроект об отказе от таксофонов в крупных городах
20.10 16:54 Брызнувший в росгвардейца газом школьник оправдался рефлексом
20.10 16:26 КНДР посоветовала США смириться с ее ядерным статусом
20.10 16:11 Глава Минкомсвязи пообещал полное исчезновение роуминга
20.10 15:49 Васильеву осчастливило решение президиума ВАК по диссертации Мединского
20.10 15:36 Глава Сбербанка пообещал России ставки по ипотеке в 5%
20.10 15:23 Поклонская опровергла сообщения о сохранении украинского гражданства
20.10 15:04 Мединский пообещал дать россиянам почитать свою диссертацию
20.10 14:43 Грузинские энтомологи назвали жука в честь писателя Нила Геймана
20.10 14:39 Суд обязал МВД Украины завести на Порошенко дело из-за Саакашвили
20.10 14:20 СМИ сообщили об обнаружении алкоголя в крови Марьянова
20.10 14:09 Испанские власти назначили досрочные выборы в Каталонии
20.10 13:57 Мединский рассказал о заседании президиума ВАК
20.10 13:52 ФОМ отметил снижение уровня одобрения работы Путина
20.10 13:48 «Матильда» откроет Неделю российского кино в Париже
20.10 13:46 Большинство инопланетных цивилизаций скрыты подо льдом
20.10 13:41 Зампред ЦБ рассказала о пользе низкой инфляции
20.10 13:24 Экс-главе Новосибирской области дали условный срок за превышение полномочий
20.10 13:20 Суд отклонил иск журналиста «Новой газеты» Али Феруза к МВД
20.10 13:07 Президиум ВАК рекомендовал оставить Мединскому ученую степень
20.10 12:50 Глава ВАК дал доступ к «делу Мединского» только ему самому
20.10 12:46 Зампред Сбербанка назвал Avito одной из основных площадок кибермошенников
20.10 12:39 Роспотребнадзор снова запретил продавать «Боярышник»
20.10 12:30 Появилось новое аналитическое издание об Украине
20.10 12:26 Саакашвили позвал народ на вече обсудить «Украину после Порошенко»
20.10 12:22 Россия отказалась присоединяться к новым договорам по запрету ядерного оружия
20.10 11:59 Собчак и другим звездам поручили контролировать работу Роскачества
20.10 11:56 Приставы получили право без полиции задерживать неплательщиков алиментов
20.10 11:53 В США получил официальное одобрение еще один вид генной терапии
20.10 11:45 Орешкин заявил о необходимости создать русский аналог AliExpress
20.10 11:31 В Думе анонсировали ряд спецопераций по окончании войсковой операции в Сирии
20.10 11:27 Мединский прибыл на заседание президиума ВАК по своей диссертации
20.10 11:20 ФАС начала разработку ограничений доли государства в банках
20.10 11:05 Федеральное собрание и кабмин подготовят новый закон о молодежи
20.10 10:50 Закон о «народных инспекторах» поступил из кабмина в Госдуму
20.10 10:43 Обвиняемая по делу «Седьмой студии» выехала в Латвию как туристка
20.10 10:38 Венгрия добилась от Украины уступок по закону об образовании
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.