Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 11:11
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

21 ноября 2012, 18:26

Сергей Иванов: «Сравнивать Россию с Византией - играть словами, не более»

Византийская мозаика, ок. 350 г.
Византийская мозаика, ок. 350 г.

Необходимо разделять типологические и генетические связи культур. Некоторое простое сходство мы можем прослеживать и с империей инков, и с древним Китаем, где одинаково сложно соотносятся такие базовые понятия, как власть и собственность.

Россию часто сравнивают с Византией, особенно когда речь заходит о всесилии бюрократии, о необходимости давать взятки, о намеренной усложненности законов. Можно ли говорить, что эти черты унаследованы современной Россией именно от Византии? На мой взгляд - нет! 

Такие вещи не наследуются через века. В нашей истории бытовали совершенно разные формы взаимодействия власти и собственности, а Византии не существует уже много столетий. Кроме того, даже когда Византия и Русь и взаимодействовали, эти государства были совершенно разными. Одна цивилизация была построена на основах средиземноморской культуры, на римских государственных институтах и римском праве, другая же - на совершенно иных. 

В какой момент возник миф, что Византия - это эдакое государство совершенной бюрократии? Отчасти ведь это правда: большую часть своего существования она представляла из себя бюрократическую империю. Только стоит помнить, что Византия просуществовала тысячу лет, и в самом начале была восточной частью Римской Империи, в конце - малюсенькой территорией вокруг Константинополя. Вначале - это еще античность, в конце - Новое время (когда пал Константинополь, уже родился Колумб). Говорить о "единой" Византии бессмысленно. Так же, как, впрочем, и о том, что Русь, взаимодействуя с Византией, полностью заимствовала ее государственные институты. Церковь - да, что-то заимствовала, но властные институты развивались совершенно иначе. Это была эпоха племенных княжений, когда князь отвечал за то, чтобы урожай не побило градом, и чтобы детей рождалось много. Князь являлся настоящим варварским правителем - мощным, сильным и способным воевать.

Византийский император - это верховный чиновник. И он воспринимал себя именно так - он знал, что смертен, и даже постоянно носил с собой для памяти мешочек с прахом. При коронации византийского императора всегда просили выбрать вид его будущего саркофага, а на официальных церемониях рядом с ним обязательно находился человек, постоянно повторявший: "помни о смерти". Да, он считался выбранным Богом, но лишь на время. Не случайно и сегодня каждый, кто приходит в Святую Софию в Константинополе, видит мозаику, на которой византийский император падает ниц перед престолом Христа. Примечательно, что на ней даже имя не подписано, это просто византийский император - любой.

После того, как византийский император ставил свою подпись пурпурными чернилами (такие чернила - только его привилегия!) под тем или иным указом, его должны были заверить ровно 34 чиновника, в четырех министерствах, и только потом он вступал в силу! Естественно, бюрократический аппарат на Руси не мог похвастаться ничем подобным, хотя бы даже по своим размерам.

В Византии все лебезили перед всеми, это был закон жизни. И на протяжении веков главной фигурой в жизни государства считался чиновник, у которого была гибкая спина. Это другая система ценностей, отличная от феодальной системы, развивавшейся в Западной Европе. Другое дело, что нельзя ее критиковать за непрозрачность - в Средние века "прозрачных" государств не существовало. 

Русские купцы в XI веке, в момент становления русско-византийских отношений, конечно, сталкивались с подобными порядками. Скажем, они понимали, что константинопольский городской голова - очень важный человек, и если хочешь торговать, то надо с ним договариваться, в том числе путем взяток. Они понимали, что византийский чиновник - могучая фигура. Но, возвращаясь домой в свои полудикие леса, что они могли перенять? 

К тому же русские князья зачастую смотрели больше на своих западных, а не восточных соседей: на поляков, на венгров, перенимая многое у них.

Иван III был абсолютно равнодушен к наследию Византии

Существует и второй очень распространенный миф. После падения Константинополя император Константин XI, передавая свою библиотеку - будущую библиотеку Ивана Грозного - своей племяннице Зое, будущей Софье, сказал: "Довези ее до Москвы, и нашего двуглавого орла им передай". Это абсолютное вранье, от начала до конца. 

Софья в Константинополе никогда не была, дядю никогда не видела, воспитывалась при папском дворе в католичестве, и решение ее выдать за московского царя - исключительно папское желание, чтобы обратить Ивана III в католицизм. Идею о том, что Москва должна заботиться о наследии Константинополя, царю внушили итальянцы, главным образом венецианцы. Они были в панике перед стремительным распространением Османской империи и, среди прочего, смотрели и в сторону Москвы. Склонить к этому московских царей пытались и бежавшие от мусульман греческие священники, напоминавшие, что Русь теперь - единственное православное государство, - однако и к их призывам в Москве показывали равнодушие. 

Двуглавый орел Ивана III - заимствование от Австрийской империи. Титул императора принадлежал, разумеется, не Софье, а ее брату Андрею (и он его продал потом французскому императору). 

Идея о том, что Россия - наследница Византии, появилась гораздо позже. В Западной Европе в эпоху Просвещения сложился очень негативный образ империи, прежде всего - из-за ее сконцентрированности на религиозных вопросах. В немецком языке появилось слово "byzantinismus": ругательство, обозначающее бюрократизм, а во французском "byzantine" - погрязать в мелочных спорах. И оттуда это уже перешло и в Россию, закрепившись и в современном обиходе. Хотя современная западная наука, надо заметить, уже давно не считает Византию жупелом, наоборот, сегодня в ней пытаются усмотреть провозвестника европейского единства.

В конце XVIII - XIX веке Россия с аппетитом стала поглядывать в сторону Константинополя, думая расчленить Османскую империю. Первой об этом задумалась Екатерина II - она даже назвала внука Константином, мечтая, что он станет правителем бывшей столицы Византии. Потом греческий проект был похоронен, но в конце XIX века, после успеха русского оружия в битвах с турками, о нем вспомнили вновь. С идеей овладеть Константинополем и проливами Россия вошла и в Первую мировую войну. За это, кстати, Византию не любила тогдашняя либеральная общественность, считая ее очередной игрушкой в руках царизма.

Но самое главное - понимать, что все разговоры о связи России и Византии - это игра словами, к реальной Византии не имеющая никакого отношения.

 На Руси долгое время к греческой церкви относились с подозрением

Россия унаследовала от Византии базовый институт - Православную церковь. Это, пожалуй, сложнейший вопрос, поскольку он затрагивает сферу того, как человек живет. Но здесь есть интересный момент: долгое время на Руси к греческой церкви относились с подозрением, греков считали "путаниками", говоря, что нам бы лучше простую веру. В Византии было иначе: были и ратовавшие  за простую веру, и утверждавшие, что для понимания христианства нужно Платона и Аристотеля читать. Русские не чувствовали в себе склонности к подобным спорам. Совсем.

 Когда, поздний отсвет Византии, Максим Грек приехал в Московию и начал учить богословию, ему сначала долго-долго говорили, что нужно бы попроще, а потом и вовсе в "холодную" посадили: сложности до добра не доводят. Надо помнить, что "у них" это опирается на всю толщу средиземноморской культуры, а у нас - вырастает из снега и бескрайних полей. 

После того, как пала Западная Римская империя, церковь стала, по сути, единственным выжившим институтом, и так вырос уникальный авторитет римского Папы. На Востоке церковь всегда оставалась в подчинении у государства, поскольку даже в эпоху катаклизмов оно не исчезало: патриарха можно было сместить, можно было обрить налысо, посадить на осла и возить по ипподрому.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.