Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 01:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

26 ноября 2012, 13:06

Русское политическое кощунство

Фото: odintsovo.info
Фото: odintsovo.info

Парламентарий призывает ввести статью за кощунство и святотатство. Что за этим стоит? Когда говорят о попрании святыни, святотатстве или кощунстве, странным образом все это относится не к правящей страте и к самим священникам, а только к обывателям. В нашей истории священники танцевали на иконах, а российский самодержец возглавил «крестный ход» на свиньях. При попытке определения русского кощунства и русского святотатства, оказывается, что вопрос не о сакральном, а о политическом дейстиви. Имеет тогда вообще смысл наказывать за «кощуны»?

 Экстремально ли кощунство в Росиии?

Последняя неделя показала, что дискуссия по поводу кощунства и нарушения «чувств верующих» нисколько не умолкает. Депутат Госдумы от "Единой России" Алексей Журавлев внес в законопроект,  по которому в Кодексе об административных нарушениях появится статья о «святотатстве». В Замоскворецком районном суде Москвы прошло первое заседание по делу о признании экстремистским видеоролика Pussy Riot «Богородица, Путина прогони». На встрече с новоизбранными членами совета по правам человека президент Путин отметил, что торопиться с принятием закона «О защите чувств верующих» не следует, тема защиты чувств верующих - слишком сложная материя и «надо подумать, чтобы не было перегибов».

До сей поры сторонники ужесточения законодательства в сфере религиозных отношений уверяли, что вопрос решить очень просто. Достаточно принять новый закон, устанавливающий серьезную ответственность за оскорбление чувств верующих, как все проблемы будут решены. Прекратятся акции крестоповала, «богохульные» выставки, танцы на солее и вообще все верующие и неверующие станут жить дружно. Учитывая то, что современные законы вообще малоэффективны, их исполнение необязательно, применение избирательно и политически мотивировано, надежды на законодательную борьбу против кощунства - нет. Положение усугубляет тот факт, что сами понятия «оскорбление чувств верующих», «кощунство», «богохульство» являются принципиально субъективными, а не юридическими. Уже сегодня их толкование связано с философско-религиозными убеждениями или даже с уровнем гуманитарных знаний каждого конкретного человека.

Самый яркий пример – предложенная депутатом А.Журавлевым поправка в КоАП о «святотатстве». В русском языке и дореволюционном праве этот термин означал «татьбу святого» - кражу собственности, принадлежащей церкви. Журавлев же предлагает называть святотатством «неуважительное отношение к чувствам граждан, высказанное путем оскорбления их религиозных взглядов». Совершенно очевидно, что если депутат Госдумы г-н Журавлев не знает, что такое на самом деле «святотатство», то каких философских и лингвистических познаний можем требовать от сотрудников правоохранительных органов, судей, которые будут применять подобные законы? Да еще и неизвестно, что очередной судья пожелает расценить как «неуважительное отношение к чувствам» и будет ли его решение зависеть от личного вероисповедания, членства в какой-либо партии, неприязни к какой-то конфессии или просто плохом настроении.

Былые кощунники

Считается, что дореволюционная Россия,  имевшая именно такое, заточенное против богохульств и кощунств законодательство, являла собой заповедник мирного сосуществования верующих, где на фоне карающих законов не было места ни религиозным кощунствам, ни случаям «оскорбления чувств верующих». Однако при ознакомлении с историей вопроса обнаруживаются не только целые эпохи тотального неуважения к чувствам верующих, но и самые удивительные, дикие, а порой и трагические случаи кощунства или богохульства. Посягательство на церковное имущество, случаи кощунства и святотатств нередко случались на Руси во время междоусобных конфликтов. Известно, что русские князья, бояре и дружинники, нимало не смущаясь, присваивали в покоренных городах полюбившиеся иконы, церковные драгоценности, а заодно казнили священнослужителей, чрезмерно преданных своему местному господину.

Кощунства совершались, чтобы показать, кто в царстве хозяин. Не менее «оскорбительными для чувств верующих» были, например, известные походы Ивана IV Грозного в новгородские и псковские земли. Тогда было разорено множество храмов и монастырей, зверски замучен бывший московский митрополит Филипп (Колычев). Но царю можно, ведь кощунство – это политика. Верно и обратное: политика против царя должна рушить опорные алтари царства. Не меньшим размахом кощунств, грабежей храмов и убийств клириков отличались все крестьянские войны и восстания. Разинцы и пугачевцы убивали священников, подозреваемых в сотрудничестве с царским правительством. Так, например, в 1670 году со стены был сброшен астраханский митрополит Иосиф. В 1771 году во время так называемого Чумного бунта восставшими был убит Московский архиепископ Амвросий (Зиртес-Каменский). Царские войска также не церемонились со священниками, сочувствующим голытьбе или присягнувшими восставшим. Такие незамедлительно отправлялись на виселицу.

Считается, что большевики были атеистами и ненавидели религию. Это верно для самого Ленина и так называемых старых большевиков, однако пришедшее на их смену новое поколение относилось к религии более прагматично. Отряхнув с ног прах безбожных пятилеток, Сталин смог вполне мирно ужиться с церковной верхушкой, выделив синоду митрополита Сергия спецпайки и другие блага тогдашней номенклатуры.

Разумеется, разного рода оскорбления чувств верующих и кощунства совершались, что называется, и в мирное время. Один из первых задокументированных случаев кощунств относится к так называемой ереси жидовствующих, распространившейся в России XV века. Учение жидовствующих обнаружило себя не столько проповедью богословских истин, сколько непостижимыми для этой эпохи безобразиями. Архиепископу новгородскому Геннадию стало известно, что многие заслуженные священники города демонстративно пренебрегают церковными правилами: блудят с женщинами, употребляют мясную пищу в посты. Однако православный люд больше потрясло отношение еретиков к иконам. Жидовствующие топтали их, рубили топорами, бросали в печь. Как выяснилось, новгородские священники из сектантов давно занимались подобными кощунствами.

Однако архиепископу об этом стало известно лишь после того,  как в 1487 году перебравшие вина попы Григорий и Герасим стали скидывать иконы на пол и танцевать прямо на святых образах. Честно говоря, по сравнению с этими подвигами батюшек Pussy Riot «отдыхает». Но тут обнаружилось, что в кощунствах участвуют и высшие лица церковного руководства. Московский митрополит Зосима, по свидетельству Иосифа Волоцкого, «хулил Господа нашего Исуса Христа… он возводил многие хулы и на Пречистую Богородицу; Божественные Кресты он выбрасывал в нечистые места, святые иконы сжигал, называя их истуканами». Можно списывать все на еретическое учение, и это будет верно, но тут важно другое: жидовствующие хулили и оскорбляли иконы и кресты тайно, на своих встречах, а не прилюдно.

Это было религиозное кощунство, а не политическое. Но в церковной жизни XIX – начала XX века были и безобразные публичные случаи, которые сегодня расценили бы как очевидные кощунства. Так миссионерская газета «Колокол» за 1906 г. сообщала: «В местной казенной гимназии был устроен вечер с танцами и спектакль. Это происходило в гимназической церкви, для чего иконостас завесили, большое паникадило покрыли коленкором, образа сняли со стен, а на их места повесили портреты». По меркам законов – это кощунство. А в Преславской семинарии были пойманы семинаристы, пририсовывавшие фигурам на иконах рога и хвосты и даже выкалывавшие образам глаза. В первом случае перед нами обычное, «бытовое» русское православное кощунство, которого никто не замечает, а во втором – хулиганство исподтишка, но с оттенком публичного действия. Семинаристов посадили в карцер, может еще и выпороли – всего-то делов.

«Чужая святыня»?

Согласно статистике, в середине XIX века ежегодно регистрировалось несколько сотен преступлений религиозного характера. Однако среди них значительная часть относилась к так называемому совращению в раскол или проповеди сектантства. Доля самих по себе фактов неподобающего отношения к церковный святыне - кощунств и богохульств - была существенно ниже. Так с 1885 по 1889 годы было зарегистрировано 277 таких преступлений, а с 1890 по 1893 – 452. В этой статистике указаны случаи кощунств и направленные против святынь официальной, господствующей церкви. Наибольшее распространение среди таких преступлений получили хулиганские выходки в храмах, оскорбления священнослужителей, порча икон, крестов. Многие из подобных деяний совершались под воздействием винных паров и, проспавшись, кощунник спешил раскаяться. Однако были и преднамеренные деяния, связанные с сектантскими или даже атеистическими воззрениями очередного богохульника. Протестанты могли хулить иконы и крест, но их вера не требовала от них разрушения православных святынь или других публичных действий.

Другое дело - случаи кощунств, направленные против представителей не признанных государством или пораженным в правах исповеданий. Эти, какими бы оскорбительными они не были, не регистрировались и кощунством не считались, хотя поруганию часто подвергались православные святыни. В этой связи интересны факты оскорбления святынь, принадлежащих старообрядческим согласиям. В отличие от русских рационалистических и мистических сект, культурологический облик которых действительно противоречил традициям восточного христианства, старообрядческие храмы, кресты и иконы практически ничем не отличались от храмов, крестов и икон официальной церкви. Однако их осквернение не только не допускалось, но и всячески поощрялось.

Историк и публицистов Ф. Е. Мельников описывает типичную историю времен Александра II: «В Воскресение, 5 сентября 1865 г., во флигеле старообрядки Толстиковой (в семи верстах от г. Хвалынска) совершалась старообрядческая литургия. Было уже прочитано св. Евангелие, сказывалась сугубая ектения. В этот момент внезапно раздался страшный треск от взлома оконных ставней и рам, а чрез разбитое окно влез в храм, где шла божественная литургия, хвалынский полицейский чиновник Виноградов и с ним пять человек других полицейских. Виноградов был пьяным, он остановил богослужение нестерпимыми ругательствами, а когда священник обратился к нему с мольбой дать окончить литургию, он шагнул в алтарь, схватил стоявшую на св. жертвеннике чашу с освященным к таинству вином, выпил его прямо из потира и стал закусывать лежавшими здесь просфорами. Священник и молящиеся пришли в ужас от такого кощунства государственного чиновника и, оцепенев от охватившего их страха, не знали, что им делать. А между тем Виноградов уселся на св. Престол, закурил папироску от горевших здесь свечей и продолжал произносить неприличную брань. Затем всех молящихся арестовал во главе со священником, которому не позволил даже разоблачиться. Лежавший на дискосе Агнец Виноградов выбросил куда-то». Кресты и иконы старообрядцев подвергались публичному похулению, но никто кроме самих оскорбляемых не считал это экстремизмом.

Не менее печальная судьба постигла и почитаемые мощи некоторых старообрядческих святых. В 1736 году близ Новгорода-Северского по приказу генерала князя Алексея Шаховского были сожжены нетленные останки преподобных старцев Иоасафа и Феодосия Ветковских. Уже в просвещенное время, в 1896 году миссионер архимандрит Исидор Колоколов, бывший инспектор Петроградской духовной академии, возглавил разорение старообрядческого монастыря "Обвалы" (близ станицы Кавказской). Там он обнаружил могилы почитаемых в старообрядчестве епископа Кавказского Иова и священника Григория. Приказав выкопать тела усопших из земли, Колоколов «расколол их гробы и, соорудил из них костер, облив эти тела предварительно керосином». С целью особого надругательства миссионер приказал сбросить несгоревшие кости в отхожее место. Подобные случаи хорошо демонстрируют, что в дореволюционной России кощунство и богохульство не имели абсолютного смысла, а подчинялись политической прагматике. За одно и то же деяние, например, поругание над христианским крестом, в зависимости от того, к какому исповеданию он принадлежал, менялась степень наказания или даже поощрения.

Царственный богохульник

Законодательство XVII-XIX веков жестко карало религиозные преступления. Однако, как это принято в России, даже самые строгие законы никогда не простираются до высот государственной власти. Наиболее замечательно в этом отношении царствование Петра I. Знаменитые петровские ассамблеи, новомодные церемониалы, экзекуции и карнавальные действа часто включали в себя пародии на устройство и обряды христианских церквей, насмешку над законами нравственности. Большой известностью пользовались так называемые «Всепьянейшие и Всешутейшие соборы», на которых происходили попойки, оргии и кощунственные представления. Среди их участников были известные государственные деятели Г.И. Головкин, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Ф.М. Апраксин и, конечно же, сам царь Петр Алексеевич. В рамках всешутейшего собора они носили титулы, «заимствованные» - как пишет путешественник И. Корб, - от церкви: «диаконы», «иподиаконы», «попы», «архиереи», «митрополиты», «архи-игуменья» и «князь-игуменья».

Имена самих участников Собора превращались в непристойные псевдонимы. Русский самодержец взял себе кличку «протодиакон Пахом-пихайхуй». Один из его сподвижников Никита Зотов получил сан «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-еби Никита Пресбургский , Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ». Генерал-фельдмаршал Александр Бутурлин носил титул «князь-папа Ибасса». Им прислуживали причетники «поп Феофанхуй Шушерин», «диакон Посадинахуй Головин» и многие другие. В похмельных заседаниях собора и кощунственных представлениях принимали участие и действующие священнослужители церкви. Среди них - первый вице-президент Синода, автор «Духовного регламента» архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. А в шутовской свадьбе князя-папы «новобрачных» венчал 90-летний священник Архангельского собора. Заседания всешутейшего собора иногда приурочивались ко дням православных праздников и постов. Так в Вербное воскресение царь, пародируя шествие Христа на осляти, возглавлял шутовскую процессию, состоящую из саней, запряженных свиньями и козами.

Обряд поставления в «князя-папу» или шутовского «патриарха» совершался в Москве в первую неделю после Крещения. Поставляемый в князя-папу облачался в архиерейские одеяния, лоб его и руки помазались крепким вином, а шутовские архижрецы возлагали на него руки с молитвой: «Рукополагаю аз, старый пьяный, сего нетрезваго во имя всех пьяниц, во имя всех скляниц, во имя всех дураков, во имя всех шутов, во имя всех сумасбродов, во имя всех водок, во имя всех вин… во имя всех табаков, во имя всех кабаков — яко жилище отца нашего Бахуса. Аминь». Затем на голову новопоставленного «патриарха» водружалась архиерейская шапка и присутствующие «игуменьи» и «диаконисы» пели церковное песнопение: «Аксиос!», что в переводе с греческого означает «Достоин!». После этого присутствующие должны были целовать руку «патриарха», а его «игумений» в «лоно подпупное».

На Святках совершался пародирующий церковное водоосвящение обряд «освящения» вина: «И как всешутейший князь-папа приедет, певчие государевы поют "Христос рождается" по обычаю; и потом поставят на столе великую чашу, с собою привезенную, налитую вином; и в поставленных креслах сядет князь-папа, и возле чаши положены два пузыря говяжьих от больших быков, и в них насыпано гороху, и у той чаши кругом на коленях стоят плешивые. И архидьякон возглашает: "Всешутейский князь-папа, благослови в чаше вино!" И потом папа со стола берет по пузырю в руку и, обмоча их в чаше в вине, бьет плешивых по головам, и ему закричат многолетие разными птичьими голосами. А потом архидиякон, из той чаши наливши ковш под гербом, подносит всем присутствующим…»  Во время этих обрядов «священнодействовали» шутовские священники. Они кадили присутствующих табаком и серой, кропили водкой и пивом. Когда участники всешутейшего собора освящали новопостроенный дворец Франца Лефорта, вместо креста использовались скрещенные курительные трубки. Выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и «Духовная брань» Евгении Мальцевой по сравнению с забавами «птенцов гнезда Петрова» - просто детский лепет.

Но что интересно – говоря о кощунстве, поминают только большевиков. Ибо те через умаление церкви решали политическую задачу, а Петр и его «Собор» - вроде бы нет. К петровскому времени можно отнести и начало кампании против почитания местных святынь, «не внесенных в официальные реестры». Жертвами этой кампании, длившейся вплоть до середины XIX века, стали сотни «не дозволенных для почитания», а потому уничтоженных могил местных святых, снесенных часовен, изъятых из употребления икон. Размышляющему над этими страницами отечественной истории становится понятно, что осуждение кощунства и святотатство в русской истории часто было взаимосвязано с политической целесообразностью. Репрессии следовали не за столько за саму хулу, сколько за ее общественную принадлежность или политическое позиционирование. Поэтому закономерно, что само по себе жестокое законодательство не может остановить ни кощунств, ни святотатств, ни религиозных конфликтов. Богохульства, приводившие простого мужика на плаху, прощались высшим лицам государства и их приближенным.

Сам по себе факт надругательства над религиозной святыней не мог стать поводом к наказанию, если она не принадлежала, как тогда говорили, «господствующему исповеданию». Да,  эти святыни дозволялось профанировать, лишь бы на то была монаршья воля или решение правительственного синода. Как уже писал А. Муравьев, вопрос о «кощунстве» есть на самом деле вопрос границ сакрального пространства в современном обществе. А оскорбление и поругание всегда были печальной, но неотъемлемой частью отечественной религиозности, ее политическим реверсом. Иначе говоря, кощунство – своеобразная форма политической магии.

Не случайно предвыборные программы политиков больше похожи на ритуальные заклинания, а наша политика – на одно большое кощунство. Именно поэтому невозможно штрафами, тюремными посадками, лагерями и каторгами решить вопросы политической культуры, свободы веры и свободы совести. Решение этой проблемы лежит совсем в иной плоскости – в развитии гражданского самосознания и самоорганизации, начале широкого общественного обсуждения границ и функций сакрального пространства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

04.12 21:00 Путин выразил соболезнования родным погибших в ДТП в ХМАО
04.12 20:45 Число жертв пожара в ночном клубе в Окленде выросло до 24 человек
04.12 20:31 Организаторы «Евровидения» опровергли перенос конкурса в Москву
04.12 20:16 Президентские выборы в Австрии выиграл независимый кандидат ван дер Беллен
04.12 20:03 Думский комитет одобрил увеличение расходов на борьбу с допингом вдвое
04.12 19:37 Активистов «Яблока» задержали в московском парке «Торфянка»
04.12 19:21 СМИ анонсировали участие премьера Франции в праймериз Соцпартии
04.12 19:06 В Узбекистане завершились президентские выборы
04.12 18:40 Банк правительства Крыма отключит банкоматы
04.12 18:26 Порошенко пообещал наказание виновникам перестрелки сотрудников МВД
04.12 18:08 Минобороны РФ отчиталось об освобождении 52% Алеппо
04.12 17:54 СКР завел дело по факту аварии в ХМАО
04.12 17:09 Число жертв ДТП в ХМАО выросло до 12 человек
04.12 16:55 Российские биатлонисты выиграли золото и серебро в гонке преследования
04.12 16:44 Умер шестой раненный коллегами под Киевом полицейский
04.12 16:36 На Кубе погребли прах Фиделя Кастро
04.12 16:27 Жертвами стрельбы в финской Иматре стали мэр и журналистки
04.12 16:15 В Сирии за неделю амнистировали более 2,5 тысяч боевиков
04.12 16:09 В ДТП в ХМАО погибли десять человек
04.12 15:49 В МИДе РФ объявили об отсутствии у Афганистана альтернативы российским вертолетам
04.12 15:07 В перестрелке между сотрудниками МВД под Киевом погибли пятеро
04.12 14:49 «Шапекоэнсе» признали победителем Южноамериканского кубка
04.12 14:39 Четыре государства призвали собрать ГА ООН по Алеппо
04.12 14:11 СМИ рассказали о подготовке плана «серого» Brexit
04.12 13:47 Борис Гребенщиков написал Дадину в колонию
04.12 13:23 В Крыму допустили обрушение украинской телевышки
04.12 13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
04.12 12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
04.12 12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
04.12 12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
04.12 11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
04.12 11:35 Саратовская область перешла на новое время
04.12 11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
04.12 11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
04.12 10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
04.12 10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
04.12 10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
04.12 10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
04.12 09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
04.12 09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
04.12 09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
04.12 09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
04.12 09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
04.12 08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.