Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 09:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 ноября 2012, 13:06

Русское политическое кощунство

Фото: odintsovo.info
Фото: odintsovo.info

Парламентарий призывает ввести статью за кощунство и святотатство. Что за этим стоит? Когда говорят о попрании святыни, святотатстве или кощунстве, странным образом все это относится не к правящей страте и к самим священникам, а только к обывателям. В нашей истории священники танцевали на иконах, а российский самодержец возглавил «крестный ход» на свиньях. При попытке определения русского кощунства и русского святотатства, оказывается, что вопрос не о сакральном, а о политическом дейстиви. Имеет тогда вообще смысл наказывать за «кощуны»?

 Экстремально ли кощунство в Росиии?

Последняя неделя показала, что дискуссия по поводу кощунства и нарушения «чувств верующих» нисколько не умолкает. Депутат Госдумы от "Единой России" Алексей Журавлев внес в законопроект,  по которому в Кодексе об административных нарушениях появится статья о «святотатстве». В Замоскворецком районном суде Москвы прошло первое заседание по делу о признании экстремистским видеоролика Pussy Riot «Богородица, Путина прогони». На встрече с новоизбранными членами совета по правам человека президент Путин отметил, что торопиться с принятием закона «О защите чувств верующих» не следует, тема защиты чувств верующих - слишком сложная материя и «надо подумать, чтобы не было перегибов».

До сей поры сторонники ужесточения законодательства в сфере религиозных отношений уверяли, что вопрос решить очень просто. Достаточно принять новый закон, устанавливающий серьезную ответственность за оскорбление чувств верующих, как все проблемы будут решены. Прекратятся акции крестоповала, «богохульные» выставки, танцы на солее и вообще все верующие и неверующие станут жить дружно. Учитывая то, что современные законы вообще малоэффективны, их исполнение необязательно, применение избирательно и политически мотивировано, надежды на законодательную борьбу против кощунства - нет. Положение усугубляет тот факт, что сами понятия «оскорбление чувств верующих», «кощунство», «богохульство» являются принципиально субъективными, а не юридическими. Уже сегодня их толкование связано с философско-религиозными убеждениями или даже с уровнем гуманитарных знаний каждого конкретного человека.

Самый яркий пример – предложенная депутатом А.Журавлевым поправка в КоАП о «святотатстве». В русском языке и дореволюционном праве этот термин означал «татьбу святого» - кражу собственности, принадлежащей церкви. Журавлев же предлагает называть святотатством «неуважительное отношение к чувствам граждан, высказанное путем оскорбления их религиозных взглядов». Совершенно очевидно, что если депутат Госдумы г-н Журавлев не знает, что такое на самом деле «святотатство», то каких философских и лингвистических познаний можем требовать от сотрудников правоохранительных органов, судей, которые будут применять подобные законы? Да еще и неизвестно, что очередной судья пожелает расценить как «неуважительное отношение к чувствам» и будет ли его решение зависеть от личного вероисповедания, членства в какой-либо партии, неприязни к какой-то конфессии или просто плохом настроении.

Былые кощунники

Считается, что дореволюционная Россия,  имевшая именно такое, заточенное против богохульств и кощунств законодательство, являла собой заповедник мирного сосуществования верующих, где на фоне карающих законов не было места ни религиозным кощунствам, ни случаям «оскорбления чувств верующих». Однако при ознакомлении с историей вопроса обнаруживаются не только целые эпохи тотального неуважения к чувствам верующих, но и самые удивительные, дикие, а порой и трагические случаи кощунства или богохульства. Посягательство на церковное имущество, случаи кощунства и святотатств нередко случались на Руси во время междоусобных конфликтов. Известно, что русские князья, бояре и дружинники, нимало не смущаясь, присваивали в покоренных городах полюбившиеся иконы, церковные драгоценности, а заодно казнили священнослужителей, чрезмерно преданных своему местному господину.

Кощунства совершались, чтобы показать, кто в царстве хозяин. Не менее «оскорбительными для чувств верующих» были, например, известные походы Ивана IV Грозного в новгородские и псковские земли. Тогда было разорено множество храмов и монастырей, зверски замучен бывший московский митрополит Филипп (Колычев). Но царю можно, ведь кощунство – это политика. Верно и обратное: политика против царя должна рушить опорные алтари царства. Не меньшим размахом кощунств, грабежей храмов и убийств клириков отличались все крестьянские войны и восстания. Разинцы и пугачевцы убивали священников, подозреваемых в сотрудничестве с царским правительством. Так, например, в 1670 году со стены был сброшен астраханский митрополит Иосиф. В 1771 году во время так называемого Чумного бунта восставшими был убит Московский архиепископ Амвросий (Зиртес-Каменский). Царские войска также не церемонились со священниками, сочувствующим голытьбе или присягнувшими восставшим. Такие незамедлительно отправлялись на виселицу.

Считается, что большевики были атеистами и ненавидели религию. Это верно для самого Ленина и так называемых старых большевиков, однако пришедшее на их смену новое поколение относилось к религии более прагматично. Отряхнув с ног прах безбожных пятилеток, Сталин смог вполне мирно ужиться с церковной верхушкой, выделив синоду митрополита Сергия спецпайки и другие блага тогдашней номенклатуры.

Разумеется, разного рода оскорбления чувств верующих и кощунства совершались, что называется, и в мирное время. Один из первых задокументированных случаев кощунств относится к так называемой ереси жидовствующих, распространившейся в России XV века. Учение жидовствующих обнаружило себя не столько проповедью богословских истин, сколько непостижимыми для этой эпохи безобразиями. Архиепископу новгородскому Геннадию стало известно, что многие заслуженные священники города демонстративно пренебрегают церковными правилами: блудят с женщинами, употребляют мясную пищу в посты. Однако православный люд больше потрясло отношение еретиков к иконам. Жидовствующие топтали их, рубили топорами, бросали в печь. Как выяснилось, новгородские священники из сектантов давно занимались подобными кощунствами.

Однако архиепископу об этом стало известно лишь после того,  как в 1487 году перебравшие вина попы Григорий и Герасим стали скидывать иконы на пол и танцевать прямо на святых образах. Честно говоря, по сравнению с этими подвигами батюшек Pussy Riot «отдыхает». Но тут обнаружилось, что в кощунствах участвуют и высшие лица церковного руководства. Московский митрополит Зосима, по свидетельству Иосифа Волоцкого, «хулил Господа нашего Исуса Христа… он возводил многие хулы и на Пречистую Богородицу; Божественные Кресты он выбрасывал в нечистые места, святые иконы сжигал, называя их истуканами». Можно списывать все на еретическое учение, и это будет верно, но тут важно другое: жидовствующие хулили и оскорбляли иконы и кресты тайно, на своих встречах, а не прилюдно.

Это было религиозное кощунство, а не политическое. Но в церковной жизни XIX – начала XX века были и безобразные публичные случаи, которые сегодня расценили бы как очевидные кощунства. Так миссионерская газета «Колокол» за 1906 г. сообщала: «В местной казенной гимназии был устроен вечер с танцами и спектакль. Это происходило в гимназической церкви, для чего иконостас завесили, большое паникадило покрыли коленкором, образа сняли со стен, а на их места повесили портреты». По меркам законов – это кощунство. А в Преславской семинарии были пойманы семинаристы, пририсовывавшие фигурам на иконах рога и хвосты и даже выкалывавшие образам глаза. В первом случае перед нами обычное, «бытовое» русское православное кощунство, которого никто не замечает, а во втором – хулиганство исподтишка, но с оттенком публичного действия. Семинаристов посадили в карцер, может еще и выпороли – всего-то делов.

«Чужая святыня»?

Согласно статистике, в середине XIX века ежегодно регистрировалось несколько сотен преступлений религиозного характера. Однако среди них значительная часть относилась к так называемому совращению в раскол или проповеди сектантства. Доля самих по себе фактов неподобающего отношения к церковный святыне - кощунств и богохульств - была существенно ниже. Так с 1885 по 1889 годы было зарегистрировано 277 таких преступлений, а с 1890 по 1893 – 452. В этой статистике указаны случаи кощунств и направленные против святынь официальной, господствующей церкви. Наибольшее распространение среди таких преступлений получили хулиганские выходки в храмах, оскорбления священнослужителей, порча икон, крестов. Многие из подобных деяний совершались под воздействием винных паров и, проспавшись, кощунник спешил раскаяться. Однако были и преднамеренные деяния, связанные с сектантскими или даже атеистическими воззрениями очередного богохульника. Протестанты могли хулить иконы и крест, но их вера не требовала от них разрушения православных святынь или других публичных действий.

Другое дело - случаи кощунств, направленные против представителей не признанных государством или пораженным в правах исповеданий. Эти, какими бы оскорбительными они не были, не регистрировались и кощунством не считались, хотя поруганию часто подвергались православные святыни. В этой связи интересны факты оскорбления святынь, принадлежащих старообрядческим согласиям. В отличие от русских рационалистических и мистических сект, культурологический облик которых действительно противоречил традициям восточного христианства, старообрядческие храмы, кресты и иконы практически ничем не отличались от храмов, крестов и икон официальной церкви. Однако их осквернение не только не допускалось, но и всячески поощрялось.

Историк и публицистов Ф. Е. Мельников описывает типичную историю времен Александра II: «В Воскресение, 5 сентября 1865 г., во флигеле старообрядки Толстиковой (в семи верстах от г. Хвалынска) совершалась старообрядческая литургия. Было уже прочитано св. Евангелие, сказывалась сугубая ектения. В этот момент внезапно раздался страшный треск от взлома оконных ставней и рам, а чрез разбитое окно влез в храм, где шла божественная литургия, хвалынский полицейский чиновник Виноградов и с ним пять человек других полицейских. Виноградов был пьяным, он остановил богослужение нестерпимыми ругательствами, а когда священник обратился к нему с мольбой дать окончить литургию, он шагнул в алтарь, схватил стоявшую на св. жертвеннике чашу с освященным к таинству вином, выпил его прямо из потира и стал закусывать лежавшими здесь просфорами. Священник и молящиеся пришли в ужас от такого кощунства государственного чиновника и, оцепенев от охватившего их страха, не знали, что им делать. А между тем Виноградов уселся на св. Престол, закурил папироску от горевших здесь свечей и продолжал произносить неприличную брань. Затем всех молящихся арестовал во главе со священником, которому не позволил даже разоблачиться. Лежавший на дискосе Агнец Виноградов выбросил куда-то». Кресты и иконы старообрядцев подвергались публичному похулению, но никто кроме самих оскорбляемых не считал это экстремизмом.

Не менее печальная судьба постигла и почитаемые мощи некоторых старообрядческих святых. В 1736 году близ Новгорода-Северского по приказу генерала князя Алексея Шаховского были сожжены нетленные останки преподобных старцев Иоасафа и Феодосия Ветковских. Уже в просвещенное время, в 1896 году миссионер архимандрит Исидор Колоколов, бывший инспектор Петроградской духовной академии, возглавил разорение старообрядческого монастыря "Обвалы" (близ станицы Кавказской). Там он обнаружил могилы почитаемых в старообрядчестве епископа Кавказского Иова и священника Григория. Приказав выкопать тела усопших из земли, Колоколов «расколол их гробы и, соорудил из них костер, облив эти тела предварительно керосином». С целью особого надругательства миссионер приказал сбросить несгоревшие кости в отхожее место. Подобные случаи хорошо демонстрируют, что в дореволюционной России кощунство и богохульство не имели абсолютного смысла, а подчинялись политической прагматике. За одно и то же деяние, например, поругание над христианским крестом, в зависимости от того, к какому исповеданию он принадлежал, менялась степень наказания или даже поощрения.

Царственный богохульник

Законодательство XVII-XIX веков жестко карало религиозные преступления. Однако, как это принято в России, даже самые строгие законы никогда не простираются до высот государственной власти. Наиболее замечательно в этом отношении царствование Петра I. Знаменитые петровские ассамблеи, новомодные церемониалы, экзекуции и карнавальные действа часто включали в себя пародии на устройство и обряды христианских церквей, насмешку над законами нравственности. Большой известностью пользовались так называемые «Всепьянейшие и Всешутейшие соборы», на которых происходили попойки, оргии и кощунственные представления. Среди их участников были известные государственные деятели Г.И. Головкин, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Ф.М. Апраксин и, конечно же, сам царь Петр Алексеевич. В рамках всешутейшего собора они носили титулы, «заимствованные» - как пишет путешественник И. Корб, - от церкви: «диаконы», «иподиаконы», «попы», «архиереи», «митрополиты», «архи-игуменья» и «князь-игуменья».

Имена самих участников Собора превращались в непристойные псевдонимы. Русский самодержец взял себе кличку «протодиакон Пахом-пихайхуй». Один из его сподвижников Никита Зотов получил сан «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-еби Никита Пресбургский , Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ». Генерал-фельдмаршал Александр Бутурлин носил титул «князь-папа Ибасса». Им прислуживали причетники «поп Феофанхуй Шушерин», «диакон Посадинахуй Головин» и многие другие. В похмельных заседаниях собора и кощунственных представлениях принимали участие и действующие священнослужители церкви. Среди них - первый вице-президент Синода, автор «Духовного регламента» архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. А в шутовской свадьбе князя-папы «новобрачных» венчал 90-летний священник Архангельского собора. Заседания всешутейшего собора иногда приурочивались ко дням православных праздников и постов. Так в Вербное воскресение царь, пародируя шествие Христа на осляти, возглавлял шутовскую процессию, состоящую из саней, запряженных свиньями и козами.

Обряд поставления в «князя-папу» или шутовского «патриарха» совершался в Москве в первую неделю после Крещения. Поставляемый в князя-папу облачался в архиерейские одеяния, лоб его и руки помазались крепким вином, а шутовские архижрецы возлагали на него руки с молитвой: «Рукополагаю аз, старый пьяный, сего нетрезваго во имя всех пьяниц, во имя всех скляниц, во имя всех дураков, во имя всех шутов, во имя всех сумасбродов, во имя всех водок, во имя всех вин… во имя всех табаков, во имя всех кабаков — яко жилище отца нашего Бахуса. Аминь». Затем на голову новопоставленного «патриарха» водружалась архиерейская шапка и присутствующие «игуменьи» и «диаконисы» пели церковное песнопение: «Аксиос!», что в переводе с греческого означает «Достоин!». После этого присутствующие должны были целовать руку «патриарха», а его «игумений» в «лоно подпупное».

На Святках совершался пародирующий церковное водоосвящение обряд «освящения» вина: «И как всешутейший князь-папа приедет, певчие государевы поют "Христос рождается" по обычаю; и потом поставят на столе великую чашу, с собою привезенную, налитую вином; и в поставленных креслах сядет князь-папа, и возле чаши положены два пузыря говяжьих от больших быков, и в них насыпано гороху, и у той чаши кругом на коленях стоят плешивые. И архидьякон возглашает: "Всешутейский князь-папа, благослови в чаше вино!" И потом папа со стола берет по пузырю в руку и, обмоча их в чаше в вине, бьет плешивых по головам, и ему закричат многолетие разными птичьими голосами. А потом архидиякон, из той чаши наливши ковш под гербом, подносит всем присутствующим…»  Во время этих обрядов «священнодействовали» шутовские священники. Они кадили присутствующих табаком и серой, кропили водкой и пивом. Когда участники всешутейшего собора освящали новопостроенный дворец Франца Лефорта, вместо креста использовались скрещенные курительные трубки. Выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и «Духовная брань» Евгении Мальцевой по сравнению с забавами «птенцов гнезда Петрова» - просто детский лепет.

Но что интересно – говоря о кощунстве, поминают только большевиков. Ибо те через умаление церкви решали политическую задачу, а Петр и его «Собор» - вроде бы нет. К петровскому времени можно отнести и начало кампании против почитания местных святынь, «не внесенных в официальные реестры». Жертвами этой кампании, длившейся вплоть до середины XIX века, стали сотни «не дозволенных для почитания», а потому уничтоженных могил местных святых, снесенных часовен, изъятых из употребления икон. Размышляющему над этими страницами отечественной истории становится понятно, что осуждение кощунства и святотатство в русской истории часто было взаимосвязано с политической целесообразностью. Репрессии следовали не за столько за саму хулу, сколько за ее общественную принадлежность или политическое позиционирование. Поэтому закономерно, что само по себе жестокое законодательство не может остановить ни кощунств, ни святотатств, ни религиозных конфликтов. Богохульства, приводившие простого мужика на плаху, прощались высшим лицам государства и их приближенным.

Сам по себе факт надругательства над религиозной святыней не мог стать поводом к наказанию, если она не принадлежала, как тогда говорили, «господствующему исповеданию». Да,  эти святыни дозволялось профанировать, лишь бы на то была монаршья воля или решение правительственного синода. Как уже писал А. Муравьев, вопрос о «кощунстве» есть на самом деле вопрос границ сакрального пространства в современном обществе. А оскорбление и поругание всегда были печальной, но неотъемлемой частью отечественной религиозности, ее политическим реверсом. Иначе говоря, кощунство – своеобразная форма политической магии.

Не случайно предвыборные программы политиков больше похожи на ритуальные заклинания, а наша политика – на одно большое кощунство. Именно поэтому невозможно штрафами, тюремными посадками, лагерями и каторгами решить вопросы политической культуры, свободы веры и свободы совести. Решение этой проблемы лежит совсем в иной плоскости – в развитии гражданского самосознания и самоорганизации, начале широкого общественного обсуждения границ и функций сакрального пространства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.