Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 октября 2017, понедельник, 09:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

29 ноября 2012, 20:52
Моника Коперская Якуб Милчарек

Детский Университет: веселая наука

Логотип Детского Университета
Логотип Детского Университета

Прыжок в будущее

Детский Университет действует в Польше с 1987 года. Он реализует образовательные программы для детей 6-13 лет на основании активных метоов обучения - и с привлечением к преподаванию настоящих университетских специалистов.

Задача Университета - создание у детей глубокого интереса к наукам, на основе поощрения естественной детской любознательности, которая зачастую оказывается подавленной традиционным школьным подходом. Польский культурный центр и агентство Improve во второй раз представили программу университета для москвичей в Политехническом музее с 20 по 28 октября, включавшую воркшопы по химии, физике, биологии и геологии. Корреспондент Pro Science Кирил Меламуд побеседовал с Моникой Коперской и Якубом Милчареком (Ягеллонский университет, Краков), сотрудниками Детского Университета, посетившими осенью 2012 года Москву.

Чем вы занимаетесь в Ягеллонском университете?

Моника Коперска То, что мы делаем, находится на стыке научных дисциплин, занимающихся консервацией и сохранением объектов, на границе между искусством и наукой: изучаем химический состав бумаги, производившейся в Европе с середины девятнадцатого века до конца двадцатого. В настоящее время мы исследуем деградацию текста, красок, картин с химической точки зрения. Наша работа ведётся в сотрудничестве с краковскими музеями, мы стараемся сохранить все эти вещи для будущих поколений.

Якуб Милчарек Мы также участвуем в создании нового проекта, посвящённого сохранению марок, конвертов, открыток и других предметов коллекционирования.

У вас лаборатория в университете?

М.К. Да, на химическом факультете Ягеллонского университета.

Каким образом вы стали сотрудничать с Детским Университетом?

Я.М. Нас пригласили прочитать лекцию о химии дома, и у нас был выбор: говорить о химии на кухне, в ванной или в другой части дома. И мы решили говорить о мыле и мытье.

М.К. С одной стороны, то, что происходит в процессе мытья, очень интересно как химическая реакция. А с другой - мыло всегда используется для развлечения - ведь из него можно делать мыльные пузыри! Это яркий способ показать детям, что наука может быть весельем, что даже на самые повседневные дела, такие как мытье рук, можно посмотреть с такой необычной стороны. Я надеюсь, что у нас получилось использовать это в нашей лекции.

Ваш метод работы с детьми - собственной разработки, или кто-то научил вас в университете или Детском Университете?

Я.М. Мы много обсуждали, делились идеями, какие-то из них были отброшены, другие претерпели определенные изменения.

М.К. Мне кажется, что наш микротеатр, который мы делаем с детьми - вещь достаточно необычная. Обычно такого не делают... Мы просим детей стать молекулами. 

Я.М. Да, самое главное - это наш Микромолекулярный театр! Мы просим детей превратиться в соль, в воду.

Самое главное - это наш Микромолекулярный театр! Мы просим детей превратиться в соль, в воду.

М.К. И в грязь! 

Это уже пошла психология!

М.К. А большинство детей хотят быть грязью!!

Это вполне логично, ведь грязь символизирует безсознательное!

М.К. Возможно, вы объясните это лучше, чем мы. Мы верим в то, что оказываясь в роли молекулы, ребенок лучше начинает понимать, что там происходит, как-будто попадает на уровень элементарных частиц.

Они понимают это на телесном уровне.

М.К. Да, своим собственным телом.

Когда Детский Университет приглашал вас, откуда он знал, что вы - те самые люди, способные работать с детьми? 

Я.М. Нашему руководителю в университете предложили прочитать лекцию, а он спросил у нас, было ли бы нам интересно поучаствовать в такой игровой обучающей программе. Мы составили эту лекцию, выступили с ней несколько раз в Польше, потом нас пригласили в Москву.

М.К. Мы оба занимаемся изучением способов передачи научной информации, много работаем в этой области.

Я.М. У нас большой опыт в обучении людей искусству учить других. Вот например, как доносить информацию до детей. Мы учим людей выступать на конференциях. Как привнести в свое выступление элемент театральности.

М.К. Мы хотим преодолеть эту пропасть, отделяющую людей, их повседневную жизнь, от науки. В этом смысле наиболее продуктивно именно общение с детьми, поскольку они - будущее нашего общества. Поэтому мы сразу заинтересовались этой идеей.

Я.М. Интересно, что общение с детьми сильно отличается от общения со взрослыми, потому что дети всегда задают очень странные вопросы*. Приходится постоянно перескакивать с темы на тему, иногда объяснять самые простые вещи, очевидные для взрослых, самым простым языком.

Значит, возможно, учителю необходимы какие-то особые качества, например, умение быстро менять тему разговора.

М.К. Может быть, учителю важно перестать задавать вопросы и позволить детям начать задавать их. Потому что все привыкли к тому, что в школе детям запрещено задавать вопросы. Здесь спрашивает учитель. Их интерес к миру - как он устроен, как все в нем действует - он в некотором роде оказывается подавлен.

Может быть, учителю важно перестать задавать вопросы и позволить детям начать задавать их

Я.М. Особенно важно уметь и любить играть с детьми в научном ключе. Надо стать членом их группы.

М.К. Вы должны быть на одном уровне с детьми.

Это очень интересно. И каково же методологическое основание такого подхода?

Я.М. Можно напомнить слова Ричарда Файнмана: «Никогда не думайте о темах, думайте о проблемах». Неважно, идет ли речь о кинетике, динамике или электричестве, есть проблема энергии, ее передачи.

М.К. И дети не проводят границ: это химия, это физика, это география. Они ставят общие вопросы: как все это устроено. И мы стараемся думать в таком ключе. Дети помогают нам, они задают вопросы, которые не пришли бы нам в голову, и затем мы включаем их обсуждение в лекцию.

А другие ученые, работающие с Детским Университетом, тоже разделяют подобный подход?

М.К. Детский Университет - прекрасная группа людей, объединенных общим взглядом. Все мы ощущаем, что разговор с детьми - лучшее вложение времени. В Университете множество лекций по различным предметам, в том числе по политике, экономике. Некоторые из преподавателей намного старше нас, и они также стремятся к тому, чтобы говорить на максимально понятном языке, чтобы не испугать детей сложными терминами.

Я.М. Самое удобное - сравнить вещи, которые трудно объяснить, с простыми, известными детям из жизни.

Все мы ощущаем, что разговор с детьми - лучшее вложение времени.

М.К. Все больше и больше ученых в Польше стремятся сотрудничать с Детским Университетом, либо выходят с рассказом о науке к широкой аудитории. Ведь познание окружающего мира - одна из лучших вещей в жизни человека.

Заметили ли вы какую-то разницу между детьми в Польше и в России?

М.К. Да. Не знаю почему, но дети в России намного активнее проявляют себя, постоянно тянут руки. Они по-настоящему стремятся к знанию. 

Я.М. Может быть, они более открыты...

Меньше стесняются?

М.К. Нам по-настоящему понравилась их увлеченность. Очень приятно работать с такой аудиторией.

Что вы хотели бы сказать читателям Полит.ру на прощание?

М.К. Не бойтесь задавать вопросы. Учитесь у детей, ведь они все время задают вопросы. И это круто.


*P.S. «Там спрашивали что может раствориться в воде, а что нет. Мы сказали, что камень не может раствориться. Больше всех сказали, что камень не растворится. Ну еще там сказали, что камень все-таки может раствориться в воде, только долго очень. Он затупится, затупится, затупится, затупится - потом вообще пропал»

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Кирил Меламуд
Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии бедность библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Россотрудничество русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.