Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 ноября 2018, среда, 10:45
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

15 декабря 2012, 11:08

Советский дизайн: краудсорсинг и антикопирайт в СССР

Алёна Сокольникова, куратор Московского музея дизайна и выставки «Советский дизайн 1950-80-х» в Манеже.
Алёна Сокольникова, куратор Московского музея дизайна и выставки «Советский дизайн 1950-80-х» в Манеже.

Алёна Сокольникова, куратор выставки «Советский дизайн 1950-80-х», которой открылся Музей дизайна в «Манеже», рассказала о том, что в СССР уже существовали модные сейчас на Западе принцип «устойчивого развития» и тактика краудсорсинга, а вот «стайлинг» и «копирайт» тогда не были в чести. Современные слова оказываются применимы к дизайну времен СССР недаром – в нем было намечено много перспектив, но было и много провалов. Ни то, ни другое мы не учли, совершив обычную ошибку отказа от преемственности.

- По поводу советского дизайна часто говорят, что все украдено с западных образцов – так ли это?

- Клеймо прямого копирования западных аналогов закрепилось за нами в послевоенные годы, 50-е и первую половину 60-х. Тогда это было близко к истине – индустриальное производство было разрушено, а то технологическое оборудование, которое уцелело, успело за полдесятилетия безнадежно устареть. Дизайнеры оказались в ситуации, когда им в первую очередь надо было решать задачи восстановления массового производства, а не заботиться о конечном  потребителе. Сделать дешево, экономично и удобно для фабрик, а не для того, кто этим будет пользоваться. Это временная мера, важное стратегическое решение - развивать в первую очередь тяжелую индустриальную промышленность. Чтобы не терять времени и насытить население продуктами легкой промышленности, в открытую копировали западные образцы.

Радиоприемник "Звезда -54" - копия французского "Exelsior - 52". Из собрания Московского музея дизайна. Мотороллер "Вятка-ВП-150", сделанный по прототипу итальянского Vespa 150 GS. Из собрания Музея Индустриальной культуры.

В бюллетене «Техническая эстетика», начиная с первого выпуска 1964 года, писали – эту кинокамеру сделали по аналогу финской, а надо разрабатывать своё. И со второй половины 60-х годов  начинаются собственные разработки. Вот пылесос «Чайка» - первые выпуски копировали голландские пылесосы конца 30-х, а у нашей измененной версии, «Ракеты», полозья были заменены колесиками, и внутренняя оснастка поменялась. «Сатурн» -  на основе американского пылесоса Hoover Constellation (1955), но вместо воздушной подушки также колеса, и создана идеальная круглая форма с ободком в духе space age, эры космических полетов. Наши пылесосы были долговечными, так как делались «в нагрузку» на предприятиях тяжелой промышленности, но кроме того большинство отечественных моделей, начиная с 1950-х работали еще и на выдувание – это было очень популярно именно у нас. Пылесос становился многофункциональной вещью, им можно было отлично побелить потолки, опрыскивать растения от вредителей и ковры нафталином – это указано и в инструкциях.

И уже в 1960-70-е годы у нас были отечественные разработки, сильные с конструкторской точки зрения. Но желание «догнать и перегнать» рождало гигантоманию, и развивались те сферы, в которых можно было наиболее явственно показать преимущества социалистического образа жизни, особенный упор был на космос и военные технологии. Как остаточная часть этих технологий - часы «Ракета», например. Их делали как для космонавтов и подводников, так и для простых советских граждан, и потрясающего качества. Развивалась и фототехника, как продолжение «шпионской» истории – та же призмочка стояла и на танках, но официально, конечно, не имела отношения к Красногорскому механическому заводу имени С.А. Зверева («Зенит»). Один из первых и ведущих сотрудников дизайнерского бюро завода В.И. Шаблевич лично уговорил КГБ, чтобы объектив, снимающий на 120 градусов, разрешили запустить в массовое производство, потому что делать их только для Лубянки было экономически невыгодно. Получился фотоаппарат «Горизонт» - снизу придумали специальную ручку, потому что если держать его обычным способом, пальцы попадают в кадр широкоугольника. Разработанный на Красногорском заводе комплекс ТВ-аппаратуры "Енисей» позволил в 1959 году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны.

То же самое влияние «шпиономании» есть в музыкальной технике. Бытовые виниловые проигрыватели у нас были довольно низкого качества. Например, в электрофонах «Волга» и «Юбилейный», несмотря на стильный внешний вид, использовались самые дешевые комплектующие и динамики из картона, а какой же звук может давать картон. Вот профессиональное звукозаписывающее оборудование до сих пор остается одним из лучших, и на Запад покупают реплики советских звукозаписывающих машин. Пленочные магнитофоны, «бобинные», были лучше виниловых проигрывателей по качеству, что также было связано со слежкой. Запись на пленку использовалась еще в военные годы, хотя такого портативного, как показан у Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны», тогда, скорее всего, не существовало.

«Шесть минут гимнастики», гибкая пластинка из журнала «Кругозор». (Советский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал, с приложениями в виде гибких грампластинок. Издавался  в 1964-1992 гг). Собрание музея дизайна. Перспективный проект электропроигрываетеля "Фрегат SP-005", 1979, дизайнер Н.Слесарев, из собрания семьи автора.

- Развитие легкой промышленности отложили на потом, а что с тяжелой? 

- Отлично развивалось станкостроение, решались вопросы эргономичности производства. В первом номере «Технической эстетики» обсуждалось цветовое кодирование на производстве – как оно может создать для рабочего более комфортную среду и повысить производительность, или как перекомпоновать между собой детали станка, чтобы человеку приходилось делать меньше лишних движений. Первой разработкой выполненной для иностранцев, был проект токарного гидрокопировального станка с программным управлением, созданный в 1975 году дизайнерами ВНИИТЭ Александром Грашиным и Львом Кузьмичевым для итальянской фирмы «UTITA».

- Были ли в советском дизайне какие-то идеи, которые и сейчас важны и стоит их развивать, продолжать или начать осуществлять?

- В Советском союзе была отлично налажена вторичная переработка твердых бытовых отходов, сбор макулатуры, цветных металлов – после 90-х годов у нас это прекратилось полностью. Помните, у нас в Москве недавно поставили ящики для раздельного сбора мусора? Это стоило бешеных денег, хотя были более дешевые и качественные студенческие проекты. Я готова была носить мусор через три двора, чтобы положить в эти ящики. Только они очень маленькие, но не в этом дело – из них все ссыпали вместе и так же, как и раньше, отвозили на свалку. Ящики поставили для пропаганды, а перерабатывать отходы в нужном объеме пока негде. И это большой регресс.

Посмотрите на эти советские бутылки для кефира – идеальный образец того, что в Европе сейчас  называют sustainability, следующий шаг понимания экологического подхода к дизайну, который включает не только натуральные материалы и вторичную переработку, то есть полный цикл жизни вещи, а еще и социально-политические решения, которые будут рационально организовывать жизнь. Сейчас наша проблема не только в том, что мы выпускаем упаковку, вредную на стадии производства и переработки, а в том, для чего мы это делаем и в каком количестве. Критика стайлинга, которая существовала в Советском Союзе, была справедливой по отношению к его отрицательному аспекту - когда модернизируется внешний вид вещи, чтобы заставить человека купить себе еще одну. Модель бесконечного потребления, которая развивалась в капиталистической экономике – от нее сейчас отказываются, как от тупиковой ветви развития. Земля и ее ресурсы не бесконечны. В советских бутылках для молочных продуктов уже есть это рациональное зерно – на них ничего лишнего, предельный минимализм. А сейчас у нас  огромные затраты на оригинальную упаковку – способ выделиться на рынке, прокричать среди конкурентов. Когда этого не было, покупали кефир, молоко или ряженку, определяя содержимое по цвету крышки. И не только бутылки, но и крышечки шли во вторичное производство.

Упаковка молочной продукции, 1960-90-е. Собрание Московского музея дизайна. Шведская технология производства треугольных пакетов молока компании Tetra Pak, ныне принадлежащей швейцарскому концерну, получила в СССР свое каноническое графическое оформление. В Советском союзе эта упаковка оставалась популярной на протяжении многих лет, во многом благодаря тому, что ее было удобно переносить в авоське. В то время как в Европе уже использовали для покупок пластиковые пакеты, которые рвались от острых углов пирамидок.  Складная металлическая сетка для яиц, 1960-70-е. Собрание Московского музея дизайна.

- А кроме экологии, что было ценного и поучительного для наших дней?

- Возможность индивидуализации объектов промышленного дизайна, как ни странно. Крышечки от кефира не всегда попадали во вторсырье, из них делали всевозможные поделки. Пенсионеры рассказывали мне, что крышечки часто шли на что-нибудь вроде украшения огородного пугала или создания шторки для кухни. Это очень важная черта советского дизайна – из-за того, что легкая промышленность не справлялась с тем, чтобы обеспечить индивидуальные нужды каждого человека, очень часто продукция воспринималась как полуфабрикат, который каждый человек может доделать под свои нужды. Это тоже сейчас очень модная тенденция – когда человек может принять участие в дизайне. 

 - Это вынужденное творчество или это предусматривали?

- Отчасти вынужденное. Но, например,  в Сенежской студии была концепция «открытой формы», которая может динамично развиваться во времени вместе с человеком, и человек может дорабатывать ее для себя сам. Она развивалась параллельно с жесткой функциональной линией ВНИИТЭ и пыталась привнести «художника» в процесс проектирования, вещь рассматривали в культурологическом смысле, где человек должен взаимодействовать с предметом. Эти концепции предвосхитили будущее - сейчас в мировом дизайне популярны модульность, вариативность и индивидуализация, а также сохраняется мода на hand made.

Мы добрались до технологии Web 2.0, но сейчас вместо блеска и глянца появляются сайты, полностью нарисованные как будто вручную. Это возвращение ручного труда, который ставит человека снова «над технологией», добавляет авторское начало.

Очень часто доработки вещи касались детских игрушек – легкая промышленность не справлялась с производством качественных и недорогих игрушек. Хотя научные разработки в этой области были, но не все удавалось внедрить в производство в условиях плановой экономики. Проблема решалась популяризаций самодельной игрушки через журналы и пионерские клубы. Это и воспитание – тут не та игрушка, которую сломал, выкинул и «купи другую», ребенок ценит ее, потому что сделал ее сам и вместе со взрослыми. Отрабатывается определенная ролевая модель, и сам процесс изготовления – развивающий аспект.

Детский конструктор, 1976. Опытный образец. Дизайнер А. ЛАврентьев.Собрание А. Лаврентьева.

- В однообразии и бедности советской продукции находятся плюсы. А какие минусы?

- Из-за железного занавеса  нам не нужно было конкурировать с другими западными компаниями. Да и с отечественными тоже - в условиях дефицита у нас все что есть, то и купят – вот это минус. У человека не оставалось выбора. Руководители производства не были экономически мотивированы в дорогостоящей модернизации и изменениях технологии производства, расширении модельного ряда. Кроме того, они не всегда хотели внедрять новые разработки дизайнеров и совершенствовать внешний вид изделий из-за того, что их могли упрекнуть в стайлинге, формализме.Тот же «Москвич С-1» выглядел слишком «по-европейски» и его не пропустили. Поэтому даже делая что-то по аналогии с Западом, делали это нарочито более грубо.

Но в то же время на уровне  концепции задумывались об очень правильных и актуальных вещах. Методологическая школа ВНИИТЭ – какими этапами проектирования нужно пользоваться, чтобы сделать вещь максимально удобной, оптимальной для человека. Это реализовалось уже в конце 1970-х начале 80-х, как метод «дизайн-программ» - новый уровень системного проектирования, который был средством повышения качества и снижения себестоимости продукции.

Процесс проектирования по методу дизайн-программ позволял заглянуть в будущее, предугадывая потребности человека и новые технологические возможности производства. Заглядывать в него нужно было хотя бы и потому, что когда проект пройдет все стадии согласования и внедрения, он устареет. Проект ВНИИТЭ  «Электромера» развивал идею стандартизации и взаимозаменяемости дополнительных деталей отечественных электроприборов. И это уже плюс отсутствия конкуренции – сравним с ситуацией, когда человек забыл дома подзарядку от телефона и ни у одного из сотрудников в офисе нет аналогичной – потому что у Samsung она из соображений конкуренции и продаж отличается от Nokia.  А у старых моделей той же фирмы – тоже другие входы, чтобы для новой модели нужно было покупать новую подзарядку в случае поломки.

Проект телефонных аппаратов, 1980-е. Группа дизайнеров под руководством Д.Азрикана. Собрание ВНИИТЭ. Проект пригородного электропоезда и проект яхты для Эйзенхауэра (катер спецназначения). Конструктор и дизайнер Ю.Б.Соболев. Собрание РГАЛИ.

- Вы упомянули две «школы», тенденции в дизайне – ВНИИТЭ и Сенежскую. Но не так много упоминаний о персоналиях – нет звезд вроде Филипа Старка или столь модного у нас сейчас Карима Рашида. Почему нет «доски почета»  имен советского дизайна?

- Проблемы с анонимностью – это две истории: одна для графического дизайна, другая - для промышленного. С графическим все совсем грустно – даже патенты на товарные знаки делались с 20-х годов, но до начала 90-х в них не указывался автор. Все было собственностью завода. Установить авторство некоторых товарных знаков просто не представляется возможным. Какая-то информация хранится в секциях Промграфики при региональных союзах художников, что-то можно выяснить через бывших членов Союзпродоформления, но часто единственный способ – найти людей, которые помнят людей, которые это делали. Например, дизайн знаменитой сгущенки, сделанный еще в 30-е годы: с директором Музея тары и упаковки Игорем Николаевичем Смиренным связался человек, который нашел в архивах своего деда вроде бы его эскиз, но это лишь косвенное подтверждение.

Александр Геринас, автор  дизайна шоколада «Аленка», делал это на «Красном Октябре» за зарплату - и тут проблема. Если композитор на Западе написал песню, то он потом за все переиздания этой песни и использование получает деньги, и условно говоря, в успешной ситуации можно затем полжизни не работать. У нас советские изображения до сих пор свободно копируются и переиздаются. В случае с «Аленкой» жена автора пыталась отсудить какие-то деньги – безрезультатно. Модная сейчас идея краудсорсинга – для шоколадки граждан просили присылать фотографии своих дочек, и выбирали среди них лучшую. Хорошая народная идея, печатали разных девочек, но краудсорсинг по-советски был чреват отсутствием авторских прав. Зрителей телепередачи «В мире животных» опросили, кого они хотят видеть олимпийским талисманом, а потом под этим предлогом Виктору Чижикову заплатили неслыханно мало денег за его эскиз и авторские права на олимпийского мишку, сказав, что медвежонка придумал народ.

Дизайнерам, работавшим на предприятиях, только в силу масштаба своей личности удавалось сохранить свое имя в истории, из таких  - Владимир Яковлев, сделавший этикетку водки «Столичная». Но тоже как сохранить – люди, которые начинали преподавать в те годы дисциплину дизайна упаковки, например, Борис Рахманинов в Строгановке, Георгий Щетинин в институте имени Сурикова, собирали информацию про авторов и передавали эти знания студентам.

Не было отношения к дизайнеру как к поп-звезде. На Западе Дэвид Карсон в 90-е стал иконой стиля – его книга «Конец типографики» (The End of Print) продавалась миллионными тиражами, а мы не могли вступить в Икограда (ICOGRADA), мировую ассоциацию графических дизайнеров, потому что еще с 30-х годов художники заняли нишу плаката, и только в СССР был термин «художник книги». Везде в мире, по традиции наших конструктивистов, дизайнер делал не только иллюстрации, а он продумывал все вплоть до шрифта, как цельный объемно пространственный объект.

- Да уж, я помню, когда я училась в Суриковском, меня поражали макеты книг на факультете книжной графики, в которых блоки текста был обозначены пустым квадратиком, перечеркнутым линиями по диагоналям. Из этой выученной разделенности текста и картинки рождалась невозможность и неумение работать с текстом, которая и по сей день на практике дает жуткие сочетания изображения и шрифта.

- Это разделение отражалось и на авторских правах. Вступить в объединение графических дизайнеров – означало признать, что художники плаката и книги должны работать на одном уровне с художниками промграфики, которые делают прикладные вещи. А у нас была жесткая иерархия – кто «о высоком», кто «о низком». Графических дизайнеров мало знали еще и из-за такой приниженной роли.

С промышленным дизайном чуть лучше. С 1965 у нас начинают вводиться патенты на промышленные образцы. Их немного, с ними можно ознакомиться и ассортимент их поражает – разброс от сложных технологических станков до патентов на резинового верблюда и рисунок ковра.

 

Плакаты: "Каждую рабочую минуту...", К.Иванов, 1970-е; "Через миры и века", М. Лукьянов, В.Островский, 1965; "Мы ставили своей целью", 1968, В.Каракашев, Л. Левшунова, М.Лукьянов. Часы настольные "Молния", 1961, светильник декоративный "Спутник" (собрание Музея дизайна) и светильник "Ракета" (собрание музея завода "Ракета"), 1960-е.

- А почему патентов немного – разве это не было обязательным, на патент подавал тот, кто хотел?

- Да, тот, кто был готов пройти всю процедуру, заполнить все документы. И это проблема установления авторства – далеко не все объекты, выпускаемые промышленностью, в обязательном случае проходили эту экспертизу. В среднем за 60-70-е годы, когда патентный бюллетень СССР выходил раз в месяц, две-три странички отводились на патенты промышленных образцов. Первые опубликованные восемь патентов – рижские светильники, потом там появилась уникальная разработка такси ВНИИТЭ под руководством ведущего дизайнера в области автомобильной промышленности Юрия Долматовского. Помимо множества технологических и конструкторских нововведений, это такси предусматривало возможность вкатить внутрь коляску с ребенком или кресло с инвалидом без всяких проблем. Но там же есть и патент на шариковую ручку, разработанную авторским коллективом из шести человек, то есть явно кто-то просто захотел фигурировать в патенте, потому что шесть человек такую ручку делать не могли.

В этой истории авторства был большой минус – даже ведущие дизайнеры не должны были стать более известными, чем любой среднестатистический инженер.

Владимир Федорович Рунге, который долгие годы работал главным дизайнером Красногорского механического завода, выпускавшего «Зенит», ныне вице-президент международной ассоциации «Союз дизайнеров», преподаватель и автор многих книг по истории дизайна – он обратил мое внимание на такую вещь. Когда в СССР приезжал Раймонд Лоуи, звезда американского дизайна, в процессе беседы с членами его большой рабочей команды, американские дизайнеры пожаловались – у нас все знают только Лоуи, а людей, которые на него работают не знает никто, в СССР этом смысле честнее. То есть с одной стороны, нежелание делать акцент на авторстве, с другой стороны – творчески сильные коллективы, в которых каждый был яркой индивидуальностью. Например, команда ведущих художников «Промграфики», которая делала серию пиктограмм информационной службы Олимпиады-80, получившую приз на международной биеннале графического дизайна в Брно в 1982 – это и Валерий Акопов, и Андрей Крюков, Василий Дьяконов, Михаил Аникст, Борис Трофимов и многие другие.

- Да, очень ясная система знаков получилась. Были попытки сделать весь город единой визуальной средой, понятной и приятной информационной и навигационной, но ведь это до сих пор не состоялось?

- С одной стороны, руки не доходили, а с другой - местечковость властей, когда каждый управляет своим районом. Вот сейчас неприемлемая для города такого уровня ситуация – вечерняя подсветка Исторического музея отлично подчеркивает его архитектуру, а рядом – здание ГУМа, которое выглядит круглый год как новогодняя елка, такое позволять недопустимо, но сделать ничего нельзя, потому что там частные владельцы.

На выставке логотипом «Мелодии», самым известным в народе своим произведением, представлен один из председателей секции «Промграфика» – Андрей Дионисьевич Крюков, который был потрясающим каллиграфом, писал от руки, не пользуясь линейкой. Он, например, работал над оформлением всего проспекта Калинина, сделал проект вывесок – нам бы сейчас такого уровня типографические проекты.

- Вывески помогают заявить о своем товаре в условиях конкуренции, а если ее нет – то не исчезает ли мотивация производить свой товар как можно лучше?

- Здесь нужен баланс. Эту выставку многие упрекают в том, что мы развели ретро-ностальгию и пропагандируем совок. Но мы не пытаемся приукрасить советскую действительность. Мы не выставляем здесь миллионы страшных вещей, которые тогда производились, но мы пишем об этом в экспликациях, например, о том, что высокая мода развивалась только на экспорт, а внутри страны ее практически не видели. Идея выставки такая -  сделать, как при переезде, посмотреть, что хорошего мы можем забрать с собой. Мы не смогли, к сожалению, найти и выставить оригинал часов «Ракета», которые были у Михаила Горбачева, с нулем на циферблате. Он объяснял, что перестройка – это жизнь с нуля. Для отечественного дизайна это так – многие современные дизайнеры знают в лучшем случае ВХУТЕМАС, а потом 90-е, когда пришел компьютер и мы стали копировать с Запада. Самая страшная проблема на протяжение всей истории России – это потеря преемственности. Мы постоянно, на каждом новом этапе, отметаем прошлое вместе со всеми достижениями, которые в нем были.

Киноплакат "Еще раз про любовь", 1968. Художник М. Лукьянов. Швейная машинка "Тула", выпуск с 1955 по  нач. 80-х. собрание Московского музея дизайна.

Выставка «Советский дизайн 1950-80-х» открыта до 20 января 2013 года. Записаться на экскурсии по экспозиции можно на сайте музея.

В Московском музее дизайна четыре основателя:  директор музея – искусствовед и куратор Александра Санькова, выпускница Строгановки, автор книги «23»: интервью с двадцатью тремя отечественными графическими дизайнерами; Надежда Бакурадзе, журналист, организатор Канского кинофестиваля в городе Канске в Сибири; Степан Лукьянов, арт-директор студии «Синефантом», автор сценического оформления церемоний награждения премий в области современного искусства Премия Кандинского (2007, 2008) и Инновация (2009, 2010, автор большого числа театральных декораций, самая новая его работа – «Сверлильцы» Бориса Юхананова; и Валерий Патконен, архитектор, член группы современных художников «Синий суп».

Как эксперт, с музеем работает Николай Васильев, член «Архнадзора» и DOCOMOMO, специалист по архитектуре конструктивизма, куратор и журналист Наталья Хубиева и многие другие, включая помогающих музею студентов-волонтеров.

Дальнейшие планы музея – делать три выставки про отечественный дизайн и три про западный в год, с тем, чтобы, пока в России идет западный проект, наши выставки ехали на Запад. Выставку посетил директор Британского музея дизайна, ему понравилось и он готов вести переговоры о международном сотрудничестве. Весной пройдет выставка голландского дизайна «Spring», в рамках года Голландии в России. У них интересная концепция, преемственность поколений: каждый автор современного проекта подобрал  проект культового голландского дизайнера старшего поколения, на который они ориентировались, и проект начинающего дизайнера, который кажется автору подающим надежды. На лето планируются передвижная выставка отечественного дизайна совместно с Политехническим музеем.

Алёна Сокольникова – куратор Московского музея дизайна и выставки «Советский дизайн 1950-80-х», которая сейчас проходит в Манеже, кандидат педагогических наук, автор диссертации «Семиотический подход в анализе национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе». Преподает в четырех университетах, включая Британскую высшую школу дизайна.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

10:25 Пеночки-веснички из Якутии совершают перелеты длиной 13 тысяч километров
10:21 Новым главой Интерпола стал выходец из Южной Кореи
10:05 В Москве задержали двух следователей по особо важным делам
09:49 Сборная РФ проиграла Швеции в матче Лиги наций
09:33 В Шереметьево на ВПП погиб мужчина
09:19 Власти РФ ответили на сообщения о проседании Крымского моста
20.11 19:03 Рада направила в КС Украины проект закона о переименовании Кировоградской области
20.11 18:49 Россия перенацелит оружие в случае создания военной базы США в Польше
20.11 18:33 Древние захоронения найдены в Боливии
20.11 18:11 МВД намерено вернуть в России бессрочный вид на жительство
20.11 17:48 Литва покинет Интерпол в случае избрания его главой россиянина
20.11 17:37 В Москве задержан еще один участник захвата заложников в Буденновске
20.11 17:18 Треть опрошенных Visa россиян признали отсутствие накоплений
20.11 16:49 Дума ввела электронные военные билеты
20.11 16:31 Евгения Осина похоронили на Троекуровском кладбище
20.11 16:29 Муравьи из Флориды собирают в муравейнике головы своих жертв
20.11 16:13 «Победа» ответила угрозой на отказ Верховного суда по иску о багаже
20.11 15:56 Саудовские власти отвергли причастность кронпринца к гибели Хашогги
20.11 15:35 Ущерб от нарушений при строительстве Восточного превысил 10 млрд рублей
20.11 15:08 Глава «Аэрофлота» вмешался в твиттер-конфликт с журналистом
20.11 14:42 Тверской суд утвердил многомиллионный штраф The New Times
20.11 14:12 Кремль не нашел частных военных компаний в России
20.11 13:49 В Думе предложили наказывать безработных за неуплату взносов
20.11 13:20 Кремль обвинил США во вмешательстве в выборы главы Интерпола
20.11 13:02 Ураган Харви не помешал нересту пятнистых горбылей на востоке США
20.11 12:59 Приморский избирком откажет Ищенко в регистрации на выборах
20.11 12:32 Дума приняла бюджет ПФР до 2022 года
20.11 12:26 Резиденты «Сколково» примут участие в IV Российско-британском бизнес-форуме
20.11 12:10 Белый дом ужесточил регламент пресс-конференций из-за CNN
20.11 11:48 Сточные воды поставили под угрозу производство молока и мяса в России
20.11 11:20 «Дочка» РЖД показала российский высокоскоростной поезд
20.11 10:58 Аллергию на арахис предлагают лечить арахисом
20.11 10:50 Глава Минздрава опровергла предложение ввести акцизы на колбасу
20.11 10:28 Российских солдат научат защищать гостайну в соцсетях
20.11 10:07 Члены ЕС договорились создать собственную разведшколу
20.11 09:45 Украина оценила потери от запуска «Турецкого потока»
20.11 09:23 ВЦИОМ зафиксировал резкое снижение одобрения работы Думы и Совфеда
20.11 09:04 СМИ узнали о готовности Эр-Рияда сменить наследника из-за убийства Хашогги
20.11 08:44 В Сенате США призвали не пустить россиянина на пост главы Интерпола
20.11 08:21 Рогозин опроверг обвинения в адрес США из-за дырки в «Союзе»
20.11 08:02 СМИ узнали о заочном аресте Басманным судом убийц Пешкова и Позынича
19.11 19:02 Филарет сообщил Константинополю об отказе возглавить новую церковь Украины
19.11 18:28 Матвиенко возглавит президентский совет по защите семьи и детей
19.11 18:04 В Минздраве пообещали ликвидировать дефицит врачей в регионах к 2021 году
19.11 17:41 Apple сокращает выпуск новейших моделей iPhone из-за низкого спроса
19.11 17:41 Под граффити XIX века скрывалась наскальная живопись возрастом 12 тысяч лет
19.11 17:22 «Роскосмос» обозначил сроки высадки российской экспедиции на Луну
19.11 17:02 Окончание строительства российского сегмента МКС намечено на 2022 год
19.11 16:45 Правительство увеличило размер пособия по безработице
19.11 16:24 Путин и Эрдоган запустили первую нитку газопровода «Турецкий поток»
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.