Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 11:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

21 декабря 2012, 14:36
Марина Абрамович

О технологиях, которые крадут время

Симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук»
Симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук»
Alan Vouba/LABORATORIA Art&Science Space

Прыжок в будущее

LABORATORIA Art&Science Space под руководством Дарьи Пархоменко организовала и провела международный научно-художественный симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук» с участием крупнейших ученых в этой области и нескольких известных современных художников. Площадкой проведения ноябрьского мероприятия стал Лекторий Политехнического музея. 

Идея симпозиума возникла после перформанса Марины Абрамович  «В присутствии художника», в котором художница смотрела в глаза зрителям.Ей захотелось узнать, можно ли научно описать глубокий психологический контакт, возникающий между людьми при длительном контакте глаз. В ходе симпозиума состоялся диалог ученых и художников о творческой природе человека, возможностях искусственного интеллекта и происхождении человеческого сознания. В заключение в Лаборатории было проведено исследование под руководством психофизиолога Александра Каплана. Марина Абрамович делится впечатлениями с корреспондентом Pro Science:

Марина Абрамович
Фото: Manfred Werner/Wikimedia Commons

Марина Абрамович: Симпозиумы никогда не дают ответов на вопросы, но они раскрывают ум во многих отношениях. Для меня это, возможно, лучший симпозиум за долгое время: здесь представлено такое разнообразие людей и обсуждаемых тем! Одной из наиболее интересных для меня оказалась встреча с господином Дубровским - у него такая поразительная энергия в его 83 года!

Самое главное, что я вынесла с этого симпозиума, - это очень простая вещь: все, что нам надо, - изменить сознание. Если мы поменяем сознание, то сможем решать проблемы совершенно иначе. И для меня очень важным было участие специалистов по роботам. Оказывается, то, о чем писалось в научно-фантастической литературе, уже стало реальностью. Искусственный интеллект может управлять нашей планетой. Вопрос только в том, когда это произойдет. И мы не понимаем опасности технологии в нашей жизни. Мы полностью погружаемся, например, в фейсбук...

Я увидела возможность построения действительно осмысленных отношений между наукой и искусством.

Для меня прозвучал сигнал тревоги, и я задалась вопросом о моральных представлениях ученых. То, чем они занимаются, - безусловно, очень интересно, но как это повлияет на нашу жизнь? Ведь все эти изобретения оказываются в руках политической власти - и можно себе представить, как она воспользуется ими!

Но также я увидела возможность построения действительно осмысленных отношений Мы должны лучше узнать друг друга, ученым надо понять мир искусства, а нам - их мир, тогда эта связь между нами углубится. между наукой и искусством. Кое-что уже происходит, но мы должны пойти глубже. Здесь были представлены в основном ученые, художников было слишком мало. Следующий раз пусть будет поровну. И мы должны пройти через какое-то очищение, провести вместе на природе несколько дней - и уже после этого начинать говорить.

Мы должны лучше узнать друг друга, ученым надо понять мир искусства, а нам - их мир, тогда эта связь между нами углубится. Вчера я предложила провести такой семинар на природе, не есть пять дней, вместе убираться в доме - тогда что-то может измениться.

Речь всегда идет об индивидуумах, химическом взаимодействии между ними, мы не можем привлечь на свою сторону большинство, но можем затронуть какое-то меньшинство.

И как люди воcприняли это предложение?

Ни к чему конкретному мы не пришли. Ведь все это надо организовывать, людям нужно менять свое расписание. Я думаю, вряд ли это произойдет, но два или три человека, возможно, увидят для себя смысл в том, чтобы такое случилось. Речь всегда идет об индивидуумах, химическом взаимодействии между ними, мы не можем привлечь на свою сторону большинство, но можем затронуть какое-то меньшинство.

Когда вы начинали показывать перформанс, вы думали о том, что он будет связан с наукой?

Нет. У меня вообще дело обстоит так, что меня ведет не мой ум, а мои перформансы. Они ставят передо мной очень сложные задачи. Я погружаюсь в это - и возникает опыт, и благодаря этому опыту я всегда оказываюсь в каком-то новом месте. Так проходит вся моя жизнь.

Я ничего не придумываю заранее, я просто делаю, живу этим. И вот после трех месяцев этого сидения, которое было очень сложным, ученые сами вышли на меня, потому что у них не было добровольцев, чтобы они могли провести с ними подобный эксперимент. А я была готова сидеть так долго, как было им нужно, потому что мне по-настоящему интересно - что же там происходит в мозгу во время таких медитативных состояний, это не просто такой фокус-покус, вызывающий сильную реакцию людей.

Происходит контакт с очень сильной энергией поля, которую можно почувствовать почти физически. Причем в отличие от картины здесь эта энергия никак не фиксируется, но лишь проявляется в определенный момент времени. Поэтому так важно зафиксировать ее научно, чтобы было какое-то доказательство ее существования. Эта энергия может изменить жизнь людей, для меня это важная задача.

Технология крадет наше время. Интернет - самая большая опасность. Если мы не научимся возвращаться к простоте - мы проиграли.

Я хотела бы создать долговременный институт. Время - это все. Погрузиться во время перформанса - это то, что необходимо испытать публике. Все в жизни так скоротечно, поэтому искусству необходимо становиться все дольше и дольше. У меня постоянно нет времени, но так я провожу три или пять месяцев - а потом я позволяю себе взять все время. Я обрываю все контакты.

Вот посмотрите - сейчас, чтобы дать это интервью, необходимо как-то выкроить пять минут. Но тогда я принимаю решение: все, я ухожу в джунгли на два месяца. Это единственный способ прийти в равновесие. Нам необходимо время от времени возвращаться к себе. Ведь технология крадет наше время. Интернет - самая большая опасность, и мы даже не замечаем, что ушли в него с головой. Он кажется таким невинным и таким полезным - но вот ты встаешь утром, садишься читать электронную почту - и вот уже наступил вечер, а ты все там же.

Ответственность художника в обществе -  ставить правильные вопросы. Художник сегодня - это солдат.

Технология постоянно питается нами, вся личная жизнь, даже эмоции - все подчинено этому. Мы все время пишем текстовые сообщения вместо того, чтобы встречаться с настоящими людьми. Технология правит нами. И если мы не научимся возвращаться к простоте - мы проиграли. Что за будущее нас ждет при таком господстве технологии? И вот в этом ответственность художника в обществе.

Мы должны ставить правильные вопросы, чтобы люди начали понимать, что происходит. Художник сегодня больше не может замыкаться в самодостаточном мире мастерской, пьянствовать, совершать творческие открытия - и быть в стороне от мира. Нам до всего должно быть дело. Мы должны быть вместе с людьми и должны вести сражение. Художник сегодня - это солдат.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Кирил Меламуд
Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.