Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2016, воскресенье, 14:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

13 января 2013, 23:25

Happy New Ears!

Композитора Джона Кейджа можно назвать одним из создателей современного типа мышления, причем повлиял он не только на развитие музыки, но и на contemporary art – неудивительно, что в Москве ему посвятили именно две выставки, а не серию концертов – обе организованы ГЦСИ, "Джон Кейдж. Молчаливое присутствие", с партитурами, графикой, записями концертов, проходит в их здании (до 28 января), "Эксперименты Джона Кейджа и их контекст", в основном состоящая  из посвящений российских и западных художников и композиторов Кейджу – в фонде «Екатерина» (до 20 января)

Он «освободил звук» - так парой слов описывают его роль. Приятие всего слышимого в качестве музыки – утверждение, что автономия искусства невозможна и недемократична. В своей «Лекции о нечто» (1959) увлеченный восточной философией Кейдж говорил: «Нельзя удержать принца в стенах дворца. Он волей-неволей однажды выйдет наружу и, увидев болезни и смерти вокруг…станет Буддой.  За стенами моего дома слышны  звуки с реки, шум уличного движения, ссоры соседей, и, поверх этого, скрип педалей рояля». В этом есть и отражение до сих пор актуальной борьбы художников с «белым кубом» - стерильным галерейным и музейным пространством и произведениями, созданными специально для него и теряющими силу в любой живой обстановке.  Упоминание о Будде  здесь – не стремление к нирване, но предвестье искусства 1990-2000, озабоченного социальными проблемами. 

Самым знаменитым его  произведением стало «4.33»:  4 минуты 33 секунды исполнитель не должен ничего играть, на любом инструменте, обозначив начало и конец, как пожелает  – так, Дэвид Тюдор в начале исполнения закрыл крышку рояля, а в конце – открыл. Скрип стульев, кашель, шорох юбки - все это как бы становилось частью произведения, каждый раз иного. «4.33», вообще-то, была написана для звукозаписывающей компании Muzak, и эта дорожка на виниловой пластинке должна была подарить слушателю немного тишины. Но даже если слушать композицию дома, в частном порядке, а не на концерте – в нее включатся сопение чайника, топот котов, звуки автомобильной пробки за окном… Тишины не бывает:  Кейдж провел эксперимент, находяcь в полностью звукоизолированной комнате Гарвардского университета – и там он постоянно слышал два звука, высокий и низкий, заключенные внутри него самого, звуки работы его нервной и кровеносной систем.

Джон Кейдж, "Рёандзи", 1983-85. Версии для ударного инструмента (слева) и для флейты (справа). @Henmar Press

Кейдж дарит тишину и утверждает ее невозможность  – противоречие вполне в духе учения дзен. Один сэнсей, когда его ученик спрашивал его о природе Будды, молча поднимал вверх указательный палец. Однажды кто-то спросил ученика о том же – и он так же поднял палец, думая, что это все объясняет. Сэнсей, увидев это, в гневе отрубил ученику палец. Тот вновь спросил о природе Будды – и учитель вновь поднял палец. У Кейджа был похожий случай, только без нанесения физического ущерба ученику. Кейдж, утверждавший значимость случайности, писавший свои произведения при помощи «Книги перемен», бросая монеты, однажды на лекции рассказал о том, как он берет фактурную бумагу, чертит на ней нотные линейки, и там, где карандаш подпрыгивает на неровностях, он проставляет ноты. Студент после задал вопрос: «Это значит, что я должен выбрать максимально неровную бумагу?», тем самым проявив полное непонимание. 

Уверенность в том, что зная некие приемы, можно делать современное искусство, обманывает и начинающих авторов, и зрителей, которые говорят, что их ожидания не оправдались – вместо профессионального исполнения, которое передаст им некие чувства и мысли автора, они видят нечто такое обескураживающе простое, что они и сами так могли бы. Как сотвечал на такое Кейдж,  «могут, но не пишут». Борис Филановский, композитор и музыкальный критик, сказал про Кейджа: «Такое можно было совершить лишь однажды».  Это идеальный ответ на возмущение  насчет «Черного квадрата» Малевича и «Фонтана» Дюшана – а вы смогли бы придумать что-то такое, что будет настолько же новаторским, такое, что сейчас никому не представляется возможным? Вот это и будет и я так могу.

Кейдж верил, что публика может, и даже должна – изменить свое восприятие, обрести happy new ears. Но публика сотрудничать отказывалась, обзывая Кейджа шарлатаном и мистификатором. Музыковед Ольга Манулкина в своем фундаментальном и захватывающе написанном труде «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века», рассказывает, что в  1944 году, когда Кейдж написал «Опасную ночь», посвященную своей драме разрыва с женой и получил отзывы «дятел в церковной колокольне», он понял, что искусство – это не способ коммуникации, «все художники говорят сами  с собой, и значит, на разных языках». С тех пор Кейдж отказался от идеи, что музыка должна транслировать чувства автора, и предоставил звукам возможность обозначать только самих себя, а слушателям – трактовать их, как захотят. Слушать жизнь как таковую.

Джон Кейдж, "Фонатана-микс", 1958. @Henmar Press

Показанная на выставке в «Екатерине» видеозапись  «Вариация 7» (1966/2008) – представление, сделанное в сотрудничестве с телефонной лабораторией фирмы «Белл». В разных точках города были установлены микрофоны – в ресторане «Лухов», в собачьем приюте Американского общества борьбы против жестокого обращения с животными, типографии «Нью-Йорк таймс», птичнике, студии хореографа Мерса Каннингема. Также микрофоны установили на 12 бытовых приборах вроде тостера и блендера, были и микрофоны на самой платформе, где Кейдж микшировал жизнь большого города. В этой идее есть что-то футуристическое – восхищение техникой, песнь прогресса, и нечто от восточной мудрости – внезапное осознание одновременности и связанности всего происходящего, всемирной гармонии.

И это еще один парадокс. Композитор Шёнберг сказал как-то своему ученику Кейджу, что тот никогда не сможет писать музыку, и пояснил: «Вы упретесь в стену гармонии и не сможете пробиться сквозь нее». На что Кейдж ответил: «Тогда я всю жизнь буду биться об нее головой». Но не стал – обошел эту стену, отказавшись от звуковысотных отношений, и заменил их временными способами структурирования. Ритм и длительность – вот что имеет значение, и потому Кейдж стал проповедником ударной музыки.

Ощущение гармонии – и от того, как Кейдж объединяет все виды искусств и связывает людей. Повторы и серийность в его музыке – отзвуки прозы Гертруды Стайн, и нашли свое продолжение в минималистских паттернах Райха  и Рейли. Кейдж вдохновлялся Марселем Дюшаном и говорил, что лучший способ писать музыку – изучать его творчество. На выставке в «Екатерине» представлена его серия офортов «Большое стекло и работы этого цикла». Дюшан также верил в неслучайность случайного – есть работа, для которой он бросал веревку длиной в 1 метр с высоты в 1 метр, и по рисунку того, как она упала, вырезал лекала из дерева. Художник задает параметры, в которых будет происходить случайное, но с того момента, как оно произошло, оно становится закономерностью.  Специальные условия и жесткие рамки необходимы, чтобы случайность проявила себя – нарушение законов возможно только в случае существования законов. «Фонтан» Дюшана и «4.33» Кейджа поражают потому, что были вписаны в формы традиционные - выставки и концерта. И если Дюшан прославил жанр реди-мейда, «найденного объекта», то Кейдж придумал работать с найденными звуками.

Марсель Дюшан, офорты из серии «Большое стекло и работы этого цикла», 1967-68. Из коллекции Бориса Фридмана.

Случайность в русской спецификации показана концептуалистом Вадимом Захаровым в его работе «Бах. Посвящение Кейджу» на выставке в «Екатерине». Чисто случайно 4 минуты 33 секунды оказываются равны 273 секундам – Захаров пишет два этих числа с наложением одно на другое, а к ним в авоське подвешивает магнитофон с 273-им хоралом Баха, с которым Кейджа сравнивали. Из названия работы Захарова получается, что человек из прошлого посвящает произведение человеку, который еще не родился. Как в упомянутой Кейджем истории художник Виллем де Кунинг в ответ на вопрос о том, кто из художников прошлого больше всего на него повлиял, сказал: «Прошлое не оказывает на меня ровно никакого влияния. Я сам влияю на него». Авоська от «авось» - воплощение случая. Также авоська – это мягкая клетка, а перевод фамилии Cage на русский язык – именно «клетка».  В авоське - магнитофон с записью Баха, правда, когда я смотрела выставку, он был выключен – то ли смотритель забыл включить, то ли автор так задумал, это гадательный момент.

Но зачем обязательно слушать хорал, если и так знаешь, что он там есть? Это напоминает историю, рассказанную Манулкиной о Ла Монт Янге, композиторе, испытавшем влияние Кейджа – он придумал серию из 15 композиций, некоторые из номеров отсутствовали, возможно, как отсылка к «4.33», но остальные сохраняли порядковые номера. Две из них запретили для исполнения на университетских концертах современной музыки. Ла Монт Янг возмутился – можно понять, почему запретили №2, потому что он хотел зажечь перед аудиторией огонь и слушать его звуки, а огонь может быть опасным. Но почему запретили №5, где в зал выпускают бабочку и открывают окно, и композиция считается исполненной, когда бабочка вылетит из зала. Запрет объяснили тем, что в композиции должен быть хоть какой-то звук. Янг: «Но ведь бабочка хлопает крыльями!».  Они: «Ведь звук должен кто-то слышать!» Янг: «Зачем? Достаточно того, что он существует».

Деятельности Кейджа близки и работы Уорхола. В примечании к «Вариации 7» – «зрителям не возбраняется ходить по залу во время исполнения». В этом разрешении есть что-то от видео Уорхола, на котором несколько часов подряд показывают небоскреб Эмпайр Стейт, и ничего не происходит – как отметила искусствовед Ирина Кулик, на показе этого фильма не нужно мучиться жаждой или молчать с умным видом. Можно поговорить с соседом, все равно ничего важного не пропустишь, и по той же причине можно спокойно выйти из кинозала покурить и пропустить стаканчик. Вернешься – а на экране то же самое. А фильм Уорхола «Девушки из Челси», где действие идет одновременно на двух параллельных экранах, наоборот, никогда не увидишь повторно таким же, как видел до этого. Ирина Кулик обращает внимание на то, что два кинопроектора всегда запускаются с временным зазором, и поэтому комбинация двух кадров всегда будет разной. Также и у Кейджа – он обозначает рамки для исполнителя, но оставляет ему свободу выбора – и понятно, что этот выбор будет каждый раз иным.

Многолетняя дружба с хореографом Мерсом Каннингемом и в целом работа в области современного танца дали возможность Кейджу экспериментировать с ударной музыкой – именно она в те годы считалась оптимальной для танца, так как задавала ритм, но не внушала эмоций, позволяя танцору выражать все телом. Каннингем взял от Кейджа идею работы с «И-цзин», определяя с помощью гадания позы танцоров и их последовательность, получая невероятно сложные комбинации, требующие от исполнителей огромных усилий и мастерства. В «Екатерине» демонстрируют запись его балета Interscape (2000) – музыку к нему написал Кейдж, а декорации сделал Раушенберг, работы которого есть на выставке в ГЦСИ. Кейдж благодарил Раушберга за его «Белые холсты», в которых каждый может видеть то, что пожелает: «Раушенберг выдал мне лицензию делать все что угодно».

Джон Кейдж, Мерс Каннингем и Роберт Раушенберг. Фото Ричарда Аведона.

Но «все, что угодно» нельзя понимать буквально - как для дзенской живописи тушью необходима высокая степень внутренней концентрации и предварительная подготовка, так и за партитурами Кейджа скрывается сложнейший процесс. «Уильямс-микс» они вдвоем с Берном писали  5 месяцев подряд с 10 утра до 5 вечера, бросая монеты. Комбинации аверсов и реверсов определяли последовательность и характер звука, материалом, из которого выбирали, были отрезки магнитных записей, разложенные в 175 конвертов, и распределенные по 6 коробкам с темами «городские звуки», «деревенские», «произведенные вручную, в том числе и «нормальная» музыка»… Несмотря на всю проделанную над «Уильямс-микс» работу, Кейдж подыграл публике, полагавшей все это шутовством и обманом, и рассказывал журналистам, что получил эту композицию, когда взял веник и смел вместе обрезки пленки, валявшиеся на полу. Дмитрий Гутов в своем посвящении Кейджу переводит рисунок композитора, изображающий сад камней «Рёанцзи», в объемный контур из гнутой проволоки. Со всех сторон – это просто завитки ржавого прута, мусор на веревочке – но с одной точки зрения, которую зрителю надо еще найти, все складывается в рисунок сада. Хаос и случайность имеют смысл только тогда, когда к ним приложен разум человека.

Дмитрий Гутов, "Рёанцзи", 2012

Вообще-то говоря, свобода, подаренная Кейджем слушателям и исполнителям – тяжкое бремя. Для исполнителей он определял только рамки, а дальше - импровизация. Партитура «Ария для голоса», листы с разноцветными гусеничками -  представлена на выставке в фонде «Екатерина».  Каждый лист – 30 секунд (а, может, и не 30, если исполнителю понадобится больше или меньше), вокал обозначен черной линией внутри червячка, цветной ореол вокруг – стили пения:  синий- джаз, красный – контральто, черный с пунктиром – речитатив, просто черный – драматично, пурпурный – Марлен Дитрих, желтый – колоратура, зеленый – фолк, оранжевый – ориентализм, голубой – по-детски, коричневый – петь в нос.

В партитуре появляются черные квадраты – это «любые шумы», как то: шаги,  залаяла собака, пальцы нервно (или нагло) барабанят по столу, болезненный вдох, мирный выдох, крик (как будто увидел мышь), йоху (как будто американский индеец), выдохнуть, как будто оргазм. Это уже драматургия, почти театр, и поскольку шумы «любые» – исполнитель сам выбирает последовательность из вариантов, создавая сюжет. Прилагается текст на пяти языках: армянский, русский, французский, английский, итальянский. Можно представить себе, сколько творческого труда в интерпретации партитур приходилось вкладывать исполнителям. Неудивительно, что они иногда бунтовали.

Ольга Манулкина упоминает, как на премьере «Эклиптического атласа», партитуры, созданной наложением  карты звездного неба на нотные линейки, «оркестранты свистели в спину Кейджу, выходившему на поклоны, а последнее исполнение саботировали». Их можно понять – они всю жизнь учились правильно продудеть-пронажимать по клавишам, а тут снимается само понятие «правильно», и все мучительный эксперимент, поиск.

Джон Кейдж, "Ария для голоса соло любого диапазона", 1958 @Henmar Press

Именно за это и не любят все современное искусство – в нем надо участвовать, думать о чем-то, напрягаться. Куда как легче поглощать чужие страсти, не слишком сложные, как в сериалах, или восхищаться духовностью творца,  представителя «высокой культуры». Отделение «высокой культуры» от жизни – способ снять с себя ответственность. Искусство - отдельно, подается в специально отведенных для этого местах, а мы, зрители – его потребляем. Кейдж такую позицию отметал напрочь. Куратор выставок Виталий Пацюков сопроводил каждый зал экспозиции цитатами из Кейджа, и среди них есть такие: «Жизнь – точно такая же, как искусство. Занятие искусством не мешает заниматься жизнью и наоборот», и «Искусство – это своего рода экспериментальная станция, на которой испытывается жизнь». У тех, кто не любит современное искусство, представление о культуре такое, что она должна отвлекать от жизни. А надо – чтобы привлекало к жизни!

Кейдж и московский концептуализм связаны не только теоретически, но и вполне реально – Монастырский, Алексеев и Кизевальтер в 1975 году написали ему письмо с предложением сделать совместную работу: разместить звонки под каждым креслом в концертном зале и написать партитуру для музыканта, которую тот будет исполнять на сцене, включая те или иные звонки. Звонок – отличный символ для современного искусства, призыв непосредственно каждому участвовать. Кейдж написал русским художникам, что ему очень понравилась идея, но нужно слишком много проводов и поэтому ее сложно осуществить. Кейдж не искал наименее сложных путей, но часто его решения поражают простотой. Когда он работал в Школе искусств Корниш в Сиэттле, места у него было немного и разместить ударный ансамбль было негде – тогда он придумал prepared piano, которое с аллюзией Бахом называли «хорошо подпореченный клавир». Шурупы и болты, закрепленные на струнах рояля, превращали его в ударный ансамбль. А в «Чудесной вдове восемнадцати весен» с текстом из «Поминок по Финнегану» Джойса клавиатура и крышка рояля были закрыты и пианист выстукивал ритм на четырех поверхностях, указанных в нотах: под клавиатурой, на ее крышке и на крышке рояля. К этому препарированному инструменту на выставке отсылает работа Германа Титова «Камуфляж» - фортепиано, выкрашенное в розовый цвет, академизм, притворившийся попсой.

Кроме этой работы на выставке, Титов сделал для Кейджа и его поклоников еще одну важную вещь – издал на русском языке первую книгу Кейджа «Тишина». Тут надо пояснить, как так, художник - и книгу издал. У Титова потрясающая биография. Он – бизнесмен из Вологды, познакомившийся с гуру московского концептуализма Андреем Монастырским и увлекшийся идеями этого течения. Титов стал издавать Большую и малую библиотеки московского концептуализма - важнейшие для понимания современного русского искусства тексты. И, пожалуй, это значит для продвижения наших художников не меньше, чем усилия множества кураторов и критиков вместе взятых. Известно, что у нас проблемы с широкой публикой – она думает, что все это безответственная чушь, вот как Кейдж пошутил, что просто обрезки веником в кучу смели. Благодаря этой библиотеке становится понятно, как много опытов и размышлений стоит за произведениями современного искусства. На данный момент вышло 26 томов, среди новинок – Кейдж, который оказал большое влияние на русское искусство. Титов планирует издать тексты Дюшана – и этот выход на западных вдохновителей русского искусства очень важен, так как встраивает нас в мировой контекст.

Одна из первых книг – переиздание «Прогулок за город» Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», впервые напечатанная в Ad Marginem и ставшая библиографической редкостью. Титов упрекал ту книгу за мелкий шрифт и плохую бумагу, и нельзя не отметить, что благодаря перфекционизму и эстетству Титова изданные им книги (дизайн большинства томов сделан художниками Марией Сумниной и Михаилом Лейкиным) приятно держать в руках и понятно, что никакие электронные версии не заменят такое ощущение. Да и как передашь на экране, например, «Лекцию о ничто»  Кейджа,  текст в четыре колонки, который надо читать не колонками, а полными строчками по горизонтали – это надо видеть сразу листом, как партитуру с визуальным ритмом. Так же, как и паузы, пустые пространства, которые есть в тексте  «Лекции о нечто» -  в первом напечатанном варианте текста, в журнале It Is (1959) пустые места были опущены, в то время как они были моментами тишины, необходимой частью «Лекции». Как в японском саду камней «важны не камни и их взаимоотношения, но Ничто песка, для которого необходимы камни, чтобы выглядеть на их фоне пустым».

Герман Титов, из проекта «Золотая рука и другие предметы», 2010

Неожиданно и в то же время логично, что Титов стал художником-концептуалистом. Некоторые возмущаются – может быть оттого, что он бизнесмен, а бизнес не кажется совместимым с творчеством, хотя были же таможенник Руссо и юрист Кандинский. А может, и от того, что он продолжает линию московского концептуализма, и вроде бы это повтор – но это совсем не верно. Кейдж утверждал, что «звуки по своей природе не обладают национальной принадлежностью, они не более и не менее американские, чем египетские». Но его собственная музыка была воплощением американского духа – как пишет Манулкина, специфически американским было желание «начать все с чистого листа», а включение повседневных звуков в деятельность композитора – это свидетельство того, что Кейдж – «старомодный-демократ, гуманист, который говорит нам, что ничто в человеческом существовании нам не чуждо». Ну и кроме того, Кейдж говорил, что стоит «отменить исторический подход к музыке», и свою «Историю экспериментальной музыки в США», которая включена в книгу «Тишина», начал с рассказа о лекции Дайсацу Тэйтаро Судзуки в Колумбийском университете. Он упомянул одного китайского монаха, и сказал: «Он жил в девятом или десятом веке», а потом добавил: «Или в одиннадцатом, или в двенадцатом, или в тринадцатом, или в четырнадцатом». Но сам Кейдж с его экспериментами с современными техническими средствами радио и записями – отражение своего времени. Даже его интерес к архаике и восточной философии – это общая для людей ХХ века попытка найти какую-то незыблемую внутреннюю основу, чтобы выжить в потоках информации и новых технологий.

Титов, пользуясь наработками концептуализма, создает современную версию, и территориально характерную – его концептуализм уже не московский, а российский. Титову удается каким-то образом взять современную российскую чернуху, которая так невыносима и беспросветна в арт-хаусном кино, и превратить ее в чистый, простой и в то же время глубокий дзенский коан. Для проекта «Золотая рука и другие предметы» в 2010 году Титов написал шесть картин и развесил их в заброшенном доме в Вологде, чтобы посмотреть, что будет с картинами. Две повредили и бросили на месте, а остальные - пропали. Титов обратился к частному детективу, которого попросил найти украденные произведения. Отчет детектива стал частью выставки. В нем есть такая фраза: «Была получена информация, что картины пропали из хулиганских побуждений и предлагались на продажу». В этой неграмотной формулировке вдруг видится прозрение о том, что предметы вроде бы неживые обладают своим внутренним миром и характером, у картин, например, есть побуждения, причем хулиганские.

Немного по-хулигански поступает и сам Титов, когда в видео «Уход и возвращение» с выставки «Незначительные изменения» в Мультимедиа Арт Музее (2012) проходит на пирс, несмотря на то, что перед ним висит знак «Проход запрещен». Видео сопровождается таким комментарием: «Известно, что Бодхисаттва Вималакирти на вопрос о природе Дхармы ответил «громовым молчанием». Одна из причин этого – в невозможности сформулировать с помощью языка ответы на вопросы, значение которых находится за пределами знаков и слов. В данном сюжете предпринята попытка механического преодоления границ семантики, проникновения за знак». Такое радикальное совмещение земного, банального  и духовных исканий восхищает. А каково «туристическое» видео «Кругом возможно Бог», снятое на берегу Мертвого моря в Израиле, и вдохновленное чтением Введенского. Сначала думаешь, что телевизор сломался – голубой экран и звука нет. А потом понимаешь, что это голубое небо, в котором нет ни одного облачка. То есть момент, когда тебе ничего не показывают – это и есть момент, когда тебе показывают самое главное. И Введенский там есть, просто Титов его не вслух читает, а про себя.

На выставке «Русские корни буддизма» в Stella At Foundation (до 13 января) центральное видео – берег лесной реки, и сам Титов носит ведрами воду из реки и переливает в цинковую емкость на берегу, а потом садится и смотрит на воду, ту, что принес, а не ту, что в реке. Есть, конечно, люди, которые мечтают о водопроводе и центральном отоплении и отсутствие бытового комфорта их убивает, но Титов полагает, что колка дров и поход к колодцу – способ достижения просветления. Большая часть выставки, впрочем, не о природе, а об индустриальном пейзаже железной дороги и связанными с ней персонажами. В беседе искусствоведа Андрея Ковалева с Титовым, опубликованной в каталоге выставки – тоже характерное для Титова смешение повседневной российской жизни и восточной философии. И не поймешь – шутит он или взаправду: «Я заканчивал железнодорожный институт и четко помню расстояние между колесами на русской железной дороге – 1520 мм. Россия следует традиции Махаяны, а Европа – Хинаяны. Разница в том, что махаянисты добиваются спасения для всех из колеса рождений и смертей. В этом смысле Европа, как континент эгоистический, противопоставляется континенту российскому, как альтруистичному, душевно щедрому и жертвенному, хотя и в значительной степени пустотному».

Герман Титов, из проекта «Русские корни буддизма», 2012

Пустотности на выставке хоть отбавляй, причем самой что ни на есть документальной. На фотографиях - заброшенные пустыри за домами, серое промозглое небо, сломанный автобус с запорошенными снегом сиденьями, и ларек «Товары в дорогу», окна которого закрыты металлическими щитами. В жизни вся эта неустроенность раздражает и  доводит до отчаяния, но в буддийской трактовке Титова приобретает какой-то возвышенный и героический смысл – путнику на дороге Махаяны никакие товары не понадобятся. Прямая ли это дорога? В серии холстов параллельные линии на белом фоне проходят из холста в холст и постепенно искривляются синусоидами, сплетаясь в орнамент. Это не рельсы – линий пять, скорее партитура. Сам Титов полагает, что смотреть холсты нужно как текст, слева направо, читая как переход от хаоса к обретению спокойствия. Но если воспринимать пространственно, от входа в глубину зала – то получается наоборот и тоже интересно. От мира непреодолимых законов, в котором параллельные линии не пересекаются, а каждое существо обречено на одиночество в собственной судьбе – к парадоксальной ситуации, в которой линии неоднократно встречаются, а все живое оказывается взаимосвязанным.

Джон Кейдж в Москве, фото из книги "Тишина", изданной Германом Титовым

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:48 Глава RT ответила на слова Макфола об иноагентах
14:21 В Приднестровье начались выборы президента
14:05 Глава Киргизии пообещал не потерять новую конституцию
13:29 При взрыве в христианском соборе в Каире погибли 20 человек
13:21 Никита Михалков написал письмо Наине Ельциной
13:00 Путин выразил Эрдогану соболезнования после терактов
12:46 Число жертв терактов в Стамбуле достигло 38 человек
12:08 СМИ назвали главу МИД Италии новым премьером страны
11:39 Супруга главы отдела МВД Отрадного погибла при нападении
11:10 Глава Пентагона прибыл в Ирак с необъявленным визитом
10:51 Анкара заподозрила курдов в организации новых терактов
10:35 Глава ExxonMobil согласился возглавить Госдеп США
10:18 Макфол призвал приравнять RT и Sputnik к иноагентам
09:58 В Нижнекамске пожар в цеху привел к гибели пяти человек
09:39 СМИ рассказали о реакции США на поездку Путина в Токио
09:26 Авиация РФ помогла выбить ИГ из Пальмиры
09:13 В Стамбуле прогремело два взрыва
10.12 20:48 Михалков допустил критику «Ельцин-центра» без его посещения
10.12 20:33 В Петербурге умер старейший режиссер «Ленфильма» Сергей Микаэлян
10.12 19:52 НТВ показал «сенсационные откровения» оппозиционера Ильи Пономарева
10.12 19:24 Керри попросил у России «проявить милость» в отношении оппозиции в Алеппо
10.12 18:57 В ДТП на трассе под Оренбургом погибли семь человек
10.12 18:31 Иракская армия опровергла ошибочный удар ВВС США в Мосуле
10.12 17:58 Герман Греф стал медиаперсоной недели по версии «Полит.ру»
10.12 17:20 Глава антидопингового агентства США призвал исключить Россию из МОК
10.12 16:51 Мутко заявил о достижении Маклареном главной цели
10.12 16:24 Президенту Колумбии вручили Нобелевскую премию мира
10.12 16:08 Дочь Шойгу нашла «чудовищные ошибки» в учебниках по ОБЖ
10.12 15:56 Страны вне ОПЕК согласились сократить добычу более чем на 600 тысяч баррелей
10.12 15:32 Шипулин побил рекорд СССР и России по числу медалей на Кубке мира по биатлону
10.12 14:46 На Байконуре выдвинули новую версию причины аварии «Прогресса»
10.12 14:23 Вдова Ельцина назвала «лживыми» высказывания Никиты Михалкова
10.12 13:53 Минобороны организовало вывод мирных жителей с востока Алеппо
10.12 13:19 В Стокгольме состоится церемония вручения Нобелевских премий
10.12 12:54 Новый премьер Франции предложил продлить режим ЧП в стране
10.12 12:46 В Крыму более 15 тысяч человек остались без тепла из-за аварии
10.12 12:26 Новак подтвердил готовность России сократить добычу на 300 тысяч баррелей
10.12 11:52 В США военный вертолет экстренно сел на школьном футбольном поле
10.12 11:48 Billboard признал Мадонну женщиной года в музыке
10.12 11:30 В Мосуле при ошибочном ударе ВВС США погибли около 90 военных
10.12 10:50 СМИ узнали о планах Японии ослабить санкции и смягчить визовый режим с РФ
10.12 10:26 Samsung принудительно заблокирует в США все Galaxy Note 7
10.12 10:10 В Красноярске открыли первую в России церковь при торговом центре
10.12 09:44 Турцию обвинили в отправке в НАТО пророссийских чиновников
10.12 09:30 Команда Трампа высмеяла тему помощи со стороны России на выборах
10.12 09:20 Фигуристка Евгения Медведева установила мировой рекорд в короткой программе
10.12 01:51 Суд в Петербурге арестовал полковника Тимченко до 7 февраля
10.12 00:38 Президент Ганы заранее признал свое поражение на выборах
09.12 23:47 Суд арестовал главу угрозыска Калужской области
09.12 23:18 Армия Сирии прекратила наступление в Идлибе и Дамаске
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.