Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
29 марта 2017, среда, 20:16
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 января 2013, 16:02

"Пиотровский", культурный символ

Это текст о пермском книжном "Пиотровский", но не о том, кто виноват и даже не совсем о том, что делать. Скорее, о том, кто как себе что и кого представляет – во всех вариантах этих двусмысленностей. В данном случае уже не только о проблемах книжного, а о переписке между "Пиотровским" и губернатором Пермского края В.Басаргиным. Вообще, пока там все более-менее гуманно, но есть нюансы.

История обычная. В конце 2012 года новый собственник помещения, арендуемого под магазин (ул. Луначарского, 51а – см. место по фрагменту карты на картинке), потребовал немедленного освобождения площадей.

"Потребовал" - это некоторый эвфемизм. Вот "Пиотровский" рассказывает 9 января (п/ж - мои):
"Мы заключили договор аренды с ООО "Строитель-1" сроком до 30 июня 2013 года. Мы вложили деньги и физические силы в ремонт, а также в закупку большого количества альбомов по искусству, истощив, таким образом, на время свои финансовые ресурсы…В конце декабря случайно, уже от новых собственников, мы узнали о том, что помещение продано.
Новый собственник (Агентство недвижимости "Своя квартира") продемонстрировал все возможные признаки немотивированной агрессии: угрозы, грубости, оскорбления, неадекватные требования, чем вызвал с нашей стороны: а) опасения в возможном применении к нам принципов силового предпринимательства; б) понимание необходимости скорейшего переезда.
Поскольку по закону собственник помещения находится по определению в сильной позиции и поскольку он продемонстрировал нежелание вести с нами конструктивный диалог, мы не ставим себе целью долго оставаться на этом месте и убеждать в чем-то господ из АН "Своя квартира". Квартира и правда их. В отношениях с ними мы хотим: а) корректного соблюдения обязанностей по отношению к нам согласно нашего договора с ООО "Строитель-1", правопреемником которого они являются; б) соблюдения элементарных правил вежливости и этикета делового общения. Можно начать с извинений перед нами и нашими посетителями, например, за сцену, устроенную в магазине 29 декабря и вызвавшую, мягко говоря, всеобщее недоумение присутствовавших.
Хотите быть акулами - будьте, но называть нашего юриста "олигофреном" и делать заявления о нежелании действовать в рамках правового поля, пожалуй, не стоит".

"Пиотровский" некоторое время (видимо) думает, а потом пишет губернатору Басаргину. Имеет, собственно к тому гуманитарное основание – тот о них однажды отозвался позитивно и, в какой-то мере, даже системно. Тем более, что он знает и про "невидимую руку рынка", так что - просвещенный.

Вот тот давний Басаргин:
"Вспомним пресловутую "невидимую руку рынка". Как бы там ни было, но торговля действительно идет за вкусами покупателя. Я очень рад был встретить в Перми отличные книжные магазины. Выбор больше, чем в других городах. К сожалению, не удалось много времени посвятить магазину "Пиотровский", о котором слышал хорошие отзывы. Заглянул в него с внуком, поэтому больше внимания мы с ним уделили детской литературе, но успел увидеть, что ассортимент книг очень большой, причем немало книг, которых я в других городах просто не встречал".

Письмо туда

Письмо не является челобитной, оформлено корректно. Сообщается, что у магазина два, понятно, варианта – либо переедут, либо закроются. Вопрос в сроках. То есть, лучше бы побыстрее. Отсюда и тема:
"Мы не просим поблажек в виде бесплатных помещений. Мы прекрасно понимаем, что книготорговля – пусть и специфический, но все же бизнес. Мы не требуем чего-то сверхъестественного. Единственное, в чем мы нуждаемся – в желании краевых и муниципальных властей поддержать наш проект и пойти навстречу. В современных условиях, когда цены на коммерческую недвижимость в центре города искусственно завышены, книжные магазины лишены возможности экономического выживания. Три года назад нам в этом отношении повезло; найдя помещение с адекватной стоимостью аренды и не обращая внимания на отсутствие какого бы ни было ремонта, мы запустили наш магазин.
На сегодняшний день ситуация изменилась, и поиск места по аналогичной нашей арендной ставке практически невозможен. Согласившись на сверхвысокую аренду, мы окажемся перед непростой дилеммой. Нам придется либо взвинтить цены на книги и сделать их покупку окончательно невозможной для студентов и работников бюджетной сферы (сегодня это если не единственные, то точно основные посетители книжных магазинов), либо отказаться от наших проектов – творческих встреч и лекций. Словом, перестать считаться одной из самых интересных, обсуждаемых и упоминаемых среди книгораспространительных структур в стране".

Последнее – ну это да, уже чтобы губернатор вспомнил о контекстею в котором сам упоминал магазин.

Далее, собственно, еще одно расширение контекста:
"Мы живем в России, и будет немного неуместно приводить примеры какой-нибудь далекой Франции, где книжные магазины поддержаны государством и законодательно застрахованы от истории, подобной нашей. Пермь не Франкурт-на-Майне, где под нужды книжных магазинов и литературных домов муниципалитет отдает целые особняки. Однако мы уверены в том, что наша деятельность на культурном и образовательном поле Перми играет не менее важную роль, чем работа государственных библиотек и просветительских центров, и имеет все шансы быть замеченной краевыми властями.
В этой связи мы просим вас, Виктор Федорович как губернатора Пермского края, по достоинству оценившего нашу работу, быть вовлеченными в решение нашей проблемы".

"По достоинству оценившего" – это, понятно, отсылка к цитированному выше блогу Басаргина.

Письмо оттуда

Во всей этой истории не будет ничего плохого о губернаторе, он миролюбив и сострадателен, но - действует в рамках принятых схем и сложившихся обстоятельств. То есть, речь как раз не о нем, а о профилактическом, что ли, осмотре состояния этих правил и обстоятельств. А он ответил и, вероятно, что-нибудь хорошее сделает. Ну и да, как же в таком случае не обойтись без поучений? Этаких отеческих. В сумме получается картина действительности в том виде, как она ощущается руководящей стороной - и ровно имея в виду эту картину ниже производятся комментарии к ответу.

Ответ
"На открытое письмо коллектива книжного магазина "Пиотровский" отвечу своим не менее открытым постом.
Создав магазин, вы, на мой взгляд, сделали важное социально значимое дело. Здорово, когда отличная идея идет в развитие собственных увлечений. Это та самая история успеха, которая приносит не деньги, но доброе имя.
В то же время, начиная дело и вкладывая в него свои деньги, вы наверняка учитывали возможные риски, включая изменение цен на рынке аренды недвижимости и сокращение спроса на печатную продукцию из-за роста числа приверженцев электронных форматов чтения и т.д."

То есть, у нас тут рынок - абсолютно сферический в вакууме, без каких-либо экстерналий и, несомненно, при полном отсутствии связей между бизнесом и властью. Чисто-чистый идеал рынка: невидимые руки М.Фридмана люто, бешено аплодируют. Ну и, собственно, коль скоро эти люди зашли со стороны "собственных увлечений", то логично, что у них бонус "не деньги, но доброе имя". Не совсем только понятно "сокращение спроса" – об этом в письме ничего не говорилось. Тем более о влиянии расцвета электронных книг на книготорговлю. Это, наверное, референт губернатора зашел на сайт "Альянса независимых издателей и книгораспространителей" (коль скоро "Пиотровский" в него входит) и прочел об этом там.

А вот тема действий новых владельцев, выставляющих магазин до истечения срока аренды решительно опущена. Хотя, собственно, проблема в этом, а не в росте числа приверженцев электронных форматов. И она возникла даже не в связи с изменениями на рынке недвижимости. Или пренебрежение договорными обязательствами губернатор также считает возможным риском в рамках чисто-чистого рынка? Ну, он же не пишет в ответе, что поинтересуется - в самом ли деле арендаторов сгоняют с места на полгода раньше, да еще и среди зимы.

Он переходит к поучениям: "Не стоило "пугать" опасностью "взвинтить цены на книги и сделать их покупку окончательно невозможной для студентов и работников бюджетной сферы". Вы же сами пишите, что то, чем вы занимаетесь, это все же бизнес. И хотя уровень ваших доходов невелик, устанавливаемый размер наценки и так делает "Пиотровский" магазином для фанатов печатной книги. И увеличение цен проблему не решит".

То есть, вы же сами написали, что это бизнес? Ну так вы его просто не умеете вести. Типа строго, но справедливо, ага. А вот откуда взялась тема "устанавливаемый размер наценки и так делает "Пиотровский" магазином для фанатов печатной книги"? В таком описании он уже выглядит чисто бутиком на Столешниковом, куда фанаты печатной книги подъезжают на "Бентли". Между тем, сам же в магазин заходил.

После поучений, разумеется, следует ободрение:
"У вас есть нечто более важное - известность в городе и за пределами Перми, поэтому навряд ли смена месторасположения серьезно изменит поток покупателей. Тем более, что на волне обсуждения вашего письма в масс-медиа вы получили дополнительную известность".

"Более важное", чем что? И чем обычно помогает известность в городе и за пределами Перми? Ну да, это к тому, что губернатор ответил и все, видимо, закончится самым счастливым образом. Впрочем, "дополнительная известность" в контексте данных рыночных отношений тем продуктом, который "Петровский" получает взамен проблем. возникших в резхульете того, что кое-кто похерил договор.

Но пока хэппиэнд:
"Да, в России нет системы поддержки частных книжных магазинов, но есть поддержка полезных инициатив. Я переговорил с руководителями города и получил  обещание, что они помогут вам с поисками помещения поближе к центру на подходящих условиях".

Формула "поддержка полезных инициатив" любопытна – а что такое полезная и кому именно? То есть, кто именно оценивает? Ну, губернатор. А в каком виде поддержка существует? Вот: "Я переговорил с руководителями города".

Также имеется и бизнес-совет, переходящий в руководство по жизни:
"Надеюсь, что эта помощь будет полезной, и спустя какое-то время вы сможете дополнительно расширить ассортимент и за счет этого сделать цены чуть ниже, все-таки в мире еще немало умных и достойных книг, что пока не добрались до полок "Пиотровского". Делайте их доступнее. Удачи! У вас есть все шансы стать одним из культурных символов Пермского края".

Тему помощи, которая может оказаться полезной, опустим, но вот же: смысл любого действия, в том числе - понижения цены на книги, состоит в том, чтобы стать одним из культурных символов. Тут нет придирок к словам – если придираться, то это можно было бы сделать конкретнее. Но в самом дел, оценка деятельности состоит не в том, чтобы определенная, кому-то нужная поляна существовала, но - в "культурном символе".

В этом присутствует традиционная метафизическая прелесть – не так, что просто живешь, а с некой высшей целью. Которая, конечно, всегда одна на всех и, значит, логично, что ею занимается начальник территории. Но в целом все хорошо и, наверное, помогут. Очень милый ответ, губернатор даже заботится о судьбе "умных и достойных книг, что пока не добрались". И все это галантно, чисто в духе просвещенного абсолютизма. Что, собственно, и достало.

Реальность и мораль

На блоге "Пиотровского" есть еще другие сообщения, сделанные уже реальным и человеческим языком:
"Поймите нас правильно, мы не собираемся кормиться из бюджета. Более того, если бы нам была предложена денежная помощь со стороны государства, мы бы дали немедленный отказ. Письмо губернатору - это попытка во-первых привлечь внимание к ситуации в целом, во-вторых получить помощь в поиске помещений с льготными условиями аренды. Именно у государства больше всего недвижимости с теми самыми конструктивными недостатками, за счет которых возможны льготные условия аренды".

Там же становится понятнее цена вопроса. Что они бы хотели:
"1. Помещение на 1-м этаже, в центре города, с отдельным входом, с возможностью остановки грузового транспорта. Обязательно с окнами. С работающей канализацией, электропроводкой и отоплением. Состояние может быть любым.
2. Не обязательно на первой линии. Это может быть двор.
3. Площадь от 80 (если потолки высокие) до 150 квадратов. Без коммунальных услуг и электричества мы готовы платить до 70 т.р. в месяц. Платим регулярно, помещение содержим в чистоте и порядке".

Цена, собственно, в Москве может удивить, но это, все же, Пермь. Кроме того, "конструктивные недостатки" ситуацию уточняют:
"3. Размер арендной ставки (как говорят, "существенно ниже рыночной") объясняется рядом конструктивных недостатков помещения, изначально малопригодным для торговли: в дальнем зале протекает крыша и весной потолок отсыревает, в среднем зале под фальш-потолком проходят трехметровая канализационная труба и трубы с горячей водой, которые, в случае аварии могут стать причиной затопления магазина сточными водами или кипятком. Короче говоря, вызвать порчу имущества, что дважды, к слову сказать, происходило, но было нами оперативно предотвращено. Таким образом, мы брали эти риски на себя".

Ну, не то место, куда ездят на Бентли". Нормальное полу-сквотство, дело хорошее. Но вот еще нюанс. Ну, видимо, у города есть какой-то аварийно-нежилой фонд. Речь, совершенно разумно, не идет о бесплатной или льготной аренде - такие истории обычно имеют неприятные последствия (как там сейчас, кстати, у "Нового мира"?). "Французский прецедент", разумеется, лучше оставить французам - потому что они уже не в XVII веке.

Но вот же нет никаких частно-государственных посредников. Чего-нибудь типа фонда, или, наконец, местного минкульта, который мог бы вести профильные дела - не в безвозмездном, а в прагматическом варианте. Нет, все только напрямую - отчего любое конкретное письмо имеет шанс быть воспринятым как челобитная: кто-то тут чего-то захотел, а начальник территории рассмотрит чего это им там захотелось и, возможно, сочтет это желание в чем-то полезным для себя. Устроив, как и положено просвещенному абсолютизму, мерлезонский пиар-балет на тему начальственного милосердия к мальчикам, сунувшимся в бизнес со своими книжками.

К чему были все эти галантные поучения? Люди делают дело, у них возникла проблема. Есть возможность решить - ну так сказать им, чтобы позвонили-зашли туда-то, рассмотрели варианты. Нет же, метафизические рассуждения о культурных символах. Так ведь "Пиотровский" в данной истории именно им уже и является. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.