Хабад Любавич vs Россия

Суд города Вашингтон постановил, что Российская Федерация должна выплачивать правительству США по 50 тысяч долларов ежедневно до тех пор, пока не вернет иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» архив Шломо Бар Шнеерсона, пятого любавичского ребе. Окружной судья Ройс Ламберт уверен, что санкции смогут заставить Россию выполнить его решение 2010 года о передаче библиотеки Шнеерсона хасидской общине в Нью-Йорке.

Российский МИД тут же отреагировал на решение американского суда. На Смоленской площади уверены, что судья Ламберт вынес «абсолютно неправомерное и провокационное решение». МИД также напомнил официальную позицию Москвы: библиотека Шнеерсона формировалась на территории Российской империи и является историческим наследием российского народа. Под конец заявления российский МИД пригрозил тем, что если в Соединенных Штатах будет арестовано не защищенное дипломатическим иммунитетом российское имущество, то Россия «будет вынуждена предпринять жесткие ответные действия». Остается надеется, что российское правительство не будет следовать старому анекдоту и в ответ на происки израильской военщины обстреливать Одессу.

Несмотря на то, что американский суд постановил штрафовать Россию только сейчас, Москва уже давно была готова к санкциям. Все российские музеи свернули свои выставки в Соединенных Штатах и отказались от будущих планов, несмотря на то, что движение «Хабад Любавич» заявляло, что не претендует на арест произведений искусства, который Госдепартамент признал культурно значимыми. Как правило, Госдепартамент дает такой статус всем произведениям из крупных зарубежных музеев.

«Хабад Любавич» — ответвление иудаизма, которое, впрочем, сильно отличается от остальных, и некоторые даже называют его отдельной религией. Ответвление иудейского течения хасидизма, движение «Хабад», зародилось в местечке Любавичи, на самом западе современной Смоленской области, в XVIII веке. К началу XX века у Шломо Бар  Шнеерсона, пятого Любавического ребе, собралась обширная библиотека, состоящая из многих тысяч книг и рукописей. Последователи «Хабада» считают саму эту библиотеку священной. Во время Первой мировой войны, когда линия русско-германского фронта стала приближаться к Смоленску,  Шнеерсон эвакуировал свое собрание в Москву, в одно из частных книгохранилищ, а сам переехал в Ростов-на-Дону.

Большевики, пришедшие к власти в конце 1917 года, уже в следующем году национализировали часть собрания Шнеерсона и передали его в Румянцевскую библиотеку, которая сейчас называется Российской государственной библиотекой. Другая часть собрания осталась в руках «Хабада». В 1927 году советское правительство выслало из страны шестого Любавический ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона, преемника умершего к тому времени Шломо  Бар Шнеерсона. С собой он смог вывезти в Ригу ту часть собрания, которая не была национализирована. После он вместе с собранием перебрался в Польшу, откуда бежал в Америку в 1940 от германской оккупации. Библиотеку пришлось оставить в Польше и она попала в руки немцев, но не на долго. После войны Советский Союз вывез из Германии множество культурных ценностей, в качестве репараций в их число попала и вторая часть библиотеки Шнеерсона. Теперь она хранится в Российском государственном военном архиве.

«Хабад», штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, начал активно добиваться возвращения себе библиотеки Шнеерсона с началом перестройки. Менахем Мендель Шнеерсон, седьмой и последний Любавический ребе, добился немалого влияния для себя и своего движения. При жизни его последователи называли его мессией, а после его смерти в 1994 году многие сочли, что смерти как таковой не было и он все еще является мессией и Любавическим ребе. Пользуясь этим влиянием, «Хабад» обеспечивал регулярное обсуждение темы библиотеки Шнеерсона в американском обществе, что часто нервировало Москву.

В 1991 году Высший арбитражный суд РСФСР признал право «Хабада» на собрание. Российская государственная библиотека наотрез отказалась исполнять решение суда, а завотделом рукописей Виктор Дерягин даже пригрозил поджечь себя и коллекцию заодно. В 1992 году решение суда было отменено и российские власти начали более мирный диалог с «Хабадом». К российскому правительству обращался вице-президент Гор, весь состав американского Сената и большинство палаты представителей, однако книги и рукописи так и не возвращались «Хабаду». В 2005 году российская сторона сделала жест доброй воли — передала в Нью-Йорк повторяющиеся экземпляры собрания. Также были созданы условия для доступа желающих к обеим частям коллекции — в РГБ и Военном архиве — с возможностью совершения даже религиозных обрядов.

«Хабад», однако, не оценил усилий российских властей и подал на них в суд. Судья Ройс Ламберт решил, что российское правительство получило в собственность библиотеку Шнеерсона в обход международных норм, а значит должно ее вернуть, причем свободное от дипломатического иммунитета имущество может быть в случае необходимости арестовано.  Министерство юстиции США при этом просило суд не накладывать штраф на Российскую Федерацию, ожидая, видимо, возникновения проблем на международном уровне. Официальную позицию Москвы, состоящую в том, что коллекция попала в собственность российского государства, так как принадлежала лично Йосефу Ицхаку Шнеерсону, а у того не оказалось наследников, американский суд счел неубедительной.

Как бы то ни было, если решение судьи Ройса Ламберта не будет обжаловано или отменено, американская администрация будет вынуждена стараться взыскивать с России по 18 миллионов долларов в год. Это хоть и не замораживание счетов российских чиновников в американских банках и организациях, но тоже чувствительный удар по репутации, что легко может вылиться в очередной странный законопроект в Госдуме.