Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 20:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Августин Бетанкур и русская высшая техническая школа

Леса для подъема Александрийского столпа. Система Бетанкура
Леса для подъема Александрийского столпа. Система Бетанкура

Дмитрий и Ирина Гузевич

Корр.: Ирина, Дмитрий, известно, что вы являетесь ведущими специалистами по истории Великого Посольства Петра Первого 1697-1698 гг. и, в целом, по ранней истории Петра Великого. Что привело вас к Бетанкуру?

Августин Бетанкур

Дмитрий Гузевич (Д): Весь восемнадцатый век Россия приглашала на службу иностранных инженеров. И к началу девятнадцатого века стало отчетливо ясно, что этого мало – требуется создавать свои, русские школы. А ни по каким специальностям в тот момент толком инженеров в России не готовили. Были какие-то попытки в Училище корабельной архитектуры – это 1798 год – и все… И военные инженеры, и артиллеристы, и гидротехники фактически не имели  нормального образования - при котором будущие профессионалы получают достаточный математический аппарат и знания по наукам, определяющим данную специальность.

Для артиллеристов это баллистика, вопросы литья пушек. Для инженеров – фортификация, гидравлика и т.д. И на начало девятнадцатого века несколько голландцев, в частности Петр Корнилович фан Сухтелен, сделали очень много для насаждения инженерного образования в России. Сам Сухтелен создал две школы. Около 1802 г. – Школу колонновожатых при Свите Е.И.В. по квартирмейстерской части – фактически, школу военных топографов, без которой в 1832 г. не возникла бы Академия Генерального Штаба (позднее получившая имя Николаевской). И в 1804 г. – Инженерную (Кондукторскую) школу, которая в дальнейшем, через два преобразования в 1819 году, стала Главным инженерным училищем.

Но в армии ведь инженеры были и раньше?

Д: Инженеры были и раньше, еще с эпохи Петра I. Но артиллерийские и инженерные школы постоянно соединялись и разделялись на протяжении почти шести десятилетий, что отнюдь не способствовало повышению уровня образования. В 1758 г. их объединили окончательно. Образовавшееся учебное заведение в 1762 г. получило название Артиллерийского и Инженерного Кадетского Корпуса. Однако это специализированное учебное заведение было превращено Павлом просто во Второй Кадетский Корпус, и специализация его образования была разрушена.

При этом инженерное образование XVIII века соответствует в основном архитектурному образованию – это были военные архитекторы. То есть речь идет не о высшем образовании, но скорее о среднем техническом, с элементарной математикой, графикой, пропорциями – то, что изучали архитекторы-практики. Но на начало XIX века картина становится совершенно иной – возникают технические науки, возникает понимание необходимости знания математики.

Первый прорыв делается во Франции в 1794 году, когда там создается Школа публичных работ, далее известная как Политехническая школа. И к 1800 году (а во Франции уже были практические школы, готовящие инженеров-практиков: Военно-инженерная школа в Мeзьере, Школа мостов и дорог в Париже, Школа военных географов, и другие) там создается двухступенчатая система образования, где все эти инженеры были обязаны вначале обучаться в Политехнической школе, сперва два года, потом три, и получать очень высокое математико-механическое образование. А дальше они поступали в практические, прикладные школы, где на основе этих знаний им преподавали уже специальные дисциплины.

В России за этим, понятно, следили; шли разные споры, в 1804 году де Волантом был предложен проект Высшей гидравлической школы с хорошим объемом математической подготовки, но все как-то уходило в песок. И вот в 1808 году на службу в Россию был принят испанец Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина, ставший у нас Августином Августиновичем Бетанкуром… 

А какое этот испанец имел отношение к Франции и ее техническим школам? 

 

 

Жан де Бетанкур

Ирина Гузевич (И): Cама фамилия Бетанкур – это фамилия французская, точнее – нормандская. И это невероятно разветвленный клан (ныне его члены имеют свою ассоциацию, почетными членами которой мы являемся, и раз в несколько лет собирают съезды Бетанкуров). Клан ведет свою родословную от нормандского барона Жана де Бетанкура. Отец нашего героя носил фамилию Бетанкур-и-Кастро, и старший брат Хосе ее унаследовал вместе с земельными владениями.

А где он учился?

И: Во-первых, в Королевском заведении Сан-Исидро. Это примерно соответствовало кадетскому корпусу, но там давали основы образования по всему спектру дисциплин, включая математику, физику, химию. А параллельно он учился еще в Академии благородных искусств Сан-Фернандо (это испанская академия художеств), по классу рисунка. Августин был великолепный рисовальщик. Ему покровительствовал премьер-министр, граф Флоридабланка, и когда он показал блестящие результаты в обоих этих учебных заведениях, в 1783 его отправили со специальной миссией в ртутные шахты Альмадена, которые принадлежали испанской короне и приносили огромные доходы, ибо ртуть была нужна для извлечения золота и серебра из руды, добываемой в американских колониях. В Альмадене находились богатейшие в Европе залежи ртути, сейчас на этой территория организуют Национальный парк горнодобывающей промышленности. Но тогда испанцы не знали паровой машины в горном деле, при том, что в Европе эта технология уже широко применялась. Подчеркнем – речь идет о пароатмосферных машинах Сэвери и Ньюкомена, которые затем принципиально реконструировал Уатт.

Пароатмосферная машина, собственно, и изобретена была для горного дела?

 

Технология подъема породы из шахты Альмагена

И: Да. Альмаденские шахты были очень глубокого заложения, а их техническое оснащение – весьма допотопным. Там не было ни нормальной вентиляции, ни нормальной откачки воды – все это оставалось на уровне средневековья, и поэтому постоянно существовала угроза затопления, обрушения породы... Требовалась срочная модернизация всех систем обеспечения, и инспекция Бетанкура имела целью найти какие-то действенные технические решения в этом направлении.

Вернувшись из командировки, он составил три мемуара, снабдил их великолепными иллюстрациями и внес ряд предложений по улучшению организации работ в шахтах. Однако буквально за месяц до него, Альмаден инспектировал еще один человек, Томас Перес Эстала, который уже бывал во Франции и видел, как там использовалась паровая машина для откачки воды из шахт. Он предложил установить такую машину в Альмадене. Бетанкур же об этом тогда ничего не знал, и поэтому он не дал таких революционных рекомендаций, а предложил чисто паллиативные рационализаторские меры …

Д: …которые, однако, позволили еще на несколько лет продлить жизнь этих шахт без всяких паровых машин… 

Великолепно оформленные мемуары произвели впечатление на высокое начальство, и Бетанкура отправили во Францию с новым грантом – совершенствоваться в горном деле. 

И: Однако его великолепно оформленные мемуары произвели впечатление на высокое начальство, и Бетанкура отправили во Францию с новым грантом – совершенствоваться в горном деле. Видимо, его отправили в парижскую Горную школу, которая как раз в этом году и была создана. 

А в России были горные школы?

Д: В России Горное училище было создано в Петербурге в 1773 году (с 1804 г. – Горный кадетский корпус), несколько раньше, чем во Франции. В основе лежали немецкие воззрения, реально это было среднее учебное заведение. Оно таковым и оставалось до 1833 года, когда было преобразовано в Горный институт, а с 1834 г. – в военизированный Институт корпуса горных инженеров, по модели созданного Бетанкуром Института корпуса инженеров путей сообщения.

 

Паровая машина двойного действия

И: Да, вернемся к Бетанкуру. Его, по всей видимости, прочили для горной карьеры – испанской Америке требовались специалисты в данной области. Однако по дороге во Францию ему дали попутно еще одно поручение – проинспектировать строительство Арагонского канала – уникальнейшего и едва ли не самого крупного тогда в Европе гидросооружения подобного рода. Он написал восторженный отзыв о качестве производства работ и об их руководителе, и, похоже, именно этот эпизод свернул его с горной стези. В Париже он установил контакт со Школой мостов и дорог, и этот момент стал поворотным в его судьбе. Он посетил ее, и у него возникла идея, что неплохо бы в Испании завести инженерное образование такого же плана – для подготовки инженеров публичных работ. Он написал меморандум – целую программу – послал ее главе правительства и получил одобрение. Но не только одобрение – он получил финансирование, он получил людей: была создана так называемая Гидравлическая группа, руководителем которой он стал. В Париж под его начало было прислано несколько пансионеров испанского правительства с условием, что они получат там соответствующее образование, а также создадут коллекцию машин для будущего нового учебного заведения, которое предполагалось создать в Испании.

Bosch Rexroth — признанный лидер в области систем управления, гидравлических систем и приводных технологий. Большой выбор продукции в каталоге, включающий пневматику, гидравлику, электрику, механику, электронику. Bosch Rexroth каталог от Торгового дома Гефест поможет подобрать оптимальное решение для вашего предприятия.

Вот с этой программой Бетанкур и его пансионеры уже поступили в Школу мостов и дорог. Впрочем, по документам выходит, что не все – но, по крайней мере, трое из восьми членов группы в этой школе обучались. Остальные находились в Париже и занимались изготовлением моделей. Так был создан Мадридский Королевский Кабинет Машин, единственная в Европе техническая коллекция такого масштаба. Он создавался во Франции в течение шести лет и был вывезен в Испанию в 1791 году, когда во Франции началась революционная неразбериха. Вывозили коллекцию в дикой спешке (из охваченного революцией Парижа – Л.У.) – кораблями, посуху, – она была колоссальная, – а по прибытии в Мадрид ее расположили в одном из крыльев дворца Буэн-Ретиро – нынешнее Прадо, – и Бетанкур таким образом вернулся в Испанию директором этого Кабинета Машин, со своим проектом создания института и вообще постановки инженерного образования. 

Бетанкур прославился как промышленный шпион, укравший у Джеймса Уатта секрет паровой машины двойного действия.

Но ничего не вышло: институт так и не был создан в течение десяти лет, и Бетанкур фактически оказался просто директором музея – открытого для публики, но мало кому нужного. Бетанкуру явно было скучно, и он при каждой возможности (порой сам эти возможности и создавая) старался сбежать либо во Францию, либо в Англию. Причем в Англии он отличился: если имя Бетанкура вошло в анналы истории техники, то в первую очередь благодаря его первой, короткой поездке в Англию, потому, что там он прославился как промышленный шпион, укравший у Джеймса Уатта секрет паровой машины двойного действия… (продолжение беседы см. здесь)

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.