Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 февраля 2017, понедельник, 02:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Четыре степени свободы

Общественный транспорт Москвы будет реформирован
Общественный транспорт Москвы будет реформирован

1 февраля в кассах метро и киосках «Мосгортранса» началась продажа новых универсальных билетов, которые можно использовать как для прохода в метрополитен, так и для проезда на наземном транспорте. Их стоимость на одну и две поездки не изменилась (28 рублей и 56 рублей). При покупке большего числа поездок, как обычно, предоставляется скидка. Но со 2 апреля минимальное количество поездок на билете вырастет до пяти. Зато появятся новые модификации билетов. Для туристов и курьеров – плати 200 рублей и катайся на общественном транспорте весь день, сколько хочешь. Для пассажиров категории «дом-работа» - плати 50 рублей и получаешь одну поездку на метро и неограниченное количество поездок на общественном транспорте в течение 90 минут (можно купить несколько таких маршрутов на одной карточке сразу). И это лишь один из элементов модернизации транспортной системы Москвы. Которая, на самом деле, началась еще в прошлом году (платные парковки в центре введены с 1 ноября).

За 2-3 ближайших года планируется полностью убрать маршрутки и заменить их на легальных и подконтрольных частных перевозчиков с расписанием, а главное – с возможностью расплатиться теми же самыми универсальными билетами.

Вся маршрутная сеть наземного транспорта будет пересмотрена, чтобы не допускать длительных ожиданий общественного транспорта и конкуренции за пассажира. В завершение все автобусы перекрасят в единый цвет (какой – пока не ясно).

Эти шаги должны повысит привлекательность общественного транспорта, чтобы «пересадить» на него часть москвичей и, наконец, справиться с заторами. Чтобы лучше понять, как устроена транспортная реформа, корреспондент «Полит.ру» взял интервью у директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина.

Михаил Яковлевич, расскажите вообще о принципах реформирования транспортной системы крупных городов и прокомментируйте с этой точки зрения  изменения, происходящие в Москве?

Вот знаете, когда мы начинали с экономической реформы в начале 90-х годов, в профессиональную журналистику и в общественный обиход вошло такое понятие «Вашингтонский консенсус». Это от некоторого семинара, который был в Вашингтоне, где собравшийся там экономический истеблишмент пришел к выводу, что любые реформы начинаются с финансовой стабилизации, модернизации, приватизации и т.д.  «Вашингтонский консенсус» – это некоторые заклинания, которые считаются необходимыми при проведении экономических реформ.

Вот и для транспортных проблем есть аналогичные, мы их условно можем называть Мюнхенским или Гамбургским консенсусом. Потому что где-то к середине 60-х годов в Западной Германии (у них была наиболее продвинутая школа по экономическому планированию) пришли к простому выводу о том, в какую сторону должен развиваться общественный транспорт в крупных городах. Были установлены несколько простых вещей, которые приняли все нормальные люди в крупных городах. В чем они заключаются? В нескольких простых принципах.

Во-первых, это интеграция. Я, городской пассажир, не знаю, кто у вас в городе осуществляет перевозки, мне не важно, какие они (частные, муниципальные и т.д.). Но у меня, пассажира, есть билет, и с помощью этого билета я езжу на всем – это пункт первый.

Пункт второй. Отказ от сбора денег в шапку, так как я заплатил в одном месте, а воспользовался услугами перевозчика в другом. Возникает некоторое централизованное планирование перевозок. Перевозчик договаривается с некоторым организатором перевозок о том, что выполняет на данном маршруте некоторые рейсы, и эти рейсы ему будут оплачены из денег, собранных централизованно. Деньги получают за рейсы, а не за количество пассажиров.

Не бывает вольных стрелков на маршрутах. Все работают по некоторой согласованности маршрутов и расписаний. Этой схеме 350 лет. Ее придумал знаменитый Блез Паскаль в знаменитом предложении, адресованном мэрии Парижа, по организации движения регулярных пассажирских карет по заранее объявленному маршруту и расписанию по едином тарифу в пять центов. Кареты должны были отправляться от пункта к пункту каждые 15 минут, независимо от того, сел ли в них пассажир. Перевозчик не должен ждать пассажиров. Кстати, сам Паскаль профессиональным транспортником не был.

А способ перевозок, который у нас реализован с маршрутными такси, - это характерно для третьего мира. В просвещенных городах он либо вообще не существует, либо только как вспомогательный способ перевозок в малонаселенных периферийных районах. Нельзя представить, чтобы по цивилизованному городу в Европе или Северной Америке по магистральной улице ехал подобный транспорт, который останавливается у каждого газона. Этого не бывает в природе. Когда Вукан Вучик (известный специалист по урбанистике) увидел у какого-то метро наши маршрутки, он ужаснулся.

Вот эти перевозки третьего мира надо из Москвы убрать. Это не значит, что надо убрать частных перевозчиков. Частные перевозчики в самых просвещенных городах мира отлично работают и отлично вписываются в эту удобную для пассажиров систему. А в некоторых городах они объединяются в некоммерческие объединения.

Но они действуют как обычный городской транспорт?

Они действуют по заранее объявленным маршрутам и расписаниям. Конкуренция на общественном транспорте очень удобна и хороша, когда соревнование идет на тендере за более удобную и дешевую перевозку. А конкуренция за пассажира на маршруте – это варварство. Должно быть: один маршрут – один перевозчик. Когда работают несколько перевозчиков, когда они еще обгоняют друг друга, это просто плохо.

Но некоторые возражают, что если не дождутся маршрутки, то вообще не уедут?

Вот это проблема организации общественного транспорта в городе. Маршрутки надо вытеснять не худшими, а лучшими вариантами перевозок. А если этого не будет, то проект, простите, не прокатит.

Есть районы Москвы, где кроме как на маршрутке просто никак не проедешь. Но их нужно заменять качественными перевозчиками, и тогда горожане воспримут перемены позитивно. Если мы будем просто выгонять этих непарадных перевозчиков и ничем их не заменять или заменять большими автобусами, которые ходят раз в 40 минут, то нас никто не поймет. И все эти наши ухищрения с билетной системой не дадут результата.

Мы обязаны предоставить хорошие условия перевозок всему населению: и тем, у кого есть машины, и тем, у кого их нет. И во всем мире реформы проходят по одним принципам, просто у кого-то получается, а у кого-то – нет.

И, кстати, то же самое про универсализацию билетного меню.

Да, по билетному меню, некоторые люди недовольны тем, что со временем пропадут билеты на одну и две поездки...

Так это хорошая штука. Мы поощряем оптового покупателя, предоставляя скидки на билеты на большее количество поездок. Да, люди возмущаются, что не могут купить билет на 1 или 2 поездки. Но мы заинтересованы именно в оптовом потребителе транспортных услуг.

Еще одна важная идея, если мы говорим о «Гамбургском консенсусе», то это преимущество движения общественного транспорта. Вучик очень любит об этом говорить. В странах, где соблюдаются правила дорожного движения, достаточно написать на транспортной полосе слово «Bus». А в странах с меньшей культурой надо ставить забор и делать обособленно рельсовое полотно, куда никто не залезет. И в Москве это потихоньку, не всегда правильно, но делается.

Набор этих мер всегда один и тот же.

А контролировать это будут за счет увеличения числа камер наблюдения?

Понимаете, вопрос контроля - это последний шаг. Первый шаг состоит в том, что преимущество движения должно быть реализовано разумным образом. Есть такое понятие - «виртуальный референдум». В Москве есть некоторые места, например, метромост, где автовладельцы ездят по транспортной полосе, так как там в общественном транспорте ездят всего несколько человек. И это разумно, в этом случае автовладельцы выигрывают виртуальный референдум. А есть обратные ситуации. Там, где в общественном транспорте пассажиров больше, а сами перевозчики ездят с малым интервалом, машины уже не суются на специальную полосу. Поэтому перед контролем надо грамотно провести транспортное планирование. Где неплотный поток, а люди на общественном транспорте нечасто ездят, там не нужны эти полосы. Но в целом этот путь как магистральный абсолютно верен.

Тут появляется еще один важный принцип. В большом городе поездка на автомобиле не может быть дешевле, чем поездка на общественном транспорте. А вот сегодня пока наоборот.

Поездка на автомобиле в центр должна быть существенно дороже. И достигается это простым способом – дорогие парковки.

Но это немного «диктаторские» меры, разве нет?

Как вам сказать... Проблема отмены режима общественных паркингов решалась в американских городах еще в 30-х годах прошлого века. Гордые французы на это не пошли. Но когда в 60-х годах Париж оказался в таких же заторах, была введена система штрафов. Сейчас там штраф - 600 евро за парковку на улицах. Парковка в центре сейчас везде платная. Это единственный и самый простой способ регулирования. На Манхэттэне хорошая парковка стоит 2000 долларов. Надо приучать граждан к разумному транспортному поведению. И это тоже элемент обсуждаемого консенсуса.

Но главный элемент этого консенсуса - то, что доступный транспорт – это транспорт для всех.

И как убедить в этом владельца дорогой иномарки?

Благополучному, хорошо одетому горожанину должно быть не зазорно проехать в общественном транспорте. Это очень труднодостижимая задача. Нужны качественные пассажирские вагоны, преимущество движения и т.д. Но технических решений много.

И еще, что очень важно упомянуть в обсуждаемом нами консенсусе, – это комфортная пешеходная среда. У нас есть узкие переулки, где два человека с трудом пройдут, а если еще снег и автовладельцы свои машины на тротуар ставят... У человека должна быть возможность нормально ходить пешком, ему должно выделяться пространство.

И еще есть вопрос так называемой последней мили. Например, если человек работает где-то между площадью Восстания и площадью Маяковского... У него должна быть возможность комфортно добраться до работы. Должен быть наземный транспорт последней мили.

Все, что я говорю, - это не изыскания теоретиков, так устроено во всех крупных городах в мире. Все это описано, и можно реализовать хотя и не у всех получается. И я хочу, чтобы в Москве получилось.

Вот у меня как у человека, передвигающегося преимущественно общественным транспортом, возникает вопрос, а каким этот транспорт последней мили должен быть?

Есть несколько вариантов: городское такси (умеренное по цене и в огромных количествах), автобусы малой вместимости, следующие по маршруту между городскими центрами с малыми интервалами. Трамваи в центральной части города ради этого, я думаю, ставить не будут.

Я часто езжу между станциями метро Теплый Стан и Юго-Западная, там постоянно по утрам автомобили занимают полосу общественного транспорта, то есть не работает упомянутый вами виртуальный референдум. Как можно на это повлиять?

Собственно, об этом и речь. Большинство наших автомобилистов – это автомобилисты в первом поколении. У парней и девушек есть машины, а у их бабушек и дедушек не было. Молодые люди, особенно - девушки, часто говорят: «Я в ваше грязное метро никогда в жизни не пойду». Это типичный автомобилист первого поколения.

Что для американцев автомобиль? Очень полезный бытовой предмет где-то посредине между холодильником и телевизором. При этом никто не отрицает, что он полезен. А похожее на наше отношение к автомобилю можно увидеть в Индии, Бразилии. Но это решается путями, о которых мы говорили: дорогой ценой владения автомобилем (за счет парковки), хорошим общественным транспортом и комфортной пешеходной средой. Потихонечку будем над этим работать. Сейчас тех, кто не любит общественный транспорт, можно понять. Решение хорошо известно. Правда, еще раз скажу, что не во всех городах это получилось.

А можете рассказать, где не получилось и почему?

Может, лучше сказать, еще не получилось. Примеры: Йоханнесбург, Мехико-сити.

Почему не получилось?.. Работает простая схема: networking (правильное устройство сети и правильное управление потоками сети), pricing (цена за удовольствия перемещения), participation (общественное участие в принятии транспортных решений). Как видите из схемы, необходимо общественное согласие – и это самое сложное. Простой пример: все говорят, что нужны новые дороги, но только не под их окнами. Как будет происходить эта настройка гражданских механизмов у нас - не знаю, это вопрос к политологам и социологам.

А как вы считаете, московские чиновники учитывают все эти компоненты?

Могу сказать, что первая компонента в организационных планах, естественно, заложена. Другое дело, что можно говорить, хорошо или плохо что-то делается, правильно сеть устроена или неправильно. Чего-то не умеем пока, только учимся.

Напоследок я расскажу вам байку о четырех степенях свободы гражданина, который испытывает транспортные неудобства. Первая – сменить способ передвижения. Вторая – сменить место жительства. Третья – сменить место работы. Четвертая – если ничего не помогло, то гражданин идет на выборы и меняет власть.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

26.02 20:37 Госдеп призвал РФ и ополченцев немедленно прекратить огонь в Донбассе
26.02 20:23 Путин и Назарбаев пообщались на горнолыжном курорте
26.02 19:36 Наблюдатели насчитали 15 тысяч участников на марше памяти Немцова
26.02 19:12 Умер актер из «Титаника» Билл Пэкстон
26.02 18:40 Новый лидер демократов США пообещал стать «кошмаром» для Трампа
26.02 18:26 Никита Белых вернулся в СИЗО из больницы
26.02 17:53 Порошенко пообещал оказать поддержку жителям Крыма
26.02 17:18 В шествии памяти Немцова в Москве приняли участие около 5 тыcяч человек
26.02 16:29 Касьянова облили зеленкой на марше памяти Немцова в Москве
26.02 15:50 СМИ сообщили о смерти российского математика Людвига Фаддеева
26.02 15:25 В ЛНР сообщили о сокрытии украинскими военными от ОБСЕ запрещенного оружия
26.02 14:48 В ДНР заявили об освобождении Донецкой фильтровальной станции
26.02 14:21 МИД РФ осудил террористическую атаку в сирийском Хомсе
26.02 13:49 Информатор WADA Степанова не прошла квалификацию на зимний ЧЕ
26.02 13:24 На Украине призвали завести дело на Савченко за поездку в ДНР
26.02 12:58 В Киргизии задержан лидер оппозиционной фракции парламента
26.02 12:17 СМИ сообщили о начале кампании премьера Франции против Марин Ле Пен
26.02 11:52 Ильдар Дадин вышел на свободу после отмены приговора
26.02 11:49 Александр Овечкин провел 900-й матч в НХЛ
26.02 11:22 ВКС и морская авиация РФ получат 160 самолетов и вертолетов в 2017 году
26.02 10:52 В США пьяный водитель грузовика врезался в толпу людей на параде
26.02 10:40 В Малайзии подтвердили смерть Ким Чен Нама от отравляющего вещества VX
26.02 10:29 СМИ cообщили о предложении Японии по совместной деятельности на Курилах
26.02 09:50 Экс-постпред США при ООН посвятила Чуркину статью в колонке NYT
26.02 09:32 В колонии Алтайского края началась процедура освобождения Дадина
26.02 09:17 СМИ рассказали о намерении США покинуть Совет по правам человека ООН
25.02 20:28 В Германии автомобиль протаранил толпу
25.02 20:03 СМИ сообщили имя четвертого фигуранта дела о госизмене
25.02 19:42 СБУ рассказала о финансировании Россией ЛНР
25.02 19:11 Друг Ле Пен обвинен в мошенничестве при финансировании предвыборных кампаний
25.02 18:35 Фонд Баффета заработал 1,6 млрд долларов на акциях Apple
25.02 18:06 Недалеко от Мосула найдено крупнейшее захоронение ИГ
25.02 17:36 Обама появился на нью-йоркских улицах
25.02 17:30 Россиянин Устюгов пришел первым в мужском скиатлоне на 30 км
25.02 16:49 Глава МИД Украины опроверг невключение США в «нормандскую четверку»
25.02 16:37 Норвежка Бьорген побила рекорд по золотым медалям на ЧМ по скиатлону
25.02 15:57 Поклонская пожаловалась на блокирование указов Аксенова крымскими чиновниками
25.02 15:33 Супруга Дадина пожаловалась в прокуратуру на задержку в его освобождении
25.02 15:06 ДНР заявила о захвате украинской армией фильтровальной станции
25.02 14:11 На Сахалине с дрейфующей льдины сняли около 20 рыбаков
25.02 13:46 Шойгу призвал забыть о «показных воинских частях»
25.02 13:37 Вице-президент США в обращении к Израилю перепутал флаг страны с Никарагуа
25.02 13:20 Россия и Иран одобрили совместное производство ядерного топлива
25.02 12:48 СМИ назвали размер гонорара подозреваемой в убийстве Ким Чон Нама
25.02 12:30 Штаб Навального в Екатеринбурге атаковали активисты НОД
25.02 12:17 Белый дом попросил чиновников США подтвердить отсутствие связи Трампа с РФ
25.02 11:57 ВАДА признало несостоятельность обвинений в докладе Макларена
25.02 11:31 В Хомсе при теракте погибли 42 человека
25.02 11:05 ООН заявила о способах обхода санкций властями КНДР
25.02 10:45 Обладателем кинопремии «Сезар» стала картина «Она» Верховена
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.