Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 17:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

«Морской старт» - что это было?

Платформа «Одиссей» 30 января 2013 года
Платформа «Одиссей» 30 января 2013 года
Sea Launch

Уникальный космический проект «Морской старт» последнее время удивляет.

Выяснилось, что еще 15 января этого года глава Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом «Морской старт». «Я озвучил эту идею во время визита на наше предприятие вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина», - сказал он.

В рамках проекта осуществляются запуски ракет «Зенит» с плавучей платформы «Одиссей». Точка старта — акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается наиболее спокойным и удаленным от морских путей.

Лопота сказал, что пока не получил ответа, однако уверен, что «это выгодная для государства сделка». «Россия получит собственный космодром на экваторе за относительно небольшие деньги», - пояснил он.

По его словам, объем текущих обязательств «Морского старта» на сегодня немного превышает 300 млн долларов. Хотя «Известия» цитирует источник в Роскосмосе, который называет сумму долгов в $530 млн, разница не очень существенна. Издание Parabolic Arc сообщает, что за три запуска в 2012 году проект получил $300 млн. При этом на данный момент портфель заказов Sea Launch составляет 12 пусков, еще ряд заказов находится в стадии обсуждения.

С октября 2010 года РКК «Энергия» через дочернюю компанию Energia Overseas Limited (EOL) владеет 95% реорганизованной компании Sea Launch, 5% контролируются Boeing и Aker. Оперативное управление осуществляет зарегистрированная в кантоне Берн швейцарская Sea Launch AG.

При создании консорциума Sea Launch Company (SLC) в 1995 году 40% акций находилось в руках Boeing Commercial Space Company, 20% было у норвежских судостроителей Aker Kvaerner, 25% у РКК «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» имели 5 и 10% соответственно.

22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве.

Согласно данным, указанным в заявлении компании, её активы составляют от $100 млн до $500 млн, а долги — от $500 млн до $1 млрд. «Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», — сообщила компания. Первого апреля 2010 года совет директоров консорциума принял решение отдать РКК «Энергия» главную роль в проекте.

Впрочем, 1 февраля произошло событие, которое придает разговорам о купле-продаже проекта интересный оттенок - ракета-носитель «Зенит-3SL», которая должна была вывести на орбиту американский спутник Intelsat-27, упала в Тихий океан.

Причиной аварии, скорее всего, стала некорректная работа бортового источника мощности, регулирующего давление в рулевых приводах двигателя, сказал сегодня «Известиям» Виталий Лопота.

«В целом о причинах аварии говорить преждевременно, но мы сейчас рассматриваем в качестве основной версии некорректную работу бортового источника мощности», — заявил он.

Впрочем, неофициально эта версия появилась еще в субботу.

Рассмотрим матчасть. Ракета космического назначения «Зенит-3SL» состоит из ракеты-носителя «Зенит-2S», разгонного блока ДМ-SL и полезного груза. Первую и вторую ступень ракеты делают ГКБ «Южное» и ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске.

На первой ступени используется российский кислородно-керосиновый двигатель РД-171 производства НПО «Энергомаш» им. академика Глушко.

Управление полетом ракеты осуществляется бортовой системой (СУ), разработанной ФГУП «НПЦ Автоматики и приборостроения им. акад. Пилюгина» (г.Москва), на основе данных, полученных от гиростабилизированной платформы, отслеживающей по трем осям координат положение в пространстве, и согласно полетному заданию (циклограмме). 

Для придания ракете заданного направления полета и определенного положения по осям крена, рысканья и тангажа, используется отклонение всех четырех камер двигателя при помощи рулевых машинок (РМ). Оно происходит по командам от СУ, в движение же РМ приводятся рабочей жидкостью (маслом), которое поступает под давлением от бортового источника мощности (БИМ).

Тот представляет собой турбинный насос, который приводится в действие, на Земле, газообразным гелием из баллона, после запуска двигателя - керосином (топливом), который поступает под давлением из турбонасосного агрегата (ТНА) двигателя РД-171.

Двойное питание предназначено для обеспечения возможности проверки работы рулевых машинок при неработающем двигателе, т.е. до старта.

Вот этот самый БИМ, по словам Лопоты и инсайдеров, как раз и отказал. Причем, по рассчетам  экспертов из отрасли, отказ случился или за доли секунды до начала движения носителя, или же сразу после отрыва его от стартовой площадки.

Отметим, что он работал исправно, как до запуска двигателя, на гелии, достаточно долго, так и после запуска, уже на керосине, чуть более 4 сек.

В пресс-релизе «Морского старта» сообщалось, что на отметке 11,4 сек от начала движения система управления зафиксировала превышение предельного угла вращения, который не удавалось компенсировать. 

Была сформирована команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени. При этом надо отметить, что в СУ программно введен запрет на фактическое отключение двигателя в течении первых 20 секунд полета - для увода ракеты на безопасное расстояние от пусковой платформы с целью обеспечения безопасности стартового комплекса.

По окончании этого периода двигатель был отключен, и ракета по инерции упала в Тихий океан.

Сразу же была создана аварийная комиссия с участием специалистов корпорации «Морской старт», «ЮЖМАША», НПО «Энергомаш», РКК «Энергия» и НПЦ АП. 

Отключение маршевого двигателя первой ступени ракеты «Зенит-3SL» произошло в автоматическом режиме, сообщил позднее исполнительный директор НПО «Энергомаш» (разработчик двигателя первой ступени РД-171) Владимир Солнцев. Двигатель отработал штатно - запустился, отработал 20 секунд и отключился по сигналу системы аварийного выключения двигателя (АВД). Он так же подчеркнул, что к двигателю претензий нет.

При этом, как сообщил Роскосмос, двигательная установка первой ступени и система управления ракеты-носителя работали в штатном режиме.

Анализ документации, проведенный в течение пятницы на предприятиях-изготовителях двигательной установки (НПО «Энергомаш») и системы управления (НПЦ АП), показал, что отклонений при их изготовлении не было.

Таким образом, в качестве возможных причин были отклонены «обычные» проблемы - с двигателем (невыход на номинальную мощность, взрыв, пожар и т.п.), с СУ (подвисание или перезагрузка БЦВМ, «тяжелая космическая частица», ошибка молодого программиста и т.п.), а также с системой питания двигателя (перелив, недолив, некачественный керосин, забытая тряпка или гайка, т.п.).

Вскоре всплыла тема с БИМом.

Обломки, кстати, сегодня нашли. «Ракета упала в Тихий океан приблизительно в 2,5 км от места старта, ее обломки уже найдены», - рассказал агентству руководитель центра информационных связей КБ «Южное» Юрий Мошненко.

Он также подчеркнул, что ни обломки ракеты, ни части спутника, ни топливо не представляют угрозы для экологии. «Как известно, применение в «Зенит-3SL» экологически чистых компонентов топлива исключает возможность нанесения какого-либо ущерба природе», - пояснил Мошненко.

Как говорили в советские времена - стартовая позиция цела, пострадавших нет. Теперь можно сказать - и экология тоже в порядке.

А значит - будем летать!

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.