Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 августа 2017, четверг, 07:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 февраля 2013, 10:18

Еще раз про транспортные риски: наука и жизнь

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин

Новостной повод. На этой неделе появились официальные данные о количестве погибших на дорогах страны за прошедший год. Цифры практически не изменились в сравнении с 2011 годом: в позапрошлом году у нас погибло 27953 человека, в прошлом – 27991. На рис. 1 представлены сводные данные с 1990 года, то есть за всю эпоху активной автомобилизации России.

Нетрудно заменить, что смертность на дорогах у нас снижается, но не быстро, и не стабильно.

Научно-популярные сведения. Для анализа состояния безопасности дорожного движения в странах мира используют, разумеется, не абсолютные цифры, а показатели, приведенные к численности парка автомобилей и/или объему транспортной работы. Самый распространенный из них – показатель транспортных рисков, исчисляемый количеством погибших в расчете на 10 тысяч автомобилей. Еще в конце 1940-ых годов легендарный профессор Лондонского университетского колледжа Рубен Смид (Rouben Smeed, 1909-1976) обратил внимание на тот факт, что транспортные риски снижаются по гиперболе ( ), зависящей от уровня автомобилизации. Так что, в странах, проходящих активную стадию роста автомобильного парка, понижательный тренд транспортных рисков, к счастью, неизбежен. Эту тенденцию мы наблюдаем и у нас в России (рис. 2).

К сожалению, эта «правильная» кривая нас с вами не вывезет: наши показатели были и остаются скверными не только в сравнении с планкой, заданной современными мировыми практиками, но и по отношению к целевым ориентирам прошлых десятилетий.

К еще большему сожалению, у нас нет оснований прогнозировать значительные успехи в деле снижения смертности на дорогах даже на отдаленную перспективу. Так, согласно представленному на прошлой неделе официальному прогнозу долгосрочного социально-экономического развития России уровень транспортных рисков должен снизиться к 2030 году на 63% по отношению к текущему значению: то есть от 6,6 до 2,44 единицы (рис.3).

Формально говоря, этот прогноз является сугубо пессимистическим. Принимается гипотеза, что в 2030 году ситуация с аварийностью на дорогах у нас будет несколько лучше, чем в мировой практике 1970-1980-ых годов (рубеж «трех единиц»), но заметно хуже, чем в лучших практиках 1990-2000-ых гг. (рубеж «единицы»). При этом берусь утверждать, что реальность 2030 года будет, во всяком случая, не лучше этого прогноза.

К рис.1 необходимы некоторые пояснения. «RS-10», или “Risky States -10” – это десятка стран, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира. В нее наряду с Россией входит Китай, Индия, Бразилия, Египет, Кения, Мексика, Турция, Кампучия и Вьетнам. Существует специальный проект «RS-10» Всемирной организации здравоохранения, который направлен на оказание методической помощи перечисленным странам и спонсируется благотворительным фондом Bloomberg Philanthropies. Замечу, что в сравнении с соседями по группе “Risky States” наши показатели выглядят далеко не самыми худшими.

Лозунг “above zero”, принятый в странах-членах ОЭСР, означает установку на снижение смертности в ДТП до нулевого уровня. Рубеж менее 1 погибшего на 10 тыс. автомобилей минули к настоящему времени более десятка развитых стран. Многие другие страны, в том числе ряд стран Восточной Европы, Азии и Южной Америки сумели снизить транспортные риски до рубежа, который считался удовлетворительным в рамках научных представлений середины XX века – менее 3 погибших на 10 тыс. автомобилей.

Еще раз констатирую: в горизонте 2030 года мы (в лучшем случае!) приблизимся к уровню безопасности на дорогах, достигнутому в развитых странах в 1970-1980-ых гг.

На первый взгляд это кажется удивительным.

– Большинство автомобилей, которыми мы пользуемся сегодня, отвечают самым продвинутым требованиями к активной и пассивной безопасности. Очевидно, что качественные характеристики автомобильного парка России образца 2020-ых годов будут на порядок лучше тех, которые имели место в самых продвинутых странах в 1970-1980-ых годы. Аналогичным будет преимущество России-2020 перед Европой-1970 в части IT-оснащения транспортных средств и дорожной сети.

– К 2030 году большинство участников дорожного движения будут составлять автовладельцы второго и третьего поколений, которые – судя по мировому опыту – обязаны вести себя на дороге куда как грамотнее и аккуратнее, чем нынешние автомобилисты-неофиты.

– Даже в рамках самых острожных гипотез по поводу перспектив развития отечественной дорожной сети, мы вправе ожидать, что положение дел за ближайшие десятилетия здесь заметно улучшится.

Список перспективных факторов, обязанных позитивно повлиять на уровень безопасности дорожного движения, можно продолжать и продолжать. При всем том берусь утверждать, что приведенный выше прогноз на 2030 год является вполне реалистическим и правдоподобным.

Суть дела объяснил когда-то упомянутый выше Рубен Смид и другие классики жанра, изучавшие сравнительное состояние смертности на дорогах разных стран за 100 лет мировой автомобилизации. Профессиональный подход к анализу этой трагической статистики обязывает, разумеется, учитывать всю совокупность факторов, относящихся к квартету «автомобиль – водитель – дорога – окружающая среда». Однако, главным фактором, детерминирующим уровень транспортных рисков, признаются сложившиеся в той или иной стране стандарты транспортного поведения, зависящие, свою очередь, от качества институтов, как общегражданских, так и специализированных транспортных.

Из 100-летнего мирового опыта формирования общепринятых в цивилизованном мире норм транспортного поведения вытекают некоторые тривиальные прописи: правила дорожного движения одинаковы для всех транспортных средств, независимо от статуса и степени известности их владельца; общепринятые преимущества, предоставляемые из соображений общественного блага автомобилям неотложных служб, не распространяются на VIP-автомобили и VIP-кортежи; не может и не должно быть никакого «царского пути» в выборе маршрутов и режимов движения; начальник любого ранга в салоне любого транспортного средства – не более чем пассажир и т.п.

Вне соблюдения этих прописей высокая смертность на дорогах будет сохраняться независимо от степени совершенства автомобилей, качества дорожной сети, изощренности медицинских технологий и IT-гаджетов.

Кое-что из ежедневной практики. Стандарты транспортного (как и любого прочего!) поведения задает элита. Если езда по «встречке» и «с ветерком» приемлема для вельмож высшего уровня, никто не удержит от того же удовольствия сотни тысяч прочих участников дорожного движения. Я имею в виду начальников всех рангов, полицейских, депутатов, воротил большого бизнеса и корпоративных менеджеров, следователей, воров в законе, прокуроров, поп-идолов, судей, генералов, популярных телеведущих, временно-неработающих владельцев Porsche Cayenne или Mercedes S600, да и просто непуганых идиотов.

Собственно, никто и ничто эту разномастную публику, в самом деле, не удерживает. Агрессивное поведение на дороге не считается у нас признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к «кругу посвященных». Не хочу отбивать хлеб у журналистов рассказами о VIP-аварии со смертельным исходом, которые всегда завершаются возложением вины на покойников и третьих лиц, либо, на худой конец, компенсационными сделками по африканскому типу. Про пешеходов, задавленных полицейскими (прокурорскими, судейскими …) чинами и/или их родственниками, про последующие «отмазки» виновных и другие диковатые последствия этих повседневных трагедий. Про успешное продолжение публичных карьер известного поп-драматурга и не менее известного деятеля шоу-бизнеса, на совести которых убийства людей на дороге. Про всяческие VIP-безобразия без смертельных последствий, но с очевидным ущербом для общественной нравственности и здравого смысла; к примеру, про очередную поп-звезду, сохраняющую за собой священное право разворачиваться через двойную сплошную и/или ездить по встречке…

Для контраста замечу, что, к примеру, Майкл Блумберг – миллиардер, мэр Нью-Йорка и основатель вышеупомянутого фонда Bloomberg Philanthropies – не только соблюдает правила дорожного движения, но зачастую вообще обходится без автомобиля (рис.4). Не менее демократичным способом добирается до работы мэр Лондона (рис.5). В самом деле, стандарты транспортного поведения задает элита!

Кстати, уровень транспортных рисков в США – порядка 1,2 погибших на 10 тыс. автомобилей, в Соединенном Королевстве этот показатель и вовсе один из лучших в мире – 0,55 погибших на 10 тыс. автомобилей. Эти цифры в два и, соответственно, в 4 с лишним раза ниже отечественного целевого прогноза на 2030 год.

Очень хочется быть оптимистом и верить в то, что к 2030 году качество наших институтов, а вслед за этим стандарты нашего транспортного поведения и индикаторы безопасности дорожного движения кардинально улучшаться. Увы, я, к сожалению, не только пишу популярные тексты, но еще и работаю с данными…

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

23.08 20:58 СМИ сообщили о возбуждении дела о контрабанде против экс-замглавы Минфина Алексашенко
23.08 20:34 Тимакова объяснила свое участие в работе Фонда кино
23.08 20:20 Samsung представила смартфон Galaxy Note 8
23.08 19:37 Советник президента по культуре назвал арест Серебренникова «постыдным»
23.08 19:16 Сервис аренды автомобилей Hertz уходит из России
23.08 18:56 Путин заявил о ценности доверительного диалога с Ватиканом
23.08 18:38 В доме ликвидированных в Ингушетии боевиков нашли бункер с оружием
23.08 18:11 Мединский назвал ситуацию с Серебренниковым «очень прискорбной»
23.08 17:54 Шувалов заявил о необходимости создания крипторубля
23.08 17:30 Руни покинул сборную Англии
23.08 17:24 Никита Михалков заявил о выходе из попечительского совета Фонда кино
23.08 17:03 Петербургского активиста оштрафовали на 150 тысяч рублей за акцию перед Смольным
23.08 16:53 Благодаря прокладке канализации стало известно имя первой ярославской княгини
23.08 16:39 Командующий Седьмым флотом ВМС США уволен после крушения двух эсминцев
23.08 16:13 Суд отменил решение о снятии списка КПРФ с выборов в гордуму Кирова
23.08 15:44 Шойгу объявил об окончании гражданской войны в Сирии
23.08 15:21 В ДТП под Ростовом перевернулся автобус
23.08 15:18 Серебренникова отправили под домашний арест
23.08 14:45 СМИ сообщили о новом порядке въезда на Украину для россиян
23.08 14:40 Илон Маск показал первый скафандр SpaceX
23.08 14:24 После пожара в Ростове-на-Дону СК возбудил дело о халатности
23.08 14:20 Миниатюрные антенны помогут наладить связь с мозговыми имплантатами
23.08 13:57 Чуров может стать ведущим военно-исторической передачи на «Эхе Москвы»
23.08 13:41 Росавиация опровергла информацию об аннулировании лицензий пяти тысяч пилотов
23.08 13:26 Экономисты рассказали о росте теневой занятости в России
23.08 13:02 Следователи назвали ревность причиной резни на ГАЗе
23.08 12:36 Россияне смогут получать американские визы в других странах
23.08 12:08 Следы древней речной системы найдены в Антарктике
23.08 12:07 В США активы россиян в офшорах оценили в 75% национального дохода
23.08 11:33 Адвокат обвиняемого в госизмене офицера ФСБ опроверг передачу им данных о хакерах
23.08 11:26 Источник назвал поджог причиной пожара в Ростове-на-Дону
23.08 11:16 МЭР предложило досрочно закрыть ФЦП по охране Байкала
23.08 10:55 СМИ анонсировали возможность отзыва лицензий у пяти тысяч российских пилотов
23.08 10:44 СК попросит отправить Серебренникова под домашний арест
23.08 10:33 На заводе ГАЗ мужчина зарезал нескольких человек
23.08 10:25 Арестованных за госизмену офицеров ФСБ заподозрили в передаче США данных о русских хакерах
23.08 09:59 Госдеп США обвинил Россию в поставках оружия талибам
23.08 09:52 Синоптики заявили об ухудшении погоды в Москве
23.08 09:34 Россия подготовит ответ на американские санкции
23.08 09:24 В Ингушетии ликвидированы четверо боевиков
23.08 09:13 Серебренников рассказал о своем задержании
22.08 20:50 Порошенко представит в ООН идею введения миротворцев в Донбасс
22.08 20:35 «Барселона» решила отсудить у Неймара 8,5 млн евро за срыв контракта
22.08 20:24 СМИ узнали о планировании террористами в Каталонии более крупных терактов
22.08 20:03 Суд Лондона удовлетворил иск «Татнефти» о взыскании с Украины 144 млн долларов
22.08 20:02 Merrill Lynch повысил целевую стоимость депозитарных расписок «Роснефти». Мнение эксперта
22.08 19:43 В СКР рассказали о новом фигуранте дела Кирилла Серебренникова
22.08 19:16 Суд продлил на полгода арест Белых и разрешил ему жениться
22.08 18:57 США ввели санкции против еще четырех россиян за связи с КНДР
22.08 18:27 Суд отказался вернуть дело Белых в прокуратуру
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.