Пропаганда по национальному признаку

Совет при президенте по межнациональным отношением выступил с интересно инициативой. А именно: создать в России специальное частное агентство, которое займется «информационным продвижением национальной стратегии России и ценностей, объединяющих страну» (цитата по «Известиям»).  «Агентство могло бы стать мозговым центром, который ведет работу со СМИ, со смыслами, занимается формированием трендов в информационном пространстве, организацией конференций и круглых столов и созданием публичной повестки по национальной политике, — рассказал изданию член президентского совета Максим Шевченко. Делать это предполагается за государственный счет.

Конечно, то, что два члена совета (автором идеи является также глава комиссии совета по решению межэтнических конфликтов Владимир Зорин) даже при самом президенте продвигают какую-то идею, вовсе не означает, что идея эта будет реализована. Скорее даже не будет: все-таки много чего члены разнообразных институций предлагают. Предлагали же президентские общественники не принимать репрессивные законы летом 2012 года — и что, их кто-то послушал? 

А уж безудержный креатив депутатов парламентов различных уровней даже бывает хорошо, что никто не слушает. В декабре, скажем, парламентарии придумали законопроект, по которому предлагается карать губернаторов за межнациональные конфликты на вверенной им территории. Пока этот бессмысленный и беспощадный законопроект так и лежит в Госдуме, а пострадать по нему мог бы и один из его авторов — Рамазан Абдулатипов, назначенный недавно главой Дагестана. Или стародавняя идея депутов запретить упоминать в СМИ национальность участников каких-либо стычек или преступлений чего стоит.

Однако затея с созданием агентства по правильной пропаганде межнацотношений выглядит все равно - даже если ее провалят, что вероятно - симптоматично и сразу по нескольким причинам. Во-первых, она вполне в тренде российских управленческих практик. Есть некая сложно решаемая проблема — надо создать специальную комиссию или ведомство, после чего заняться пропагандой. Причем, львиная доля денег на ту же бессмысленную пропаганду (почему-то иной заказанная государством пропаганда не получается) обычно идет именно на аутсорс. В остальном — толку чуть.

В правительстве и АП долго спорили в начале 2012 года, стоит ли создавать отдельное министерство по делам национальностей. Спор завершился созданием межведомственной комиссии в правительстве и совета при президенте. Перед советом, например, стояла довольно масштабная задача, в частности, «рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации».

Нельзя сказать, что эти органы не работают, напротив, они развили кипучую деятельность. Президентский совет, скажем, в декабре 2012 года пообещал открыть по России сеть православных дискуссионных клубов и даже написал целую стратегию государственной нацполитики до 2025 года. В ней очень много пунктов, вплоть до создания в регионах «домов дружбы народов» и переписывания школьных учебников в толерантном духе, много хороших красивых слов, но кажется, что она так и останется не рабочим документом. Если не считать некоторого перераспределения государственных средств, на ту же пропаганду, например. 

В механизмах реализации стратегии довольно много фраз по смыслу соответствующих утверждению «все должны быть богатыми и здоровыми». Читаешь в стратегии, что необходимо «обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям», и создает впечатление, что авторы не вполне понимают, как это действительно будет работать. 

Второе: почему же госчиновники, которые формулируют заказ на решение каких-либо государственных проблем, не могут решить их самостоятельно, без привлечения (а тем более — еще и создания) внешних по отношению к государству структур? Зачастую потому, что решения проблемы они просто не представляют. Это в принципе нормально, вот только специалисты для решения выбираются исходя из представлений о прекрасном чиновников. И тут вступают в игру разнообразные факторы: от личного знакомства до бизнес-интересов того или иного чиновника. Вот Зорин и Шевченко предлагают создать агентство. Неудивительно будет, если основными бенефициарами этой затеи они бы сами и получились.

Наконец, в очередной раз доказано, что никто толком не знает, что же делать с этими межнациональными отношениями и как устранять разнообразные конфликты, с ними связанные. Все пространные тексты кандидата в президенты Владимира Путина и иные выступления первых лиц об этом вполне свидетельствуют. Даже если счесть их программными, то реализация этой программы хромает на обе ноги. И единственной реальной инициативой становится все та же пропаганда, создание «домов дружбы» и организация культурно-массовых мероприятий. Небесполезные, в общем, вещи, но без понимания, что еще надо сделать (подправить законы — это не в счет) это все-таки даже не терапия, а какой-то паллиатив.