Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 04:57
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

08 февраля 2013, 10:12

Богатство кольца

Проект строительства ЦКАД
Проект строительства ЦКАД

Госкорпорация «Автодор» и Московская область 7 февраля подписали договор о строительстве Центральной кольцевой автодороги — ЦКАДа. Дорога должна пройти на удалении 50 км от МКАДа и станет его альтернативной. Временный исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил, что дорога обойдется в 300-350 миллиардов рублей, первый участок должен быть запущен уже в 2016 году, а завершить стройку планируется в 2025.

Карта дорог Московской области

 Москва, как и многие древние города, имеет радиально-кольцевую структуру. Радиусы — это дороги, расходящиеся из центра в соседние города. Например, Тверская улица начинается у Кремля и идет на северо-запад, в сторону Твери. В какой-то момент она начинает называться Ленинградским проспектом и шоссе. Ленинградским, конечно, она стала в советские времена, до революции шоссе было Петербургским — потому что когда Москва доросла до того места, где заканчивается Тверская, за Тверью, также на северо-западе, был построен Санкт-Петербург. В общем, радиусы образовывались сами по себе и все, что нужно было делать правительству — иногда обновлять или расширять дорогу.

Иное дело с кольцами. Между радиусами, само собой, шло множество переулков, но широкие улицы сами по себе не образовывались, в результате чего пробираться от одного радиуса к другому приходилось либо через центр — например с заходом на рыночную Красную площад ь — либо по узким и кривым переулочкам. Спасали стены — московские князья и государи любили обносить свой город стенами, а вдоль стен было удобно ходить. Так стали образовываться кольцевые дороги.

Со временем российским правителям удалось обустроить жизнь государства так, что на Москву перестали нападать кочевники, надобность в стенах отпала и их стали понемногу разбирать. На месте стен Белого города Екатерина Великая по последней европейской моде решила разбить бульвары — так появилось Бульварное кольцо. Деревянные стены Земляного города были также уничтожены в конце XVIII века, а при наполеоновском пожаре сгорели еще и почти все дома этой области. Московское начальство повелело землевладельцам тех мест разбить сады для удовольствия москвичей, так на самой окраине города появилось Садовое кольцо.

Садовое кольцо 1912 г. С Крымского моста в сторону Зубовской. Фото: oldmos.ru

 

Камер-Коллежский вал до наших дней не сохранился. Это была таможенная граница города, а с 1806 — и юридическая. Сейчас некоторые государства подписывают специальные соглашения об отмене таможенных сборов при перевозке товаров между ними, а при императрице Елизавете Петровне в 1754 году отмена таможенных сборов при перевозке грузов внутри страны было достаточно смелым новшеством. Теперь по некоторым улицам, возникшим на месте стены, проходит Третье транспортное кольцо — например, по Сущевскому валу, а вот Крутицкому валу не повезло, он практически превратился во внутридворовой проезд.

Новую кольцевую дорогу решили построить при Сталине, однако до войны начать так и не успели. Когда стало понятно, что столица не будет глухим тылом во время войны, решили построить кольцевую дорогу по сильно сокращенному плану — летом 1941 года было построено несколько рокад — дорог, соединяющих различные радиальные направления.

Военные дороги были заменены полноценной магистралью при Хрущеве — движение по МКАДу было открыто в 1960, тогда же он стал новой границей Москвы, а в 1962 году магистраль была достроена.

МКАД до реконструкции. Фото: oldmos.ru

При Хрущеве же вокруг Москвы построили две «бетонки». Во время битвы под Москвой советским военачальникам приходилось перебрасывать все войска через столицу — даже если необходимо было перевести полк из Ржева в Калугу. Такая несправедливость долго беспокоила генералитет, а когда под Москвой было решено воздвигнуть множество объектов противовоздушной обороны, терпеть ее стало решительно невозможно. Два кольца были построены на расстоянии 30-50 и 70-90 км от МКАДа и позволили связать зенитно-ракетные комплексы и обеспечили непроницаемость системы ПВО.

Для проезда тяжелых военных тягачей не требовалось хорошего асфальтового покрытия, поэтому обе дороги состояли из простых бетонных блоков, отчего и получили народное название «большая бетонка» и «малая бетонка». Дороги были отмечены далеко не на всех картах, однако ими могли пользоваться и обычные граждане, если, конечно, позволяла автотехника. Бетонные плиты постепенно покрыли асфальтом, однако люди все равно называют дороги «бетонками».

Новое московское кольцо — ЦКАД — должно быть построено примерно посередине между малой и большой «бетонками». Цель этого кольца не оборонная, и уж конечно оно не возводится на месте древней стены. Новая дорога будет построена для того, чтобы отвести грузовые потоки от Москвы. Вообще-то в том числе и в этих целях возводился МКАД, однако в 1990-е и 2000-е годы вокруг него было построено такое множество жилых кварталов и торговых центров, что дорога из транзитной фактически превратилась во внутригородскую.

МКАД. Фото: Андрей Ерофеев/veefore.ru

По уму в городе дороги должны разделяться на два класса. Во-первых, это улицы, по ним должно быть невозможно ехать быстро, на каждом углу, а лучше чаще, должны стоять светофоры и должны быть прочерчены пешеходные переходы. По улицам должны ходить автобусы, троллейбусы и трамваи. Во-вторых, это транзитные трассы. Эти дороги должны быть вне жилых зон, на них нечего делать пешеходам, там не должно быть светофоров и съезды должны быть не через каждые сто метров, а значительно реже. Соответственно, если человеку нужно проехать небольшое расстояние, он должен его преодолеть по улицам, а если его цель пересечь весь город — то его должны ждать транзитные трассы.

МКАД был единственным настоящим транзитным маршрутом в Москве, пока вокруг него не появились десятки магазинов, которое притянули за собой десятки тысяч автомобилистов, цель которых не проехать мимо, а где-нибудь здесь припарковаться и погулять по торговому центру. «Бессветофорные магистрали», которые начали строиться при Лужкове и от идеи которых не смог освободиться Собянин, имеют «родовую травму»: они проложены через жилые кварталы, а значит, с них организованы десятки съездов, что автоматически превращает магистрали в накопитель пробок. Еще не получив никаких вызывающих восторг результатов строительства «бессветофорной Ленинградки», столичные власти уже готовятся строить Северо-западную хорду и расширять Ленинский проспект.

ЦКАД же строится специально не по маршруту существующих «бетонок» (там успели образоваться достаточно большие города и дачные поселки), а по относительно чистому полю, так что, по плану, это должна быть настоящая свободная от местных жителей окружная дорога. Выбирая между двумя способами борьбы с пробками из фур на МКАДе — сносом всех магазинов и строительством новой дороги — власти резонно решили выбрать второй.

После принятия решения о строительстве встал резонный вопрос: кто за него будет платить и кто стройкой будет управлять. Так сложилось, что под конец правления губернатора Громова Московская область была в предбанкротном состоянии и платить за строительство дороги не могла. Это было одной из причин его замены на Сергея Шойгу, который известен тем, что может спасти что и кого угодно.

Сергей Шойгу

В августе 2012 года Шойгу решил приняться и за дорогу, построить которую тогда рассчитывали за 240 миллиардов рублей. Минтранс так просто не хотел терять контроль над освоением четверти триллиона, и в споре привел пример Санкт-Петербурга. Власти северной столицы получили контроль над строительством Западного скоростного диаметра — транзитной трассы через весь город — при условии, что сами оплатят 25% от сметы. Чиновники Минтранса метко отметили, что четверть от бюджета строительства — это около 60 миллиардов, а в 2012  на все строительство дорог область потратила лишь шесть миллиардов рублей.

Если Шойгу еще сражался за контроль над столь огромным проектом, то его преемник, пока что врио губернатора Андрей Воробьев, похоже, сдал дорогу без боя. Договор между областью и Росавтодором не опубликован, однако, судя по заявлениям чиновников, правительству области достанется лишь выкуп землеотвода у частных собственников и строительство сопутствующих объектов — транспортно-пересадочных узлов, логистических центров и т.д.

Строительство ЦКАД наверняка будет сопровождаться громкими скандалами. Экологи будут протестовать против вырубки лесов, оппозиция - искать следы воровства, а журналисты удивляться удвоению сметы на строительство. Стоит, однако, помнить, что дорога будет строиться и для того, чтобы после каждого снегопада москвичи перестали выкладывать в сеть смешные фотографии буксующих на МКАДе фур и грузовиков.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
03.12 10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
03.12 10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
03.12 09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
03.12 09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
03.12 09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
03.12 00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
03.12 00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
03.12 00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.