Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 февраля 2017, пятница, 02:24
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 февраля 2013, 10:12

Богатство кольца

Проект строительства ЦКАД
Проект строительства ЦКАД

Госкорпорация «Автодор» и Московская область 7 февраля подписали договор о строительстве Центральной кольцевой автодороги — ЦКАДа. Дорога должна пройти на удалении 50 км от МКАДа и станет его альтернативной. Временный исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил, что дорога обойдется в 300-350 миллиардов рублей, первый участок должен быть запущен уже в 2016 году, а завершить стройку планируется в 2025.

Карта дорог Московской области

 Москва, как и многие древние города, имеет радиально-кольцевую структуру. Радиусы — это дороги, расходящиеся из центра в соседние города. Например, Тверская улица начинается у Кремля и идет на северо-запад, в сторону Твери. В какой-то момент она начинает называться Ленинградским проспектом и шоссе. Ленинградским, конечно, она стала в советские времена, до революции шоссе было Петербургским — потому что когда Москва доросла до того места, где заканчивается Тверская, за Тверью, также на северо-западе, был построен Санкт-Петербург. В общем, радиусы образовывались сами по себе и все, что нужно было делать правительству — иногда обновлять или расширять дорогу.

Иное дело с кольцами. Между радиусами, само собой, шло множество переулков, но широкие улицы сами по себе не образовывались, в результате чего пробираться от одного радиуса к другому приходилось либо через центр — например с заходом на рыночную Красную площад ь — либо по узким и кривым переулочкам. Спасали стены — московские князья и государи любили обносить свой город стенами, а вдоль стен было удобно ходить. Так стали образовываться кольцевые дороги.

Со временем российским правителям удалось обустроить жизнь государства так, что на Москву перестали нападать кочевники, надобность в стенах отпала и их стали понемногу разбирать. На месте стен Белого города Екатерина Великая по последней европейской моде решила разбить бульвары — так появилось Бульварное кольцо. Деревянные стены Земляного города были также уничтожены в конце XVIII века, а при наполеоновском пожаре сгорели еще и почти все дома этой области. Московское начальство повелело землевладельцам тех мест разбить сады для удовольствия москвичей, так на самой окраине города появилось Садовое кольцо.

Садовое кольцо 1912 г. С Крымского моста в сторону Зубовской. Фото: oldmos.ru

 

Камер-Коллежский вал до наших дней не сохранился. Это была таможенная граница города, а с 1806 — и юридическая. Сейчас некоторые государства подписывают специальные соглашения об отмене таможенных сборов при перевозке товаров между ними, а при императрице Елизавете Петровне в 1754 году отмена таможенных сборов при перевозке грузов внутри страны было достаточно смелым новшеством. Теперь по некоторым улицам, возникшим на месте стены, проходит Третье транспортное кольцо — например, по Сущевскому валу, а вот Крутицкому валу не повезло, он практически превратился во внутридворовой проезд.

Новую кольцевую дорогу решили построить при Сталине, однако до войны начать так и не успели. Когда стало понятно, что столица не будет глухим тылом во время войны, решили построить кольцевую дорогу по сильно сокращенному плану — летом 1941 года было построено несколько рокад — дорог, соединяющих различные радиальные направления.

Военные дороги были заменены полноценной магистралью при Хрущеве — движение по МКАДу было открыто в 1960, тогда же он стал новой границей Москвы, а в 1962 году магистраль была достроена.

МКАД до реконструкции. Фото: oldmos.ru

При Хрущеве же вокруг Москвы построили две «бетонки». Во время битвы под Москвой советским военачальникам приходилось перебрасывать все войска через столицу — даже если необходимо было перевести полк из Ржева в Калугу. Такая несправедливость долго беспокоила генералитет, а когда под Москвой было решено воздвигнуть множество объектов противовоздушной обороны, терпеть ее стало решительно невозможно. Два кольца были построены на расстоянии 30-50 и 70-90 км от МКАДа и позволили связать зенитно-ракетные комплексы и обеспечили непроницаемость системы ПВО.

Для проезда тяжелых военных тягачей не требовалось хорошего асфальтового покрытия, поэтому обе дороги состояли из простых бетонных блоков, отчего и получили народное название «большая бетонка» и «малая бетонка». Дороги были отмечены далеко не на всех картах, однако ими могли пользоваться и обычные граждане, если, конечно, позволяла автотехника. Бетонные плиты постепенно покрыли асфальтом, однако люди все равно называют дороги «бетонками».

Новое московское кольцо — ЦКАД — должно быть построено примерно посередине между малой и большой «бетонками». Цель этого кольца не оборонная, и уж конечно оно не возводится на месте древней стены. Новая дорога будет построена для того, чтобы отвести грузовые потоки от Москвы. Вообще-то в том числе и в этих целях возводился МКАД, однако в 1990-е и 2000-е годы вокруг него было построено такое множество жилых кварталов и торговых центров, что дорога из транзитной фактически превратилась во внутригородскую.

МКАД. Фото: Андрей Ерофеев/veefore.ru

По уму в городе дороги должны разделяться на два класса. Во-первых, это улицы, по ним должно быть невозможно ехать быстро, на каждом углу, а лучше чаще, должны стоять светофоры и должны быть прочерчены пешеходные переходы. По улицам должны ходить автобусы, троллейбусы и трамваи. Во-вторых, это транзитные трассы. Эти дороги должны быть вне жилых зон, на них нечего делать пешеходам, там не должно быть светофоров и съезды должны быть не через каждые сто метров, а значительно реже. Соответственно, если человеку нужно проехать небольшое расстояние, он должен его преодолеть по улицам, а если его цель пересечь весь город — то его должны ждать транзитные трассы.

МКАД был единственным настоящим транзитным маршрутом в Москве, пока вокруг него не появились десятки магазинов, которое притянули за собой десятки тысяч автомобилистов, цель которых не проехать мимо, а где-нибудь здесь припарковаться и погулять по торговому центру. «Бессветофорные магистрали», которые начали строиться при Лужкове и от идеи которых не смог освободиться Собянин, имеют «родовую травму»: они проложены через жилые кварталы, а значит, с них организованы десятки съездов, что автоматически превращает магистрали в накопитель пробок. Еще не получив никаких вызывающих восторг результатов строительства «бессветофорной Ленинградки», столичные власти уже готовятся строить Северо-западную хорду и расширять Ленинский проспект.

ЦКАД же строится специально не по маршруту существующих «бетонок» (там успели образоваться достаточно большие города и дачные поселки), а по относительно чистому полю, так что, по плану, это должна быть настоящая свободная от местных жителей окружная дорога. Выбирая между двумя способами борьбы с пробками из фур на МКАДе — сносом всех магазинов и строительством новой дороги — власти резонно решили выбрать второй.

После принятия решения о строительстве встал резонный вопрос: кто за него будет платить и кто стройкой будет управлять. Так сложилось, что под конец правления губернатора Громова Московская область была в предбанкротном состоянии и платить за строительство дороги не могла. Это было одной из причин его замены на Сергея Шойгу, который известен тем, что может спасти что и кого угодно.

Сергей Шойгу

В августе 2012 года Шойгу решил приняться и за дорогу, построить которую тогда рассчитывали за 240 миллиардов рублей. Минтранс так просто не хотел терять контроль над освоением четверти триллиона, и в споре привел пример Санкт-Петербурга. Власти северной столицы получили контроль над строительством Западного скоростного диаметра — транзитной трассы через весь город — при условии, что сами оплатят 25% от сметы. Чиновники Минтранса метко отметили, что четверть от бюджета строительства — это около 60 миллиардов, а в 2012  на все строительство дорог область потратила лишь шесть миллиардов рублей.

Если Шойгу еще сражался за контроль над столь огромным проектом, то его преемник, пока что врио губернатора Андрей Воробьев, похоже, сдал дорогу без боя. Договор между областью и Росавтодором не опубликован, однако, судя по заявлениям чиновников, правительству области достанется лишь выкуп землеотвода у частных собственников и строительство сопутствующих объектов — транспортно-пересадочных узлов, логистических центров и т.д.

Строительство ЦКАД наверняка будет сопровождаться громкими скандалами. Экологи будут протестовать против вырубки лесов, оппозиция - искать следы воровства, а журналисты удивляться удвоению сметы на строительство. Стоит, однако, помнить, что дорога будет строиться и для того, чтобы после каждого снегопада москвичи перестали выкладывать в сеть смешные фотографии буксующих на МКАДе фур и грузовиков.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

23.02 21:00 Суд в Вене отказал в аресте Фирташа по запросу Испании
23.02 20:40 ВТО отклонила апелляцию России по спору с ЕС
23.02 20:11 Канцлер Австрии призвал ЕС смягчить санкции против России
23.02 19:33 В Москве задержали посетителей антивоенного концерта
23.02 19:07 В Бобруйске при взлете загорелся МиГ-29
23.02 18:42 Алексея Петренко похоронят 27 февраля на Никольском кладбище
23.02 18:20 Экс-глава МВФ получил 4,5 года тюрьмы
23.02 17:54 На Украине нашли похищенного депутата
23.02 17:19 Путин назвал цели России в Сирии
23.02 16:43 Сирийская оппозиция взяла оплот ИГ на севере Алеппо
23.02 16:09 Transparency International нашла конфликт интересов в Минобороны из-за «Суперджетов»
23.02 15:39 На Украине похитили депутата Рады
23.02 15:01 Facebook досрочно разблокировал аккаунт советника Путина
23.02 14:22 Космический грузовик Dragon пристыковался к МКС
23.02 14:00 Россия попросит мировые державы выделить миллиарды на восстановление Сирии
23.02 13:31 Путин возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата в Москве
23.02 13:09 Тело Виталия Чуркина доставили в Москву
23.02 12:45 Кабмин предложил следить за осужденными за нетяжкие «наркотические» преступления
23.02 12:05 В Екатеринбурге мигранты организовали акцию протеста против депортации
23.02 11:47 Саакашвили обвинили в посягательстве на суверенитет Украины
23.02 11:23 Трамп отложил публикацию нового миграционного указа
23.02 11:00 Малайзия обратилась в Интерпол в связи с убийством брата Ким Чен Ына
23.02 10:42 Власти Нью-Йорка отказались оплачивать охрану башни Трампа
23.02 10:24 Дэвид Боуи получил две Brit Awards посмертно
23.02 10:04 Генсек ООН предложил создать управление по борьбе с терроризмом
23.02 09:58 Генпрокуратура попросила отменить приговор осужденной за репост Чудновец
23.02 09:49 МИД Японии осудил размещение российской дивизии на Курилах
23.02 09:32 Кабмин выдвинул Сердюкова в совет директоров ОАК
23.02 08:54 Умер актер Алексей Петренко
22.02 21:00 Генсек Совета Европы выступил по поводу дела Дадина
22.02 20:41 В Белоруссии согласились выборочно впускать по паспортам ДНР и ЛНР
22.02 20:19 Росстат зафиксировал рост доходов россиян после выплаты 5 тысяч пенсионерам
22.02 20:00 Во главе полиции Лондона впервые стала женщина
22.02 19:47 Путин повысил в звании руководивших операцией в Сирии генералов
22.02 19:26 Правительство расширит список препятствующих тюрьме заболеваний
22.02 19:06 Экс-главред РИА Новости ушла из Сбербанка
22.02 18:44 В Саратове катафалк вновь приехал раньше скорой
22.02 18:24 Советник Путина по интернету заявил о переходе «ВКонтакте» из-за блокировки в Facebook
22.02 18:15 Глава «Ростелекома» отправлен в отставку
22.02 18:02 Депутаты одобрили перевод бюджетников на карты «Мир»
22.02 17:47 Вооруженный мужчина ворвался в салон Ксении Бородиной в центре Москвы
22.02 17:37 Московские врачи лишились обязательных доплат за ученые степени
22.02 17:23 Кобзон отрекся от гражданства ДНР
22.02 17:20 В ДНР и ЛНР решили закупать коксующийся уголь напрямую в России
22.02 17:16 Минтруду не понравилась налоговая реформа МЭР
22.02 17:01 Путин поедет на саммит G20 в Гамбурге
22.02 16:58 В Минобороны объяснили назначение информационных войск
22.02 16:42 В Донецке заявили о кратном росте заявок на паспорта ДНР
22.02 16:29 Захарченко отверг идею Януковича о референдуме по статусу Донбасса
22.02 16:27 В древней культуре анасази наследование шло по материнской линии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.