Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2016, воскресенье, 07:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Промышленный шпионаж - двигатель технического прогресса

Московский Манеж. Проект Бетанкура, 1819 г.
Московский Манеж. Проект Бетанкура, 1819 г.

Дмитрий и Ирина Гузевич

Российские историки, супруги Гузевичи – Дмитрий Юрьевич и Ирина Давидовна, сотрудники Школы Высших Социальных Исследований в Париже, продолжают рассказ об А.А. Бетанкуре и его роли в становлении русской высшей технической школы. 

Ирина Давидовна: Имя Бетанкура вошло в анналы истории техники, в первую очередь благодаря его первой, короткой поездке в Англию, потому, что там он прославился как промышленный шпион, укравший у Джеймса Уатта секрет паровой машины двойного действия…

Он привез его на родину?

И: Нет, во Францию, и передал своему другу, французскому механику Перье, для внедрения. Уже через год на этой основе действовала первая на материке паровая мельница, устроенная Перье в Париже, на Лебяжьем острове. 

Дмитрий Юрьевич: Кроме того, Бетанкур предал устройство паровой машины двойного действия гласности, публично известив о нем научное сообщество. 

Бетанкур прославился как промышленный шпион, укравший у Джеймса Уатта секрет паровой машины двойного действия.

И: Это абсолютно шпионская история, вокруг которой имеется масса литературы, и каждая страна – Испания, Англия, Франция – интерпретирует ее, естественно, по-своему. Но факт есть факт: это был универсальный двигатель, который держался в страшной тайне, поскольку фирма Болтона в Бирмингеме и сотрудничавший с ней Уатт имели от него огромный доход.

Бетанкур этот секрет раскрыл. Как потом выяснилось, он был не единственным, были и другие люди, которые приезжали и пытались что-то сделать, но он продвинулся дальше всех. Он посмотрел на эту машину издалека и понял принцип действия… потом представил в Академию наук ее описание, изготовил действующую модель, опубликовал результаты и англичане остались ни с чем. Ездил он осенью 1788 года, а открыл для публики в 1789. Меньше, чем через пять лет после изобретения Уаттом машины двойного действия.

Бетанкур, как мы помним, в это время живет в Париже?

И: Да, и занимается созданием коллекции машин. Собственно, паровая машина ему и нужна именно для этой коллекции. Сам, лично Бетанкур паровую машину не внедрял. Тут характерен менталитет государственного, корпусного инженера – ему важно было сделать доклад в Академии, снискать там успех, аплодисменты, повышение в должности, прибавку к зарплате. Внедрение же, доходы от предпринимательских затей его не особо интересовали. Да и предприниматель он, надо сказать, был никудышний : все его личные промышленные инициативы регулярно терпели крах...

А Уатта, напротив, волновали доходы – от продаж машин. Разумеется, возникла очень напряженная ситуация – она, кстати, хорошо документирована. Заметим, что не только Бетанкур следил за Уаттом, но и наоборот. В архиве Болтона и Уатта мы обнаружили переведенные на английский язык копии с рукописных материалов экспериментов Бетанкура по упругости паров.

Паровая машина двойного действия

Хотя Бетанкур известен в первую очередь в связи с акцией по разгадыванию секрета Уатта, она была отнюдь не единственной в его списке «шпионских подвигов». Он таким же образом «взял» и раскрыл для широкой публики ряд других промышленных изобретений. Просто машина двойного действия затмила по значимости все остальное...

Интересно и то, что для него это вообще не было подвигом – ему просто нужна была эта машина для кабинета, он поехал, посмотрел и сделал ее. А кабинет машин не сохранился – он довольно быстро погиб. Наполеон вошел в Мадрид в 1808 году, дворец Буэн-Ретиро был разрушен, и коллекция, в основном, погибла. А то, что от нее осталось – было распылено. Есть только каталог.

Правильно я понимаю, что Ирина как раз сумела по каталогу восстановить виртуальный кабинет машин в компьютере – удалось найти прототипы, по которым Бетанкур делал машины для кабинета? И что процентов семьдесят чертежей сейчас восстановимы?

И: Фактически, кабинет – это инженерное кредо Бетанкура. Сама коллекция, каталог, а также предисловие к каталогу – это отражение того, как он видел состояние техники и инженерной мысли на тот момент времени. В современной терминологии мы можем охарактеризовать это восприятие как переходное – от инженера эпохи Просвещения, с его синкретичным сознанием, в основе которого лежит просвещенческая идея единства всех наук, к инженеру-математику с узкой специализацией. Последним Бетанкур все-таки не был – он был инженером Просвещения. Но достиг многого. Он сделал головокружительную карьеру в Испании, он был у истоков создания испанского корпуса мостов и каналов, он создал Школу мостов и каналов в Мадриде. Школа – очень громко звучит. В течение всех лет, что он там преподавал, в ней было от трех до пяти учеников – но они были!

Оптический телеграф Бетанкура/Бреге

Так было до 1807-1808, когда Бетанкур «созрел» для отъезда из Испании. До этого он просто, скажем, отлучался – но всегда возвращался потом в Мадрид. Он прожил три года в Англии, постоянно наезжал во Францию, где пробивал созданный вместе с Бреге оптический телеграф - более совершенную модель, нежели у Шаппа. Но тот уже начал строить свою систему. И модель Бетанкура/Бреге, бывшая более защищенной от ошибок, более простой и не требовавшей такого обучения телеграфистов, в конце концов принята не была… При этом, телеграф Бетанкура/Бреге был изделием знаковым и в прямом, и в переносном смысле слова – он символизировал типично испанскую утилитарность, учитывающую отсутствие в стране грамотных техников, приходилось создавать что-то очень простое, доступное.

Телеграф Бетанкура/Бреге был изделием знаковым – он символизировал типично испанскую утилитарность, учитывающую отсутствие в стране грамотных техников.

Д: Однако, оказалось, что момент утерян и создавать эту систему все-таки дороже, чем развивать систему Шаппа. Но, разумеется, все это решалось крайне конфликтно.

В общем, в 1807 году он оказался во Франции, где мимоходом они с Ланцем написали курс механики машин, который, в принципе, прославил обоих. Фактически, это была работа, определившая рождение теории машин и механизмов. Тогда же, в 1807 г. – с декабря по апрель либо май 1808 года – он съездил в Россию, был принят Александром I на царскую службу и вернулся потом за семьей. И окончательно возвратился в Россию уже осенью 1808 - с женой, сыном и тремя дочерьми, какое-то время повертелся без особых дел, а потом его определили к реформам в ведомстве путей сообщения. И в ходе подготовки этих реформ было решено создать институт для подготовки инженеров путей сообщения. Это был результат работы Тайной комиссии, которая заседала в Павловске под председательством принца Ольденбургского, молодого человека, только что женившегося на Екатерине Павловне и «унаследовавшего» транспортное ведомство, которое прежде подчинялось канцлеру графу Румянцеву.

Как осуществлялись собственные проекты Бетанкура? Что про него мы, простые благодарные потомки, знаем: московский Манеж, ныне в своей первозданности уничтоженный Лужковым, подъем Александрийского столпа за час с небольшим из положения «лёжа» в положение «стоять смирно» подъем колонн Исаакиевского собора с помощью деревяшки и чьей-то матери – что еще?

Д: Петербург. Площади Петербурга, планировка Петербурга. Их благодарные потомки знают. А это – результат работы так называемого «Гидравлического комитета»: «Комитета для строения гидравлических работ в Петербурге и прикосновенных к оному местах» созданного под руководством Бетанкура в 1816 году. И туда вошли рядовыми членами все знаменитые архитекторы, которых принято считать создателями ампирного Петербурга – Росси, Стасов, Монферран, Модюи и другие, простыми чертежниками там служили К. Тон, молодой Штакеншнейдер, инженеры Базен, Готман и так далее. То есть, это был огромный, говоря нынешними словами, проектный институт в области градостроения. Бетанкур – во главе, создатель и председатель. И без подписи Бетанкура (а после его смерти – Базена) ни один из проектов не мог быть осуществлен. А создаваемые проекты – это в определенном смысле плод коллективного творчества членов комитета, который поручал потом оформление решения кому-то из архитекторов. И этот архитектор ставил свою подпись как человек, завершивший оформление данного решения. И постройка приписывается обычно этому архитектору.

Петербургский «Гидравлический комитет» - это был огромный проектный институт в области градостроения. Бетанкур – стоял в его главе, являясь создателам и председателем. И без подписи Бетанкура (а после его смерти – Базена) ни один из проектов не мог быть осуществлен. 

То есть, Исаакиевский собор – это не вполне Монферран?

Д: Исаакиевский собор – если говорить в реалиях – это плод творчества доброго десятка архитекторов и инженеров, причем не помощников архитектора, а именно ответственных проектировщиков. Причем, половина их – противники Монферрана. И гений этого человека состоял в том, что он сумел все это аккумулировать.

Но он и сам был хороший рисовальщик?

Купол Исаакиевского собора, проект Монферрана (1838)

Д: Да, рисовальщик. Но если б он строил по своему первому проекту – собор бы рухнул. А возражения Модюи, архитектора из комитета, позволили Монферрану вылезать не из под груды обломков собора, а из под груды бумаг, против него написанных – это много легче, не так больно. В результате собор и был создан. Еще одна организация, которую в 1820 создал Бетанкур – Комиссия проектов и смет; звучит скучно, однако именно благодаря деятельности этой организации Россия почти не знала катастроф инженерных сооружений по вине инженеров-проектировщиков. По вине подрядчиков, поставивших не те материалы – были, а вот из-за ошибок проекта – нет, никогда! Через эту комиссию проходили проекты всех инженерных сооружений, подлежащих строительству в России. Ее функцией была проверка надежности и прочности.

То, что сейчас называется технадзор…

Д: И они начали создавать первую нормативную литературу. Вся нормативная литература в России восходит к этой комиссии. Эта экспертная организация – тоже детище Бетанкура. Так что его заслуги как организатора, много значительнее, чем собственная инженерная, изобретательская деятельность.

И все-таки – какие-нибудь еще его собственные инженерные работы…

Д: Ряд мостов: первый мост через один из рукавов Невы – Каменноостровский, Бумажный мост через Бумажный канал в Екатерингофе, перестройка Исаакиевского моста, перестройка Тульского оружейного завода, ансамбль Нижегородской ярмарки, постройка Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (то, что сейчас Гознак – Л.У.) – здесь он сам разрабатывал технологии, чуть ли ни дизайн банкнот. И множество других.

Бетанкур принял российское подданство?

Д: Нет. Он и русский толком не выучил. Более того, похоже, он выполнял роль технического резидента Испании в России. Посылал материалы в Испанию…

И: Например, работая с Тульскими оружейными заводами, он слал в Испанию информацию о новейших вооружениях. Как истинный патриот. Но это – мелочи. На самом деле, он был всем одновременно – вот это поражает, это парадокс личности. И он не один был такой – это вполне характерно для эпохи.

Д: Скажем, его последователь и воспреемник Базен получал деньги и в России, и во Франции, находился, фактически, на двух службах одновременно …

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.