Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 18:59
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

11 февраля 2013, 09:28

Оптика Беньямина

Ольга Чернышева, из проекта «Пространство Москвы», 2010-2012
Ольга Чернышева, из проекта «Пространство Москвы», 2010-2012

В нижегородском «Арсенале» проходит выставка «Ёлка Вальтера Беньямина». Название может показаться комичным – выставка «про ёлку» открыта до 10 марта, что напоминает о недотепах, которые только весной собираются вынести из дома лысый и пыльный скелетик рождественского дерева. Кроме того, администрация не раз была вынуждена объяснять родителям, пытавшимся забронировать билеты на «ёлку» для своих детей, что Беньямин – не вариант деда Мороза, впрочем, детей было куда пристроить – на организованные ГЦСИ мастерские.

За легкомысленным названием скрывается интереснейший проект  - это попытка пространственной и временной развертки книги, «Московского дневника» Вальтера Беньямина.  Он был опубликован в 1997 году Ad Marginem, сейчас то издание букинисты предлагают за цену около 1000 рублей. Книга напечатана снова в этом году в рамках совместной издательской программы Ad Marginem и ЦСК «Гараж». Выставку можно представить как «аналоговую» версию буктрейлера - модного сейчас приема рекламы книг, короткого видеоролика, демонстрируемого в сети. Сеть охватывает аудиторию намного более широкую, а выставка очень локальна – но именно пространство, в которое можно войти и погрузиться в атмосферу, лучше всего отражает впечатление от книги.

"Московский дневник" (Совместная издательская программа ЦСК "Гараж" и ООО "Ад Маргинем пресс", 2012). На обложке - первая страница рукописи Беньямина, книга проиллюстрирована архивными фотоматериалами.

Созданная архитектором выставки Сергеем Ситаром структура из маленьких, под углом друг к другу расположенных комнаток, как будто случайно брошенных и сбившихся вместе, чтобы согреться в мороз, соединенных лестницами и переходами, мерцает огоньками в темноте огромного зала  - то лицами людей, с которыми Беньямин встретился в Москве, то витриной, то ларцем с пудреницей и флаконом духов. Каждая комната – о своем, но вместе комнаты рассказывают большую историю революции – и этим напоминают некий совершенно новый способ письма, с которым работал Беньямин: не большое повествование, но коллекция фрагментов, «озарений», между которыми  скрывается понимание времени. Так была устроена его первая марксисткая книга 1928 года – «Улица с односторонним движением» (Ad Marginem, 2012), и последняя, о Париже как столице девятнадцатого столетия, которая  состояла из выписанных цитат и комментариев к ним. Собственно и дневник как жанр рассказывает историю жизни, разделенной на отдельные дни.

Мы можем видеть конструкцию этих хрупких стен, изнанку – что напоминает о декорациях, театре. Беньямин успел посетить множество театральных постановок в Москве, и написал о русском театре статью, включенную в приложения к русскому  изданию «Дневника». Этот взгляд на изнанку декораций отлично описывает положение Беньямина в постреволюционной Москве. Он не был  в этом городе ни актером, ни зрителем, которых  не волнует конструкция декораций, не был ни в зале, ни на сцене, откуда этого не видно. Он был чужаком, который обходит все извне – устройство, связи внутренние и внешние волновали его, пожалуй, больше, чем зрелище.

Немая сцена из "Ревизора" в постановке Мейерхольда. 1927. Из коллекции ГЦТМ им А.А.Бахрушина. Выставка "Ёлка Беньямина".

В «Берлинском детстве на рубеже веков» (Ad Marginem, 2012) Беньямин вспоминает, как вышивая, «любовался хитросплетением нитей на изнанке, которое с каждым новым стежком по лицевой стороне, приближавшим меня к финалу, становилось все запутаннее». Он так же наслаждался хаосом, трудностями и энергией новой Москвы – а возвращение в Берлин показалось ему скучной, чуждой, лицевой стороной вышивки – «город выглядит словно свежевымытый. Ни грязи, ни снега. <…> Берлин  - пустынный для людей город. Люди и группы людей, движущиеся по его улицам, окружены одиночеством. Несказанной кажется берлинская роскошь. А она начинается уже на асфальте. Потому что ширина тротуаров поистине царская. <…> Насколько [в Москве] наполнена людьми эта узкая, запруженная не только людьми полоска и насколько вымершим и пустым оказывается Берлин».

Фотографии 20-х годов: пейзажи, типы и сюжеты эпохи. Слайдшоу. Из частной коллекции. Выставка "Ёлка Беньямина".

В большей даже степени, чем театр, эти сколоченные из дерева перегородки для выставки напоминают о временном пристанище, вагончиках и лесах  на стройке – нужных лишь до того момента, как будет построен новое здание. Издатель Александр Иванов так объясняет необходимость публикации и выставки, и большой интерес к ним: «Текст «Московского дневника» не перестает быть актуальным в последние годы, потому что Беньямин видит в Москве странное время, когда один мир ушел, и вот-вот наступит другой, но так и не наступает. Время промежутка – дореволюционные обстоятельства, люди, названия улиц исчезают. А новый мир – еще непонятно, как назвать, неясен смысл новизны, то, как она сама себя определяет». Конечно, эта ситуация стройки, в которой непонятно, что строим, хотим одного, а получается другое, а то и не знаем, чего хотим – очень подходит к затянувшейся постсоветской ситуации.

Вид экспозиции снаружи . Один из переходов между залами. Выставка "Ёлка Беньямина".

Понять, что происходит, нельзя с помощью новостей. Маленький Беньямин жаждал увидеть «Происшествия и преступления»: «Каждый день город обещал их, и каждый вечер обещание оказывалось неисполненным. Если же они случались, то когда я прибывал на место, выяснялось, что их уже и след простыл, как будто это боги, которые уделяют смертным лишь мгновения». Боги, которые будут помогать, даруют пророчество,- не в сводке происшествий, а  в близких и повседневных вещах, в тактильности. В разделе «Политика» на стене висит карта СССР 20-х гг: как пишет Беньямин, «географическая карта  близка к тому, чтобы стать центром новой культовой русской иконографии, подобно портрету Ленина». Но более достоверную информацию о мире в тот исторический момент сообщает нам пол этой комнаты – из досок, которые угрожающе качаются под ногами. На столе – круглый предмет на подставке. Но это не глобус, который, наверное, предпочел бы Беньямин, потому как он объемен, и можно крутить его, водить пальцем по поверхности, испытывая тактильные ощущения. Это громкоговоритель 20-30-х годов из коллекции Музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» – чистая виртуальность, голос, который указывает и требует, чтобы ему верили на слово.

Галоши кукольные. 1920-е годы. Частная коллекция, Москва. Карта СССР, 1920-е годы, громкоговоритель 20-30 гг. Выставка "Ёлка Беньямина".

В другой комнате  пол усыпан опилками, а в витрине стоят русские игрушки к.19.- н.20 века из коллекции «Художественно-педагогического музея игрушки» РАО, аналогичные тем, что фанатично собирал Беньямин и написал о них статью, опубликованную в 1930 году в немецком иллюстрированном журнале, и включенную в приложение к русскому изданию «Дневника» 2012 года. Опилки – это и созидание формы из древесного материала, и уничтожение - «лес рубят, щепки летят». Интерес Беньямина к детским впечатлениям и полученным в раннем периоде знаниям - рифма к современности, к тому вниманию, которое прогрессивные родители стали уделять воспитанию детей. Сейчас стали востребованными игрушки, сделанные своими руками, а не фабрично, сохраняющие дух творения, и природные материалы.  Тут же демонстрируется документальный фильм «Приключения Болвашки» 1927 года режиссера Юрия Желябужинского, при участии Николая Бартрама, директора Музея Игрушки– деревянная кукла вытачивается из полена, собирается из частей и оживает. Волшебство – и в то же время смотришь на руки, которые манипулируют болванчиком, а дети зачарованы – и это некое пророчество о будущем Страны Советов.

Кадр из фильма "Приключения Болвашки", 1927. Предоставлено Госфондом кинофильмов РФ. Мебель кукольная к.19 - нач.20 века. Выставка "Ёлка Беньямина".

Название выставки оказывается отнюдь не парадоксальным. Ёлка, детское волшебство – с нее недаром начинается выставка. Беньямин говорит, что в своей поездке в Москву хочет сбежать от ненавистного праздника – но в Москве он ищет именно его, охотясь за игрушками, любуясь рожедственскими украшениями. Начало выставки – деревянный подиум, который ведет к окну в торце зала, а за окном, на улице - ёлка, украшенная самодельными игрушками, сделанными по образцу тех, что видел Беньямин. Праздник по другую сторону стекла – желанный и недоступный.

Ёлка за стеклом "Арсенала", факсимильная копия текста "Московского дневника" на немецком языке из Архива Академии искусств Берлине . Выставка "Ёлка Беньямина".

Название выставки «Ёлка Беньямина», воспринимаемое как нечто детское – не ложная ассоциация. Беньямин пишет о Москве: «Сразу по прибытии возвращаешься в детство. Ходить по толстому льду, покрывающему эти улицы, надо учиться заново».  Он видел Москву 1926 года как ребенок – взрослый показывает ему как важное одно, а он видит другое. Говорят, когда палец указывает на небо, только дурак смотрит на палец. Ан нет – дурак смотрит на небо, а мудрый – на палец, его обладателя и обстоятельства.

Григорий Ревзин, комментируя вручение российского паспорта Депардье, встроил французскую звезду кино в такую систему явлений, как «большие друзья СССР» и  упомянул, что Ив Монтан или там  Пабло Пикассо дружили из-за уверенности в будущем коммунизма, а Депардье – из-за возможности ездить пьяным на мопеде. Коммунизм или мопед, но есть нечто общее – неинформированность «друзей» насчет реальных обстоятельств. Лион Фейхтвангер был приглашен советским правительством в 1937 на пару месяцев погостить и написал в книге-отчете «Москва 1937», как хорошо евреям будет в Биробиджане. Андре Жид увлекался социализмом, но встретился с Борисом Пастернаком на антифашистском конгрессе писателей в Париже в 1935, и многое понял -годом спустя вышла его книга «Возвращение из СССР», после которой его имя в Союзе было запрещено упоминать.

Вальтера Беньямина в СССР никто не звал – он и левым стал благодаря латышской большевичке, актрисе и режиссеру Асе Лацис, и в Москву приехал к ней, никому не известный и ненужный. Никто не рвался показать ему лучшее, и спрятать дурное, ­­и он видел атмосферу, а не презентацию.

Он писал «Московский дневник» для себя, а не для пропаганды социализма. На выставке есть цитата: «Дальнейшие размышления: вступать ли в партию? Решающие преимущества: твердая позиция, наличие – пусть даже только принципиальная возможность - мандата. Организованный, гарантированный контакт с людьми. Против этого решения: быть коммунистом в государстве, где господствует пролетариат, значит полностью отказаться от личной независимости».

К идеям коммунизма его привела любовь к Асе Лацис – однако автор предисловия к «Московскому дневнику», друг Беньямина Гершом Шолем отмечает, что несмотря на то, что «эротическая привязанность к ней сочеталась с сильным интеллектуальным влиянием», «по поводу этой интеллектуальной стороны любимой им женщины дневник оставляет нас в полном неведении». Язвительным комментарием к этой ситуации является демонстрация на выставке фильма Роома «Третья Мещанская», где показан любовный треугольник, модный в то время – как у Маяковского с Осипом и Лилей Брик, так и у Беньямина с его другом Бернхардом Райхом и Асей Лацис. Но все старания 20 века уничтожить частную собственность на любимого человека ни к чему не привели – это против природы человека. Треугольник всегда похож на мучительный мещанский адюльтер, в котором женщина манипулирует мужчинами с помощью ревности, а не на пролетарский free love. В аннотации к книге «Улица с односторонним движением» пишут: среди «старых интерьеров и новых свидетельств тихой мещанской радости можно, присмотревшись, различить давно уже поселившуюся там мощь революции. Ее ритм – это не тяжелая солдатская поступь, а легкая походка возлюбленной, а значит, она уже давно одержала победу в наших сердцах». Красиво сказано – но только, судя по дневнику, Ася не особо обещала, и так и не дала. Революция сделала то же самое, что и Ася. В ответ  и революции, и Асе персонально – вышло много лет лагерей.

Фотографии 20-х годов: пейзажи, типы и сюжеты эпохи. Слайдшоу. Из частной коллекции. Выставка "Ёлка Беньямина".

Первым вопросом, заданным из публики после лекции французско-бразильского социолога и философа Михаэля Леви «Еще раз о понятии истории В. Беньямина», прочитанной им в рамках «Педагогической поэмы» в музее «Пресня», был такой: «А на каком языке разговаривали Беньямин и Ася?» Вопрос отнюдь не поверхностный – для человека, работающего с мыслью и словом, это должно быть важно. Похоже, очарование Аси подкреплялось вуалью загадки из-за отсутствия общего родного языка, а Москва так выразительно говорила улицами и их обитателями, потому что не могла говорить словами, понятными Беньямину. Художник Дмитрий Гутов, сделал для выставки видеоурок:  в нем он вместе с Давидом Риффом, арт-критиком и преподавателем «Школы Родченко», знающим как родной английский, немецкий и русский, учит немецкий на избранных цитатах из «Московского дневника». Это версия их совместного проекта для основного проекта венецианской биеннале в 2007 году куратора Роберта Сторра – там Рифф с Гутовым учили английский по текстам Маркса. Не простенькие топики на тему «как объясниться с продавщицей в европейском бутике» – язык нужен для другого, настолько сложного объяснения, что и родного языка не хватит.

Кураторы выставки, Павел Хорошилов, Сергей Ромашко и Анна Гор придумали выставку как результат дискуссии между художниками и кураторами, но в результате от художников мало что осталось. Кроме Гутова с Риффом - только немка Патриция Бах. Она заметила, что постоянным умиротворяющим занятием для Аси и Беньямина была игра в домино – и сделала инсталляцию, в которой между их портретами положила пачкой, друг на друга, множество сыгранных партий. Портреты нарисованы в стиле художников, промышляющих на Старом Арбате – но так, наверное, и должно быть, потому что отношения Беньямина и Лацис – мелодрама. Не это важно, но то странное ощущение времени, при котором прошлое накапливается и существует, а не исчезает – партии не смешиваются обратно в костяшки, но складываются в палимпсест.

Патриция Бах, инсталляция "А. вернулась по боковой лестнице", 2012

А вот работа художницы Ольги Чернышевой – ее фотодневник о Москве последних двух лет, к сожалению, в выставку не вошла. Но была показана в рамках проекта как отдельное событие – на большом экране в «Арсенале», и сопровождалась беседой художницы с издателем Александром Ивановым про «оптику Беньямина».

Чернышова рассказала о первых ассоциациях: «Когда я думала о том, что такое елка Беньямина – вспомнила о видео со связкой красных шариков, которая зацепилась за телевизионную антенну на крыше. Я снимала их день за днем – вышла история о том, как большой заряд эмоций, радости и ожидания постепенно сдувался и превратился в чистую печаль, меланхолию».

Александр Иванов извлек из этого образа Чернышевой представление об этом философе как о «практикующем меланхолике»: «В разговоре о Беньямине нужно соблюдать осторожность – это связано с тем, что он не поддается никаким обобщениям, любая генерализация в отношении него будет неточной. Он сумел превратить печаль, о которой сказала Ольга, меланхолию – в метод. Печаль – не как спонтанная реакция на что-то, но как осознанная оптика, способ что-то видеть. Это есть у него, начиная с самых ранних исследований, с «Происхождения немецкой барочной драмы» и заканчивая поздними размышления  о Париже и «пассажах». Для Беньямина важно понятие аллегории, в которой, в отличие от символа, есть создающий дикомфорт зазор, несовпадение между чувственным, зрительным образом  и смыслом.

 

Ольга Чернышева, из проекта «Пространство Москвы», 2010-2012

 

Практикующий меланхолик Беньямин был крайне внимателен к тем состояниям, когда люди, вещи, города находятся в стадии своего исчезновения, причем не просто разрушения, а когда они уходят от тебя, ты уезжаешь. Момент, когда ты расстаешься, забываешь, покидаешь – вот что было ему интересно.

Современником Беньямина был греческий поэт Кавафис, младшим современником  - писатель Лоренс Даррел, который был знаком с Кавафисом и написал роман «Александрийский квартет». Александрия, город, воспетый в романе – не совсем тот, в котором провел большую часть жизни Кавафис, не тот, что мы можем фиксировать как реальную точку на карте. Город в романе вырастает из одной метафоры Шекспира, из последнего акта пьесы «Антоний и Клеопатра»: перед тем, когда войска Октавиана Августа должны войти в Александрию и Антоний должен быть пленен, а дело его проиграно, он чувствует какой-то странный гул из под земли. Этот же гул слышат его стражники и один говорит другому – это от Антония уходят его боги. Сакральные покровители покинули полководца и он остается один на один со своей судьбой. Метафора ухода ангела-хранителя помогает нам понять оптику Беньямина».

Издатель Александр Иванов и художник Ольга Чернышова беседуют о Вальтере Беньямине

Ольга Чернышова продолжила тему поиска Беньямином ситуации «ухода богов», перелома, потерь: «Из дневника складывается образ Беньямина как страдальца, и в то же время как у человека левых убеждений, бедность была эстетикой. Он говорил, что поездка в Москву – это способ для него хоть как-то пережить эти рождественские праздники, бегство от законченности и зачищенности европейского пространства. Тяжело жить в разрухе, но как поэту - ему легче именно в такой среде. Но есть и вкрапления невероятной роскоши – когда он сидит у Аси в больнице, из соседней платы доносятся звуки цитры. Настоящий кошмар для него наступает, когда он попадает в комнату с мещанским убранством. Ему близок минимализм, и когда он пишет о бумажных цветах, торговках с кусками мяса в ладонях – это объекты, резко выделенные на фоне московского снега, создающего белое поле, и это нравится ему».

Ольга Чернышева, из проекта «Пространство Москвы», 2010-2012

Иванов замечает, что желанию  бедности не очень-то можно доверять: «Беньямин часто говорит что-то из чувства противоречия, скрытого или явного. Он говорит, что не любит Рождество, а через несколько страниц радуется,  что у него такой прекрасный праздник с елкой, в семейной обстановке. Он не несчастен и не так уж беден - ему нравится одиночество в разных его видах, например, одинокого коллекционера. Известна история, когда он вел себя как настоящий коллекционер-фанатик – однажды он предложил: «Ася, выбери любую книгу, и я тебе ее подарю». Она, как-то интуитивно, не разбираясь в книгах, выбрала невзрачный на вид том, который оказался самым драгоценным в коллекции Беньямина. И он тут же сказал: «Прекрасный выбор, можно я у тебя куплю эту книгу назад?»

Но Беньямину недостает контекста для одиночества – не в смысле полной заброшенности, а одиночества, которое может быть полноценным только в окружении близких людей. Любые эмоции, связанные с нехваткой чего-то, возможны, когда исходником их является полнота, достаток. Нужна семейная или дружеская атмосфера – только из нее является возможность уединиться, предаться размышлениям, рефлексии. То, что Хайдеггер называет привацией – если чего-то нет, то условием этого является где-то присутствующая полнота этого».

Ольга Чернышева, из проекта «Пространство Москвы», 2010-2012

Работы Ольги Чернышевой действительно ловят эти моменты одиночества, остановки для размышления или чувства в энергичной витальности большого города, и в них есть родство с оптикой Беньямина. Иванов говорит: «Беньямин - не тот мыслитель, который работает с чистыми понятиями, умозрительными,  спекулятивными идеями. Он работает не столько с концептами, сколько с перцептами – образами, аффектами, состояниями, эмоциями. Это характерно и для работ Ольги Чернышовой, в них есть какой-то пуризм. Ольга сказала, что в ее фотографиях есть рассказ, но я с этим не соглашусь. Скорее тут можно вспомнить о том, как Родченко описывал, как делать натюрморт – убрать все со стола и оставить одно яблоко, и кадр уже будет заполнен вещами. Если снимать все как есть, это будет барочный «переизбыток всего» – и Ольга, как по Родченко, почти ничего не изображает. Пустой кадр, где-то фигурка - ее интересует атмосфера, эмоциональная априорность города:  еще до всякого опыта Москвы у вас должна быть некая эмоция, для того чтобы вы поняли, как этот город организован и чем он примечателен. Ольга фиксирует такие вещи, которые все время находятся на обочине, потому что мы все время думаем, что есть история, а на самом деле никакой истории нет - просто происходят события, которые формируют пространство».

Кажется, что «оптика Беньямина», города и история, пропущенная через собственную грусть, вообще необходимость собственной оптики – то, что нужно сейчас среди бравурных и лживых официальных сообщений о победительной поступи прогресса.

Ольга Чернышева, кадры из видео «Посвящение Сенгаю» (2008). Девушка продает у метро экраны, на которых можно рисовать и стирать – для примера она рисует три геометрических фигуры. Первым изобразил вместе круг треугольник и квадрат Сенгай, буддийский монах 17 века, -  как основу мироздания: круг – как начало, треугольник - как необходимая форма, и квадрат - как разнообразие мира. Также сродни этому экрану  монашеская практика рисования на песке и стирания своих рисунков.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:57 France Football уведомил мадридский «Реал» о присуждении Роналду «Золотого мяча»
18:47 ЕС запретил ввоз мяса птицы из Украины
18:29 Открыт астероид размером два метра
18:28 МЧС и Минобороны возглавили рейтинг наиболее «открытых» ведомств России
18:21 Глава ХМАО отстранила от должности директора спортшколы после ДТП
17:54 Медведев заявил о скорой ратификации РФ соглашения по «Турецкому потоку»
17:51 Над Хакасией взорвался метеорит
17:33 В Раде предложили вернуть Украине статус ядерной державы
17:31 Порошенко заявил о сотнях танков РФ в Донбассе
17:21 Против директора спортшколы возбуждено дело после ДТП в ХМАО
17:11 Суд Кирова отказал прокуратуре в принудительном приводе Навального
17:01 Канцлер ФРГ предложила запретить в Германии ношение паранджи
16:51 Скончался актер из «Игры престолов»
16:38 Фигурантам дела о ДТП в ХМАО предъявлены обвинения
16:24 СМИ сообщили о желании Джоли стать генсеком ООН
16:15 Путин назвал идиотским решение Литвы не пустить судей КС на конференцию
16:02 Прокуратура признала пропажу двух свидетелей по делу Немцова
15:51 В Доме болельщиков «Локомотива» прошли обыски по делу об экстремизме
15:35 Правозащитник «Открытой России» подал в суд на ФСБ из-за командировки на войну с Грузией
15:15 Суд отказал защите в вызове Кадырова на допрос по делу об убийстве Немцова
15:14 Крымский Владимир Путин отказался менять фамилию за новый iPhone
15:03 Компания Comindware автоматизирует работу ООН
14:58 Плазма спасет от «желудочного гриппа»
14:54 По делу о ДТП с детьми в ХМАО задержана директор спортшколы
14:47 В Петербурге школьник скончался после урока физкультуры
14:32 Суд приостановил дело по жалобе Google против ФАС
14:29 Верховный суд Польши отказался выдать Полански властям США
14:17 Суд освободил счета IKEA от ареста
14:14 Белорусские провайдеры начали блокировать Tor
13:49 Песков заверил историков в безопасности новой доктрины информбезопасности
13:34 Геремеев вызван в суд по делу об убийстве Немцова
13:33 Убивший приемных родителей-итальянцев россиянин совершил суицид
13:27 Независимые эксперты сравнили медицину в РФ со странами третьего мира
13:25 Мутко рассказал о новой атаке на спорт РФ
13:18 Леди Гага рассказала о своем заболевании
13:06 Созданы нанопроволоки из ДНК и серебра
13:02 Песков отказался называть встречи Путина с народом предвыборной кампанией
12:46 Соцсети и YouTube объявили о создании реестра террористического контента
12:39 США отозвали предложения по ситуации в Алеппо для России
12:11 Бернар Казнёв назначен новым премьер-министром Франции
12:02 СМИ сообщили имена погибших в Алеппо медсестер
11:59 Глава минфина Украины опроверг необходимость переноса «Евровидения»
11:45 СМИ рассказали о погибших в Сирии медсестрах из России
11:44 Минэнерго подтвердило участие Новака во встрече ОПЕК в Вене
11:38 СМИ узнали о судебном одобрении соглашения Джоли и Питта по опеке над детьми
11:29 Forbes рассказал о богатейших видеоблогерах
11:23 Резидент «Сколково» привлек $2 млн инвестиций на софт для бурения
11:14 СМИ сообщили о приглашении малых партий обсудить в Думе проект госбюджета
11:13 Беглый депутат Рады обвинил Порошенко в коррупции и взяточничестве
10:46 Шерлок Холмс помог исследовать память
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.