Superjet-100 ждет переаттестация

Росавиация приостановила свидетельства годности четырех из десяти самолетов Superjet-100, находящихся в распоряжении «Аэрофлота». Официально эта информация не подтверждается, однако источник «Ведомостей» в компании «Гражданские самолеты Сухого» сообщил, что Росавиации не понравились первые четыре самолета. На них зафиксированы сбои в системе работы шасси и предкрылок.

Представитель ГСС заявил изданию, что причины неполадок уже выявлены и в течение недели самолеты вновь смогут перевозить пассажиров.

Однако статистика говорит не в пользу новейшего российского гражданского самолета. Год назад представитель «Аэрофлота» заявил, что средний налет SSJ составляет 3,9 часа в сутки, в то время стандартный показатель для регионального самолета — 8-9 часов. Простои были вызваны как неполадками судов, так и несвоевременной поставкой запчастей для их устранения. По данным «Ведомостей», сейчас регулярно летают лишь три самолета Superjet-100 из десяти, которыми располагает «Аэрофлот».

 

 

По данным сайта Flightradar24, который отслеживает гражданские авиарейсы, из десяти имеющихся у «Аэрофлота» самолетов SSJ два совершили перелет 12 февраля, еще два — 10 числа, два — 8 февраля, а остальные четыре летали лишь в январе. При этом однотипные аэробусы A-319, которых в парке «Аэрофлота» 15 штук, совершают полеты практически ежедневно: лишь у одного самолета самый поздний перелет совершен 9 февраля, у остальных — либо 11, либо 12 числа.

Фактически это означает, что вместо покупки за 350 миллионов долларов десяти «суперджетов» «Аэрофлот» мог просто купить пять A-319, которые и летают дальше, и пассажиров вмещают больше, и, что важно, в принципе летают.

Еще до начала выпуска самолетов «Гражданские самолеты Сухого» провалили несколько дедлайнов. Изначально первый SSJ-100 планировалось передать заказчику в ноябре 2008 года, однако к этому времени он только-только прошел сертификационные испытания. Уже тогда поставку первого самолета отложили на конец 2009 года, однако в реальности это значимое событие произошло еще позже — авиакомпания «Армавиа» получила самолет в апреле 2011.

«Аэрофлот» начал требовать деньги у ГСС еще в октябре 2010 года.  Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по финансам и инвестициям Шамиль Курмашев заявил тогда, что ГСС «уже влетели на штрафы и продолжают влетать». Тогда за самолетостроителей вступился вице-премьер Сергей Иванов. Он выразил уверенность в том, что из-за очередного срыва поставок «мир не рухнет, и "Аэрофлот" тоже». Позже «Аэрофлот» жаловался, что самолет оказался тяжелее, чем было обещано изначально, а топлива использует и вовсе на 11 процентов больше.

 

После разгорелся скандал с первым покупателем SSJ-100 — «Армавиа». Авиакомпания решила отказаться от уже купленного самолета и расторгнуть контракт на покупку еще одного. Ереванской авиакомпании не нравилось качество самолета, стоимость запчастей и необходимость постоянно его ремонтировать. В результате два самолета сейчас раскрашены в цвета «Армавиа», но находятся на хранении в Жуковском и никак не используются.

 

9 мая 2012 года произошло самое плохое, что может случиться с самолетом — SSJ-100 потерпел крушение. Во время демонстрационного полета самолет врезался в гору. Индонезийские власти пришли к выводу, что виновен в гибели самолета пилот — система раннего предупреждения о сближении с землей сообщала об опасности, однако члены экипажа на них не отреагировали.

В феврале 2013 года в прессе появилась информация о том, что 40 процентов неисправностей среди самолетов «Аэрофлота» приходится на SSJ-100. Всего же SSJ-100 составляют менее 8 процентов от парка. Авиакомпания жаловалась на срабатывание системы обнаружения утечек в сети кондиционирования, сбои в системе управления, неисправности в системе управления шасси и другие инциденты. ГСС в ответ заявила, что все неисправности выявлены, а изменения будут внедрены в ближайшее время.

Во время создания самолета SSJ-100 целью ставилось возродить отечественное гражданское авиастроение. Для этого можно было вкладывать государственные деньги в разработку самолета, а затем в покупку — «Аэрофлот» хоть и коммерческая компания, но правительству России принадлежит более половины акций.

Оказалось, что создать летающий гражданский самолет в России все еще можно. Он, правда, часто ломается, его характеристики не такие хорошие, как планировалось, но факт остается фактом — самолет есть. Остается вопрос: насколько нужен России собственный гражданский самолет? Настолько ли, чтобы вкладывать в его строительство сотни миллионов долларов?