22 января 2019, вторник, 21:58
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 февраля 2013, 14:45

Николай Александров: «Через 2-3 года в вузах начнут изучать школьную программу»

Николай Александров
Николай Александров
Фото: wikimedia.org

Литературный критик, литературовед, теле- и радиоведущий Николай Александров считает, что сегодняшнее преподавание гуманитарных наук в средней и высшей школе находится в нестабильном, травмированном состоянии. Базис, призванный научить школьников и студентов мыслить и рассуждать, практически утрачен по причине несовершенства образовательных реформ и введения ЕГЭ. Исправлять положение придется годами. А до этого высшие учебные заведения вынуждены будут исправлять упущенное в школе, что неизбежно приведет к необходимости преподавания в вузах школьной программы.

Николай, сейчас вы читаете цикл воскресных лекций по литературе в клубе  ZaVtra на Сретенке. Давайте поэтому начнем с вопроса, зачем нам вообще сегодня знать литературу?

Это сродни вопросу – «Зачем вообще нужно образование?» Существует иллюзия, что образование – это нечто неважное, дополнительное. И, в частности, то же – литература. Так вот, литература –  это не только некая дисциплина мышления, это еще и дисциплина чувства. Это такие свободные науки или вольные искусства, если выражаться        средневековой  терминологией, artes liberales, без которых считалась невозможной философская, то есть наивысшая, деятельность. Дисциплина ума начинается именного с этого.

Сегодня это упускают из вида?

Сегодня мы оказались в ситуации достаточно странной. Советское фундаментальное образование доведено до некоторого руинирования. В 80-е годы уже существовали параллельные, вполне достойные начинания, при этом способ преподавания не изменился -  он тот же самый. Как Лев Соболев, я помню, 40 лет назад считался лучшим преподавателем по литературе, так он и остался. Советское образование порой давало совершенно неожиданные результаты. Скорее, правда, вопреки. Но сегодня мы имеем ситуацию абсолютного забвения даже той традиции, я уж не говорю о дореволюционной.

К чему привело сохранение способа преподавания при утрате традиции?

Привело к тому, что сегодня в школе имеем парадокс. С одной стороны ученик должен получать знание – то есть переживать постижение, удивление и так далее. А с другой стороны он должен готовиться к ЕГЭ. А это уже совершенно специальная область знания, где сегодняшний школьник должен научиться на оценку разгадывать кроссворд.

То есть к знанию литературы, в частности, ЕГЭ отношения не имеет?

Кроссворд – это, повторю, специфическое знание, но к знанию литературы он, конечно, какое-то отношение имеет. Но с другой стороны, если вчерашний школьник хочет поступить в какой-то нормальный гуманитарный вуз, он все равно должен готовиться к сочинению, если это МГУ, или к собеседованию, если это вузы, которые дорожат своей репутацией. То есть ему все равно приходится заниматься со специальными репетиторами. Но если раньше абитуриент должен был лишь упрочить и развить школьную программу, то теперь он изучает как бы две программы. Одну – для ЕГЭ, вторую – для поступления в вуз. В этом и есть парадокс, потому что ЕГЭ был введен для унификации знаний при поступлении в вуз.

Видимо, то же происходит и с другими науками?

Ну да, это можно полагать. Изменился ведь не характер преподавания, изменился, так сказать, характер репетирования. Раньше репетиторы готовили к сочинению и не углубляли гуманитарные знания. Но, тем не менее, они готовили к экзамену письменному и устному, что, в свою очередь, является логичным для существующей методики. А тест для существующей методики не логичен. Средний преподаватель в школе учит по старинке, а затем пытается впихнуть в ученика вот эту тестовую механику.

Но должны же быть какие-то положительные проявления введенных изменений?

Он были и есть, и существуют вопреки системе, как я уже говорил, прошлой и нынешней. Существуют просто гуманитарные школы, в которых по определению дорожат своей репутацией. Там обращают внимание на базисные основы гуманитарного знания. В частности, филологического. Но там учителя преследуют еще одну задачу, методически сегодня никак не закрепленную, но вполне благородную. Она своеобразная – как научить ребенка читать, много читать, и не отбить у него при этом интерес к чтению как к таковому.

Каково положение этих наук в современной школе?

В результате длительного недореформирования гуманитарные науки находятся в состоянии крайне нестабильном, и в положении также нестабильном. Одна из важнейших задач сегодня – это восстановление в школе гуманитарного образования. Эта область знания сегодня очень нуждается в поддержке. И я говорю не только о средней, но и о высшей школе. Студенты гуманитарного вуза или гуманитарного факультета сегодня в основах порядком отстают. Я преподаю, и потому вижу, с каким бэкграундом приходят студенты, в частности, и по литературе. И я говорю не только о студентах младших курсов. Их провалы в гуманитарном образовании чрезвычайно ощутимы.

Напрашиваются два вопроса. Может литература спасти образование? И что может спасти литературу?

Нет (смеется), конечно же, литература образование спасти не может. Просто потому, что литература вообще никого не может спасти, образование тем более. Потому, что проблема спасения – проблема особого рода. Существует проблема глобального реформирования, когда встают вопросы глобальных смыслов. Каким, например, образом нам стандартизировать образование, чтобы всем было хорошо? Каким образом нам придумать такую программу или такой список книг, которые бы всех устраивали и, при этом, могли бы являться гуманитарной базой?

На эти вопросы пытаются отвечать, в результате появляется, например, этот жуткий, двуличный список 100 книг, рекомендованных почти к обязательному чтению. Меня же в этой теме особенно беспокоит вопрос, почему в ходе решения глобальных проблем (которые, понятно, не решить ни за год, ни за два) не заниматься бы поддержкой частных начинаний, которые появившись, себя уже оправдали? Почему не заниматься точечной поддержкой учителей, которые давным-давно преподают и имеют уже определенную репутацию? Почему их не сделать источниками ответов, которые спустя время дадут плоды, могущие помочь успешно решить и глобальные задачи? Это ответ на первый вопрос.

Отвечая на второй, также скажу, сама литература в спасении не нуждается. Как говорил мой замечательный учитель истории Юрий Гаврилов (преподавал в свое время в знаменитой 2-й матшколе): «Культура для народа, но не всякий народ для культуры». Культура самодостаточна, так же как самодостаточна и литература. С ними ничего не случится. Обкрадывает сам себя человек, если он не открывает дверь, которую в принципе может открыть. А если говорить о предоставлении возможностей к открытию этих дверей, то ситуация еще страшнее. Любое образование, гуманитарное в частности, требует усилий. И это усилие нужно поддерживать. Это усилие нужно воспитывать. Ничего просто так не дается, нет никакой волшебной схемы. А мы что делаем?

Что же?

Если мы обратимся к традиции, скажем XIX века, сколько было бесконечных споров по ведению классического образования. Знаменитая толстовская реформа. Чего только не говорили по поводу бедных гимназистов, которые учат древнегреческий и латынь. И отношение к этому было совершенно иное. Одни говорили, что классическая гимназия – это, в первую очередь, знание классических языков. А другие говорили, что зубрение латыни и греческого, наоборот, мешало получить какие-то другие, более полезные вещи. Так вот, культура XX века, которая рассматривалась как своего рода возрождение гуманитарного знания, да и вообще знания, была бы без классической школы невозможна. Но эта школа на сегодня уже утрачена абсолютно. Ее нет больше. Даже университеты ограничиваются лишь одной кафедрой классической филологии. Студенты, которые изучают латынь в течение одного года на филологическом факультете МГУ, не обладают знаниями даже в объеме Евгения Онегина, который «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать». Лев Гумилев потом называл это «образцом знания».

А что со «списком 100 книг», чем он плох?

Он производит очень странное впечатление. Хочется задаться вопросом, почему в этот список попали одновременно «Старик Хоттабыч» и повести и рассказы Виктории Токаревой? В чем суть? Напрашивается ответ, что список – это результат компромиссов, а не какой-то продуманной программы. Вместо того, чтобы дать некое представление о литературе в некоем ключе, список оказался попыткой угодить сразу всем. Там и либеральные книжки, и социалистические, и просто советские. В результате получилось ни то, ни се, ни пятое, ни десятое. Каша. Не лоскутное одеяло, а одеяло с прорехами. В списке нет вообще никакой тенденции, это не список – это диагноз: абсолютная шизофрения.

Так что же нужно делать, чтобы это плачевное положение хоть сколько-нибудь поправить?

Не существует панацеи. Нужно относиться к желаниям что-то исправить с большой осторожностью. Именно потому, что не существует универсальных рецептов. Просто нужно быть внимательными и помнить, что начинание, которое хоть какие-то плоды дает, нуждается в поддержке.

Серьезнее надо к литературе относиться. Способ поправить что-то в преподавании литературы можно найти в других традициях. Если мы обратимся сегодня к еврейской Синаноге и посмотрим, как там изучают писание, то увидим, что Тору не читают поодиночке. Нужны как минимум двое – наставник и ученик. И так на протяжении многих-многих лет. В результате там проблемы гуманитарного знания не возникает.

Если мы подобно, на уровне сакрального, будем давать литературу, будем годами вдумчиво читать и комментировать тексты, толковать их. Художественные тексты. Если мы смогли бы сделать это практикой – чтение, комментирование и толкование с пониманием в итоге процессов чтения, комментирования и толкования… Сорокин говорит, например, что у нас есть «безусловный золотой запас» - русская литература. И он совершенно прав, говоря это без всякой постмодернистской иронии. Но почему мы вместо этого расточаем то гуманитарное богатство, которое у нас существует? Почему? Почему мы обращаемся с ним, как с чем-то, что нуждается в оправдании? В оправдании нуждается огромное количество всяких вещей. Наши гуманитарные проекты, политические, социальные, а русская классика в оправдании не нуждается.

Нам нужны лицеи, нам нужна лотмановская летняя гимназия. Такие учреждения, если существуют, дают свои плоды.

Если говорить о серьезности, то наш современный педагог – предельно серьезен, особенно в процессе преподавания. Наши педагоги с преподаванием не шутят.

Да, это проблема – вся серьезность преподавания зачастую уходит не в помощь ученикам получить знания, а в маску, которую надевает на себя учитель. Эта маска каждому из нас хорошо знакома. Конечно, когда я говорю о серьезности, я говорю о серьезности совершенно иной. О серьезности глубины постижения. Именно ее нам не хватает. К сожалению, пока с серьезным видом сегодня лишь произносят банальности, укрепляют клише, придавая им статус абсолютных истин. Вместо раскрытия самих истин.

Как вы считаете, те, кто принимал все эти реформы, вводил ЕГЭ, заверял этот «список 100 книг»… Неужели эти люди не понимали, что делают?

Конечно, понимали. Все эти реформы были признаны решить некоторые проблемы школы, в частности, советской школы. Привести стандарты нашей школы к стандартам западного образования. Другое дело, как это было сделано и к чему это привело. Во-первых, резкий переход был не слишком для нас хорош. А во-вторых, ЕГЭ не должно было заменять институт устного экзамена. Гуманитарный предмет – он для устного экзамена, поскольку у него совершенно свой характер.

Иными словами, реформаторов подвела поспешность и недостаточная продуманность. Об этом можно много говорить, и о самых разных обстоятельствах, в том числе - бюрократических. Но важнее, к чему мы пришли. А именно - ряд важных гуманитарных навыков в школе не воспитывается. В частности, наши ученики не могут описать в сочинении свои рассуждения. Да, в адрес кондового советского сочинения было сказано немало критических слов, но недостаток этого навыка сегодня уже серьезно ощущается, в частности, в гуманитарных вузах.

Реальные последствия этого мы увидим только года через два-три. А именно - часы, которые не потрачены на это в школе, будут отдаваться на это же в вузах. Драгоценные часы вместо иного будут тратиться на то, что могло быть изучено еще в школе. То есть через 2-3 года в вузах начнут изучать школьную программу. Иначе говоря, попытка приблизиться к международным стандартам если еще не отбросила, то отбросит нас назад в ближайшее время.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:56 Опубликовано видео задержания захватчика самолета
19:19 Появились кадры пожара на двух танкерах в Керченском проливе
18:49 Путин прокомментировал переговоры с Абэ по Курилам
18:14 Зубков оставил пост главы Федерации бобслея
18:01 Окаменевшая миксина заставила вновь пересмотреть картину эволюции позвоночных
17:45 Франция и ФРГ заключили новый договор о сотрудничестве
17:32 Настю Рыбку и Алекса Лесли освободили из полиции
17:10 Названы номинанты на «Оскар»
16:35 ФБК нашел у телеведущего Соловьева еще одну виллу в Италии
16:05 Еврокомиссия оштрафовала Mastercard на 570 миллионов евро
15:44 Два члена экипажа рухнувшего в Мурманской области самолета погибли
15:23 Снежный заряд стал причиной жесткой посадки истребителя в Мурманской области
15:03 Задержан захвативший самолет пассажир рейса Сургут-Москва
14:42 Госдума разрешила Генпрокуратуре получать данные о зарубежных счетах чиновников
14:34 В Мурманской области разбился бомбардировщик
13:57 Генпрокуратура начала проверку списания долгов за газ
13:54 Жаба-ага может переключаться из ночного в дневной режим
13:53 Пассажир рейса Сургут-Москва потребовал развернуть его в Афганистан
13:34 Роналду получил 23 месяца тюрьмы условно по делу об уходе от налогов
13:12 Роскомнадзор снял ограничения почти с 3 млн IP-адресов Amazon
12:41 Россия заняла последнее место рейтинга доверия к общественным институтам
12:39 В Москве у японского посольства задержали противников передачи Курил
12:04 «Газпром» подал апелляцию на решение суда о списании в Чечне долгов за газ
12:01 Адвокат Уилана признал наличие у него секретных сведений
11:41 Госдума приняла закон о постановке на воинский учет по месту проживания
11:19 Для вице-премьеров разработают KPI по нацпроектам
11:13 Бактерия подарила людям средство для отпугивания комаров
11:12 В Петербурге произошел пожар в здании Арбитражного суда
10:47 Япония выделит миллиард рублей на создание центра хранения радиоактивных отходов в Приморье
10:29 В КНДР нашли неизвестную базу с баллистическими ракетами
10:16 Списание долгов за газ в Чечне объяснили спецификой региона
10:14 Число погибших моряков в Керченском проливе выросло до 14
09:38 Ozon.ru отказались блокировать за продажу лекарств
09:32 Картина учителя Рембрандта куплена музеем Маурицхейс
09:09 При пожаре на танкерах в Керченском проливе погибли 10 человек
21.01 21:20 Странные орбиты транснептуновых объектов объяснимы и без гипотезы о планете X
21.01 19:57 Два человека погибли при пожаре на судах в Керченском проливе
21.01 19:37 Биатлонист Шипулин подтвердил планы избираться в Госдуму
21.01 19:25 Власти Китая признали незаконным эксперимент по изменению генома человека
21.01 19:08 «Бристоль», «Дикси» и «Красное и Белое» объединятся в третьего по обороту ритейлера в России
21.01 18:52 BlaBlaCar анонсировал идентификацию пользователей по паспортам
21.01 18:37 «Нафтогаз» заявил о готовности простить «Газпрому» долг в 10 млрд долларов
21.01 18:19 Чета Трамп номинирована на «Золотую малину»
21.01 18:04 Светлая кожа латиноамериканцев может не быть связана с европейским происхождением
21.01 17:56 Путин поручил Кудрину следить за эффективностью исполнения нацпроектов
21.01 17:43 Число жертв взрыва в Афганистане превысило сто человек
21.01 17:18 РАН исключила присвоение почетного звания патриарху Кириллу из повестки дня
21.01 17:02 Экс-тренер российских биатлонистов сообщил IBU о ложности заявлений Родченкова
21.01 16:40 WhatsApp ограничил число адресатов для сообщений
21.01 16:27 Володин назвал способ исправить дисбаланс в Конституции РФ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет Интерпол инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Ирина Яровая Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Курилы Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт Тереза Мэй терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.