Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 июля 2016, вторник, 11:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Николай Александров: «Через 2-3 года в вузах начнут изучать школьную программу»

Николай Александров
Николай Александров
Фото: wikimedia.org

Литературный критик, литературовед, теле- и радиоведущий Николай Александров считает, что сегодняшнее преподавание гуманитарных наук в средней и высшей школе находится в нестабильном, травмированном состоянии. Базис, призванный научить школьников и студентов мыслить и рассуждать, практически утрачен по причине несовершенства образовательных реформ и введения ЕГЭ. Исправлять положение придется годами. А до этого высшие учебные заведения вынуждены будут исправлять упущенное в школе, что неизбежно приведет к необходимости преподавания в вузах школьной программы.

Николай, сейчас вы читаете цикл воскресных лекций по литературе в клубе  ZaVtra на Сретенке. Давайте поэтому начнем с вопроса, зачем нам вообще сегодня знать литературу?

Это сродни вопросу – «Зачем вообще нужно образование?» Существует иллюзия, что образование – это нечто неважное, дополнительное. И, в частности, то же – литература. Так вот, литература –  это не только некая дисциплина мышления, это еще и дисциплина чувства. Это такие свободные науки или вольные искусства, если выражаться        средневековой  терминологией, artes liberales, без которых считалась невозможной философская, то есть наивысшая, деятельность. Дисциплина ума начинается именного с этого.

Сегодня это упускают из вида?

Сегодня мы оказались в ситуации достаточно странной. Советское фундаментальное образование доведено до некоторого руинирования. В 80-е годы уже существовали параллельные, вполне достойные начинания, при этом способ преподавания не изменился -  он тот же самый. Как Лев Соболев, я помню, 40 лет назад считался лучшим преподавателем по литературе, так он и остался. Советское образование порой давало совершенно неожиданные результаты. Скорее, правда, вопреки. Но сегодня мы имеем ситуацию абсолютного забвения даже той традиции, я уж не говорю о дореволюционной.

К чему привело сохранение способа преподавания при утрате традиции?

Привело к тому, что сегодня в школе имеем парадокс. С одной стороны ученик должен получать знание – то есть переживать постижение, удивление и так далее. А с другой стороны он должен готовиться к ЕГЭ. А это уже совершенно специальная область знания, где сегодняшний школьник должен научиться на оценку разгадывать кроссворд.

То есть к знанию литературы, в частности, ЕГЭ отношения не имеет?

Кроссворд – это, повторю, специфическое знание, но к знанию литературы он, конечно, какое-то отношение имеет. Но с другой стороны, если вчерашний школьник хочет поступить в какой-то нормальный гуманитарный вуз, он все равно должен готовиться к сочинению, если это МГУ, или к собеседованию, если это вузы, которые дорожат своей репутацией. То есть ему все равно приходится заниматься со специальными репетиторами. Но если раньше абитуриент должен был лишь упрочить и развить школьную программу, то теперь он изучает как бы две программы. Одну – для ЕГЭ, вторую – для поступления в вуз. В этом и есть парадокс, потому что ЕГЭ был введен для унификации знаний при поступлении в вуз.

Видимо, то же происходит и с другими науками?

Ну да, это можно полагать. Изменился ведь не характер преподавания, изменился, так сказать, характер репетирования. Раньше репетиторы готовили к сочинению и не углубляли гуманитарные знания. Но, тем не менее, они готовили к экзамену письменному и устному, что, в свою очередь, является логичным для существующей методики. А тест для существующей методики не логичен. Средний преподаватель в школе учит по старинке, а затем пытается впихнуть в ученика вот эту тестовую механику.

Но должны же быть какие-то положительные проявления введенных изменений?

Он были и есть, и существуют вопреки системе, как я уже говорил, прошлой и нынешней. Существуют просто гуманитарные школы, в которых по определению дорожат своей репутацией. Там обращают внимание на базисные основы гуманитарного знания. В частности, филологического. Но там учителя преследуют еще одну задачу, методически сегодня никак не закрепленную, но вполне благородную. Она своеобразная – как научить ребенка читать, много читать, и не отбить у него при этом интерес к чтению как к таковому.

Каково положение этих наук в современной школе?

В результате длительного недореформирования гуманитарные науки находятся в состоянии крайне нестабильном, и в положении также нестабильном. Одна из важнейших задач сегодня – это восстановление в школе гуманитарного образования. Эта область знания сегодня очень нуждается в поддержке. И я говорю не только о средней, но и о высшей школе. Студенты гуманитарного вуза или гуманитарного факультета сегодня в основах порядком отстают. Я преподаю, и потому вижу, с каким бэкграундом приходят студенты, в частности, и по литературе. И я говорю не только о студентах младших курсов. Их провалы в гуманитарном образовании чрезвычайно ощутимы.

Напрашиваются два вопроса. Может литература спасти образование? И что может спасти литературу?

Нет (смеется), конечно же, литература образование спасти не может. Просто потому, что литература вообще никого не может спасти, образование тем более. Потому, что проблема спасения – проблема особого рода. Существует проблема глобального реформирования, когда встают вопросы глобальных смыслов. Каким, например, образом нам стандартизировать образование, чтобы всем было хорошо? Каким образом нам придумать такую программу или такой список книг, которые бы всех устраивали и, при этом, могли бы являться гуманитарной базой?

На эти вопросы пытаются отвечать, в результате появляется, например, этот жуткий, двуличный список 100 книг, рекомендованных почти к обязательному чтению. Меня же в этой теме особенно беспокоит вопрос, почему в ходе решения глобальных проблем (которые, понятно, не решить ни за год, ни за два) не заниматься бы поддержкой частных начинаний, которые появившись, себя уже оправдали? Почему не заниматься точечной поддержкой учителей, которые давным-давно преподают и имеют уже определенную репутацию? Почему их не сделать источниками ответов, которые спустя время дадут плоды, могущие помочь успешно решить и глобальные задачи? Это ответ на первый вопрос.

Отвечая на второй, также скажу, сама литература в спасении не нуждается. Как говорил мой замечательный учитель истории Юрий Гаврилов (преподавал в свое время в знаменитой 2-й матшколе): «Культура для народа, но не всякий народ для культуры». Культура самодостаточна, так же как самодостаточна и литература. С ними ничего не случится. Обкрадывает сам себя человек, если он не открывает дверь, которую в принципе может открыть. А если говорить о предоставлении возможностей к открытию этих дверей, то ситуация еще страшнее. Любое образование, гуманитарное в частности, требует усилий. И это усилие нужно поддерживать. Это усилие нужно воспитывать. Ничего просто так не дается, нет никакой волшебной схемы. А мы что делаем?

Что же?

Если мы обратимся к традиции, скажем XIX века, сколько было бесконечных споров по ведению классического образования. Знаменитая толстовская реформа. Чего только не говорили по поводу бедных гимназистов, которые учат древнегреческий и латынь. И отношение к этому было совершенно иное. Одни говорили, что классическая гимназия – это, в первую очередь, знание классических языков. А другие говорили, что зубрение латыни и греческого, наоборот, мешало получить какие-то другие, более полезные вещи. Так вот, культура XX века, которая рассматривалась как своего рода возрождение гуманитарного знания, да и вообще знания, была бы без классической школы невозможна. Но эта школа на сегодня уже утрачена абсолютно. Ее нет больше. Даже университеты ограничиваются лишь одной кафедрой классической филологии. Студенты, которые изучают латынь в течение одного года на филологическом факультете МГУ, не обладают знаниями даже в объеме Евгения Онегина, который «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать». Лев Гумилев потом называл это «образцом знания».

А что со «списком 100 книг», чем он плох?

Он производит очень странное впечатление. Хочется задаться вопросом, почему в этот список попали одновременно «Старик Хоттабыч» и повести и рассказы Виктории Токаревой? В чем суть? Напрашивается ответ, что список – это результат компромиссов, а не какой-то продуманной программы. Вместо того, чтобы дать некое представление о литературе в некоем ключе, список оказался попыткой угодить сразу всем. Там и либеральные книжки, и социалистические, и просто советские. В результате получилось ни то, ни се, ни пятое, ни десятое. Каша. Не лоскутное одеяло, а одеяло с прорехами. В списке нет вообще никакой тенденции, это не список – это диагноз: абсолютная шизофрения.

Так что же нужно делать, чтобы это плачевное положение хоть сколько-нибудь поправить?

Не существует панацеи. Нужно относиться к желаниям что-то исправить с большой осторожностью. Именно потому, что не существует универсальных рецептов. Просто нужно быть внимательными и помнить, что начинание, которое хоть какие-то плоды дает, нуждается в поддержке.

Серьезнее надо к литературе относиться. Способ поправить что-то в преподавании литературы можно найти в других традициях. Если мы обратимся сегодня к еврейской Синаноге и посмотрим, как там изучают писание, то увидим, что Тору не читают поодиночке. Нужны как минимум двое – наставник и ученик. И так на протяжении многих-многих лет. В результате там проблемы гуманитарного знания не возникает.

Если мы подобно, на уровне сакрального, будем давать литературу, будем годами вдумчиво читать и комментировать тексты, толковать их. Художественные тексты. Если мы смогли бы сделать это практикой – чтение, комментирование и толкование с пониманием в итоге процессов чтения, комментирования и толкования… Сорокин говорит, например, что у нас есть «безусловный золотой запас» - русская литература. И он совершенно прав, говоря это без всякой постмодернистской иронии. Но почему мы вместо этого расточаем то гуманитарное богатство, которое у нас существует? Почему? Почему мы обращаемся с ним, как с чем-то, что нуждается в оправдании? В оправдании нуждается огромное количество всяких вещей. Наши гуманитарные проекты, политические, социальные, а русская классика в оправдании не нуждается.

Нам нужны лицеи, нам нужна лотмановская летняя гимназия. Такие учреждения, если существуют, дают свои плоды.

Если говорить о серьезности, то наш современный педагог – предельно серьезен, особенно в процессе преподавания. Наши педагоги с преподаванием не шутят.

Да, это проблема – вся серьезность преподавания зачастую уходит не в помощь ученикам получить знания, а в маску, которую надевает на себя учитель. Эта маска каждому из нас хорошо знакома. Конечно, когда я говорю о серьезности, я говорю о серьезности совершенно иной. О серьезности глубины постижения. Именно ее нам не хватает. К сожалению, пока с серьезным видом сегодня лишь произносят банальности, укрепляют клише, придавая им статус абсолютных истин. Вместо раскрытия самих истин.

Как вы считаете, те, кто принимал все эти реформы, вводил ЕГЭ, заверял этот «список 100 книг»… Неужели эти люди не понимали, что делают?

Конечно, понимали. Все эти реформы были признаны решить некоторые проблемы школы, в частности, советской школы. Привести стандарты нашей школы к стандартам западного образования. Другое дело, как это было сделано и к чему это привело. Во-первых, резкий переход был не слишком для нас хорош. А во-вторых, ЕГЭ не должно было заменять институт устного экзамена. Гуманитарный предмет – он для устного экзамена, поскольку у него совершенно свой характер.

Иными словами, реформаторов подвела поспешность и недостаточная продуманность. Об этом можно много говорить, и о самых разных обстоятельствах, в том числе - бюрократических. Но важнее, к чему мы пришли. А именно - ряд важных гуманитарных навыков в школе не воспитывается. В частности, наши ученики не могут описать в сочинении свои рассуждения. Да, в адрес кондового советского сочинения было сказано немало критических слов, но недостаток этого навыка сегодня уже серьезно ощущается, в частности, в гуманитарных вузах.

Реальные последствия этого мы увидим только года через два-три. А именно - часы, которые не потрачены на это в школе, будут отдаваться на это же в вузах. Драгоценные часы вместо иного будут тратиться на то, что могло быть изучено еще в школе. То есть через 2-3 года в вузах начнут изучать школьную программу. Иначе говоря, попытка приблизиться к международным стандартам если еще не отбросила, то отбросит нас назад в ближайшее время.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:20 Неблагонадежных жителей Дагестана обязали сообщать о выездах из республики
10:58 Глава Международной федерации плавания обвинил WADA в превышении полномочий
10:56 Два письма Томаса Джефферсона найдены во время генеральной уборки
10:55 Ущерб от терактов в Брюсселе оценили в миллиард евро
10:45 СМИ узнали о замене шести сенаторов после губернаторских выборов
10:32 США вновь отложили ввод в эксплуатацию самого дорогого авианосца в мире
10:17 Эрдоган приедет в Россию 9 августа
10:10 СМИ объяснили дело против Хорошавина попыткой сместить генерала ФСБ
09:47 Лавров воздержался от нецензурных комментариев взлома почты Демпартии США
09:46 В Бразилии похитили тещу главы «Формулы-1»
09:40 СМИ допустили сокращение сборной России в Рио до 40 человек
09:32 Самолет Solar Impulse 2 завершил кругосветку
09:25 Юлия Степанова попросила МОК пустить ее на Олимпиаду
09:04 Жертвами резни в пансионате для инвалидов в Японии стали 19 человек
25.07 20:59 МИД Украины опротестовал визит Медведева в Крым
25.07 20:38 Генпрокурор Украины пообещал прорыв в деле об убийстве Шеремета
25.07 20:24 Лаврову оказалась мала лаосская рубашка для саммита АСЕАН
25.07 20:17 СК заявил о намерении хакасских заключенных устроить бунты в других колониях
25.07 20:01 Пловчиха Ефимова подаст в суд из-за отстранения от Олимпиады
25.07 19:51 Экспертиза «Полит.ру»: ЧП в Германии могут пойти на пользу полиции
25.07 19:50 Швейцария заморозила счета экс-сенатора Пугачева
25.07 19:25 Мутко написал письмо главе ИААФ
25.07 19:06 FINA сообщила о перепроверке допинг-проб российских спортсменов с ЧМ-2015 в Казани
25.07 19:04 В Москве неизвестные ранили участкового
25.07 18:45 Эксперт Никита Белоголовцев: Это фантастика – что глава ВОБ не был еще уволен с треском
25.07 18:40 Полиция Флориды отказалась признать терактом стрельбу в ночном клубе
25.07 18:39 «Магнит» предупредил о резком росте цен из-за «пакета Яровой»
25.07 18:22 В Петербурге охотника на покемонов отправили в КПЗ и оштрафовали
25.07 18:18 Захарченко выразил согласие встретиться с Савченко
25.07 17:56 ИГ подтвердило причастность к теракту в Ансбахе
25.07 17:54 Маликов посвятил песню успешности Шнурова
25.07 17:50 Туристы пожаловались на массовое отравление детей в Краснодарском крае
25.07 17:48 Кабмин изыскал свыше 100 млрд рублей на трассу «Таврида»
25.07 17:40 Экспертиза «Полит.ру»: Немецкое общество не считает беженцев источником преступлений
25.07 17:19 Российские пловчихи Ефимова и Ловцова не поедут на Олимпиаду
25.07 16:56 Экс-акционеры ЮКОСа отказались от претензий на землю духовно-культурного центра
25.07 16:40 Минтранс предложил кабмину пустить чартеры в Турцию
25.07 16:31 Глава ОКР заявил о допинговой истории восьми российских олимпийцев
25.07 16:25 «Дождь» отчитался о финансировании из-за рубежа
25.07 16:15 Verizon купит Yahoo! за 4,83 млрд долларов
25.07 15:56 СМИ сообщили о встрече Путина и Эрдогана до саммита G20
25.07 15:39 Песков объяснил роль Путина в конфликте вокруг «Зенит-Арены»
25.07 15:14 Суд Великобритании признал Березовского неплатежеспособным
25.07 15:05 Путину доложили о письме ученых РАН против ФАНО
25.07 14:48 Суд опроверг рассмотрение дела об убийстве Немцова присяжными
25.07 14:24 Toyota отзовет из России более 100 тысяч RAV4
25.07 14:08 Песков объяснил поручение Путина разработать альтернативу плану Кудрина
25.07 14:02 Исинбаеву пригласили на соревнования для отстраненных легкоатлетов
25.07 13:45 Годовой абонемент в Большой театр обошелся «Рособоронэкспорту» в 13 млн рублей
25.07 13:41 В Кремле одобрили решение МОК об участии России в Олимпиаде
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.