Партия, без власти

 С какой только стороны всяческие деятели публичной политики и масс-медиа еще не пытались обидеть премьер-министра России Дмитрия Медведева за последние несколько месяцев! И войну с Грузией он профукал, и слаб и бесхарактерен, и вообще не пацан, не политик, а так, бледная тень Владимира Путина. Оно, может, и справедливо, но иногда приобретает характер заведомо ложных инсинуаций.

Вот, например, «Известия» пишут, что число обращений в приемные «Единой России» снизилось аж вдвое в 2012 году. Годом раньше было 200 тысяч с небольшим, а за 2012-й число обращений граждан составило всего сотню тысяч. И думский единоросс Вячеслав Лысаков, ничтоже сумняшеся, заявляет изданию, что это связано с тем, что партию возглавил Дмитрий Медведев. «Когда это были приемные Путина — народу полно было, битком. Люди верили, знали и надеялись, что это действенный механизм, с помощью которого им могут помочь. А сейчас, когда эти приемные стали «медведевскими», вполовину упало количество обращающихся», - цитирует газета депутата.

Статистика против «фамильных ценностей»

Логично, стройно, закономерно? Как бы не так. Во-первых, Медведев возглавил «Единую Россиию» только в конце мая. То есть, формально он был главой партии только полгода (это еще вопрос, когда именно на приемных таблички поменяли). На это «Известия» приводят убойный, как им кажется, аргумент, мол, Путин дистанцировался от ЕР еще в начале года. Что до известной степени не совсем так. Путин дистанцировался от ЕР еще в сентябре, когда список партии на выборы повел Медведев, то есть весь четвертый квартал 2011 года можно отнести на счет периода «дистанцирования Путина», а проседали ли показатели партии по обращениям граждан там — Бог весть, скорее нет.

Второе и самое важное: а эти 200 и 100 тысяч обращений - это вообще много? А это с чем сравнивать. Интересно сравнить, например, эти цифры с числом обращений в приемные президента России — при Медведеве и при Путине, показательно получится. 
Итак, за 2012 год— Путин, если кто забыл, президент с 7 мая, избран в начале марта — в приемные президента от граждан России поступило более 835 тысяч обращений. Столько же обращений было в «чисто медведевском» 2010 году — 832 тысячи. А в 2011 году, когда президентом также был Дмитрий Медведев — 962 тысячи. Таким образом, последний «медведевский год» был на обращения граждан на 15 процентов «урожайнее».

А поскольку управление по работе с обращениями, в отличие от единороссов, ведет не только годовую, но еще и помесячную и поквартальную статистику, то можно посмотреть и на те месяцы, когда в России менялась власть. Пиковые значения начала года приходятся на февраль — это как раз можно объяснить агрессивной путинской предвыборной кампанией. С ее программными статьями в газетах, митингами на сотни тысяч человек, призывами «умереть под Москвой» и прочими мобилизационными мероприятиями.

Бог его знает, может тогда уже запутанные граждане к Путину обращались, но именно на месяц перед избранием Путина приходится 83 тысячи обращений. За счет этого первый квартал 2012 года вышел на второе место по числу обращений приемные после четвертого (тогда обращений было почти 230 тысяч). Меньше всего к президенту в 2012 году  апеллировали во втором квартале 2012 года (то есть с апреля по июнь — период междуцарствия и формирования правительства) — менее 190 тысяч обращений.

Предположим, что существует некий сезонный фактор, как с ценами на продукты. В том же материале про приемные ЕР один из спикеров сказал, что зимой пожилые люди, составляющие значительный процент просителей, меньше обращаются — сложнее дойти. Президентские приемные ничего подобного не знают — небольшие колебания, но в целом поток обращающихся находится на примерно одном и том же уровне целый год. В том числе и обращающихся с устной просьбой — то бишь точно добравшихся до приемной (письменная просьба, впрочем,  тоже может быть передана лично). 
Поквартальные отличия Медведева от Путина тоже незначительны. В 4-м квартале 2010 года в президентские, «медведевские» приемные обратилось 263 тысячи человек,  за тот же период 2012 года — уже в приемные «путинские» - 228 с половиной. То есть к Путину в 2012 году взывало на 15 процентов меньше людей, чем к Медведеву в 2010-м.

Можно углубляться и далее в прошлое: в 2009 году обращений приемные поступило почти 650 тысяч, но это был последний год, когда приемные не фиксировали обращения через электронную форму на сайте: были только устные и письменные обращения. И все равно это в разы больше, чем на пике приемных «Единой России». В последующие годы, с 2010 и дальше, число обращений «в электронной форме» было примерно равно числу письменных обращений.

Обращайтесь, мы вас не слышим

Вообще, россияне любят писать власти о своих проблемах. И обычно пишут сразу в несколько инстанций: губернатору, премьеру, президенту, в зависимости от профиля в нужное ведомство (прокуратуру, Минфин, Минюст, куда угодно), возможно, мэру. Ну вот еще можно до кучи и в «Единую Россию» обратиться. Число вспомнивших о существовании партии даже в удачном 2011 году должно партийцев, скорее удручать, поскольку большая часть народа обращалась вообще не к ним. А если к ним, то по остаточному принципу. Вспомнить хотя бы Жванецкого с его «жильцам от начальника ЖЭКа». Это вообще очень показательное общение: бюрократическая машина именно так и устроена.

Скажем, Вы жалуетесь на проблему в сфере медицины президенту лично. Тогда Ваше письмо «В Кремль Путину» попадает в управление по работе с обращениями. Откуда его расписывают в профильное министерство. Откуда оно идет в региональный Минздрав, откуда попадает (почти всегда) к тому самому муниципальному чиновнику, который в вашем городе ведает здравоохранением. Вернее, даже его подчиненным. И вот они Вам напишут ответ, что «в соответствии с таким-то от такого-то Вы должны..» или «данный вопрос находится вне..». Но вы уже часть статистики обращений.

Есть нюанс — органы власти обязаны реагировать на обращения граждан, а политические партии могут и не реагировать. Так что от власти Вы, скорее всего, хоть отписку, да получите, а вот внимания партии можете и не удостоиться. И для надежности граждане пишут на имя самого старшего начальника, ведь он за все отвечает и может решить любую проблему. А как его зовут в текущий момент — не так уж важно.

Нестабильная «Единая Россия»

Иными словами: число апелляций граждан к власти в разные годы де-факто (это статистика показывает, это не домыслы отдельного депутата или издания) не зависит от фамилии действующего президента и в разы превосходит число обращений в распиаренные «партийные приемные» или «приемные Путина». Далее, если выкинуть конкретные фамилии из уравнения, остается гадать об иных причинах.

Первое и вполне вероятное: позаботившись о громкой подсветке приемных (на носу же выборы в Госдуму), ответственные граждане напрочь забыли о логистике. Оттого, наверно, и «толпились люди». Людям сервис стал неудобен, отклика они не увидели, ибо все это было ради выборов, а не для помощи, вот и охладели граждане к приемным ЕР, вне зависимости от фамилии ее председателя.

Второе и также вполне вероятное: предвыборный ажиотаж, когда о «Единой России» вопит каждый утюг, подстегивает интерес к обращениям в партию. Из серии «а вдруг хоть эти помогут».

И третье: имидж «Единой России» и без того блестящим никогда не был, а поскольку партию после столичных протестов особо не светили, то флер «настоящей власти» ЕР потеряла. Зачем обращаться а) к политическим лузерам (этак и к Навальному можно пожаловаться), б) к очевидным прохвостам, которых без настоящей власти не существует. Медведев, разумеется, популярности партии не добавил, но и вряд ли разогнал самолично людей из партийных приемных. Они бы и так оттуда ушли.

 Иными словами: причины падения популярности приемных партии, скорее, во внутрипартийных процессах, и проблема эта партии, а не Дмитрия Медведева. Слово «Путин» тут тоже является разумным объяснением: пока Путин вкачивал собственный политресурс в ЕР — был эффект, перестал — и эффект пропал. И это опять-таки не проблема Медведева, а проблема партии.

 Свежий опрос «Левада-центра» о роли институтов в жизни страны зафиксировал, что отношение к роли партий у россиян довольно стабильно — партии по мнению граждан значительной роли не играют. По шкале от одного до пяти лишь 10 процентов оценили их влияние на пятерку, еще 16 — на четверку (у Госдумы этот показатель выше — 16 и 26). Двойки и единицы поставили 23 и 12 процентов соответственно. Меж тем у президента сумма четверок и пятерок существенно выше — 77.

По данным Фонда «Общественное мнение», третий-четвертый кварталы 2012 года де-факто стали периодом, когда уровень доверия «Единой России» был примерно равен уровню недоверия, в 2010 году соотношение было примерно 50/30 (и даже еще более благодушное по отношению к ЕР), в 2011 — порядка 45/35. логично, что обращаться к партии, к которой доверия нет либо у тея, либо у знакомых особого смысла не имеет.

Надо идти к тому, у кого реальная власть, кто может решить насущные проблемы всех и кто, как часто повторяет телевизор, постоянно это делает и «думает о нас» (но не сковородки «Тефаль» при этом). Вот и пишут люди к президентским приемным, ведь «Единая Россия» - без власти и Путина — их не спасет. Получается, что за прошедший год до граждан постепенно доходила простая мысль: у власти есть партия, но у этой партии нет власти. Опять-таки Жванецкий вспоминается — не пора ли в консерватории что-то исправить?