Синдром Франкенштейна: продолжение следует

Похоже, синдром Франкенштейна (это когда создание убивает своего создателя) набирает обороты. Даже если фатального события не происходит, его додумывают. Так, например, случилось с Диком Кейменом, создателем Segway, двухколесного скутера со сложной гироскопической системой, который по его замыслу должен был мгновенно покорить мир, но, даже войдя в моду, покоряет довольно медленно. Изобретатель остался жив и здоров, но вот мультимиллионер Джимми Хеселден, глава компании, занятой массовым производством Segway, действительно погиб в 2010-м году, не справившись с управлением своего сигвея, - сорвавшись с речного обрыва. Молва тут же поменяла фамилию Хеселден на фамилию Кеймен.

Стоит, наверное, проверить и всю остальную цепочку подобных событий, но похоже, они правдивы; во всяком случае, проверку временем они прошли. Вот некоторые из них.

Ученый-экспериментатор Мария Склодовская-Кюри - первая в мире обладательница двух Нобелевских премий. Она разработала теорию радиоактивности и от нее же погибла (4 июля 1934 года от вызванной облучением апластической анемии).

Американский инженер Генри Смолински был окрылен идеей летающих автомобилей. Как только появилась возможность, он основал фирму Advanced Vehicle Engineers, которая в 1973-м году построила два первых прототипа, представляющих собой соединение хвостовой части Чессны (Cessna Skymaster) и форда Пинто. Летающую часть можно было отсоединять, что, собственно, и погубило идею вместе с создателем. Фирма уже объявила о выходе первых прототипов на рынок и даже заявила цену, по тем временам немаленькую – 10 тысяч долларов. Однако 11 сентября 1973-го года Смолински погиб во время пробного полета, когда распорка крыла отсоединилась от автомобиля. На этом история летающих легковушек закончилась.

Русский изобретатель Валериан Абаковский создал паровоз с самолетным двигателем и пропеллером – эту демоверсию скоростных поездов настоящего времени в начале двадцатых предполагалось использовать для перевозки государственных деятелей из Москвы и обратно. Однако во время пробной поездки 24 июля 1921-го года при возвращении в Москву аэропоезд сорвался с рельсов и 26-летний изобретатель погиб.

В 17-м веке Генри Уинстенли был известным британским инженером и архитектором, знаменит как создатель первого маяка. Был уверен, что его маяки выдержат любой шторм, однако в 1703-м году потерял эту уверенность вместе с жизнью, погибнув под обломками своего Эддисонского маяка во время сильнейшего шторма.

Отто Лилиенталь – немецкий инженер, один из пионеров авиации, создатель биплана. 9 августа 1896-го года при полете с горы Риновер под Берлином его планер собственной конструкции был сбит порывом ветра и упал. Спустя несколько часов Лилиенталь, которому планер сломал спину, скончался, заявив напоследок, что «жертвы необходимы».

Уильям Баллок - американец, изобретатель ротационной печатной машины, позволяющей работать с длинными рулонами бумаги, не тратя времени на ее замену. Изобрел он ее в 1983-м году, а четыре года спустя, опробуя новую модификацию своего детища, раздраженный непослушностью машины, пнул ее ногой. Ногу пришлось ампутировать, после чего он быстро ушел от нас из-за гангрены. В наше время циничное человечество записало бы эту смерть в кандидаты на премию Дарвина.


Александр Богданов - человек самых разнообразных интересов, которого называли русским Леонардо. Он был очень увлечен проблемой омоложения путем переливания крови... и в 1928 году перелил себе кровь молодого студента, больного малярией и туберкулезом. Результат эксперимента был однозначен, Богданов скончался, однако, по некоторым признакам, это было не злосчастной ошибкой, а самоубийством.

Хорас Лоусон Ханли – юрист, член законодательного собрания штата Луизиана, изобретатель субмарин во время Гражданской войны Севера и Юга. Изобрел три субмарины, но каждая из них погибала – первая была намеренно затоплена, чтоб не достаться врагу, вторая просто утонула, так же, как и третья, но в третьей, вместе с семнадцатью членами экипажа, погиб и сам Ханли. Любопытно, что впоследствии эта субмарина была поднята, приведена в рабочее состояние и в конце концов оказалась первой подводной лодкой, уничтожившей судно врага.

Томас Миджли Младший - знаменитый химик, насчет которого непонятно, какой премией его награждать – Нобелевской или Шнобелевской. Впрочем, ни до одной из них он не дожил. Он получил тяжёлое отравление свинцом, когда на одной из пресс-конференций вылил себе на руки освинцованный бензин и шестьдесят секунд дышал его парами, чтобы убедить журналистов в его безопасности. То ли от этого, то ли от чего другого, он заболел полиомиелитом и был убит другим своим изобретением – системой верёвок и противовесов, которую он построил, чтобы поддерживать в постели своё тело,. 2 ноября 1944 года он запутался в верёвках собственного изобретения и задохнулся.

Франц Райшельт – французский изобретатель австрийского происхождения, создавший так называемый парашютный костюм. После успешного испытания на манекенах он решил протестировать костюм самостоятельно, что и сделал, спрыгнув с нижней площадки Эйфелевой башни. Костюм не сработал и щестидесятиметровая высота убила его мгновенно.

Также можно прибавить к этому списку и Ли Сы (208-280 до н. э.), сановника при дворе китайского императора Цинь Шихуана. Известен, в частности, изобретением казни путем отрубания пяти частей тела. Именно так он и был казнен по обвинению в заговоре.

Можно было бы добавить сюда Икара, но его существование не доказано, а также доктора Гильотена, изобретателя гильотины, потерявшего на ней голову, однако, по некоторым сведениям, информация о его казни не соответствует действительности.