Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 10:49
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

22 февраля 2013, 17:15

Оборотни в диванах, или «Оккупай фикус»

Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)». ЦТИ «Фабрика»
Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)». ЦТИ «Фабрика»

Никогда раньше большой выставочный зал «Фабрики» не был таким уютным и комфортным, как на выставке «Жизнь как форма (Кочевая версия)» (ЦТИ «Фабрика», до 28 февраля). Видео и другая документация о художественных проектах социального взаимодействия показывается на экранах в старых советских сервантах, на конторских столах, украшенных фикусами в горшках. Смотреть все это можно, сидя в убогих, но привычных и даже родных креслах 70-80-х. Что это в этом контрасте - призыв оторвать себя от диванов, или, скорее, прозрение о судьбе подобных инициатив на постсоветском пространстве?

Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

Куратор проекта -  Нато Томпсон, организатор - нью-йоркский фонд поддержки творческих инициатив Creative Time. Этот международный проект исследует 20-летний опыт художественных работ, размывающих границы искусства и повседневной жизни, присоединяя по мере путешествия по разным странам участников из них. Но ассоциируется это событие в первую очередь все же с опытом последних лет – движением «Оккупай», многие из участников выставки были его активистами.  Художник Дмитрий Виленский в своей статье в последнем номере «Художественного журнала» пишет, что «Оккупай» воспринимается как «франшиза, готовая быть востребованной и репродуцированной в режиме «копировать-вставить» практически везде», и везде она приобретает местные черты.  Так же и с этой выставкой: самое заметное в ней - фирменный стиль художника Арсения Жиляева, его любовь к позднесоциалистической мебели и комнатным растениям. Но именно парадоксальность такого решения дает повод для многих толкований.

Реальные действия в социальном пространстве очень часто выглядят в документации на выставке   скучно для зрителя, оценить их может только тот, кто был их участником. Кому, скажите, интересно смотреть  на экране несколько минут подряд на не слишком красивую женщину, которая что-то невнятно рассказывает? А ведь это кадры из проекта Катарины Шеда, в котором она, понаблюдав за жизнью чешской деревушки Понеточиве, выяснила, что по субботам все заняты одними и теми же делами. Она придумала распорядок дня, по которому помыть окна, сварить обед, выпить пива и выключить в доме свет все должны были в одно и то же время. И потратила несколько месяцев на то, чтобы убедить жителей сделать так один раз в их жизни. Почему они сопротивлялись - воспринимали как единственную индивидуальную свободу возможность сдвинуть на четверть часа раньше или позже одно своих возможных занятий, существующих в деревне в очень ограниченном ассортименте, или не хотели представить себя единым общественным организмом? Это же интересно – а выглядит никак. Редкий зритель будет стоически вникать в детали, изучая длинные видео и читая тексты.

Общее решение выставки на «Фабрике»  обеспечивает  не только комфортный просмотр – это ведь не нейтральные музейные лавочки, а тщательно собранные советские артефакты,  все разные и в то же время все одинаковые. Они могли бы в силу унификации советского дизайна стоять и в конторе чиновника,  и  в квартире у гражданина. Манифест новой жизни первых лет революции, героическое слияние индивидуального и общего, к концу Советского Союза превратился в бюрократическое болото безразличия – что воля, что неволя, надо обставиться цветами и гнить уютно, предаваясь безделью на работе и дома. Выразительность  обстановки нейтрализует экраны с видеодокументацией реальных действий, внушает к ней такое же вялое равнодушие, как к телеэфиру, в котором происходящее не важно, но создает успокаивающий гул причастности к общественной жизни. Видео становится предметом интерьера. Как у жителей деревушки Понеточиве, у любого человека есть возможность для проявления индивидуальности - каждый может включить тот канал, который захочет.  Есть и единство граждан – все сидят на диванах.   Да и покупают недорого диваны аккордеон в интернет-магазине стокдиванов. Мягкая мебель воочию может объединить всех в Москве!

Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

Пояснительные тексты к работам так размещены, что кажется, что  они приехали вместе со столами, или всегда были приклеены на шкаф - и читать их не надо. Показанный на выставке проект Ольги Житлиной «Настольная игра о трудовых мигрантах «Россия – страна возможностей» отлично резонирует с рекламируемой сейчас по ТВ игрой «Монополия Россия с банковскими картами». Там  можно по безналу покупать-продавать земельные участки и недвижимость, участвовать в аукционах, строить дома и гостиницы, правда, можно загреметь и в тюрьму. У Житлиной – обратная сторона России, герой – приезжий из бывшей братской республики, задача которого – заработать денег и вернуться домой. Игра чуть ли не начинается с клетки «рабство», а дальше – куда ляжет фишка из пробки от пластиковой бутылки: либо «вернули свободу, не вернули паспорт», либо «вернули паспорт, не вернули свободу», хорошо, если попадется «правозащитник». На площадке «Старт», где эту работу показывала Мария Калинина, было ощущение, что это работает, зрители играют, вживаются в роль, которую никто не хотел бы примерять на себя и начинают сопереживать, понимать, что не все так правильно в стране с рекордным количеством миллиардеров. На этой выставке  проект больше напоминает нарды или шахматы, которые предлагают посетителям в продвинутых кафе, или хуже того, можно представить эту затею как циничное развлечение для чиновников, которые вместо того, чтобы решать проблему, смакуют ее за игрой с коллегами в кабинете.

Проект Хаима Сокола "Уроки революции" - он разучивает с гастарбайтерами гимн "Смело, товарищи, в ногу!" Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

Общее ощущение соотносится с проектом Субодха Гупты на выставке «Индийское шоссе», инсталляцией «День за днем», изображающей традиционный индийский офис. Спинки и сиденья  убогих стульев восстановлены с помощью плетения из проволоки и каких-то технических лент. На столах стоят традиционные металлические бидончики с обедами: они заботливо обернуты в деловые документы, чтобы не остыли – горячей должна быть еда, а не дела. «На одном из столов лежит дипломатическое письмо, в котором некто обсуждает развитие страны, говорит о переходе от «агрикультуры к индустриализации, от рудиментарной науки к передовым технологиям, от немого кино – к цифровым изображениям». Судьба этого восторженного текста, скорее всего, – стать упаковкой для обеда или чем похуже».

Проект "День за днем" Субодха Гупты в галерее "Серпентайн", Лондон.

Обозреватель «Коммерсанта» Валентин Дьяконов пишет: «Для Жиляева эта мебель признак нищеты угнетенных капитализмом рабочих и интеллигентов, не способных заработать на новую». Но чувственно экспозиция говорит о другом:  протертые до дыр и пружин сиденья, лоснящиеся подлокотники, запертые навечно дверцы шкафов и столешницы представлены манящими объектами мечты. Возвращение в поздний совок, где цель политика – теплое местечко.

Московская выставка многое говорит и о западных версиях «Оккупая». Мягкое кресло и стол  прекрасно подходят под образ художника-мечтателя-о-политике, каким предстает в статье Виленского активист «Оккупай»: «…удивительно, насколько в этом случае  политическая жизнь  оказывается производной от разработок искусства. Велимир Хлебников, объявивший себя председателем земного шара, вполне легитимен в этом жесте артистического позиционирования. Любая небольшая группа художников может требовать отмены капиталистических отношений здесь и сейчас или же заявить, что за ними стоят все ангелы небес – подобная манифестация будет привлекать к себе заслуженное внимание». Яркий коллективный художественный жест – но не реальная политика.

 

Перформанс Хаима Сокола, в котором он меряет множество пар поношенной обуви  гастарбайтеров, подбирая, подойдет ли ему. На открытии выставки «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . Фото: Татьяна Мыльникова

 

Томпсон рассказывает о созданной в 2001 году НКО «Женщины на волнах», которая на корабле, разработанном Ателье Ван Лисхаут, отправлялась в плавание из тех стран, где аборт является нелегальным, чтобы предоставить в международных водах квалифицированную и легальную помощь по прерыванию нежелательной беременности. В видео показывают сопротивление патрульному судну, притянувшему корабль канатами, и не пускающему его в гавань. Ребекка Гомпертс, организатор «Женщин на волнах», «явно наслаждаясь моментом, вдруг показывается на свет, в руках у нее огромный нож. Толпа людей, собравшихся на причале, громогласно выкрикивает свое одобрение Ребекке, пока та разрезает пополам полицейские канаты, высвобождая свой корабль, кланяется толпе и бросает веревки к стремящимся к ней навстречу сторонникам». Томпсон признает, что «по сути, их корабль был разработан прежде всего как медийное средство, призванное обратить внимание публики на остроту проблемы», и женщины на волнах «осуществили относительно мало абортов, учитывая, что проработали уже семь лет».

Аллора и Кальсадилья, проект "TIZA (Лима)" - на  площади города Лима художники положили меловые цилиндры, которыми жители могли писать на асфальте. 1998-2002. Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

У активистов «Оккупай» еще меньше шансов что-либо осуществить, чем у «Женщин на волнах», поставивших конкретную цель  - при системе «множества сингулярностей» и лозунге «become nobody, demand nothing, occupy everything» (стань никем, требуй ничего, оккупируй всё). Необратимым становится конфуз, внутренние противоречия, как в интервью, которое Юлиана Бардолим взяла у активистов немецкого «Оккупай»: «Мы против капитализма. Мы хотим сломать эту систему». – «Но участием в биеннале вы сами вписались в эту систему…» - «Мы хотим изменить систему, работая с ней», и: - «Мы хотим революции и надеемся, что многие к ней присоединятся». – «А художники, которые принимали участие в биеннале, каким-то образом с вами коммуницировали?» - «Очень мало».

Виленский отмечает : «Тут встает принципиальный вопрос о политической легитимности подобного рода организационной конструкции». Знакомые нам политические модели основаны на концепции представительства – профсоюзы, феминистки, территориальные принципы объединения. Несмотря на общий кризис этой системы, она «продолжает основываться  на простых схемах антагонизма – профсоюзы борются с работодателями, партии между собой за голоса выборщиков и т.д. Оккупай пытается предложить иную модель политики, основанную на консенсусе».  Но «ставка на процесс, на совместное проживание какого-то события» - это не программа действий. Выходит «популистский парадокс» - «мы здесь в лагере представляем все 99% угнетенных», но как эти «все» в ситуации жесткого отрицания любых механизмов делегирования могут получить голос и влиять на процедуры консенсуальной прямой демократии?» Да никак не могут – «хотя бы потому, что очевидна невозможность акта простого физического присутствия  «всех» на ассамблее».

Тарелки, расписанные воспитанникоми Можайской детской колонии на матер-классе Виктолрии Ломаско.2011

Близость движения «Оккупай» к искусству тоже порождает вопросы. Борьба с институциями – и в то же время стремление вернуться в выставочные залы. Оксана Саркисян в статье «Можно ли делать обычные выставки после опыта «Оккупай»? не видит противоречия: «выставочное пространство сегодня существует как одна из форм публичного пространства, а уж потом как основа автономии искусства и механизм арт-индустрии». Грядет новая система искусства, где художником будет организатор процесса, а не тот, кто производит и приписан к профессиональному цеху.

Но «производить процессы» намного эффективней вне выставочного зала – а внутри него есть опасность превратиться в «прозаседавшихся», подсевших на «совместное проживание совместного проживания процесса», как и произошло с немецким «Оккупай».  Виленский описывает случайно задокументированную сценку «одной из ассамблеи Оккупай ББ7, когда за небольшим столиком кафе сидят активисты вместе с куратором биеннале и пытаются договориться, что с этого момента (практически за неделю до закрытия) вся работа берлинского биеннале должна подчиняться решениям всеобщей ассамблеи, в которую будут входить все участники процесса – от работников офиса, художников (большинство которых в тот момент просто не было на месте) и до уборщиков и смотрителей. Жмиевский после ряда тактических возражений с удовольствием соглашается на этот шаг и с радостью объявляет себя бывшим куратором, после чего, как мы знаем, биеннале и пришла к своему календарному завершению, а оккупайщики и все остальные разошлись спокойно по домам». В рамках московской выставки на языке мебели подобную историю рассказывают два столика из кафетерия, на столешницах которых изображена черно-белая спираль, напоминающая те роторные фигуры, которые используются в гипнозе. Сидение за круглым дискуссионным столом вводит  в транс, и забываешь обо всем остальном.

"Бар жидкой демократии", сделанный Оккупай на 7-ой Берлинской биеннале.Фреска Николая Олейникова и столик. Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

Одной из событий, которое состоится в рамках московской выставки «Жизнь как форма (Кочевая версия)», находит все-таки идеальное применение совместному переживанию - это показ фильма «La Commune (de Paris, 1981)», снятого в 1999 году британским документалистом Питером Уоткинсом. Это реэнактмент Парижской коммуны, в которой были задействованы более 200 непрофессиональных актеров, найденных через газеты, роли были распределены согласно реальным политическим предпочтениям. Это соответствует духу Коммуны – Уоткинс говорит, что вывел на первый план тех, кто ранее имел шанс появиться только в массовке. Не умея играть, участники вынуждены переживать события, импровизировать. В 1871 к принятию решений подстегивала реальность, в 1999 – съемочный процесс, Уоткинсу пришлось снять все события в хронологической последовательности всего за 13 дней.

Такая концентрация обеспечивала полное погружение в события. Фильм планировали 2-часовым, но оказалось невозможным «отобрать удачное» и остальное выбросить – Уоткинс отказался от режиссерской диктатуры, и фильм получился длиной в 5 часов 45 минут, и это решение продлевает коллективный опыт в процессе съемок на включение в него зрителя. Документальная часовая виньетка тут же забывается, здесь – от зрителя требуется длительное совместное проживание событий. Впрочем, демонстрировавший фильм телеканал ARTE этой мудрой работы со временем не оценил, счел продукцию неудачной и демонстрировал ее в неудобное время, ночью. А жаль, ведь Уоткинс блестяще отыграл телеформат, а заодно и подчеркнул актуальность выбранной темы, необходимость большой коллективной идеи в эпоху постмодернистского цинизма, связав 19 век и 20-й включением в повествование фрагментов эфира двух телеканалов – версальского и коммунарского. Забавно, что Версаль представлен беседами двух умников за столом, эдакими «колумнистами» на диване, а Коммуна – мужчиной и женщиной, ведущими репортажи с места событий, берущими интервью – как говорил Уотерс, их роль в процессе съемок была в том, чтобы спровоцировать на высказывание и дебаты непривычных к этому актеров.

Кадры из фильма Питера Уоткинса «La Commune (de Paris, 1981)», 1999: версальский и коммунарский каналы ТВ.

Идея показывать на большом экране  фильм, снятый для ТВ – логичное продолжение режиссерской тактики Уоткинса и новое применение его игре со временем.  Отмирающий сейчас формат кинозала критик Мария Кувшинова описывает как социальный феномен, коллективный опыт: «Что такое коллективный просмотр в кино? Ты приходишь в зал и на два часа погружаешься в абсолютно другой мир, вместе с другими, незнакомыми людьми – это абсолютно интимная, почти эротическая история. В темноте вы вместе смеетесь, плачете». Показ фильма начнется в 13:30 в субботу 1 февраля в «Актовом зале» на «Фабрике», а после показа в 20:00 состоится обсуждение фильма с Ильей Будрайтскисом и Арсением Жиляевым. Зрители проведут целый день не только вместе с Парижской коммуной, но и друг с другом. Синефилия и революция связаны, как в фильме «Мечтатели» Бертолуччи, который любят многие юные левые – но всё же перемены не делают те, кто сидит в кресле и смотрит на экран.

Хлорофитум и фотографии с площади Тахрир. Выставка «Жизнь как форма (Кочевая версия)» . ЦТИ «Фабрика»

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10:46 В центре Москвы мужчина обстрелял прохожих
10:45 Чуркин оценил восстановление Сирии в 180 млрд долларов
10:32 СМИ узнали об отказе администрации президента менять закон об ОСАГО
10:29 Роналду отчитался о выводе в офшоры более 200 млн евро
10:20 Парламент объявил импичмент президенту Южной Кореи
10:07 Организаторы утвердили место проведения «Евровидения-2017»
10:04 СКР рассказал об активном следствии по делу Улюкаева
09:48 Роспотребнадзор опроверг отключение вышек сотовой связи в метро Москвы
09:47 «Почта России» потребовала доставлять мелкие интернет-посылки через Якутию
09:30 Прокуроры проверят власти Москвы из-за жалобы на пропаганду православия в школах
09:16 ЦБ отозвал лицензии у четырех московских банков
09:09 Россия оспорит лишение боксера Миши Алояна медали Олимпиады в Рио
08:48 За сутки из Алеппо ушли 8,5 тысяч жителей
08:34 Московское метро может отключить сотовую связь
08:20 СМИ узнали о причине отмены ограничений на поставку оружия в Сирию
08:02 Россия поможет Кубе модернизировать армию
02:17 Московский суд арестовал депутата из Новгорода за взятку в 2 млн долларов
02:03 Рогозин объявил о начале космического сотрудничества с Кубой
01:57 Хворостовский отказался от участия в опере из-за болезни
01:50 Обама снял ограничения на военную помощь союзникам
01:19 Британская палата общин поддержала выход страны из ЕС
00:41 Сенаторы попросили Трампа поскорее определиться насчет Украины
00:34 Боевики ИГ атаковали блокпосты возле Пальмиры
00:28 Греф назвал WeChat лучшей соцсетью в мире
00:22 Пенсионный фонд собрался уволить 10% сотрудников
00:14 СМИ узнали о кандидатуре главы Минтруда при Трампе
08.12 23:10 МИД РФ сообщил о приостановке боев в Алеппо
08.12 21:40 Путин вступился за пластиковые пакеты перед экологами
08.12 21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
08.12 20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
08.12 20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
08.12 19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
08.12 19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
08.12 19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
08.12 19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
08.12 19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
08.12 18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
08.12 18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
08.12 18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
08.12 18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
08.12 18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
08.12 17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
08.12 17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
08.12 17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
08.12 17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
08.12 17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
08.12 17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
08.12 16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
08.12 16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
08.12 16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.