Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
7 декабря 2016, среда, 13:38
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Евреи Карибского моря

Захоронение первого раввина Порт-Рояля Йосиау (Josiau) бен Давида Пардо (ум.1684 г.), бывшего также первым раввином в Америке (за исключением Ресифии)
Захоронение первого раввина Порт-Рояля Йосиау (Josiau) бен Давида Пардо (ум.1684 г.), бывшего также первым раввином в Америке (за исключением Ресифии)

М.И. Носоновский

В середине зимы 2013 года в петербургском Еврейском культурном центре на Васильевском острове состоялась лекция М.И. Носоновского о трех наиболее исторически значимых еврейских общинах Карибского региона (с островов Ямайка и Кюрасао и из Суринама), об участии сефардских евреев в пиратстве, работорговле и плантаторстве и о влиянии евреев на культурные традиции темнокожего населения региона. Лекция основана на мaтериале, собранном во время поездок на Кюрасао (2005 год), Ямайку (2008 год) и в Суринам (2012 год).

С одной стороны, история евреев Карибского бассейна довольно специфична в сравнении с историей евреев Европы и Востока, и при этом малознакома даже для той части публики, которая питает интерес к еврейской этнографии. С другой же – карибские евреи сыграли довольно важную роль в еврейской истории, поскольку именно они стали фактическими основателями еврейской общины США.

В 1658 году возникает еврейская община в Ньюпорте (Род-Айленд), состоявшая из 15 семей, по-видимому, прибывших с Кюрасао, и из выходцев с Барбадоса. Община Кюрасао спонсировала строительство первой синагоги в Нью-Йорке Шеарит Исраэль («Оставшиеся из Израиля», 1729) и исторической синагоги Туро в Ньюпорте (1764), старейшей сохранившейся в США синагоги, которую в 1790 году посетил Джордж Вашингтон.

Интересно, что еще один крупный государственный деятель США Александр Гамильтон (1755–1804), чей портрет изображен на десятидолларовой банкноте, не будучи евреем, имел отношение к сефардской общине Карибских островов.

Гамильтон родился на острове Невис (Виргинские острова, тогда принадлежавшие Дании). Будучи незаконнорожденным ребенком, он не мог ходить в церковную школу, и его отдали в частную еврейскую школу, где будущий политик и получил начальное образование.

Что же до самих карибских еврейских общин, то первым важным моментом, связанным с ними, стало то, что это общины – сефардские, то есть состоящие из потомков тех евреев, что были изгнаны из Испании в 1492 году, а затем из Португалии в 1497.

Карибские евреи сыграли довольно важную роль в еврейской истории, поскольку именно они стали фактическими основателями еврейской общины США.

В отличии от сефардов стран Ближнего Востока, говорящих на ладино (язык на основе испанского с сильным влиянием арабского и балканских языков, использует еврейский алфавит), беженцы, нашедшие пристанище в Голландии, сохранили в качестве разговорного испанский и португальский с соответствующей письменностью. Благодаря системе общинных привилегий, эти люди получили в Голландии широкие возможности участия в экономической жизни страны – так, они активнейшим образом участвовали в работе голландской Вест-Индийской Компании (ВИК), бывшей главным агентом страны по освоению Америк.

В ВИК амстердамские евреи имели до 20% капитала, а кроме того осуществляли активное личное участие в ее проектах.

Надгробие начала 18 века из Еврейской Саванны в Суринаме

В 1630 г. ВИК получила контроль над частью бывших португальских колоний в Бразилии, центром которых стала Ресифия. Еврейская община этой колонии составила 1450 человек, т.е. примерно треть ее белого населения. Это были переселенцы из Нидерландов, а также вернувшиеся к вере предков марраны – насильственно крещеные евреи Португалии. Но в 1654 году Португалия отвоевывает эту колонию назад, и евреи покидают ее, расселяясь в первую очередь по другим колониям Голландии и Англии – таким, как Кюрасао, Аруба, Суринам или ставшая в 1655 году английской Ямайка. Или голландский же Новый Амстердам, ставший Нью-Йорком после заключения т. н. Бредского соглашения 1667 г., передававшего эту колонию Англии взамен на признание последней голландского контроля над английским до того Суринамом.

Такова общая история трех выбранных лектором еврейских общин – остальное составляют их взаимные отличия.

Так, община Ямайки во многом обязана усилиям Кромвеля по заселению новых английских владений. Согласно т.н. Виндзорской прокламации 1661 г. иностранцы, появляющиеся на острове, могли стать английскими подданными (denizens), помимо этого на Ямайку ссылались уголовники и всяческий иной сомнительный элемент. Как результат, в то время столица Ямайки Порт-Рояль называли «Содомом Западного полушария»,  он приобрел весьма скверную репутацию города, большинство населения которого соcтавляют пираты, головорезы и проститутки. На каждых десятерых жителей поселения приходилось по одному питейному заведению. Лишь в 1670-е годы, после назначения вице-губернатором знаменитого пирата Генри Моргана, перешедшего на королевскую службу, репутация города стала меняться. Пиратство было запрещено в 1687 году, и Порт-Рояль из убежища для пиратов превратился в место их казни, а основным источником дохода города стали работорговля и плантаторство.

Члены возникшей в 1660-е годы сефардской общины Ямайки принимали участие во всех видах приносящей доход деятельности – были среди них и довольно известные пираты, и работорговцы, и некоторое количество богатых плантаторов, но самым успешным приложением сил, без сомнения, стала торговля и посредничество. Именно евреи, пользуясь знанием языков и наличием явных и тайных единоверцев, обеспечивали деловые связи с колониями других государств, снабжение, информационное обеспечение пиратских предприятий, сбыт и кредитование.

Власти острова в полной мере осознавали ценность этого института и всячески противодействовали антиеврейским инициативам их менее удачливым конкурентов. Так или иначе, в 18-19 веках евреи составляли до 20% белого населения острова.

Важной датой истории Ямайки является 7 июля 1692 года, когда в результате катастрофического землетрясения Порт-Рояль в течение нескольких минут большей частью ушел под воду. Исследуя надгробия еврейских кладбищ Ямайки, Носоновский обнаружил захоронение первого раввина Порт-Рояля Йошиягу (Йосиау, Josiau) бен Давида Пардо (ум.1684 г.), бывшего также первым раввином в Америке (за исключением Ресифии).

Йеосиа (Йосиау) Пардо был одним из первых раввинов, поселившихся в Новом Свете и пионером еврейского религиозного образования в Америке. Он происходил из видной семьи раввинов из Салоник и Амстердама. После преподавания в Роттердаме и Амстердаме, Йосиау эмигрировал в Кюрасао, где в 1674 году стал раввином. Там он возглавлял конгрегацию Микве Исраэль в течение девяти лет. Однако в 1683 году он решил переехать на Ямайку, что было неожиданно, поскольку община Кюрасао была в то время гораздо значительнее. Возможно, дело было в конфликте со старостами (парнасами) общины. Дальнейшая судьба Йосиау неизвестна, без каких-либо оснований предполагалось, что он мог погибнуть в землетрясении 1692 года. Находка и идентификация его надгробия ставит точку в этом вопросе: Йосиау Пардо умер 27 августа 1684 года. А его сын Саул Пардо (ум. 1702) был первым кантором в общине Нью-Йорка.

На Кюрасао евреи появились сразу же после перехода острова под власть Голландии – т.е. после 1634 г. Здесь сефардская община составляла в 1750 г., 2000 человек, то есть более половины от всего белого населения колонии. Специализацией острова была работорговля – Кюрасао стал главной перевалочной базой в процессе доставки рабов из Западной Африки в Южную Америку (собственные плантации острова – табачные и сахарные – были весьма незначительны из-за дефицита воды). Евреи активно обслуживали этот процесс, сотрудничая с ВИК, имевшей правительственную монополию на такого рода торговлю.

В 1665 году английская администрация предоставила евреям Суринама ряд широких привилегий, включая право строить синагоги и еврейские школы, иметь собственные суды и вооруженную милицию. Тогда же в районе Кассипоры возникает еврейское поселение с первой деревянной синагогой. Нидерланды, в чьи руки перешли суринамские колонии, подтвердили привилегии, данные евреям английской администрацией. В 1685 году закладывается каменная синагога Браха ве-Шалом («Благословение и мир») в двух километрах ниже Кассипоры по течению р. Суринам. Это место вскоре стало центром еврейской общины и получило название Jodensavanne (Еврейская Cаванна).

В 1684 году в Еврейской Cаванне было около 60 домов, в которых проживало 105 мужчин, 58 женщин и 69 детей, которые владели тысячей рабов. Евреи составляли четверть белого населения Суринама. В 1694 году количество евреев достигло 570 и они владели 40 сахарными плантациями, а в 1730-м уже 115 из общего числа 400 плантаций в Суринаме.

Община в Еврейской Cаванне пользовалась практически полной автономией. Во главе общины стоял Совет (Маамад), евреи вели собственное судопроизводство по законам Торы и имели вооруженную милицию, одну из самых сильных в Суринаме. Плантаторам приходилось постоянно отбиваться от набегов марoнов («одичавших» беглых рабов и их потомков, селившихся в джунглях и промышлявших грабежом) и справляться с бунтующими невольниками на самих плантациях. Когда в 1690 году рабы убили плантатора Иммануэля Мачадо, губернатор предоставил евреям самим снарядить карательную экспедицию. Некто Давид Наси, глава еврейской милиции, провел в XVIII веке более 30 экспедиций против марoнов. На кладбище сохранилась его эпитафия, в которой мы читаем (перевод с иврита):

Когда в 1690 году рабы убили плантатора Иммануэля Мачадо, губернатор предоставил евреям самим снарядить карательную экспедицию. Некто Давид Наси, глава еврейской милиции, провел в XVIII веке более 30 экспедиций против марoнов. 

И возлег Давид с праотцами своими. Памятник захоронения старца прославленного, знатного, доблестного и трудолюбивого человека, oбщиннoгo лидерa Давидa, сын Яакова га-Когена Наси, которого Бог взял с добрым именем в свой мир, по возвращении его после усмирения восставших рабов-африканцев 19 числа месяца кислева, год 5547 (1787) [или 5503 (1743)].

Борьба с восставшими невольниками нашла отражение и в других эпитафиях:

Могила молодого Давида Родригеса Mонсато, который был убит жестокими восставшими неграми 29 месяц Утешитель-Ав 1739, его кровь да будет отомщена.

Могила Имануэля Арона Перейры, который был убит восставшими неграми во цвете своих лет 4 ава 5498 года, что соответствует 21 июля 1738.

Грабительский рейд французского буканьера Кассара (Cassard) на Суринам в 1712г. привел к огромным разрушениям на плантациях и к обеднению еврейской общины, которая была вынуждена оплачивать большую часть ущерба. В последующие десятилетия постоянные набеги марoнов, восстания на плантациях, экономические неурядицы, включая катастрофическое для евреев банкротство амстердамского банка Deutz в 1773 году, привели к обнищанию еврейских плантаторов и их массовому переселению в Парамарибо.

Синагога в Парамарибо. Фото: rustinpc/Flickr.com

Во второй половине восемнадцатого века большинство евреев покидают Йоденсаванну, переселяясь в Парамарибо, а также за пределы Суринама. Евреи сохраняли свои привилегии до 1825 г., когда последовал декрет о равноправии всех белых жителей. К 1827 г. в Еврейской Саванне проживало только 8 обнищавших еврейских семей, а вскоре поселение прекратило свое существование и было полностью заброшено.

Золотым веком сефардских общин Карибского моря был восемнадцатый – именно тогда сложились характерные только для них этнографические черты, такие как обычай посыпать слоем песка полы синагог или использовать христианизированные формы надгробий с непрактикуемыми евреями других мест антропоморфными изображениями и надписями на трех языках, включая бережно хранимый португальский (испанский). А уже в следующем столетии еврейское население стало таять, переселяясь в США и Европу, а в двадцатом веке и в Израиль - сегодня упомянутые общины имеют лишь немногие сотни немолодых членов, среди которых встречаются и принявшие иудаизм жители неевропейских корней.

Впрочем, Носоновский видел на заброшенных еврейских кладбищах и вполне недавние приношения, абсолютно не соответствующие еврейской традиции – как оказалось, это были следы местных вудуистов, верования которых наделяют духов еврейского кладбища особыми мистическими свойствами.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.