Президента Медведева больше нет

Политика Дмитрия Медведева больше не существует. Человек такой есть — большой начальник, видный бюрократ, соратник Владимира Путина, человек из телевизора. А вот политика нет. Это приходит на ум, когда читаешь свежие данные опроса «Левада-центра» от середины февраля об электоральных предпочтениях россиян.

Вопрос был задан стандартный: если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за кого бы вы проголосовали и пошли бы на них? Понятно, кто на первом месте в списке потенциальных президентов — за Владимира Путина отдали бы свой голос 32 процента россиян. Не пошли бы на выборы 23 процента, еще 17 затруднились ответить на этот вопрос.

Дальше довольно стандартный большой отрыв и без особых неожиданностей: лидер КПРФ Геннадий Зюганов (8 процентов), глава ЛДПР Владимир Жириновский, бывший кандидат в президенты и бизнесмен Михаил Прохоров и министр обороны Сергей Шойгу, а также «другой кандидат» (по 4 процента). И следом аутсайдеры — тут и кроется главная интрига — экс-кандидат в президенты, лидер справороссов Сергей Миронов и экс-президент, а ныне премьер Дмитрий Медведев. За них свои голоса отдали бы по 2 процента опрошенных.

Электоральный рейтинг — штука не самая надежная. Все-таки  выборы состоятся не в ближайшее воскресенье и кто примет в них участие пока неизвестно. Но результаты Медведева показательны, пусть и не слишком надежные. В интервью французским СМИ в ноябре 2012 года Дмитрий Медведев сказал, что не исключает  своего возвращения в Кремль в случае, если у него «для этого будет достаточное количество сил и здоровья и если наши люди доверят в будущем такую работу». И описал президентский пост как «ту реку, в которую можно войти дважды». С рейтингом, который ныне фиксирует «Левада-центр», крайне сомнительно, чтобы люди доверили Медведеву такую работу.

Разумеется, любой человек на сегодняшний день сможет получить президентский пост — ну практически любой — если его поддержит Владимир Путин. Надо думать, что и актер Жерар Депардье смог бы избраться, получи он поддержку действующего президента. Правда, придется сначала прожить в России 10 лет или подправить Конституцию, но и с этим трудностей не будет, только бы Путин поддержал. И тем не менее для Медведева ситуация крайне печальная.

А ведь было не так. В 2010 году, когда выборы были относительно далеко, Медведев в Кремле, а Болотной площадью даже не пахло, Медведев стабильно уступал Путину, но не в 15 раз. И в «президентском» рейтинге у него было стабильное второе место. В июне 2010 года за Путина готовы проголосовать 37 процентов, за Медведева — 17. Сентябрь — 36 и 17, декабрь и вовсе - 31 и 21. Ближайшие преследователи «тандема» (термин надо теперь помечать, как в словаре, «устар.») Зюганов и Жириновский имели рейтинги в тот момент на уровне 5 процентов.

Больше того: к концу 2010 года Владимира Путина кандидатом на президентский пост хотели видеть 29 процентов, Дмитрия Медведева — 17, обоих — 19 процентов. Строго говоря, ярых сторонников Путина было меньше, чем тех, кто согласен был видеть кандидатом в президенты или даже президентом Медведева. То есть рейтинг у Медведева был, да весь вышел. На протяжении 2012 года только 6-7 процентов россиян хотели, чтобы Путина через 6 лет сменил Медведев (Левада-центр замерял этот показатель как минимум трижды — в марте, августе и декабре. Больше было даже сторонников того, чтобы Путин и дальше правил — 23 процента в декабре 2012 года. От 40 до 50 процентов выступал за «другого человека».

Что характерно: президентом Медведева россияне видеть не хотят, а вот в качестве премьера он их вполне устраивает. Рейтинг одобрения деятельности Медведева на премьерском посту почти стабилен и ниже отметки в 54 процента за 2012 и начало 2013 года не опускался. Не одобряют деятельность премьера 40-45 процентов. Путинские показатели выше, но не критично выше — в районе 65 процентов. Деятельность правительства россияне одобряют меньше, чем деятельность Медведева — в феврале таких было 45 процентов.

С рейтингом доверия все тоже вполне пристойно. Хотя число доверяющих Медведеву падало примерно в середины 2011 года с уровня примерно в 35 процентов, но в целом рейтинг зафиксировался на отметке в 20 процентов (в феврале 2013 года было 19) и падать дальше вовсе не обязан. Аналогичные цифры получаются и по опросам ФОМа и ВЦИОМа.

Обошедший Медведева в виртуальной «электоральной гонке» Сергей Шойгу, скажем, в феврале занимал третью позицию с 16 процентами доверия, у Зюганова было 10, у Жириновского — 8. Феномен Шойгу — вообще отдельный разговор, новый министр обороны удерживает свои позиции во всех опросах еще с 90-х годов: в 2000-м году, скажем, на посту премьера путинского кабинета его не прочь были бы увидеть 13 процентов опрошенных (больше было только у Евгения Примакова, столько же — у Григория Явлинского и Михаила Касьянова).

В общем виде получается: каких-то особых претензий к Дмитрию Медведеву у россиян нет. Вот только президентом они его видеть не хотят. Надо думать, что им не очень понравилось то, как легко он отказался от власти в сентябре 2011 года. Логика рассуждения, видимо, примерно следующая: человек, может, он и ничего, и управленец, надо думать, грамотный, но слабак и чудаковат. Если это так, то шансов вновь стать президентом у Медведева немного. Он же сам говорил, что вопрос о втором сроке они с Путиным решали в духе «у кого рейтинг выше». И тогда, конечно, прав не Медведев, а все-таки древнегреческий философ Гераклит — в одну реку нельзя войти дважды.