Удел избранных

Рейтинг французского президента Франсуа Олланда достиг рекордно низкой отметки за все время его политической деятельности. К настоящему моменту работу главы государства одобряют лишь 30% избирателей. А по информации Le Figaro и аналитиков компании TNS Sofres, проанализировавших данные последних соцопросов, Олланд вполне может претендовать на звание самого непопулярного президента за всю историю Франции.

До момента вступления в должность в мае 2012 популярность Франсуа Олланда, представляющего партию социалистов, пусть с переменным успехом, но росла и достигла 61% ко времени избрания. Однако за первые 10 месяцев правления рейтинг политика рухнул на 30 пунктов. На протяжении этого периода пресса регулярно отмечала неуклонное снижение его популярности, и впервые звание самого нелюбимого президента было присвоено Олланду еще по итогам первых 100 дней его правления.

Некоторая стабилизация его рейтинга наблюдалась в январе, после решения об оказании военной помощи правительству Мали в борьбе с исламистскими группировками. Однако это затишье было временным. Основной причиной падения популярности социалиста стали проблемы в экономике.

Франсуа Олланд шел на выборы под социал-демократическими лозунгами: повышение налогов для самых богатых граждан, зашита малого и среднего бизнеса, реформа систем здравоохранения и образования, строительство комфортного жилья для студентов и молодых семей, создание десятков тысяч новых рабочих мест.

Однако на деле большая часть предвыборных обещаний оказалась нереализованной. В конце января министр труда Франции Мишель Сапан заявил, что страна находится «на грани банкротства», и правительству необходимо бороться с дефицитом бюджета, значительно сократить расходы и повысить поступления в казну за счет налогов. Вместе с тем, показатель безработицы, с которой обещал бороться президент, стал рекордным за последние 15 лет: в январе 2013 в стране насчитывалось 3,17 миллиона безработных граждан трудоспособного возраста.

Неудача постигла Олланда и при попытке поднять налоги для богатых граждан до 75%. Законопроект был признан неконституционным, но вызвал скандал, в ходе которого за иностранным гражданством обратились несколько известных и богатых французов, в том числе бизнесмен Бернар Арно и актер Жерар Депардье. Эти события тоже не прибавили популярности политику.

К сказанному стоит добавить, что в предвыборной программе Олланда изначально присутствовали пункты, которые вызывали недовольство значительной части общества. Так, стремясь завоевать голоса ЛГБТ-сообщества, он пообещал узаконить однополые браки и разрешить таким парам усыновлять детей. Когда правительство одобрило законопроект о правах секс-меньшинств, а премьер-министр Жан-Марк Эро пообещал окончательное решение этого вопроса «в первой половине 2013 года», во Франции прошел ряд крупных акций протеста.

Наиболее емко о первых месяцах Олланда высказался на днях Жан-Франсуа Копэ, лидер оппозиционной партии «Союз за народное движение». Он заявил, что действующий глава государства войдет в историю как «президент налогов и безработицы». «Наши протесты по поводу политики правительства должны быть сильными и непрерывными. Ни одна из целей, обозначенных Олландом, не была достигнута. Все больше французов чувствуют себя обманутыми», - заключил он.

Как именно завершится правление «самого непопулярного французского президента», сейчас предсказать трудно. Но очевидно, что уже сейчас он застолбил себе место в списке президентов-рекордсменов. Звания «самых-самых» неофициально присваиваются президентам уже довольно довольно: избрание главы государства путем голосования дает гражданам моральное право на всестороннюю оценку его личности.

При обращении к теме "экстраординарных президентов" встает проблема определения «самого первого». По всей видимости, первенство в этой сфере принадлежит Америке, а именно - Джорджу Вашингтону, который в 1789 году стал главой государства в должности президента (при этом, конечно, стоит помнить и о президентах Континентального конгресса периода Американской революции). На протяжении первых двух десятилетий XIX в. президенты возглавили многие государства Центральной и Южной Америки: Парагвай, Чили, Аргентину, Колумбию, Мексику, Перу.

Европа ждала своих первых президентов до середины XIX в. Примечательно, что в их числе оказался именно президент Франции — Шарль Луи Наполеон Бонапарт (племянник Наполеона I). Он был избран в 1848 году, но не пожелал оставлять свой пост и через четыре года провозгласил себя императором. Таким образом, Луи-Наполеон стал и последним французским монархом. По «неудачливости» он может дать фору не только Франсуа Олланду. Виной всему запущенные дела государства и, самое главное, сокрушительное поражение во Франко-прусской войне: в 1870 году после битвы при Седане первый президент и последний император сдался в плен и больше не возвращался во Францию.

В числе «первых» стоит вспомнить первую женщину-президента Исабель Мартинес де Перон, которая возглавила Аргентину в 1974 году. Михаил Горбачев навсегда станется первым и последним президентом СССР, а первым президентом России — Борис Ельцин. Отдельного упоминания заслуживает и Барак Обама — первый чернокожий президент США, приход которого для многих ознаменовал новую эпоху в межрасовых отношениях в американском обществе.

Президент Республики Габона Омар Бонго Ондимба поставил рекорд по длительности пребывания у власти — он руководил страной с 1967 по 2009 гг. Он же считается самым молодым президентом: Ондимба оказался во главе государства, когда ему было всего 32 года.

Очевидно, что внимание избирателей привлекали не только политические итоги правления президентов, но и их личные качества и внешние данные. Звание самого низкорослого получил президент и национальный герой Мексики Бенито Пабло Хуарес Гарсиа (его рост составляет всего 137 см). Самым высоким в истории стал президент Сенегала Абду Диуф ростом 198 сантиметров. Самыми красивым многократно признавался президент США Джон Кеннеди.

Своеобразный рекорд поставил и 43-й президент США Джордж Буш-младший. Количество его смешных и нелепых высказываний так велико, что они издаются отдельными книгами, а американская пресса признала его самым невежественным президентом Соединенных Штатов.

Стремительное распространение в мире демократических форм правления, в том числе, и президентских республик, неизбежно ведет к тому, что число таких "рекордов", поставленных президентами, год от года будет только расти. А избирателям остается ждать новых вольных и невольных достижений своих лидеров.