29 марта 2024, пятница, 01:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Следствие ведут

Оборонсервис
Оборонсервис
Фото: moscow-live.ru

С января 2013 года в так называемом деле «Оборонсервиса», которое стало самым громким в истории расследования фактов коррупции в Министерстве обороны, начался «второй сезон». Новые эпизоды, подробности финансовых схем и цепочек личных связей, которые неизменно приводят к экс-министру Анатолию Сердюкову, появляются едва ли не ежедневно, и временами бывает даже трудно вспомнить последовательность событий.

Когда 25 октября 2012 года Следственный комитет разместил на своем сайте сообщение о пяти уголовных делах, возбужденных «по фактам мошенничества при реализации недвижимости ОАО «Оборонсервис», мало кто верил, что это расследование будет доведено до логического завершения. Ведь в результате «завершения» под удар попали бы самые высокие чиновники Минобороны, вплоть до самого министра — подобный поворот событий выглядел совершенно неправдоподобно.

Анатолий Сердюков. Кадр: 1tv.ru

Однако, когда через десять дней Анатолий Сердюков был отправлен в отставку, а в деле один за другим стали появляться новые эпизоды на десятки и сотни миллионов рублей, появилась надежда, что материалы самого крупного коррупционного расследования в новейшей истории России все-таки окажутся в суде.

 

ОАО «Оборонсервис» было создано в 2008 году в рамках военной реформы. Акционерное общество, подконтрольное Министерству обороны, должно было освободить военнослужащих «от несвойственных им хозяйственных функций» и помочь избавиться от «непрофильных активов». «Оборонсервис» управлял деятельностью других специально созданных акционерных обществ: «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка».

Проверки проводятся в отношении всех компаний, но наибольший ущерб бюджету страны нанесла продажа недвижимости военного ведомства по заниженным ценам. Следственные органы все еще не могут определиться с точным количеством уголовных дел и суммой ущерба. 20 февраля 2013 года генпрокурор Юрия Чайка заявил, что по факту хищений в «Оборонсервисе» возбуждено 25 уголовных дел, а ущерб от деятельности коррупционеров составил пять миллиардов рублей. Тогда же Александр Сорочкин, заместитель председателя Следственного комитета, сообщил, что в одно производство объединены 13 уголовных дел, а российский бюджет потерял четыре миллиарда рублей.

Александр Бастрыкин

На следующий день Александр Бастрыкин заявил, что за время расследования приблизительная оценка ущерба «от преступных действий» в Минобороны выросла до 13 миллиардов рублей. В связи с этим заявлением пресс-служба СК была вынуждена разъяснить, что названная сумма касается «всех преступлений, совершенных в вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах». Из них потери от коррупционных преступлений составляют только 7,5 миллиарда рублей, а руководство «Оборонсервиса» имеет отношение к хищениям четырех миллиардов.

 

Основными фигурантами данного дела стали бывший начальник департамента имущественных отношений Министерства обороны, член совета директоров «Оборонсервиса» Евгения Васильева, которую в прессе также называют «фавориткой Сердюкова», а также Екатерина Сметанова, однокурсница Васильевой, возглавлявшая центр правовой поддержки «Эксперт» и ООО «Мира». Эти организации были привлечены для оценки стоимости недвижимого имущества ведомства в разных регионах России. Зачастую услуги Сметановой требовались и для поиска покупателей собственности министерства.

В результате под видом непрофильных активов «Оборонсервис» продал многие важные объекты Минобороны. «Ненужным» оказался даже нефтеперевалочный комплекс на мысе Мохнаткина Пахта в Мурманской области, который, по сообщению СК, является единственным объектом, обеспечивающим функционирование Северного флота. Эту сделку правоохранительным органам удалось вовремя предотвратить.

По итогам 2012 года под арестом оказались Екатерина Сметанова, а также Максим Закутайло, ее гражданский муж и бывший гендиректор «Окружного материального склада Московского округа ВВС», причастный к нескольким эпизодам дела. Арестован был и руководитель юридической службы ООО «Мира» Дмитрий Митяев. Евгения Васильева оказалась под домашним арестом в своей 13-комнатной квартире, но регулярно жаловалась и на эту меру пресечения, требуя разрешить ей видеться с Анатолием Сердюковым. Сам экс-министр после нескольких допросов остался в статусе свидетеля.

Кроме того, по делу ОАО «Славянка», предприятия, подконтрольного «Оборонсервису», были арестованы генеральный директор акционерного общества Александр Елькин, главный бухгалтер Юлия Ротанова, а также генеральный директор ЗАО «Безопасность и связь» Андрей Луганский, с которым Елькин заключил фиктивные контракты на ремонт и обслуживание объектов Минобороны. В результате осуществления мошеннической схемы из бюджета было похищено 52 миллиона рублей.

В декабре Екатерина Сметанова признала себя виновной, согласилась заключить сделку со следствием и с тех пор пресса ждала ее освобождения из-под стражи. Но 2013 год начался не с ее освобождения, а с нового допроса Сердюкова. Вернее, с нервной реакции СК на его очередной отказ от сотрудничества со следствием. В ведомстве признали, что подобная стратегия защиты является законной, однако отметили, что «отказ от дачи показаний может быть расценен как стремление воспрепятствовать расследованию». Кроме того, представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что правовой статус Сердюкова «может измениться».

15 января, через несколько дней после безрезультатного допроса экс-министра, стало известно об аресте первого крупного чиновника Министерства обороны. Николай Рябых, начальник хозяйственного управления министерства, был вызван на допрос по делу о контрактах ОАО «Славянка». Он отказался от дачи показаний и был арестован. Тогда же арестовали и Константина Лапшина, директора департамента «Славянки», отвечавшего за ремонт.

20 января в коррупционной истории появилась первая жертва — на своей даче от сердечного приступа скончался бывший майор МВД, генеральный директор компании «Стройимпульс» Сергей Амелин. СК не успел допросить главу компании по делу «Оборонсервиса». По некоторым данным, «Стройимпульс» занимался ремонтом зданий по заказу Минобороны и был связан с ОАО «Славянка».

В ходе расследования продолжают появляться и другие эпизоды, не связанные с его «основной темой» - незаконной продажей недвижимости. Одно из новых уголовных дел может иметь отношение к издательскому дому «Красная Звезда», где в январе этого года прошли обыски. Марину Лопатину, главу издательства, подконтрольного «Оборонсервису», следствие проверяет на «причастность к продаже имущества» стоимостью 10 миллионов долларов.

Кроме того, в конце января стало известно о подозрениях в отношении ОАО «Авиаремонт», который возглавляла Ирина Кривич. Ее называют еще одной «протеже Сердюкова». Вопросы у следствия возникли по поводу контрактов на поставку и ремонт тренажеров для обучения летного состава. По имеющейся информации, цены на детали для тренажеров «были завышены в несколько раз», причем одни и те же детали включены в смету дважды.

Еще один эпизод может быть связан с контрактами ОАО «Ремвооружение», которое закупало в Казахстане по завышенным ценам сомнительные запчасти для самонаводящихся торпед. Сообщалось, что запчасти поступали со старых советских складов, а «лоббистом» заключения контрактов называют советника министра обороны адмирала Геннадия Сучкова, бывшего командующего Северным флотом, получившего в 2003 году условный срок за гибель атомной подводной лодки К-159.

Особенно много вопросов вызывает дело Кирилла Короткова, экс-финансиста ФГУП «Производственно-ремонтное предприятие Минобороны РФ», который якобы пытался противостоять коррупционным преступлениям, направлял запросы генпрокурору, но был сам заподозрен в мошенничестве и хищении 45 миллионов рублей. Коротков считает, что дело было сфабриковано чиновниками Министерства обороны, с преступлениями которых он пытался бороться. Сам он находится под арестом с апреля 2012 года. В конце января суд продлил ему срок ареста, а 4 февраля в отношении него было возбуждено уголовное дело и он стал обвиняемым.

Что касается основной линии дела «Оборонсервиса», связанной с недвижимостью, то ее промежуточными итогами, к настоящему моменту, можно назвать продление срока домашнего ареста Евгении Васильевой, отказавшейся от сотрудничества со следствием, и выход на свободу Екатерины Сметановой, которая, вероятно, продолжит активно давать показания. Отдельный интерес представляет и появившаяся в прессе информация о персональных подозрениях следователей в отношении Анатолия Сердюкова, чья подпись якобы была обнаружена под разрешением на продажу земельного участка Минобороны на берегу Черного моря.

Следственный комитет обещает, что расследование преступлений чиновников Минобороны будет продолжаться еще не меньше года. Главный вывод, который СК сделал при расследовании данного дела, был озвучен Александром Бастрыкиным 21 февраля на расширенном заседании, посвященном итогам работы ведомства в 2012 году.

По его словам, те подразделения министерств, которые осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств, могут прикрывать злоупотребления чиновников и осложнять работу следствия. Он предложил лишить госорганы полномочий по контролю за прозрачностью расходов и передать их «финансовой полиции», создать которую глава СК мечтает уже не первый год.

«Проблема носит универсальный характер. Подчиненность и подконтрольность подобного рода подразделений руководству ведомств и обусловленная этим возможность оказывать влияние на них, не позволяет эффективно решать стоящие перед ними задачи. Представляется, что функция внутреннего контроля за расходованием ведомством бюджетных средств и распоряжением государственным имуществом должна быть в перспективе исключена из компетенции подавляющего большинства органов государственной власти», - заключил Бастрыкин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.