Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
2 декабря 2016, пятница, 20:57
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

11 марта 2013, 09:18

Избранное уикенда: Помпейский ужас историков

.
.

«Черный, чуть-чуть жирноватый налет на всем: на широких каменных ложах, занимающих каждое – половину полутемного чулана; на тонких перегородках, на косяках дверных дыр, с которых исчезли занавеси (да полно, может быть, их и не было?); в трещинах облупившихся картинок, изображающих так и такое, что сразу становится тошно смотреть и трудно дышать»
В.Ходасевич «Помпейский ужас»

С тех пор, как в обществах, подпадающих под понятие «современные» (гуманные, формализованные, рефлексирующие, политкорректные, мультикультурные; короче говоря, те, где можно вести спокойную отдельную жизнь, где можно не опасаться того, что тебя без твоего ведома пропишут по департаменту «расы», «религии», «социальной группы» и проч.), перестали относиться к прошлому, как к источнику поучительных историй о национальном, конфессиональном или классовом героизме -- с тех пор в полный рост встал вопрос о том, зачем вообще необходимо изучать это прошлое.

Иными словами: зачем нужна история как отдельная область знания – и работающие в ней люди? Сами историки, по большей части, над этим не размышляют; они просто любят прошлое и любят копаться в нем, думать о нем, созерцать его. Но все, кто не принадлежит к этому академическому цеху, посматривают на занятия историков с растущим подозрением: мол, какая от всего этого польза? зачем это все нужно? а не водят ли нас за нос? И вот рождаются планы превращения академической историографии (и соположных дисциплин, таких, как археология, археография и проч.) в нечто «нужное обществу» (читай, нужное самим авторам таких планов), «эффективное», могущее либо развлечь, либо даже дать какой-нибудь доходец.

Кафедры и факультеты закрывают, специалистов сокращают, издательства, даже академические, переходят в руки эффективного менеджмента, который эффективен исключительно сам для себя. Историкам остается обороняться и (скривившись от отвращения к самим себе) доказывать; в качестве излюбленного оружия используется гуманистическая парадигма, известная как формула «Люди прошлого -- такие же как и мы, различаются лишь детали. Мы можем им сопереживать».

Ничего более противоречащего духу академической истории придумать невозможно; историография как отдельная область знания существует только за счет того, что изучает «прошлое», как «другое». На сходстве (или даже тождестве) прошлого и настоящего (как и настоящего и будущего) стоит поп-культура, эксплуатирующая эмоциональные реакции обывателя, которому на экране показывают, что 300 спартанцев по сути неотличимы от трехсот сегодняшних вашингтонцев или москвичей.

Вообразите: посреди киносеанса вдруг кто-то встанет и громко заявит, что нет, эти спартанцы были совсем на нас не похожи, у них в привычках было то-то и то-то, они владели рабами, они убивали младенцев, если выяснялось, что родился не сын, а дочь, они не мылись, презирали ученость и прочее. Более того, они, на самом деле, поклонялись существу, голова которого могла породить деву в полной военной и интеллектуальной экипировке. Что сделают с таким бедолагой в кинозале? Примерно, что вакханки с Орфеем.

Так вот, чтобы выжить, современные серьезные историки вынуждены совершать головоломные прыжки между двумя крайними позициями: честной профессиональной (мы мало что знаем о людях прошлого, а то, что знаем, зыбко, неочевидно и не дает оснований говорить, что мы их понимаем) и вынужденной поп-культурной (мы – эксперты, знающие о прошлом если не всё, то почти всё. Главное, что мы знаем: они были похожи на нас, хотя, конечно, до нынешних высот гуманности, толерантности и гигиены им было далеко).

Если убрать первую из позиций, не будет академической историографии (похоже, скоро и на самом деле не будет), если отказаться от второй – общество совсем перестанет испытывать интерес к прошлому, что безусловно приведет к закрытию институций, где производится и репродуцируется знание об истории (и к исчезновению тех, кто это знание производит и репродуцирует). Иными словами, обе крайние точки принципиально важны, исчезновение любой из них приведет к концу вполне конкретной области исторического знания. Вот историкам приходится скакать козлами – или козочками.

Козочек я вспомнил совсем не зря. В субботнем рецензионном приложении к «Таймс» -- любопытная статья о выставке, которая откроется в конце марта в Британском музее (как обычно, ссылку не даю, так как сайт платный). Выставка называется «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме» и посвящена она быту и нравам жителей двух древнеримских городов, погибших в первом веке нашей эры в результате извержения Везувия. Кураторы, судя по всему, постарались на славу; на деньги банка «Голдман Сакс» они – используя не только богатейшие фонды Британского музея, но и, прежде всего, содержимое итальянских музеев – решили реконструировать повседневную жизнь Помпей и Геркуланума с их публичными увеселениями, домашним хозяйством, борделями, садами, пекарнями и лавками.

Естественно, такая выставка в таком месте должна иметь прямой и недвусмысленный мессидж «эти люди жили примерно как мы», причем образ этого «как мы» должен быть почерпнут из той же самой современной поп-культуры -- например, сериалов (раз уж речь идет о повседневной жизни). Таким образом, задача куратора вполне понятна: свести вместе два поп-культурных образа – Древнего Рима и Современного Запада – и на основе конгруэнтности главных линий, дать несколько эффектных деталей, делающих «их» слегка хуже (аморальнее, необразованнее, недоразвитее) «нас».

Насколько это удалось в залах Британского музея, будет ясно через три недели (автор этих строк непременно посетит выставку и даст письменный отчет) -- но вот Дэмьену Уитворту, автору статьи в «Таймс» удалось точно. Текст его называется “Sex and the city, Pompeii-style” и отсылает к знаменитому сериалу. Я не перевожу заголовок по простой причине: русская версия американского сериала называется несколько произвольно «Секс в большом городе», тогда как применительно к Помпеям (и особенно к Геркулануму) использовать прилагательное «большой» опрометчиво.

Но вернемся к козочкам – как раз в связи с сексом и городком Геркуланумом, где проживало около пяти тысяч человек. «Таймс», сознательно вызывая гнев ханжей, публикует среди иллюстраций к статье Уитворта фотографию скульптурной группы, изображающей соитие бога Пана с козой. Шаг дерзкий, но газета почти ничем не рискует – обвинения в крайней непристойности легко отмести ссылками на непреходящую ценность искусства прошлого, ценность, которой можно объяснить практически все. «Прошлое» -- бездонный резервуар универсальных сегодняшних оправданий, великий ресурс авторитета, покрывающего абсолютно все.

Скульптура проказливого Пана иллюстрирует пассаж в тексте, где Уитворт рассуждает о сексуальных нравах в Древнем Риме первого века нашей эры применительно к оным начала двадцать первого. Естественно, ему хочется найти как можно больше сходства. Сначала он приводит граффити на помпейской стене «Трахал я барменшу» (тут, кстати, возникает чисто исторический вопрос – какая помпейская профессия скрывается под английским словом “barmaid”? Баров, как таковых, насколько я понимаю, в те времена не было. Кабатчица?).

Порассуждав на тему «можно ли слепо доверять этому свидетельству?» (как и любой современной заборной надписи), Уитворт переходит уже к настоящему хардкору. Он приводит слова старшего куратора Британского музея Пола Робертса: «сексуальность в городах первого века нашей эры была столь же разнообразна, как и сегодня». Дойдя до этой фразы, читатель «Таймс» должен облегченно вздохнуть, мол, не столь я уж грешен, если и тогда все было так … эээ … разнообразно. Собственно, здесь явлена терапевтическая функция «знания о прошлом» в современном мире: историк, демонстрируя нам людей, живших Бог знает когда, но таких же, как мы, дает нам возможность сравнить себя с ними в лучшую для себя сторону.

Скажем, вот: Уитворт, описывая фреску на стене помпейской бани, на которой изображен групповой секс, добавляет: «наверное, это были футболисты Премьер Лиги того времени». Всё похоже на всё, соответственно, помпейские сластолюбцы не могут не быть тогдашними Руни с Лампардом. Конечно, должны быть и отличия, чтобы сегодняшний читатель (посетитель выставки) почувствовал себя все-таки несколько повыше (или почище) помпеянина или геркуланца. Робертс подводит журналиста «Таймс» к фреске, на которой любовники занимаются сексом под присмотром раба. Мол, они тогда не стеснялись, так как privacy не очень многое значило для римлян -- хотя, замечает Уитворт, нынче в интернете процветает такой эксгибиционизм, что древним бесстыдникам и не снилось.

И вот тут, наконец, разговор переходит на скульптурную группу с Паном и козочкой. Здесь куратору Робертсу приходится туговато, отчего его объясняющая модель становится небезупречной. Сначала он говорит довольно прямо (и грубовато для научного сотрудника Британского музея): «Когда мы смотрим на эту скульптуру, мы, конечно, видим эту козу, которую (…) этот человек, и думаем ”О, Боже”. Да, но ведь Пан наполовину человек, наполовину козел, а скульптура найдена в саду». Перед нами абсолютно верный исторический комментарий специалиста, который говорит именно об отличии образа мира в голове древнеримского человека от современного.

Однако для куратора выставки, для музея, как общественной институции, это отличие довольно опасно – ведь если Пан с козой не имеет к нам, сегодняшним, никакого отношения, то зачем мы его здесь выставляем и зачем нужно сегодня глазеть на этот акт позорной зоофилии? Где актуальность? Где общечеловеческая солидарность? Где простые чувства простых людей? И Робертс мгновенно выправляется, переводя ситуацию в область психологии современного западного человека; иными словами, давит на чувства. Уитворт пишет: «Робертс даже углядел “нежность” в том, как Пан ухватился за козью бороду». Вот оно что, нежность. Она очень актуальна сейчас.

На это нынешнее западное историческое знание и обречено: рассказывать о нежных чувствах древних людей и богов, которые не имели в арсенале чувств самого слова «нежность». Сравнивать эротические помпейские фрески с оргиями футбольных звезд, а миллионы бедолаг, жадно приникших к онлайн-порно, с рабом, который наблюдает за любовными утехами господ (рабов-то тогда за людей просто не считали, вот и разгадка). Если ничего такого не делать, то в музей не придут «обычные люди», а, значит, «Голдман Сакс» (или правительство, неважно) не даст денег на раскопки и выставки, а, значит, все кончится. Так что ничего страшного: вполне равноценный обмен. Гораздо лучше, чем поставлять историческое сырье для националистического или коммунистического бреда идеологов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:56 СМИ узнали о влиянии семьи Олланда на его отказ от переизбрания
20:44 Американские конгрессмены запретили Пентагону сотрудничать с Россией
20:25 Нидерланды согласились расследовать возможные кибератаки на банки РФ
20:08 Закон о «запрете определенных действий» прошел первое чтение в Госдуме
19:49 Глава МИД Японии передал Путину послание премьер-министра
19:30 Голикова рассказала о провале программы господдержки банков
19:28 Посольство подтвердило гражданство РФ подозреваемого в убийстве приемных родителей в США
18:53 Европол предупредил о готовящихся в Европе терактах
18:45 Путин вспомнил цитату Мартина Лютера Кинга
18:20 Росберг ушел из «Формулы-1» после первой победы в чемпионате мира
18:06 В Краснодарском крае задержан оператор «Дождя»
17:53 Названа тройка претендентов на звание футболиста года ФИФА
17:48 Путин предложил упростить получение паспорта выходцам из СССР
17:42 Путин отказался освободить украинца Сенцова по просьбе Сокурова
17:32 «Нафтогаз Украины» отказал «Укртрансгазу» в закупке оборудования из-за «Турецкого потока»
17:07 Путин предложил выработать критерии допустимости в искусстве
17:06 Силуанов назвал неприемлемыми условия Киева по погашению долга
16:50 Алишер Усманов впервые включен в список богатейших людей Швейцарии
16:46 Путину поручил найти отменивших рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске
16:17 Храм бога ветров скрывался под супермаркетом в Мехико
16:14 Дания отозвала свои F-16 после ошибочного удара по сирийским военным
16:01 На «Байконуре» назвали причину аварии «Прогресса»
15:46 Руководство IKEA оспорит арест своих счетов в России
15:26 Два брата под Псковом забросали горючей смесью полицейских
15:16 Путин подтвердил незыблемость принципа свободы в искусстве
15:10 Шум не дает спать дельфинам на Гавайях
15:08 Музыкант Дидье Маруани вылетел во Францию
14:53 Саакашвили открыл сбор средств на создание собственной партии на Украине
14:39 Минкомсвязи предупредило операторов связи о возможных кибератаках
14:29 Кремль подготовит список губернаторов на увольнение
14:27 В Думу внесли законопроект о снижении возрастного ограничения на выборах
14:22 Американский телеканал транслировал послание Путина Федеральному Собранию
14:11 Эрмитаж проверят из-за выставки Яна Фабра
13:54 Суд арестовал 9,3 млрд рублей на счетах российской «дочки» IKEA
13:50 Купить имя звезды станет сложнее
13:34 Хокинг заявил о наступлении самого опасного времени на Земле
13:25 СМИ рассказали об убийстве подростком из РФ приемных родителей в США
13:12 Кремль создаст предвыборное подразделение
12:59 В минобороны Украины заявили о завершении учений на юге страны
12:51 Американский беспилотник вновь пролетел над линией разграничения в Донбассе
12:45 Украинская компания согласилась установить организатора кибератак против РФ
12:34 Почти две тысячи боевиков в городе Хан аш-Ших сдались сирийской армии
12:23 Госдума досрочно прекратила полномочия одного из самых состоятельных депутатов
12:18 В Приморье за жителями будут следить в соцсетях
12:10 На Охлобыстина на Украине завели уголовное дело за «создание террористической группы»
12:06 СПЧ подтвердил пытки в колонии Ильдара Дадина
11:59 СМИ сообщили о завершении Шнуровым карьеры музыканта
11:43 В ЦБ прокомментировали сообщения ФСБ о готовящихся кибератаках
11:28 Полиция разрешила покинуть Россию лидеру Space Маруани
11:27 Источник рассказал о поведении Улюкаева перед арестом
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.