Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2017, вторник, 10:04
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 марта 2013, 12:03

Верните ауру, без ауры тоска

Рисунок Георгия Литичевского
Рисунок Георгия Литичевского

Понятие, с которым не желает расставаться новейшая арт-критика, – это понятие ауры. Только не надо думать, что речь идет об особом настроении, создаваемом произведением, или же о намеке на парапсихологическую реальность. Новейшая арт-критика не желает принимать тезис о том, что аура, понимаемая как культурно-исторический способ восприятия произведений искусства, вытекающий из прежних практик ритуала, разрушается технической воспроизводимостью. Причем о самом существовании ауры мы узнаем в момент ее разрушения – до этого сакральная функция, которой были наделены художественные творения, казалась естественной и вечной. Но вот появляются средства, обладающие небывалой способностью репродуцирования – фотография, кинематограф, – и жизнь прежних оригинальных произведений, способ их бытования в культуре необратимо меняются.

Почему это так? Потому что меняется доминанта восприятия. Общее восприятие настраивается на равенство вещей, на сквозную однотипность. Именно эти характеристики и будут извлекаться восприятием даже из уникальных объектов. Если использовать традиционное понятие эстетики, то отныне она и будет заключаться в этом акте перцептивного освобождения объектов от их неповторимых оболочек, то есть, проще говоря, в разрушении ауры. Все это вещи известные.

Конечно, Вальтер Беньямин не оставил нам однозначного определения ауры. Но, смею предположить, это было бы излишним. Его знаменитое эссе не позволяет усомниться в том, что является центральной темой его рассуждений – новый способ восприятия, причем, и это важно подчеркнуть, не индивидуального, а коллективного. Индивидуальное восприятие как раз и моделируется аурой, которая при всей суггестивности этого термина у Беньямина, означает «уникальное ощущение дали»1, а проще говоря – дистанцию. Дистанция и определяет созерцательную практику, в том числе и в отношении сугубо эстетических объектов.

Перед картиной всегда стоит одинокий зритель, и картина, окруженная невидимым покровом, сотканным из любви и почитания стольких поколений зрителей, способна вернуть ему его взгляд (еще одно определение ауры по Беньямину). Таков любой церемониальный объект, сакральный или обмирщенный, главной чертой которого является недосягаемость. Беньямин связывает ауру с действием непроизвольной памяти. Данные этой памяти уникальны в том смысле, что память, пытающаяся их сохранить, не в состоянии этого сделать2. Похоже, что только дистанция – недосягаемость, принадлежность другому режиму воспоминаний о прошлом – и позволяет надеяться на их нечаянное возвращение.

Но именно техническая воспроизводимость уничтожает дистанцию, а камера, улавливая сходство, не в силах вернуть нам наш взгляд. Беньямин напрямую пишет о кризисе восприятия, признаком которого является исчезновение прекрасного (это понятие идет рука об руку с понятием подлинности и оригинальности, потесненным всеобщей циркуляцией копий). Однако он приветствует кино и фотографию, рассматривая их как демократические выразительные средства и видя в них необычайный освободительный потенциал.

Возникает вопрос: так зачем же держаться за ауру? Что, собственно, стоит за новомодными разговорами о том, что аура-де возродилась? В принципе всем этим можно было бы спокойно пренебречь, если бы, простите, не аура тех, кто не желает расстаться с понятием ауры. Особую приверженность ауре в контексте современного искусства демонстрирует вот уже не одно десятилетие Борис Гройс, испытанный гуру международной арт-сцены.

Приведу навскидку лишь три попытки возрождения понятия ауры, которые встречаются в его трудах. 1) Лишение оригинального искусства ауры приводит к тому, что таковой наделяется копия: это место «страдания» картины, ее отчуждения, ее разнообразных испытаний. Критика сакрального, отнимающая у последнего ауру, оборачивается наделением аурой самого критического языка. Ну и наконец: аура ускользает от того, кто за нее держится, и преследует того, кто ее отвергает («The Suffering Picture», 1992). 2) На более позднем этапе обсуждается ауратическая роль документации в искусстве. Художественная документация в понимании Гройса – это указание на саму жизнь как чистую активность. Практики документирования превращают искусственное в живое, а повторяющееся – соответственно в неповторимое.

Данный вывод основан на том, что различие между подлинником и копией является «чисто топологическим, контекстуальным» и что можно «ретерриториализировать копию». Гройс связывает это с мирским озарением современного зрителя, превращаемого во фланера, уважающего ауру вещей, не чем иным, как самой инсталляцией3. 3) Наконец, настоящий гимн инсталляции содержится в работе «Политика инсталляции». Здесь вновь заходит речь о том, что инсталляция – это масс-культурный аналог описанного Беньямином фланерства, а значит, место появления ауры как «профанного озарения». Изымая копию из анонимного обращения, инсталляция помещает ее в «здесь и сейчас» стабильного, закрытого контекста. И вообще, замечает Гройс, современное состояние культуры не может быть сведено к одной лишь «утрате ауры»: аура приходит и уходит, ведь ситуация в своей основе динамична.

Я не буду подробно останавливаться на претензиях, предъявляемых Гройсом к Беньямину. Они касаются а) зоны массового обращения копии, которая выдается Гройсом за гомогенную и универсальную, и б) самоидентичности копии в процессе ее циркуляции в современной культуре4. Скажу коротко: таких посылок у Беньямина не найти. Во-первых, уже на момент написания эссе он различал два принципиально разных типа эстетического производства – фашистский и социалистический. Отсюда и диаметрально противоположный характер решаемых эстетическими средствами задач. Во-вторых, копия никогда не наделяется у него независимым, читай онтологическим, статусом, поэтому о ее самоидентичности вообще нельзя говорить. Копия – это динамика самого процесса массового восприятия, выстраивающего свой собственный ритм и порядок вещей.

Возвращаясь к прозвучавшим ранее мотивам, ограничусь замечанием о том, что попытка поменять оригинал и копию местами, а главное – показать возможность такой перестановки, как если бы это был простой фокус, совершаемый ловкостью рук, такая попытка не снимает поставленной Беньямином проблемы. Аура не возрождается только оттого, что различие между оригиналом и копией провозглашается «контекстуальным», а это значит: достаточно на место оригинала поставить копию, как она будет выполнять ту же самую роль. Место оригинала необратимо опустело.

Его не заполнить и художественной документации, выступающей субститутом жизни.Если задуматься, то заменить жизнь документация не может. У документа, конечно, есть особое измерение достоверности, особенно если оно покоится на эффекте реальности, порождаемом техническими средствами. Но этот эффект не является ауратическим в том сугубо гносеологическом смысле, который закреплен за понятием ауры у Беньямина. Попытка Гройса «историзировать» Беньямина тоже не выдерживает критики, потому что вальяжно-безответственное заявление о том, что ауры приходят и уходят, или «топологическое» объяснение, меняющее оригинал и копию местами, – все это лишь комбинаторика, эффектное жонглирование фразами, а не попытка переосмыслить современную культуру с действительно новых позиций.

Переосмысление культуры с новых позиций означало бы радикализацию положения Беньямина об утрате ауры. Но тут у нас на пути встает другой авторитет – Джорджо Агамбен. Агамбен пеняет Беньямину за то, что тот-де «не осознал, что “исчезновение ауры”… ведет вовсе не к “освобождению предмета от культовой оболочки” и укоренению в политической практике, а к формированию новой “ауры”»5. Читателю, который мучительно хочет узнать, почему Беньямин оказался столь недальновиден, придется удовлетвориться следующим коротким объяснением. Во-первых, с помощью ауры предмет воссоздает свою подлинность до иного уровня, наделяясь новой ценностью, и, во-вторых, не забудем о влиянии на Беньямина французского писателя Леона Доде, из книги которого Беньямин и позаимствовал понятие ауры. Правда, там оно фигурирует под именем «ambiance», «атмосфера». Там же, надо заметить, содержатся и тонкие наблюдения об обонянии как чувстве, наиболее близком к ауре, а также интуиция о кино и фотографии как ее «переносчиках». Вот, собственно, все. Видимо, необходимо обратиться за помощью к самому забытому писателю.

Конечно, можно многое сказать об источниках, повлиявших на Беньямина. Так, можно вспомнить Алоиза Ригля, чтением которого Беньямин тоже увлекался, и, в частности, близкое ему различение созерцательной дистанции и гаптической близости, предложенное австрийским ученым. Авангардные искусства, конечно, тяготеют ко второму: они отмечены явной тактильностью в отличие от классических форм. Можно вспомнить и мистические, а именно каббалистические, источники беньяминовской мысли и попытаться отыскать корни ауры там. Тогда на первый план выйдет «целем», буквально «образ, тень», но точно так же «астральное тело», а шире – разновидность визионерской встречи с самим собой через посредство самоотстранения6. Эти поиски, безусловно, очень полезны, помогая понять, из каких элементов складывался неортодоксальный исторический материализм Беньямина. Однако Карфаген должен быть разрушен: генеалогический подход не влияет на содержание самих высказанных теоретиком идей.

Так почему Гройсу и Агамбену настолько дорога аура, что они не хотят или не могут с ней распрощаться? По-видимому, дело в том, что их построения модны, но по-настоящему не современны. Поясню эту мысль. Вопреки своим рассуждениям о грядущем сообществе, Агамбен исповедует идею индивидуального спасения в конце времен. Именно поэтому фотография для него – не отпечаток новой коллективности, а «предсказание тела во славе»7, требование искупления. Именно поэтому аура – не гносеологическая, а бытийственная категория, своеобразная манера бытия. Как куратор Гройс зависит от фигуры зрителя, которого в интересах дела он готов величать как угодно – в единственном или множественном числе.

Но от этого не меняется сама практика экспонирования – все происходит под эгидой старого музея, главной персоной которого остается не фланер, а созерцатель (потребитель). Словом, за аурой скрывается классическая модель субъективности и соответствующий ей классический порядок представления. К тому же эсхатологии и прагматике аура придает дополнительный флер. А вот утрата ауры – это появление множества, которое действует, а не созерцает, которое творит новые конфигурации отношений поперек существующих форм.

Возьму себе в союзники итальянского исследователя Вирно. В своем интервью об искусстве он говорит: «Все сегодня сводится к тому, чтобы найти соотношение между высочайшей степенью всеобщности и высочайшей степенью сингулярности. То же и в области искусства: важно найти соотношение между наиболее общим и наиболее особенным. Искусство – это поиск уникальности без всякой ауры»8. Речь идет о сингулярности опыта, объединяющего сразу многих, и он, этот опыт, не имеет никакого отношения ни к ауре, ни к культу. Возможно, это возрождение того коллективного опыта, утрату которого в современную эпоху первым возвестил все тот же Беньямин. В любом случае таково начальное условие любого размышления, если мы стремимся мыслить современность и искусство, отвечающее ей. Приходится признать: аура и жизнь несовместимы.

Рисунки Георгия Литичевского

P.S. Статья также публикуется в 1-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2013 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. - Е.П.

1 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Его же. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр. эссе / Предисл., сост., пер. и прим. С.А. Ромашко. М.: «Медиум», 1996. С. 24; Беньямин В. Краткая история фотографии // Там же. С. 81.

2 См.: Benjamin W. On Some Motifs in Baudelaire // Idem. Illuminations. Essays and Reflections / Ed. and with an Intro. by H. Arendt. New York: Schocken Books, 1968. P. 188.

3 Гройс Б. Искусство в эпоху биополитики / Пер. с англ. А. Матвеевой: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/?blang=ru&author=groys

4 См.: Гройс Б. Политика инсталляции // Логос. 2010. № 4 (77). С. 109–121.

5 Агамбен Дж. Станцы. Слово и фантазм в культуре Запада / Пер. с ит. Б. Дубина: http://kinoart.ru/archive/1998/11/n11-article21

6 См., напр.: Hansen M.B. Benjamin’s Aura // Critical Inquiry. Winter 2008. Vol. 34. P. 336–375.

7 Agamben G. Profanations / Trans. J. Fort. New York: Zone Books, 2007. P. 27.

8 The Dismeasure of Art. An Interview with Paolo Virno: http://classic.skor.nl/article-4178-nl.html?lang=en

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:53 ИГ взяло ответственность за теракт в Манчестере
09:44 Житель США признался в попытке передать РФ секретные спутниковые снимки
09:23 Бывшая жена подала к Потанину новый иск на 850 млрд рублей
09:11 Число жертв взрыва в Манчестере выросло до 22 человек
09:00 Взрыв в Манчестере мог устроить террорист-смертник
08:45 Стивен Сигал построит на дальневосточном гектаре спорткомплекс
08:31 «Блок Петра Порошенко» выступил против введения визового режима с Россией
08:17 При теракте в Манчестере погибли 19 человек
07:59 CША подтвердили отмену бесплатной военной помощи Украине
22.05 21:03 Мутко объяснил снятие газона на «Зенит-Арене»
22.05 20:45 Прокуратуру попросили проверить «воздействие» Transparency на Поклонскую
22.05 20:27 Депутат получил 2,5 года за вымогательство у экс-главы «Калашникова»
22.05 20:06 Будущим уральским педагогам задали реферат об угрозе либерализма
22.05 19:44 Реальные доходы населения упали в апреле на 7,6%
22.05 19:33 Путин присвоил Турчаку медаль за заслуги перед отечеством
22.05 19:26 Суд отменил штраф центру Рерихов в размере 200 тысяч рублей
22.05 19:11 По делу Захарченко объявлен в розыск полковник ФСБ
22.05 18:59 В ФБК сообщили о признании связанных с Пригожиным компаний картелем
22.05 18:47 Мосгорсуд признал законным изъятие у тещи Ходорковского 120 тысяч долларов
22.05 18:30 Россия не уйдет из организации черноморских государств при председателе-Украине
22.05 18:08 Медведев спрогнозировал рост ВВП «под два процента» по итогам года
22.05 18:06 МВД заявило о первом деле против авиадебошира
22.05 17:48 Против российских паралимпийцев продлены санкции
22.05 17:31 «Арсенал» потребует от «Спартака» заплатить за ущерб от действий фанатов в Туле
22.05 17:25 Умер спортивный комментатор Владимир Перетурин
22.05 17:21 Планетологи сравнили речные сети Земли и Титана
22.05 17:17 Глава пастафарианской церкви рассказал о проблемах в школе из-за участия в митинге
22.05 17:01 В Кремле прокомментировали возможное введение виз Украиной
22.05 17:01 Обвинение запросило для экс-главы ФСИН девять лет колонии
22.05 16:36 Макрон и Путин встретятся в Версале
22.05 16:31 В Кремле не впечатлились письмом от сына арестованного украинского журналиста
22.05 16:10 В Кремле опровергли планы повысить явку «неполитическими референдумами»
22.05 15:56 Трое школьников повредили более 150 надгробий на свердловском кладбище
22.05 15:31 Росгвардия опровергла убийство сотрудника-гея в Чечне
22.05 15:17 Археологи разыскали в Англии лагерь войска викингов
22.05 15:17 Сенаторы предложили Думе увеличить штрафы за незаконное распространение SIM-карт
22.05 14:38 Кадыров удвоил свои доходы в 2016 году
22.05 14:34 Кудрин назвал пять опасных мифов об экономике России
22.05 14:07 Россия и Турция подписали обещание о снятии ограничений в торговле
22.05 13:56 Рекордные 364 млн рублей выиграл в лотерею житель Сочи
22.05 13:49 Найдены следы древнейших австралийцев
22.05 13:40 Автомобиль наехал на пешеходов в Тель-Авиве незадолго до приземления Трампа
22.05 13:31 Погибшие в Сирии российские военные советники были брошены сирийской армией в разгар боя
22.05 13:15 Суд взыскал с Киркорова 500 тысяч рублей по кредиту
22.05 13:06 Убийца российского пилота приговорен в Турции к пяти годам заключения
22.05 12:57 У ХХС из-за очереди к мощам до середины июля ограничено движение
22.05 12:43 Генпрокуратура не нашла конфликта интересов у главы Россельхознадзора
22.05 12:32 Решение ЕС о безвизовом режиме с Украиной вступит в силу через 20 дней
22.05 12:15 Полиция задержала группу из 20 похищавших деньги хакеров
22.05 11:57 В Сирии погиб еще один российский военный советник
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.