Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 17:42
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Диклофенак, без грифа, секретно

Cовременные зороастрийцы. Бомбей
Cовременные зороастрийцы. Бомбей

Во второй половине 1990-х в Индии стала резко сокращаться популяция грифов. Три вида: бенгальский гриф (Gyps bengalensis), индийский сип (Gyps indicus) и тонкоклювый гриф (Gyps tenuirostris) – оказались на грани исчезновения. Доктор Дебби Пейн, научный сотрудник Королевского общества защиты птиц, сказала: «В 1980 году бенгальский гриф считался наиболее распространенным видом крупных больших хищных птиц в мире, но через десять лет популяция их уменьшилась более чем на 99%, погибли десятки миллионов птиц».

Причины катастрофического вымирания грифов выяснил коллектив ученых под руководством Линдсей Оакс из университета штата Вашингтон. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature. Исследователи рассмотрели разные возможные причины массовой смерти птиц: отравления ртутью, мышьяком, вирусные инфекции. Однако истинной причиной оказалось известное лекарство – диклофенак. Этот противовоспалительный препарат популярен уже несколько десятилетий. Он широко продается в аптеках под названиями вольтарен, диклак, ортофен и другими. Применяется он и в ветеринарии, а с 1994 года диклофенак активно использовали животноводы Индии.

Именно это вещество губительно для грифов, поскольку птицы питались телами умерших животных, которых ранее лечили диклофенаком. Но у грифов нет фермента, разлагающего диклофенак, и в результате это вещество накапливается в организме. Рано или поздно оно вызывает висцеральную подагру (то есть отложение уратов не в суставах, как при подагре в распространенном обывательском понимании, а во внутренних органах) и почечную недостаточность, от которой птицы умирают.

Грифы питались телами умерших животных, которых лечили диклофенаком. Не имея разлагающих это противовспалительное ферментов птицы умирали от почечной недостаточности.

Сейчас государственные органы Индии, ученые и природоохранные организации предпринимают меры для восстановления почти исчезнувшей популяции. Правительство в 2005 году объявило о намерении отказаться от использования диклофенака в животноводстве. На смену этому препарату приходит нетоксичный для птиц мелоксикам. А стране приходится справляться с последствиями этой истории.

Последствий оказалось много. С исчезновением грифов их экологическую нишу падальщиков заняли одичавшие собаки, численность которых тут же резко возросла. Это привело к увеличению случаев заболеваний бешенством, в стране, которая и раньше была весьма неблагополучна по этому показателю. Сейчас Индия на первом месте в мире по числу ежегодно выявляемых случаев заражения, от бешенства умирает около 20 тысяч человек в год – примерно треть от общего числа жертв.

Специалисты опасаются также, что смена грифов в роли падальщиков одичавшими собаками и крысами увеличит эпидемиологическую опасность. Пищеварительная система грифов способна уничтожать многие виды патогенов, встречающихся на трупах животных. Пищеварительная система млекопитающих не обладает этим свойством, поэтому экскременты собак и крыс могут стать источником инфекции, что особенно опасно в стране с высокой плотностью населения.

Еще одним последствием оказались леопарды. Дикие собаки для леопарда – желанная добыча, поэтому с увеличением численности собак леопарды стали всё чаще заходить в города. Это привело к нескольким случаям нападения леопарда на детей.

Наконец, есть и важное социальное последствие. Дело в том, что в Индии, в штатах Гуджарат и Махараштра, живут парсы – приверженцы зороастризма, переселившиеся в VIII веке из Ирана. Больше всего парсов живет в Мумбаи (Бомбее) – до 45 тысяч. Зороастризм порицает кремацию, помещение трупа в воду и погребение в землю, поскольку это считается ритуальным загрязнением, и предписывает оставлять тело в пустынном месте на растерзание хищным зверям и птицам. Изначально труп просто закрепляли на камнях, в исламскую эпоху стали возводить особые строения – дакхмы (дахмы), которые позволяли не раздражать видом таких похорон мусульман. На верху дакхм расположена огороженная каменной стеной площадка, на которой располагали тела умерших. Птицы быстро расправлялись с телами, а остатки костей служители сбрасывали в каменный колодец в центре дакхмы.

После почти полного исчезновения индийских грифов отлаженный механизм зороастрийского погребения остановился. Тела умерших месяцами лежали на дакхмах,  однажды фотографии тел попали в интернет, вызвав скандал. В недавно вышедшем сборнике «Смерть в Махараштре», посвященном смерти в культуре различных групп населения этого индийского штата, есть статья Антона Зыкова о ритуалах смерти у парсов Бомбея. В ней автор уделил много внимания реакции парсов на случившееся.

Бомбейский панчаят – руководство парсийской общины – пытается предпринять разнообразные меры. Один из проектов предусматривал завоз сотни грифов из штата Харьяна на севере Индии. Грифов планировали содержать возле дакхм, окружив строения сетками, не позволяющими птицам разлетаться. Однако проект был свернут, так как стало понятно, что грифы не будут размножаться в неволе, а применение диклофенака самими парсами всё равно приведет к гибели птиц. Панчаят призвал верующих отказать от употребления диклофенака и некоторых других лекарств.

Также возле дакхм устанавливают отражательные панели, которые концентрируют на крышах солнечные лучи. Священнослужители-парсы уверяют, что процесс разложения тел при этом ускоряется, но температура не достигает градуса горения, следовательно, осквернения огня не происходит. Параллельно проводится озонирование воздуха в дакхмах для борьбы со зловонием.

Однако все больше сторонников появляется у идеи отказа от традиционного способа погребения. Среди жрецов-мобедов есть как новаторы, поддерживающие переход к кремации или погребению, так и ортодоксы, резко его отвергающие. Официально Бомбейский панчаят утверждает, что 96% членов общины предпочитают быть похороненными в дакхме. Среди парсов моложе 30 лет, как сообщает А. Зыков, число приверженцев традиционного погребения сейчас минимально.

Последствия вымирания грифов: эпидемиологическая опасность, атаки леопардов, угроза традиционной жизни парсов - приверженцев зороастризма.

Следует отметить, что реформизм среди парсов возник отнюдь не в последние годы. С изменением жизни в Индии в XIX – XX веках менялась и жизнь парсов. Парсы-предприниматели покупали пароходы и путешествовали на поездах, не смущаясь тем, что в их двигателях тяжелую работу выполняют священные стихии огня и воды. Замена домашних очагов керосином, газом и электричеством повлияла на традицию домашних богослужений. Многие парсы всё чаще задумывались над тем, что часть обрядов их религии кажутся им устаревшими. Это касалось и погребального обряда. Движение за кремацию возникло среди парсов Бомбея в начале XX веке, но столкнулось с сопротивлением традиционалистов. Жрецы отказывались исполнять похоронные обряды над телами тех, кто пожелал после смерти быть кремированным.

Зороастрийцы Ирана сейчас используют для погребения могилы, выложенные камнем и заливаемые цементом для изоляции от земли. Часто пишут, что такое изменение обряда произошло после исламской революции в Иране, однако первое кладбище (арамгах “место упокоения”) зороастрийцы-реформисты Тегерана построили еще в 1937 году. В 1939 возникло зороастрийское кладбище в Кермане, в 1965 – в Йезде. К началу 1970-х подавляющее большинство зороастрийцев Ирана уже хоронило усопших на кладбищах. В могилах хоронят зороастрийцев диаспоры: в Великобритании, США, Канаде, Австралии, а также в тех городах Индии, где парсов мало, и нет дакхм. Мало у кого из них находятся средства (да и желание) для доставки тела в Индию. 

Примеры иных типов погребения можно найти и в истории зороастризма. Цари доисламского Ирана немало воевали, а после битв невозможно обеспечить похороны большого числа погибших по зороастрийскому обычаю. Историки предполагают, что в таких случаях прибегали к ингумации, изолируя тела от земли слоем глины или извести. Следы такого способа можно найти в описании греко-персидских войн у Геродота (VIII. 24): «С телами павших царь сделал вот что. Из всего числа павших в его войске под Фермопилами (а их было 20 000 человек) Ксеркс велел оставить около 1000, а для остальных вырыть могилы и предать погребению. Могилы были покрыты листвой и засыпаны землей, чтобы люди с кораблей их не увидели».

В XX веке численность парсов снижается. Для традиционалистов кажется ценным любой элемент этноконфессиональной идентичности, и отказ от традиционного погребения они воспринимают как еще одну уступку волнам времени, размывающим народ парсов. Реформисты же полагают, что перемены могут помочь парсам сохраниться в изменившемся мире.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.