29 марта 2024, пятница, 09:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 марта 2013, 20:55

Блеск и нищета советского автопрома

Директор Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский и "Москвич-408".
Директор Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский и "Москвич-408".

Директор Музея ретроавтомобилей  Дмитрий Октябрьский провел для «Полит.ру» экскурсию по выставке «Поехали!» и рассказал об основных проблемах и достижениях советской автомобильной индустрии.

Дмитрий Юрьевич, как я понимаю, на выставке представлено довольно много моделей, известных не только в СССР?

Все автомобили заводов АЗЛК и ГАЗ все достаточны известны, преимущественно в Европе. «Москвич» экспортировался в 92 страны, «Волга» тоже шла за рубеж. Автомобили были довольно популярны и по причине того, что многие из них засветились в кинематографе СССР и дружественных социалистических стран. Но это была не реклама - ее как таковой не было. При дефиците что дашь, то купят. А для экспорта у нас были  рекламные плакаты, ролики с русскими красавицами и просторами.

Наши автомобили получали многочисленные международные премии и призы, их не обходила вниманием зарубежная пресса. «Москвичи» и «Волги» принимали участие в международных гонках и ралли, занимали там достойные позиции. У нас есть и свои принципиальные дизайнерские наработки, не похожие на западные. Яркий образец – это «Москвич-408», знакомый зрителям по фильму «Бриллиантовая рука». Помните крылатую фразу оттуда: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!».

На выставке представлен зарубежный вариант - руль с правой стороны. Модель уникальна, мы здесь ничего не копировали - это наше изобретение, абсолютно узнаваемый автомобиль. Последующие модификации делались на этой основе. Я очень жалею, что у нас не было тогда рыночной экономики -  у завода были очень хорошие перспективы развития своей собственной марки, бренда. На автомобильном рынке мы могли бы серьезно конкурировать именно со своим дизайном и подходом к автомобилям.

«Москвич 408», знакомый всем по фильму «Бриллиантовая рука»

 

 

 

«СМ3 С3А»  из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»

 

А в чем состоял этот подход?

Страна была изнурена всевозможными войнами, это давало свой отпечаток и след, машины делались очень практичными. Почему эта модель была так популярна за границей? Из-за низкой цены. Мы производили в тот момент на автомобильном рынке самые дешевые автомобили - тогда на нем не было ни Китая, ни Кореи, ни Индии. При этом качество наших образцов полностью соответствовали международному уровню. У «Москвича-408» стоит очень хороший мотор, по бензину уходило всего 7 литров, это был 72-ой, и это очень хороший параметр. Вообще наши автомобили отличались низкооборотным мотором для тяги и проходимости, высоким клиренсом (почти таким же, как у нынешних, кроссоверов).

Правда, с ценой у нас перегибы. Помните шкалу себестоимости? Буханка черного хлеба имела себестоимость 3 рубля, а люди покупали ее по 15-20 копеек. «Москвич» обходился государству в 600-900 рублей, а продавали его за 6-8 тысяч. Логика в этом, конечно, была: за рубеж мы продавали эти машины не совсем прибыльно, но их без проблем покупали, даже за валюту. А валюта очень была нам нужна тогда - за нее мы покупали технологии.

Я слышал, что в Советском Союзе машина играла своеобразную роль средства поощрения?

Нет, поощрением это не было. Автомобиль дарился в исключительных случаях и только заслуженным людям, например, космонавтам или известным ученым. В СССР была, скорее, шкала распределения: тот же «Уазик» выдавался в некое служебное пользование председателям колхозов, геологам, людям, которые работали там, где не было дорожного полотна. Эти автомобили сдавались после выхода на пенсию.

А для обычных людей насколько реально было все-таки получить свой автомобиль?

Для простого гражданина автомобиль в СССР – это роскошь, мечта, символ благополучия, статус, социальный уровень. А если у вас «Волга», то это вообще значит, что вы уже не простой человек.

Газ-21 «Волга»

 

А «Запорожец»- разве это не была попытка создания автомашины, доступной для всех?

История этой машины началась с ЗАЗ-965, в народе его называли «горбатый», его скопировали с «Фиата». Это был очень симпатичный малолитражный автомобиль, и действительно пытались понизить его стоимость и цену, но все равно он стоил достаточно дорого. На него записывались в очереди, копили деньги... Он передавался по наследству. Это было достояние.

ЗАЗ-965. Прозван в народе «Горбатым»

 

 

 

ЗАЗ-968П

 

 

Уже потом был выпущен «Запорожец 966», его называли «ушастик». Они в цене были самые дешевые, но, поймите, что даже 3000 рублей за него – это были огромные деньги. Ипотек нет, банков нет - вот и копили 10 лет. 120 рублей - средняя зарплата инженера. Допустим, вы откладываете 60 рублей на мечту, перебиваясь хлебом и кефиром. За год, допустим, у вас получалось в среднем 600 рублей. И сколько лет вам нужно? Да и встать на очередь была проблема. Была комиссия, льготники.

ЗАЗ-966. Известен как «Ушастик»

 

А этот дефицит создавался не искусственно?

Дефицит был реальный и связан со многими причинами, которые не касаются напрямую автопрома. У нас после войны было всего два автомобильных завода. Сравните с Италией, Францией, Германией. Посмотрите, какое у них количество автомобильных марок. После войны у нас образовался «УАЗ», «ИЖ», на Украине – «ЗАЗ», знаменитый «АвтоВаз» в Тольятти. Это все как раз черты той политики увеличения количества автомобилей. Но все равно это оставалось роскошью.

А от чего пошла такая негативная слава «Запорожца»?

Из-за дешевизны. Логика была такая: максимум на что накопил – это «Запорожец». Такая социальная градация не была связана с качеством. В «Запорожце» был достаточно аскетичный салон, проблемы с отоплением, зимой в нем было просто холодно. К тому же надо понимать, что моторы с воздушным охлаждением требуют специфической езды -нельзя ехать долго и на значительные расстояния.

Иностранцы проектировали такие машины на воздушном охлаждении (тот же «Фиат») для Европы, где все очень компактно. Там все шло от потребителя, думали о том, что нужно человеку. У них нет таких расстояний, как у нас. Туда-сюда и всю страну уже объехал. На такой машине на скорости в 70 км/ч нельзя ехать больше 20 км, надо сбавлять скорость таково устройство автомобиля. Если на дальние расстояния, то проехал 50 км, попил кофейку с друзьями и только потом дальше.

А почему инженеры, проектирующие автомобиль, не учли разницу в расстояниях по сравнению с Европой?

Цель была делать много и дешево, на это не смотрели. Да и посмотрите, какие у нас автомобили были на селе – «Запорожцы» и «Москвичи». Самый дешевый сегмент. «Волги» была большой редкостью - они ютились в городах, столицах, но те, то кто жили в городах, были зажиточной частью населения. В районных центрах, конечно, тоже могли быть, но не массово.

В интернете я видел ролик, где «Запорожец» успешно проходит полосу препятствий, с которой не всегда справляются западные современные внедорожники? Такое возможно?

Я не смотрел ролик, но могу сказать, что «Запорожец» - очень проходимая автомашина, а самая проходимая – «ЛуАЗ». Так называемый транспортер переднего края. Машина использовалась как машина связи, скорой помощи, на них подвозились снаряды и боеприпасы. А потом были и гражданские версии - их очень полюбили охотники и люди из сельской местности. Можно было возить картошку, добытого зверя… Эта машина стоила недешево, не была скоростной, но обладала великолепной  проходимостью. И он продавался в частные руки, в отличие от «Уазика». Потом была «Нива», но это уже отдельный разговор.

 

ЛуАЗ-969

 

 

Насколько я понимаю, нынешние кроссоверы во многом делаются именно с «Нивы»?

Да, это был первый безрамный внедорожник, до сих пор обладающий потрясающими характеристиками. Иностранные инженеры были в шоке. Это была технологическая революция.

Насчет проходимости «Запорожцев». Он обладал низкооборотным двигателем, создавался крутящий момент. Играла роль и ширина протектора. Проще говоря, колеса были узкими. Вес автомобиля тоже важен. Чем он легче, тем его позиции интересней. Короткая длина автомобиля тоже дает преимущества в этом плане.

«Запорожцы» очень выносливые. На их плечах перевозилось все: картошка, роддома, свадьбы. На западе машины создавались ради красоты, комфорта, иногда как произведение искусства. А у нас все машины производились как работяги. 

И могли работать очень долго?

Да, и тут есть еще одна уникальность советского  автопрома. Она состоит в том, что все наши автомобили были стопроцентно саморемонтируемыми. Тогда же не было сервисов - станции у нас появились с приходом «Фиата». До этого машины в лучшем случае ремонтировались в гараже, в худшем – во дворе. Все меняли сами, ремонтировали моторы на кухне, машина ездила и ездила. Безусловно, были сложности с кузовным ремонтом, но мы всегда находили куда обратиться.

Получается, что по советском автопрому  можно многое сказать и о СССР?

Автомобили – это вообще отражение всего. Только в автомобиле мы видим все то, что человечество могло изобрести, включая материалы и технологии. Там вся таблица Менделеева. Мебель, дизайн, технологии. Все в автомобиле.

Да и по странам во многом автомобильная индустрия – это показатель определенных достижений...

А у нас сейчас есть шанс на этом поприще?

Хороший вопрос, я долго над ним думал. Для начала стоит понять, а был ли у нас сильный советский автопром? На самом деле - нет. Мы обогнали весь мир в одном направлении – в отверточной сборке. На начало прошлого века такого уровня ее не было в другой стране. Первым заводом был «ГАЗ».

Но «Москвичи» – это во многом «форды» и «опели». «Победы», «Волги» – это американский стиль. «Запорожец» – это «Фиат». Покажите наш завод, который делал что-то свое. Да, был неповторимый «Москвич-408», «УАЗик», «Нива», «Волга 21», которая взяла гран-при и по своим характеристикам обогнала множество соперников.

«УАЗики» вообще уникальные автомобили. Тот же знаменитый «Гелендваген», который появился позже, очень на него похож. Когда дело доходит до грязи, наш «УАЗик» до сих пор одна из самых проходимых автомашин в мире - я лично экспериментировал. Европейские и японские внедорожники комфортны,  пока в болото не попадешь. А он грязи не боится - ни снаружи, ни внутри.

У нас были неплохие советские автомобили, в чем-то даже лучшие, передовые. Но наработки мы брали зарубежные. А нужен ли вообще российский автопром? Если человек едет на немецком автомобиле, который принадлежит американцам, а произведен в Калининграде, магнитола японская , ткань салона из Турции - то чей это автомобиль? А какая, по сути, разница? Рынок глобализировался и в автомобильной индустрии, роль играют только бренды.

А не стоит ли нам попытаться развить какой-нибудь свой бренд?

Ну вот «Ладу» сейчас будут выпускать на базе «Рено», ее приобрели французы. Нужно отдать должное, не можем мы конкурировать с «Рено Логан»  - у меня есть такая служебная. Это отличная машина за такие деньги... Теперь будет «Рено Логан» с названием «Лада». Есть «Додж», «Шевроле», «Понтиак» –  это практически одинаковые машины сейчас, но кто-то хочет именно «Додж», а кто-то предпочитает «Шевроле». Если будут те, кто захотят видеть  бренд «Лада» - он будет.

Лада-1500 Kombi

А вот эта модель, «Долгорукий», выглядит оригинально.

Она удлиненная, видимо, поэтому «Долгорукий», на 20 см длиннее, чем обычные автомобили, двухлитровый мотор. Эта машина сконструирована в 70 годах - представляете, что бы было, если бы она вышла в это время? Это был бы прорыв! В 70-е годы вообще были очень хорошие разработки у АЗЛК. Но когда они выпускаются через 15 лет… Если бы мы все делали своевременно, было бы здорово.

 

Москвич-2141. Если бы эта машина была выпущена в 70-е годы, это был бы фурор!

 

 

А почему не удавалось все делать к месту и времени?

Глобальная социалистическая система, моменты согласования, бюрократия...

А вот эта модель «Буратино»? В ней было много деревянных частей из-за недостатка металла после войны?

Верно, и кабриолеты появились тоже не потому, что сильно в них кто-то нуждался - дефицит стали. Но дело не только в этом. Эта машина имеет определенные технические характеристики: дерево позволило убрать какое-то количество веса, что позволило увеличить грузоподъемность.

 

Москвич - 422, «Буратино»

А что вы можете сказать об этой спортивной модели?

Это «ГЛ-1», «Гоночная Липгарта». Прототип. Был несколько вариантов модификаций. Она погибла. В 1940 году она установила рекорд скорости по Союзу – 162 км/час. Но все иностранные автомобили уже гоняли за 200 км/час...

ГЛ-1 поставил рекорд скорости для СССР

А в чем тогда был смысл ее создания? Просто попытка?

И попытка, и надежда. Зачем гоночные машины вообще? Это базисно-прототипная вещь. Обкатывались новые решения, аэродинамика, скорость. Потом это внедрялось и в обычные машины. Гоночная машина – это первопроходец для конвейерных автомобилей, экспериментальный автомобиль. Этот был сделан с «ГАЗ-61». Сняли крылья, заузили кузов, убрали лишний вес. Он стильный, неординарный. Мне очень нравится.

ГАЗ-61 являлся прототипом ГЛ-1

А ваш любимый экспонат здесь есть?

Мне постоянно задают этот вопрос. Я их все люблю. Но в плане гармоничности, на чем я сам с охотой езжу… Я предпочитаю «Москвич-401», «Победу» и «Волгу-21». Эти автомобили мне очень нравятся. Это работяги, на которых приятно ездить каждый день и получать удовольствие.

То есть вы на них прямо по городу ездите?

Да, прямо по городу, на работу, с работы.

А как вы пришли к этому хобби?

Появились деньги, захотелось купить что-то для души. Менял постоянно машины, не мог найти что-то свое. Купил себе «Москвич-402». Поездил на нем один год, получил массу удовольствия, но потом эта машина мне показалась маленькой, купил «Волгу 21», потом решил, что мне всегда нравилась по дизайну «Победа». А потом понял, что самый пик – это «Чайка». Параллельно купил еще другие машины, уже появился гараж. Тогда я понял, что остановиться уже не могу. Влюбился в это дело. Но коллекционировать все подряд нельзя - поэтому я решил собрать весь советский автопром. Вот так получилась коллекция, потом появился Музей ретро-автомобилей, я стал его руководителем, и из хобби это превратилось в работу.

«Чайка» – советский автомобиль представительского класса»

 

Знаменитая «Победа»

 

Уникальность советского автопрома в том, что это было, но в будущем его уже никогда не будет. И даже если потом появится новый бренд «Москвич», это будет уже что-то совершенно другое.

Выставка советского автопрома «Поехали!» проходит в Московском Большом Манеже до 24 марта. 

ГАЗ-12-ЗИМ

 

Москвич-407

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.