29 марта 2024, пятница, 18:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Конфликтный вид искусства

Балет
Балет
Фото: culturacolectiva.com

Дискуссии вокруг нападения на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина оставляют впечатление, что этот инцидент стал лишь результатом каких-то «долгосрочных процессов», происходящих в российском балете уже некоторое время. По крайней мере, об этом уверенно заявляют многие известные артисты.

Продолжением этой истории уже называют и попытку ограбления квартиры танцовщика Николая Цискаридзе. Предполагаемое преступление было совершено 21 марта. Дверь была взломана, однако из квартиры ничего не пропало. Поэтому в прессе сразу возникло предположение о «поисках компромата», который может быть использован в «конфликте», якобы имеющем место в театре.

Несмотря на эти дискуссии, сотрудники МВД пока считают, что нападение на Филина носит сугубо частный характер. По крайней мере, об этом свидетельствует опубликованная ведомством информация.

Преступник напал на Филина рядом с его домом вечером 17 января. Артист смог добраться до будки охранника на автостоянке, и тот вызвал скорую помощь. Пострадавшего доставили в 36-ю Городскую клиническую больницу, где врачи диагностировали у него ожог лица и шеи (от 2 до 4 степени на различных участках) и ожог роговицы глаз 3 степени.

Сергей Филин

После проведения нескольких операций в Москве Сергей Филин отправился продолжать лечение в Германию в клинику города Ахена. Главная цель врачей — сохранить пациенту зрение. 5 марта полиция задержала троих подозреваемых — исполнителей и предполагаемого заказчика преступления, артиста балетной труппы Павла Дмитриченко.

 

Сотрудники полиции 6 марта сообщили, что все трое задержанных написали явку с повинной. Через несколько дней появилась информация о том, что Дмитриченко отказался от показаний и заявил о своей невиновности. В социальных сетях было распространено его короткое заявление: «Не верьте никому! Я не заказывал Филина обливать кислотой, это не мужской поступок! И я бы никогда этого не сделал бы, тем более я это не оплачивал».

Как бы то ни было, суд принял решение об аресте всех подозреваемых, а коллеги Павла Дмитриченко выступили в его защиту, не поверив в версию правоохранительных органов.

В блогах появилось открытое письмо коллектива артистов Большого Театра, а также начался сбор средств для оплаты услуг «сильного адвоката». «Павел подписал явку с повинной и был арестован. Ему грозит тюремное заключение сроком до 12 лет. Артисты труппы Большого театра уверены в невиновности своего коллеги и полагают, что со стороны следствия на него было оказано давление, результатом которого стал самооговор», - написали артисты в своем обращении.

О причинах инцидента в последние недели было сказано очень много. Вскоре после задержания подозреваемых следователи МВД сухо сообщили, что мотивом преступления стал конфликт, «возникший на почве личных неприязненных отношений между Дмитриенко и Филиным, связанных со служебной деятельностью».

В то же время в социальных сетях люди близко знакомые с данной темой выдвинули версию о том, что некоторое отношение к случившемуся имеет юная балерина Анжелина Воронцова. В частности, сообщалось, что Сергей Филин, который с 2008 по 2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, нашел талантливую девушку в Воронежском хореографическом училище, помог переехать в Москву и снять квартиру.

Однако Анжелина по какой-то причине не стала выступать в труппе, которой тогда руководил Филин, а отправилась на работу в Большой театр и стала ученицей Николая Цискаридзе. Здесь она познакомилась с солистом Павлом Дмитриченко, и вскоре у них завязались близкие отношения. В марте 2011 года Сергей Филин неожиданно сам перешел в Большой театр и был назначен худруком балетной труппы. Это, по мнению некоторых участников дискуссии, и стало прологом конфликта.

В частности, по одной из версий, поводом для недовольства могло стать распределение балетных партий новым худруком, и Дмитриченко мог мстить Филину за то, что он обходит вниманием Воронцову. Цискаридзе в одном из телевизионных интервью подтвердил, что у Сергея Филина возникали конфликты с артистами по этому поводу. Впрочем, достоверность информации о преступлении на почве творческой ревности не может быть однозначно подтверждена.

 

Анатолий Иксанов

Другую версию высказал генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. В прессе он обвинил Николая Цискаридзе в том, что тот мог косвенно спровоцировать конфликт между Филиным и Дмитриченко, желая занять пост руководителя балетной труппы. Цискаридзе решительно отверг эти предположения и обвинил руководство театра в попытке дискредитировать его из-за давних разногласий. Ранее танцовщик резко критиковал администрацию театра за результаты проведенного ремонта здания, а в конце декабря 2012 года был внезапно уволен с должности педагога-хореографа.

 

Самое активное участие в обсуждении инцидента, помимо Николая Цискаридзе, приняла балерина Анастасия Волочкова. Ее недавнее заявление о том, что руководство ГАБТ принуждает балерин предоставлять «эскорт-услуги» состоятельным бизнесменам, вызвало настоящий скандал. В ситуации с Филиным оба танцора тоже винят руководителей большого театра, и особенно часто звучит имя Иксанова.

Как именно директор театра, назначенный на этот пост 13 лет назад распоряжением правительства, мог влиять на конфликт двух участников балетной труппы — никто не объяснил. Однако артисты жестко раскритиковали деятельность директора учреждения и пришли к выводу, что он «должен нести ответственность» за сложившуюся ситуацию. Цискардзе через прессу даже предложил уволить Иксанова и заявил, что сам готов занять эту должность. Иксанов в ответ подчеркнул, что для руководства театром необходимо обладать «некими другими качествами... помимо скандальности и известности».

Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе за последние десять лет и сами не раз оказывались героями громких скандалов, так или иначе связанных с руководством театра. Именно в этот период в прессе начали всплывать многие неприятные подробности из жизни современного российского балета. Оказалось, что интриги и «войны компроматов» в Большом театре в период 2000-х гг. по накалу страстей вполне могли бы сравниться с политическими конфликтами середины 90-х.

На тематических форумах в Сети не раз всплывали истории о «незаслуженных карьерных взлетах», оплаченных богатыми родственниками, о заключении контрактов с отдельными танцовщиками на «кабальных условиях» и даже об увольнениях из-за шантажа некоторыми фактами личной жизни. А уж рассказы о «стекле в пуантах» стали едва ли не главным символом отечественного балета (в другой версии этой архетипической истории фигурируют обломки бритвенных лезвий).

Один из работников Большого театра, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре с «Полит.ру» рассказал об атмосфере, которая сейчас царит в коллективе: «Могу сказать, что сейчас и внутри театра уже устали от льющихся потоков грязи. Что касается Анастасии Волочковой, никто ее не воспринимает всерьез, так как ее даже балериной сложно назвать, последние 10 лет она даже не в профессии. Она сейчас просто занимается сведением старых счетов, раз ей представилась такая возможность. Николай Цискаридзе ведет себя ровно так же, как вел всегда, это его затяжной конфликт с руководством театра, который никуда не девался. В отношении руководства нынешнего я не буду давать никаких комментариев, ни хороших, ни плохих».

Юрий Григорович. Фото: Иван Журавлев / Югополис

Следует заметить, что в жизни балетной труппы Большого театра серьезные перемены начались в 1995 году после увольнения Юрия Григоровича, одного из самых известных хореографов XX века, который занимал пост главного балетмейстера с 1964 года. С его именем связывают небывалый взлет советского балета и широкое международное признание, полученное в ходе многочисленных гастрольных выступлений.

 

Другая сторона триумфального периода - железная, почти армейская дисциплина, которую сохранял Григорович в труппе долгие десятилетия. Жесткий характер балетмейстера стал легендой. При нем не могло быть двух мнений по поводу распределения партий. А артисты в случае необходимости безропотно продолжали репетиции до глубокой ночи.

Уход Григоровича в средине 90-х сопровождался конфликтом с администрацией театра. Вот что он сам говорил по этому поводу вскоре после увольнения: «Разговоры о том, что меня «убрали», сильно преувеличены. Я ушел сам, ибо не мог мириться с воинственным равнодушием и безразличием к искусству нового руководства, не мог противостоять хаосу, бескультурью, откровенному цинизму. Требовал условий для нормальной творческой работы. Я ушел, не позволив себя обуздать. За мной ушли крупные мастера, которые не мыслили свою творческую жизнь с иным руководителем», - рассказывал он.

По общему признанию, атмосфера в труппе после 1995 года стала стремительно меняться. Сменяли друг друга и художественные руководители. Двое ближайших предшественников Филина — Алексей Ратманский и Юрий Бурлака — по официальной версии оставили должность из-за творческих разногласий. Первый ушел из-за упреков в «излишнем модернизме», а контракт со вторым не продлили, наоборот, из-за консервативного подхода.

 

Геннадий Янин

В 2011 году наиболее вероятным кандидатом на этот пост являлся хореограф Геннадий Янин. Но незадолго до подписания документов о его назначении в сети появился целый сайт с фотографиями порнографического характера, на которых был запечатлен «человек, похожий на Янина». При этом ссылка на сайт была разослана по электронной почте многим известным деятелям искусства. В результате хореограф был вынужден уйти из театра, а вместо него был приглашен Сергей Филин.

 

Наблюдения за последними событиями в Большом театре приводят к мысли о том, что балет — какой-то особый «конфликтный вид искусства». Конечно, стоит помнить, что оценка результатов любого творчества всегда будет субъективной, и это неизбежно создает почву для «творческих дискуссий». А в данном виде искусства заняты не отдельные мастера, а целый коллектив, что может усугублять ситуацию. Но те крайние проявления конфликтов, свидетелями которых мы стали, никак нельзя объяснить «особенностями жанра».

Алексей Ратманский

Пожалуй, наиболее емкое и четкое определение ситуации дал бывший художественный руководитель балетной труппы Алексей Ратманский. Хореограф, который после ухода из ГАБТ успешно занимается постановками в Нью-Йорке и европейских столицах, обратил внимание, что системной проблемой Большого театра в последние годы является «отсутствие театральной этики».

 

«Несчастье с Сергеем Филиным — не случайность. Многие болезни Большого — омерзительная клака, водящая дружбу с артистами, спекулянты и перекупщики билетов, полусумасшедшие фанаты, готовые перегрызть горло соперникам своих кумиров, циничные хакеры, вранье в прессе и скандальные интервью сотрудников — это один снежный ком. И ему причина — отсутствие театральной этики, которая разрушалась в Большом постепенно, конкретными людьми. Вот настоящая беда этого великого театра», - заключил он.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.