Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 августа 2018, воскресенье, 13:21
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 апреля 2013, 15:22

Старый мотив железных дорог

РЖД
РЖД
Фото: ex.ua

Премьер-министру России Дмитрию Медведеву понравилась идея вложения правительством 260 миллиардов рублей в развитие Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Деньги, по идее премьера, должны быть вложены в уставной капитал РЖД в течении 2013-2017 гг.

Примерно год назад стало известно, что РЖД в Генеральной схеме развития железных дорог до 2020 года оценила модернизацию БАМа и «поддержание» Транссиба в 918 миллиардов рублей (737 и 181 миллиард соответственно).

В инвестиционной программе РЖД запланировано вложение 520 миллиардов рублей до 2015 года в развитие дальневосточных портов и железнодорожных веток к ним.

В способности Российских железных дорог переварить сколь угодно большие инвестиции мало кто сомневается. Вот только преобразиться компания с более чем триллионным оборотом и миллионным штатом сотрудников так просто не сможет.

Несмотря на выгодную позицию «моста между Европой и Азией», Россия до сих пор не может пользоваться всеми благами такого положения. Сегодня практически весь грузооборот между Восточной Азией — Китаем, Японией и Кореей — Европой осуществляется по морю, через Суэцкий канал.

Рисунок: gazeta.ru

Многие геополитически мыслящие россияне мечтают, что однажды сухогрузы и танкеры поплывут по Северному морскому пути, контейнеры будут сгружаться в Ванино и Находке, и по железной дороге за считанные недели доставляться в Германию и другие страны Европы. Российский бюджет будет получать за все это законную прибыль и наконец экспорт углеводородов и металлов перестанет быть единственным источником наполнения казны.

Реальность, однако, заставляет если не отказаться от мечты, то хотя бы понять, что в ближайшее время она не воплотится в жизнь.

Северный морской путь, несмотря на глобальное потепление, открыт не круглый год. Да и летом ледовая обстановка там не всегда идеальная, так что суда в Северном Ледовитом океане должны быть защищены от неожиданностей, что, конечно, достаточно дорого. Да и при плавании из Японии в Гамбург через Индийский океан транспорт может зайти в несколько крупных портов для того, чтобы выгрузить какое-то количество контейнеров или загрузить дополнительный товар, а в Северном Ледовитом океане зайти удастся, разве что, в Мурманск, ну или в Тикси в крайнем случае.

С проектом превращения российских железных дорог в связующее звено между Европой и Азией все тоже непросто. Потенциально перевозка по железным дорогам намного быстрее морского сообщения, но и дороже. Однако не в России.

Проблемы у условного бизнесмена, который решит отправить свой контейнер из Японии в Германию через Россию, начнутся уже на границе. Официально таможенные органы бодро отчитываются о том, что время проверки каждого контейнера скоро будет составлять не более двух суток, однако в реальности редко когда удается провести товар через досмотр и поставить на железнодорожную платформу быстрее, чем за две недели.

Например, в начале февраля был задержан заместитель начальника одного из приморских таможенных постов, который требовал с бизнесменов по 10 тысяч долларов за беспрепятственное прохождение каждого контейнера. Одному из предпринимателей такса показалась завышенной, из-за чего он и обратился в правоохранительные органы.

Но если проблемы на таможне, формально, никакого отношения к РЖД не имеют, то далее дают о себе знать провалы в работе самой монополии.

Бизнесмен, который решил отправить свой контейнер через Россию, должен знать, что поездка по железной дороге начинается не в тот же день, когда его товар прошел таможенный контроль. Несмотря на то, что с Дальнего Востока идут две ветки — Транссиб и БАМ — в пиковый сезон на них случаются заторы, из-за чего груз еще дольше приходится держать в порту — а за простой необходимо платить.

Также потенциальному клиенту РЖД стоит знать о том, что такое коммерческая скорость поездов — это расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения, поделенное на время в пути, учитывая погрузку-разгрузку, стоянки и т. д. В России она позорно мала и последнее время только снижается. В 2012 году средняя коммерческая скорость грузовых поездов составила 9,1 км/ч, или 219 км/сутки. Конечно, во время движения скорость намного выше — около 50 км/ч, но какая разница бизнесмену, с какой скоростью его контейнер рассекает просторы Сибири, если он потом несколько дней стоит на сортировочной станции. Для сравнения, в Германии средняя коммерческая скорость движения поездов составляет 50-60 км/ч, а в США — около 45 км/ч.

Простой вагонов на сортировочных станциях

Транссиб — самая длинная железная дорога в мире, примерно в 9300 километров. То есть несчастный контейнер после того, как он покинет ворота владивостокской таможни, окажется на западе России, в среднем, более чем через 6 недель. Итого, вместе с двумя неделями на таможне, получается 8 недель, что уже сравнимо с перевозкой через Суэцкий канал. Вдобавок ко всему, РЖД иногда теряет груз, да и уровень сервиса, мягко говоря, не на высоте.

Причин снижения средней скорости несколько. Одна из основных — приватизация грузовых вагонов, в результате чего частные компании начали вкладывать в их модернизацию и производство немалые деньги. Сейчас РЖД считает, что из 1,2 миллионов грузовых вагонов 200-300 тысяч являются «лишними», потому что перегружают систему.

Несмотря на то, что приватизация грузовых вагонов, казалось бы, дала положительный эффект, есть и отрицательные стороны. Российская сеть железных дорог в современном ее состоянии создавалась по советским нормам и управлялась из единого центра, и при необходимости заказчик получал просто ближайшие пустые вагоны. Сейчас же многие вагоны ездят из одного конца страны в другой «порожняком», так как их владелец договорился перевезти, например, уголь из Ростовской области в Архангельскую, а ближайшие пустой состав у него в Челябинске.

Однако такой опыт заставляет РЖД не создавать единую диспетчерскую службу и налаживать взаимодействие между грузовыми компаниями, а всеми силами отбиваться от приватизации локомотивов.

О том, что строить железные дороги умеют и частные компании, никто вообще не вспоминает — хотя когда-то основная часть действующих сейчас в европейской части России железных дорог была построена именно частным капиталом, а только затем национализирована правительством.

Несмотря на гигантские суммы инвестиций в РЖД, которые на совещании озвучил премьер Дмитрий Медведев, для того, чтобы как-то улучшить состояние отечественных железных дорог, необходима политическая воля. РЖД - слишком большая компания, и она может даже не заметить многомиллиардных вливаний. Для радикального улучшения дел впервые за несколько десятилетий необходимо начать строить новые сортировочные станции и разъезды, прокладывать пути параллельно существующим, модернизировать не только парк локомотивов или оборудование в депо, но и систему управления хозяйством.

Когда-то железные дороги национализировались именно для того, чтобы облегчать такие глобальные реформы, теперь государство должно доказать, что способно их проводить. Иначе придется все-таки продавать РЖД, иначе железных дорог в стране совсем не останется.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:20 СМИ показали тостующего Путина на австрийской свадьбе
12:58 Матвиенко констатировала провал «либерального проекта» миропорядка
12:32 «Роскосмос» рассказал о взяточниках в РКК «Энергия»
12:11 Иран придумал способ завлечь иностранных туристов
11:40 Кадыров призвал не героизировать убийцу Буданова
11:14 Российский ритейл пообещал рост цен на еду вдвое быстрее инфляции
10:53 Жительница Твери стала «Миссис Россия 2018»
10:31 Внешний долг России сократился до шестилетнего минимума
10:11 У Александра Овечкина родился сын
09:53 Российские дипломаты обвинили США в пытках Бутиной
09:32 Путин не примет участие в обсуждении идеи Белоусова о сверхдоходах
09:14 Путин и Меркель провели трехчасовые переговоры
18.08 21:13 Главный евроскептик Британии возвращается в политику ради Brexit
18.08 20:43 Рухнувший мост в Генуе решили восстановить
18.08 19:55 Путин и Меркель начали переговоры в резиденции под Берлином
18.08 19:01 Марию Бутину неожиданно перевели в другую тюрьму
18.08 18:12 Украина заблокировала российский танкер на три года
18.08 17:24 Летевшего в Ставрополь на чужом месте пассажира забрали в полицию
18.08 17:10 Сын экс-депутата Шингаркина и его подруга найдены мертвыми
18.08 16:52 Эдуарда Успенского похоронили на Троекуровском кладбище
18.08 16:05 Президент Utair предупредил об убытке по итогам года
18.08 15:32 Путин приехал на свадьбу главы МИД Австрии
18.08 14:17 Лукашенко сменил «верхушку» правительства и министров
18.08 13:53 Главу ФОМС Дагестана задержали за мошенничество на 210 млн рублей
18.08 12:52 Экс-генсек ООН Кофи Аннан умер в возрасте 80 лет
18.08 12:15 Украинская чиновница призвала отключить в стране горячую воду
18.08 11:28 ЦБ РФ рассказал об атаках хакеров на банки во время ЧМ-2018
18.08 10:44 Мадуро в 60 раз повысил МРОТ в Венесуэле
18.08 10:09 Fitch отметило стойкость экономики РФ перед санкциями США
18.08 09:54 Число жертв обрушения моста в Генуе достигло 41 человека
18.08 09:27 Reuters узнал о попытке США прослушивать Facebook Messenger
17.08 20:52 РФС потребовал у УЕФА расследовать нападение болельщиков ПАОК на журналистов
17.08 20:20 Меркель приготовилась к непростым переговорам с Путиным
17.08 19:50 Лукашенко пообещал не «вешать и терзать» чиновников
17.08 19:26 Киев допустил конфискацию «Механика Погодина»
17.08 19:03 СМИ анонсировали отсутствие Медведева на слушаниях по пенсионной реформе
17.08 18:40 ЦБ назвал выросшие дивиденды причиной падения рубля
17.08 18:21 Минсельхоз назвал причины подорожания мяса
17.08 18:03 Путин сменил постпреда РФ при СНГ
17.08 17:59 Древнейший в мире твердый сыр был найден в египетской гробнице
17.08 17:44 Путин предложил кандидатов на пост глав Дагестана и Ингушетии
17.08 17:36 Росстат отметил рост реальных доходов и зарплат россиян
17.08 17:15 Рейтинги Путина и Медведева снова подросли
17.08 16:58 СМИ узнали о свадебном сюрпризе Путина для главы МИД Австрии
17.08 16:47 Источник рассказал об участии SpaceX в выкупе акций Tesla
17.08 16:32 В правительстве РФ отвергли идею увеличения налогов на бизнес
17.08 16:06 СМИ раздобыли показания водителя убитых в ЦАР россиян
17.08 15:39 ЦБ РФ сообщил о снижении сбережений и росте кредитов
17.08 15:37 Индия планирует пилотируемый космический полет в 2022 году
17.08 15:16 Москалькова одобрила смягчение наказания за репосты
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.