Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 09:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 апреля 2013, 15:22

Старый мотив железных дорог

РЖД
РЖД
Фото: ex.ua

Премьер-министру России Дмитрию Медведеву понравилась идея вложения правительством 260 миллиардов рублей в развитие Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Деньги, по идее премьера, должны быть вложены в уставной капитал РЖД в течении 2013-2017 гг.

Примерно год назад стало известно, что РЖД в Генеральной схеме развития железных дорог до 2020 года оценила модернизацию БАМа и «поддержание» Транссиба в 918 миллиардов рублей (737 и 181 миллиард соответственно).

В инвестиционной программе РЖД запланировано вложение 520 миллиардов рублей до 2015 года в развитие дальневосточных портов и железнодорожных веток к ним.

В способности Российских железных дорог переварить сколь угодно большие инвестиции мало кто сомневается. Вот только преобразиться компания с более чем триллионным оборотом и миллионным штатом сотрудников так просто не сможет.

Несмотря на выгодную позицию «моста между Европой и Азией», Россия до сих пор не может пользоваться всеми благами такого положения. Сегодня практически весь грузооборот между Восточной Азией — Китаем, Японией и Кореей — Европой осуществляется по морю, через Суэцкий канал.

Рисунок: gazeta.ru

Многие геополитически мыслящие россияне мечтают, что однажды сухогрузы и танкеры поплывут по Северному морскому пути, контейнеры будут сгружаться в Ванино и Находке, и по железной дороге за считанные недели доставляться в Германию и другие страны Европы. Российский бюджет будет получать за все это законную прибыль и наконец экспорт углеводородов и металлов перестанет быть единственным источником наполнения казны.

Реальность, однако, заставляет если не отказаться от мечты, то хотя бы понять, что в ближайшее время она не воплотится в жизнь.

Северный морской путь, несмотря на глобальное потепление, открыт не круглый год. Да и летом ледовая обстановка там не всегда идеальная, так что суда в Северном Ледовитом океане должны быть защищены от неожиданностей, что, конечно, достаточно дорого. Да и при плавании из Японии в Гамбург через Индийский океан транспорт может зайти в несколько крупных портов для того, чтобы выгрузить какое-то количество контейнеров или загрузить дополнительный товар, а в Северном Ледовитом океане зайти удастся, разве что, в Мурманск, ну или в Тикси в крайнем случае.

С проектом превращения российских железных дорог в связующее звено между Европой и Азией все тоже непросто. Потенциально перевозка по железным дорогам намного быстрее морского сообщения, но и дороже. Однако не в России.

Проблемы у условного бизнесмена, который решит отправить свой контейнер из Японии в Германию через Россию, начнутся уже на границе. Официально таможенные органы бодро отчитываются о том, что время проверки каждого контейнера скоро будет составлять не более двух суток, однако в реальности редко когда удается провести товар через досмотр и поставить на железнодорожную платформу быстрее, чем за две недели.

Например, в начале февраля был задержан заместитель начальника одного из приморских таможенных постов, который требовал с бизнесменов по 10 тысяч долларов за беспрепятственное прохождение каждого контейнера. Одному из предпринимателей такса показалась завышенной, из-за чего он и обратился в правоохранительные органы.

Но если проблемы на таможне, формально, никакого отношения к РЖД не имеют, то далее дают о себе знать провалы в работе самой монополии.

Бизнесмен, который решил отправить свой контейнер через Россию, должен знать, что поездка по железной дороге начинается не в тот же день, когда его товар прошел таможенный контроль. Несмотря на то, что с Дальнего Востока идут две ветки — Транссиб и БАМ — в пиковый сезон на них случаются заторы, из-за чего груз еще дольше приходится держать в порту — а за простой необходимо платить.

Также потенциальному клиенту РЖД стоит знать о том, что такое коммерческая скорость поездов — это расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения, поделенное на время в пути, учитывая погрузку-разгрузку, стоянки и т. д. В России она позорно мала и последнее время только снижается. В 2012 году средняя коммерческая скорость грузовых поездов составила 9,1 км/ч, или 219 км/сутки. Конечно, во время движения скорость намного выше — около 50 км/ч, но какая разница бизнесмену, с какой скоростью его контейнер рассекает просторы Сибири, если он потом несколько дней стоит на сортировочной станции. Для сравнения, в Германии средняя коммерческая скорость движения поездов составляет 50-60 км/ч, а в США — около 45 км/ч.

Простой вагонов на сортировочных станциях

Транссиб — самая длинная железная дорога в мире, примерно в 9300 километров. То есть несчастный контейнер после того, как он покинет ворота владивостокской таможни, окажется на западе России, в среднем, более чем через 6 недель. Итого, вместе с двумя неделями на таможне, получается 8 недель, что уже сравнимо с перевозкой через Суэцкий канал. Вдобавок ко всему, РЖД иногда теряет груз, да и уровень сервиса, мягко говоря, не на высоте.

Причин снижения средней скорости несколько. Одна из основных — приватизация грузовых вагонов, в результате чего частные компании начали вкладывать в их модернизацию и производство немалые деньги. Сейчас РЖД считает, что из 1,2 миллионов грузовых вагонов 200-300 тысяч являются «лишними», потому что перегружают систему.

Несмотря на то, что приватизация грузовых вагонов, казалось бы, дала положительный эффект, есть и отрицательные стороны. Российская сеть железных дорог в современном ее состоянии создавалась по советским нормам и управлялась из единого центра, и при необходимости заказчик получал просто ближайшие пустые вагоны. Сейчас же многие вагоны ездят из одного конца страны в другой «порожняком», так как их владелец договорился перевезти, например, уголь из Ростовской области в Архангельскую, а ближайшие пустой состав у него в Челябинске.

Однако такой опыт заставляет РЖД не создавать единую диспетчерскую службу и налаживать взаимодействие между грузовыми компаниями, а всеми силами отбиваться от приватизации локомотивов.

О том, что строить железные дороги умеют и частные компании, никто вообще не вспоминает — хотя когда-то основная часть действующих сейчас в европейской части России железных дорог была построена именно частным капиталом, а только затем национализирована правительством.

Несмотря на гигантские суммы инвестиций в РЖД, которые на совещании озвучил премьер Дмитрий Медведев, для того, чтобы как-то улучшить состояние отечественных железных дорог, необходима политическая воля. РЖД - слишком большая компания, и она может даже не заметить многомиллиардных вливаний. Для радикального улучшения дел впервые за несколько десятилетий необходимо начать строить новые сортировочные станции и разъезды, прокладывать пути параллельно существующим, модернизировать не только парк локомотивов или оборудование в депо, но и систему управления хозяйством.

Когда-то железные дороги национализировались именно для того, чтобы облегчать такие глобальные реформы, теперь государство должно доказать, что способно их проводить. Иначе придется все-таки продавать РЖД, иначе железных дорог в стране совсем не останется.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.