Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 13:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Ритуальное погребение осла обнаружено на раскопках в Тель-Хароре

Юноша и осел. Византийская мозаика V века
Юноша и осел. Византийская мозаика V века

Израильские археологи Ги Бар-Оз, Пирия Нахшони, Адас Мотро и Элиэзер Д. Орен опубликовали результаты раскопок в Тель-Хароре (библейская Герара) на юге Израиля, неподалеку от Беэр-Шевы. В результате раскопок в святилище, относящемся к III слою Бронзового века (1700/1650-1550 до н.э.), было открыто ритуальное погребение осла в упряжи и с вьючной сумкой на спине.

Это открытие не только свидетельствует о широком использовании упряжи в левантийском Бронзовом веке, но и археологически  подтверждает существование культа осла у ханаанеев II тыс. до н.э., что ранее было известно исключительно из письменных и иконографических источников. Подобные ритуальные захоронения обнаружены в раннедодинастическом Египте (Абидос, Тархан, Абусир, Хелуан) и в раннем Бронзовом веке Сирии и Месопотамии (Тель-Халава, Тель-Брак, Умм-Эль-Марра, Абу-Салабих, Киш, Ур).

Отдельные культовые погребения осла на территории Леванта ранее были неизвестны. Кости осла часто встречаются в Леванте в связи с погребальными ритуалами: как остатки ритуальной трапезы и как «транспорт» для перевозки умерших в мир мертвых. В Египте ослов хоронили у входа в гробницы, а в сирийском некрополе Умм-эль-Марра для ослов, привозивших покойников в некрополь и затем умерщвлённых, было отдельное погребение в круговом валу.

Поселение Тель-Харор в этот период было одним из крупнейших городов Леванта, оно занимало 40 акров и было укреплено массивными валами и глубоким рвом. Святилище, в котором был обнаружено ритуальное погребение осла, находилось в юго-западной части города и функционировало около 150 лет. Оно построено по плану, типичному для сирийских храмов этого времени, и включало в себя складские и подсобные помещения, а также просторный двор с многочисленными алтарями, в котором найден культовый инвентарь и следы жертв, в частности – полные скелеты молодых собак и крупных птиц.

Наибольший интерес у археологов вызвало то, что осёл был захоронен взнузданным в упряжь, от которой сохранились металлические детали, причём эти детали, а, возможно, и несохранившиеся детали из органических материалов, были намеренно испорчены, что вполне соответствует религиозным представлениям того времени. Сохранился и металлический крепеж седельной сумки, находившейся на спине. Такие сумки известны по изображениям из Бени-Хасана (Египет). Погребение было совершено в полу комнаты 3 х 6 м., в которой ранее был обнаружен череп другого осла. Отдельные кости этого второго осла (без упряжи) были найдены рядом с первым погребением. Поверх погребения были найдены кости овец и коз, приносившихся в жертву этим животным. Сохранились следы куполообразной крыши гробницы, обмазанной глиной. Поскольку металлические детали сбруи в погребениях ослов этого периода неизвестны, археологи предполагают, что эта инновация связана с активным использованием аналогичной упряжи в боевых колесницах.

Металлический крепеж седельной сумки

В эпоху неолита-палеометалла культ осла был распространен по всему Средизменоморью, но наибольшее значение ему придавалось как раз в Леванте. Он был связан умирающими и возрождающимися силами природы и, по всей видимости, был вытеснен монотеистическим иудаизмом уже к середине I тыс. до н.э., после чего сохранялся в фольклоре, что и послужило причиной нелепых обвинений иудеев и христиан в онолатрии (ослопоклонстве). Иосиф Флавий в трактате «Против Апиона» опровергает распространенную в позднеантичное время легенду о том, что в святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, — уверяет он [Апион], — когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег». Аналогичные обвинения выдвигались и против христиан, не только потому, что античные авторы часто путали иудеев и христиан, но и в силу широкой популярности евангельского эпизода, описывавшего въезд Иисуса в Иерусалим на осле. В римских подземельях была обнаружена карикатура на христиан (III в.н.э.) изображающая человека поклоняющегося распятому на кресте ослу или человекоподобному существу с ослиной головой и подписью «Анаксамен поклоняется своему богу».

Реконструкция седельных сумок на основе рисунка в гробнице в Бени-Хасан (Египет)

В историческое время на Ближнем Востоке образ бога-осла стал срастаться с культами более крупных мужских божеств: в Финикии и Сирии – Ваала, в Вавилонии – Ниниба, в Египте – Сета. С другой стороны, бог-осёл был связан с богинями смерти и возрождения, такими как Иштар-Астарта, а в сасанидском зороастризме трехногий осёл управлял сменой лунных фаз. Будучи вытесненным из религиозной практики, культ осла сохранялся в карнавальной культуре Византии и Западной Европы в течение всего Средневековья. У армян до начала прошлого века сохранялся обычай убийства осла на могиле предков человека, который долгое время не отдаёт долг. После ритуала душа предка должна была воплотиться в осла.

Найденное в Тель-Хароре погребение фиксирует  важный момент поклонения богу-ослу и реальному ослу, погребенному в храме, до того, как культ бога-осла стал сливаться с образами других божеств.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.