19 марта 2024, вторник, 08:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Львиноголовая богиня, часы-гномон и другие новейшие находки египтологов

Талатат. Фрагмент барельефа из коллекции Бруклинского музея
Талатат. Фрагмент барельефа из коллекции Бруклинского музея

Несмотря на неспокойную политическую обстановку, в Египте этой зимой не прекращалась работа археологов. Продолжили свою деятельность постоянные научные организации: Германский археологический институт в Каире, Общество исследования Египта, Французский институт восточной археологии, Австралийский центр египтологии, раскопки проводил и целый ряд экспедиций. Предлагаем читателям познакомиться с шестью произошедшими за минувшую зиму событиями в египтологии, которые представляются нам наиболее интересными.

Находка в Долине Царей

Найденные археологами Базельского университета в Долине Царей часы-гномон

Во время расчистки входа в гробницу Нехмес-Бастет, раскопанную археологами Базельского университета в Долине Царей, была обнаружена известняковая пластина с нарисованным на ней черной краской полукругом, разделенным на 12 секций по 15 градусов каждая. В центре пластины находится 16-сантиметровая выемка, в которую вставлялся металлический или деревянный стержень. Уникальность находки состоит в том, что это – древнейшие в Египте часы-гномон, предназначенные для измерения времени по отбрасываемой Солнцем тени. Такие часы многократно упоминались в погребальных текстах древнего Египта, часты свидетельства об использовании гномона и в светских текстах, но до сих пор найти такие часы не удавалось. Археологи объясняют редкость находок гномонов в Египте тем, что их функции выполняли обелиски – парные каменные колонны, стоявшие у входов в храмы. Как правило, их устанавливали таким образом, чтобы первый луч Солнца, вышедшего из-за горизонта в день летнего солнцестояния проходил между обелисками и, пройдя по центральной оси храма, падал на статую божества. И хотя погребение «певицы бога Амона» Нехмес-Бастет датируется серединой XIII в. до н.э., вполне вероятно, что сам гномон намного более древний, ведь погребения здесь совершались с начала III тыс. до н.э. Любопытно, что внутри каждой из часовых секций гномона есть несколько точек, свидетельствующих о том, что египтяне делили час на более мелкие отрезки времени.

Тонис – порт доалександрийской эпохи

Египтологи Оксфордского университета продолжают подводные исследования порта Тонис (Thonis), известного под греческим именем Гераклеон. В настоящее время руины этого города, служившего до основания Александрии морскими воротами Египта, находятся под водой. Археологи исследовали 64 египетских корабля VIII-II вв. до н.э., причем многие из них были намерено затоплены. Были собраны коллекции якорей, гирь различных весовых систем, использовавшихся в городе, и уникальная серия культовых статуэток птолемеевского времени, которые в Гераклеоне изготавливали на продажу. А кроме того, было обнаружено как минимум два перспективных для дальнейших исследований поселения в окрестностях Тониса-Гераклеона, которые также служили портами. Как отметил директор Оксфордского центра морской археологии Дамиан Робинсон, загадкой остается то, почему большинство из кораблей было затоплено преднамеренно. Предполагается, что это могли сделать специально, чтобы не впустить в бухту вражеские корабли. Однако возможны и другие версии, скажем, их могли затопить для задержки воды во время разлива Нила или же в ритуальных целях.

Мумии: секреты технологии

Канадские антропологи Эндрю Уэйд и Эндрю Нельсон опубликовали исследование 150 мумий, которое выявило сосуществование в Древнем Египте нескольких кардинально отличных методик мумификации, причем каждая могла существовать в определенном регионе в течение достаточно длительного времени. Отмечаются и значительные отличия между обычаями мумификации в различные эпохи, так, после того как в Первом переходном периоде право на мумификацию получили широкие слои населения, из тела VIP-покойника перестали вынимать сердце, которое стало символом высокого социального статуса умершего.

Кто строил город Эхнатона

План Амарны

В рамках «Амарнского проекта» в этом сезоне было раскопано более 200 могил на Южном кладбище этого города. Здесь хоронили «государственных рабов», занятых на строительстве столицы. Только 20 человек были похоронены в деревянных гробах, которые содержат бессмысленные надписи, указывающие на то, что и резчик, и заказчик были безграмотны, а сами надписи делались лишь в подражание гробам богатых людей. Джером Роуз из университета Арканзаса опубликовал исследование скелетов, погребенных на амарнском кладбище.

Многие из умерших отмечены хроническим недоеданием, чрезмерно тяжёлым физическим трудом и многочисленными травмами. Детские скелеты несут на себе следы цинги и рахита, а на скелетах детей старше 8,5 лет появляются признаки задержки в росте от хронического недоедания. Результаты исследования привели Роуза в замешательство, ведь Амарна была столицей империи Эхнатона, и в ней должно было быть много еды.

Такая картина жизни в Амарне резко контрастирует с росписями богатых амарнских домов, изображающих откромленных волов на скотных дворах и амбары, ломящиеся от зерна и рыбы. Однако противоречие здесь кажущееся, ведь Амарна, в отличие от других городов Египта, была построена на новом, неудачном для земледелия месте, а поставщики продовольствия, по всей видимости, были недовольны религиозными реформами Эхнатона. К тому же ударные темпы строительства приводили к повышенному травматизму. Стандартные каменные блоки «талатат», из которых построены все амарнские здания, весили около 70 килограммов. По принятым в Амарне нормам такой блок должен был переносить один человек. Похожие, но меньшие размеры травматизма, по сообщению археолога Эндрю Чемберлена, были только в Саккарском некрополе Древнего Царства. Это исследование позволяет понять, почему народ Египта постарался вычеркнуть из памяти времена Эхнатона и вернуться к традициям времен его отца.

Религия Солнца и религия Луны

Важную роль в понимании религиозных процессов во время правления XVIII династии сыграло исследование современного швейцарского египтолога Фабьена Хааса Дантеса «Значение Луны как символа божественности во время перехода от амарнского периода к послеамарнскому (на примере гробницы Тутанхамона)», в котором проблема религиозного переворота Эхнатона получает кардинально иное освещение. Дантес отмечает, что параллельно с официальной солярной религией во время XVIII династии (Амон-Ра и Атон) существовала народная лунарная религия, связанная прежде всего с погребальным ритуалом и культом мёртвых.

Проявляется это в двойственности изображений на саркофаге Тутанхамона: наряду с символикой официальной солярной религии (Тутанхамон вернулся к почитанию Амона-Ра), в которой умерший фараон предстает как сын солярного божества, здесь присутствует множество символов, которые представляют народный лунный культ. И хотя исследование Ф.Х. Дантеса касается только символики саркофага Тутанхамона, можно говорить о том, что его значение выходит за рамки исследуемой темы. Сосуществование двух религий – официальной и народной – может быть и причиной популярности солнцепоклоннического переворота Эхнатона в раннеамарнский период и причиной резкого падения культа Атона. Также наличие народной лунной религии подтверждается тем, что у других афразийских народов лунарный культ даже в историческое время преобладал над солярным, и именно с культом Луны были связаны мифологемы воскресения умерших.

Сомхет – покровительница Аменхотепа III 

Ещё одним фактом, позволяющим по-новому взглянуть на религиозную ситуацию времён Эхнатона, стало открытие статуй восседающей на троне львиноголовой богини Сохмет в храме отца Эхнатона Аменхотепа III, расположенном в Комм-аль-Хиттан на западном берегу Нила напротив луксорского храма богини Мут. По мнению археологов, большое количество статуй этой богини, вырезанных из черного гранита, свидетельствует о том, что Сохмет стала личной богиней-покровительницей Аменхотепа III после исцеления фараона от какой-то болезни. И если действительно подобная практика «личных богов» фараона существовала в Египте параллельно с официальным культом Амона-Ра, то это может объяснить избрание Аменхотепом IV (будущим Эхнатоном) в качестве своего личного покровителя бога Атона, в честь которого была построена Амарна.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.