Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 октября 2018, среда, 12:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 апреля 2013, 13:00

Курт Швиттерс: победитель

.
.

Сейчас, в эпоху Гугла и Вики, неприлично излагать во всех деталях биографии знаменитых людей, даже если посвящаешь им свой текст. «Журналист — это тот, кто пересказывает ленивым Википедию», — сказал некий острослов и был совершенно прав.Так как автор этого текста не считает себя журналистом, а читателей (если Бог пошлет ему таковых) ленивыми, то биографии героя этого текста, художника Курта Швиттерса (1887-1948) пересказывать не будет.

Достаточно нескольких фактов россыпью. В молодости — дадаист. Мастер коллажа и ассамбляжа. После 1933-го известно кто признал его «дегенеративным художником». В 1937-м бежал из Германии в Норвегию, в 1940-м – из Норвегии в Великобританию. 16 месяцев в лагере для интернированных на острове Мэн. Бедность лондонской жизни. Скверный характер. Переезд из Лондона в Озерный край. Смерть на следующий день после того, как пришел положительный ответ на запрос о британском гражданстве. Посмертная слава. Выставки и монографии.

На выставке «Швиттерс в Британии», которая сейчас проходит в лондонской галерее Тейт, я и побывал. В городе, где в одно и то же время можно посмотреть на выставку Клода Моне, помпейских и геркуланумских развалин, одежд и прочей параферналии Дэвида Боуи, неисчерпаемой коллекции пропагандистских плакатов прошлого века и много чего еще, выбор немного загадочный. Швиттерс никогда не входил в число небожителей, его знают, в основном, только специалисты и коллеги —художники, с дадаистами он разошелся еще в ранние годы, в сюрреалисты не вступил, упустив шанс на шумный успех. И, тем не менее, я пошел именно туда.

За этим – помимо старого любопытства по поводу непревратившейся в сюрреалистов части дадаистской группы – стояли и собственные сентиментальные соображения. Девять лет назад, в 2004-м году я оказался в пражском Ставовском театре на опере под названием «Man And Boy: Dada”. Признаюсь честно: это был первый в моей жизни поход в оперу (второй я совершил в 2007-м году на премьеру недавно раскопанной в архивах немецкой барочной оперы «Борис Годунов». Она была написана … в 1710 году и московские бояре выглядели в ней натуральными индейцами – наивные, жестокие и все в перьях). Преодолеть лень и нелюбовь к жанру меня заставило название и – прежде всего – имя композитора; оперу сочинил Майкл Найман, которого я (вот оно, guilty pleasure!) обожаю со времен первого просмотра кинофильма «Повар, вор, его жена и ее любовник». То есть, я догадывался, что будет интересно, но никак не мог предположить, что настолько.

«Man» в названии оперы – это Курт Швиттерс, живущий в изгнании в Лондоне. Он беден, как церковная мышь, ребячлив, не очень твердо владеет английским и проводит время в поисках мусорка жизни для своих коллажей. В частности, он собирает автобусные билетики (все верно: я их видел в Тейт в его работах, очень красивые, пожелтевшие, солидные, надежный дизайн шрифта, масса интересной информации). Забыл сказать: время действия – 1945 год. Война только закончилась.

«Boy» – это 12-летний мальчик Майкл, который собирает те же самые билетики для коллекции. В одном из автобусов Курт и Майкл схватываются из-за особо ценного экземпляра, по ходу оперы ссора переходит в дружбу, добавляется и третий персонаж – мать Майкла, с которой художник заводит дурашливый платонический роман. Собственно, всё. Музыка в опере – самая минималистическая, постановка – тоже: типичный продукт честной европейской арт-бедности XXI столетия, без излишеств, но очень стильно. И даже трогательно, как ни странно. Швиттерс в исполнении Джеймса Кларка прекрасен – нелеп, обаятелен, по-немецки грубоват и по-художественному беспомощен. Он – как и Майкл с матерью – настоящая жертва войны, жертва Истории.

Чтобы противостоять ей, он подбирает разные мелочи этой самой Истории и мастерит из них произведения искусства; он нейтрализует ее, приводя в свой, только ему понятный порядок. Если для этой Истории с большой буквы люди – мусор, то и искусство должно быть соответствующим; на фоне такого искусства такая история выглядит напыщенной идиоткой. У Майкла же иная стратегия. Он билетики коллекционирует, заклиная хаос попыткой вернуть порядок, хотя бы на самом низовом, мелочном уровне. Собственно, когда он сцепился с Куртом в автобусе, это была схватка двух стратегий выживания приватного человека в двадцатом веке. Победила, по мнению Майкла Наймана и либреттиста Майкла Хастингса, дружба (любопытно, что в детстве оба соавтора, родившиеся примерно в одно и то же время, в конце войны, обожали собирать автобусные билеты).

С этой концепцией в голове я и шел в Тейт смотреть на работы настоящего, не оперного Курта Швиттерса. Собственно, выставку и оперу следовало бы совместить: в лондонской галерее представлен не «весь Швиттерс», а именно «Швиттерс в Британии», что есть немаленькая разница. «Швиттерс в Британии» — художественная история несчастного беженца, которого преследовало Государство в самых разных его проявлениях. А именно: оно (еще представленное усатыми дипломатами времен «бель эпок») развязало Первую мировую войну, в сто крат более бессмысленную, чем любой абсурдистский манифест дадаистов, оно (уже олицетворенное Гитлером и Геббельсом) назвало Швиттерса дегенератом и заставило бежать на край света, оно (в виде немецких танков и кораблей) вынудило его покинуть и этот край света, оно (теперь уже британское, как бы демократическое) продержало его в лагере 16 месяцев – рядом с десятками тысяч таких же бедолаг, которые имели несчастье иметь при себе немецкие или австрийские паспорта.

Если уж и говорить о судьбе европейских писателей, художников, поэтов, просто людей в прошлом столетии, то точнее формулы, чем название романа «Бегство без конца» еще одного беженца, австрийца Йозефа Рота, не придумать. Последние 11 лет своей жизни Курт Швиттерс то и дело ускользал от лап омундиренных идиотов; выставка в Тейт – о том, чем он занимался, ускользая.

Каким-то образом, перед нами ответ художника на все превратности его персональной судьбы. Он не претендует на то, чтобы пасти народы; более того, Швиттерс вообще не делает прямых высказываний. По большей части, он подбирает тот самый мусорок жизни и складывает его таким образом, что получается искусство. Заметим: «искусство» заключено здесь не только в самом жесте авангардиста, оно навсегда отпечатано в результате, что очень традиционно, даже консервативно.

Если разглядывать коллажи Швиттерса издалека (обычно они небольшие), то создается впечатление, что перед тобой небольшие абстрактные полотна или даже рисунки, невероятно тонкие, лиричные, цветовой гаммой напоминающие даже (о, ужас!) сецессион. Подходишь ближе — и видишь тщательнейшим образом уложенный прах повседневной жизни горожанина-европейца – те самые билетики, обрывки афиш, оторванные куски рекламок, фрагменты старых газет, черно-белых репродукций академической и романтической живописи и прочее, и прочее.

Поражает маниакальная сосредоточенность человека, который все это дело подбирал, хранил, совмещал в коллаже; нет, не эскапизм, а серьезная конкуренция коллективной истории. Индивидуализм двадцатого века только и может состоять из мусора коллективной жизни; все остальное – пошлость и бессмысленные понты.

Швиттерс будто говорит всем эти гинденбургам, гитлерам, сталинам, черчиллям: вы делаете свое дело, а я свое, посмотрим, кто сделает его лучше. Его гоняют по Европе, а он сидит на ледоколе, который везет его из оккупированной Норвегии в распахнувшую лагерные врата Британию, и строгает свои маленькие скульптурки (это его вторая обсессия, кроме коллажей, поздняя). В любом месте, где этот нищий беженец оседал, он принимался делать Merz – архитектурное пространство, обустроенное по законам его собственного искусства. Последний в своей жизни Merz Швиттерс затеял в заброшенном амбаре в воспетом романтиками Озерном крае. Закончил одну стенку и умер.

Еще интересно, как авангард превращается в просто искусство, просто арт, скажем так, чтобы избежать дурацких коннотаций связанных со словом «искусство» (балерины, длинногривые дирижеры, художники в беретах, зеленый змий-абсент и прочая чушь). Дадаизм же был авангардистской реакцией на бессмысленность первой мировой войны: мол, вы нас так, а мы вас переобессмыслим! Плюс, конечно, использование новых материалов и новых техник, порожденных индустриальным обществом.

Однако долго уживаться вместе абсурдизм с утопизмом не могли; оттого дадаисты довольно скоро разбрелись по разным лагерям. А Швиттерс остался один, отказавшись и от абсурда, и от утопии; он принялся мастерить иной мир из презренного материала этого. И, на самом деле, выиграл, ибо он создал мир настоящий, реальный, подлиннее которого в прошлом веке просто невозможно придумать. Это уже потом его примеру последовали Бойс и (частично) «Флуксус», но уже в другом мире, совсем другом.

И, конечно, удивительно, как Швиттерс ввел Природу в свой арт. Сразу после Первой мировой его коллажи казались манифестацией чего-то сверхсовременного – ведь и газеты, и реклама и прочее, включая просто металлические части каких-нибудь велосипедов и машин, все было символами большого модернистского западного проекта. Сейчас это выглядит как стимпанк, милая старомодность, лишенная всяческой актуальности (и, соответственно, опасности для зрителя).

Будто понимая это, Швиттерс с какого-то момента принялся вводить в коллажи (и прочие свои штучки) природные элементы: куски дерева, ветки, листья, камни и так далее. Он показывает нам, как Культура (в его случае – история) дряхлеет, превращается в мусор, перемешивается с мелочью Природы, образуя, в конце концов, прекрасную, загадочную, волнующую картину. У беглеца без конца другой родины, кроме этой картины, нет.

P.S. Собираясь на выставку, я вспомнил вдруг, что ведь где-то у меня должна валяться программка оперы “Man and Boy”. Отчего я так решил, непонятно: никогда не имел привычки хранить подобную печатную продукцию, тем паче, что совсем недавно был вынужден, в связи с переездом в другую страну, раздать три четверти своей библиотеки. То есть, шансов на то, что программка найдется, практически не было. Но я решил-таки покопаться – и обнаружил ее рядом с большеформатной книгой, которую мне подарили в 2007-м на премьере барочного «Бориса Годунова». Сейчас я думаю: хорошо бы изорвать в клочья оба памятника моей персональной оперной истории, тщательно перемешать, высыпать обрывки на заранее подготовленный холст, смазанный по всей поверхности клеем, а сверху прилепить старое фото, на котором мой седьмой «а» царапает граблями весеннюю землю ПКиО Автозаводского района г. Горького. Фломастером пририсовать себе айподные наушнички, а учительнице написать на груди «Цой жив!». В правом нижнем углу приклеить обрывок постсоветской карикатуры, изображающей человека, наступающего на грабли. Такой вот полный швиттерс получится.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:36 Спецпрокурор Черногории отверг обвинения в организации РФ путча
12:36 Саакашвили уличили в причастности к убийству Патаркацишвили
12:17 Госдума одобрила смягчение правил показа фильмов на кинофестивалях
12:00 В Канаде начали продавать марихуану в «рекреационных целях»
11:52 СМИ сообщили о связи убийц журналиста Хашогги с саудовским принцем
11:35 СКР завел дело из-за видео с издевательствами над пациентом магнитогорской психбольницы
11:10 Польша подписала 20-летний контракт на поставку газа из США
10:39 Глава UFC пообещал не выгонять Нурмагомедова за драку
10:30 Валентина Матвиенко станет наставником «Лидеров России»
10:15 Пилотом разбившегося на Украине Су-27УБ был глава авиации командования «Восток»
10:09 В Москве избили солистку группы «Маша и медведи»
09:47 Власти РФ хотят заставить поисковики удалять ссылки на пиратские сайты без суда
09:35 Назван лауреат Букеровской премии за 2018 год
09:28 Леди Гага объявила о помолвке
09:23 Израиль принял ответные меры после удара из сектора Газа
09:11 Илон Маск на три года отстранен от руководства Tesla
16.10 21:11 Адвокат потерпевшего рассказала об обвинении Мамаева
16.10 20:48 Москалькова попросила отсрочку от призыва для мужчин-медиков
16.10 20:29 Президент Армении принял отставку правительства
16.10 20:22 Саудовский генконсул покинул Турцию
16.10 20:03 ФСИН опровергла госпитализацию Сенцова в реанимацию
16.10 19:52 СМИ узнали о признании Кремлем недоработок в документе о чечено-ингушской границе
16.10 19:36 Медведев прокатился на беспилотнике «Яндекса»
16.10 19:26 Американский пилот погиб при крушении Су-27 на Украине
16.10 19:14 Премьер Армении Никол Пашинян подал в отставку
16.10 19:11 Суд арестовал бывшего арбитражного управляющего «Трансаэро» по делу о растрате
16.10 18:56 Расходы на нацпроекты превысят бюджет на 1,2 трлн рублей
16.10 18:31 На Украине разбился Су-27
16.10 18:18 Мамаеву предъявили обвинение в побоях
16.10 18:00 Российские ритейлеры снова пригрозили дефицитом продуктов
16.10 17:51 Млекопитающим понадобится 5 миллионов лет для восстановления многообразия
16.10 17:42 Госдума запретила рекламу дипломов на заказ
16.10 17:34 СМИ узнали о неопровержимых доказательствах убийства Хашкаджи
16.10 17:27 ВС отказался рассматривать жалобу Siemens из-за турбин
16.10 16:58 Герман Греф призвал отказаться от узкоспециальных школ
16.10 16:37 Силуанов опроверг информацию о грядущем росте цен на бензин
16.10 16:21 В Приморье передумали отправлять Пучкова в сенаторы
16.10 16:05 Представитель Минфина опроверг свои слова о секретности плана по дедоларизации
16.10 15:50 МИД РФ оказался «не в курсе» кибервойны с Нидерландами
16.10 15:31 Медведев заявил об ущербе России от кибератак в 600 млрд рублей
16.10 15:13 Кремль подтвердил выполнение меморандума по Идлибу
16.10 14:57 Сестра Сенцова заявила об угрозе его здоровью
16.10 14:41 Кожемяко предложил кандидатам в главы Приморья помощь с муниципальным фильтром
16.10 14:25 Кремль озаботился отношениями РПЦ и Вселенского патриархата
16.10 14:03 Второй тур выборов главы Хакасии официально назначили на 11 ноября
16.10 13:46 Умер российский ученый Марк Кривошеев
16.10 13:32 Законопроект о штрафе за «злоупотребление правом на митинги» прошел второе чтение
16.10 13:24 РПЦ пообещала беспроблемную доставку Благодатного огня
16.10 13:19 Новый экипаж на МКС отправят в начале декабря
16.10 13:01 Путин назвал позитивной ситуацию в российской экономике
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.