Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 мая 2017, пятница, 06:35
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 апреля 2013, 13:00

Курт Швиттерс: победитель

.
.

Сейчас, в эпоху Гугла и Вики, неприлично излагать во всех деталях биографии знаменитых людей, даже если посвящаешь им свой текст. «Журналист — это тот, кто пересказывает ленивым Википедию», — сказал некий острослов и был совершенно прав.Так как автор этого текста не считает себя журналистом, а читателей (если Бог пошлет ему таковых) ленивыми, то биографии героя этого текста, художника Курта Швиттерса (1887-1948) пересказывать не будет.

Достаточно нескольких фактов россыпью. В молодости — дадаист. Мастер коллажа и ассамбляжа. После 1933-го известно кто признал его «дегенеративным художником». В 1937-м бежал из Германии в Норвегию, в 1940-м – из Норвегии в Великобританию. 16 месяцев в лагере для интернированных на острове Мэн. Бедность лондонской жизни. Скверный характер. Переезд из Лондона в Озерный край. Смерть на следующий день после того, как пришел положительный ответ на запрос о британском гражданстве. Посмертная слава. Выставки и монографии.

На выставке «Швиттерс в Британии», которая сейчас проходит в лондонской галерее Тейт, я и побывал. В городе, где в одно и то же время можно посмотреть на выставку Клода Моне, помпейских и геркуланумских развалин, одежд и прочей параферналии Дэвида Боуи, неисчерпаемой коллекции пропагандистских плакатов прошлого века и много чего еще, выбор немного загадочный. Швиттерс никогда не входил в число небожителей, его знают, в основном, только специалисты и коллеги —художники, с дадаистами он разошелся еще в ранние годы, в сюрреалисты не вступил, упустив шанс на шумный успех. И, тем не менее, я пошел именно туда.

За этим – помимо старого любопытства по поводу непревратившейся в сюрреалистов части дадаистской группы – стояли и собственные сентиментальные соображения. Девять лет назад, в 2004-м году я оказался в пражском Ставовском театре на опере под названием «Man And Boy: Dada”. Признаюсь честно: это был первый в моей жизни поход в оперу (второй я совершил в 2007-м году на премьеру недавно раскопанной в архивах немецкой барочной оперы «Борис Годунов». Она была написана … в 1710 году и московские бояре выглядели в ней натуральными индейцами – наивные, жестокие и все в перьях). Преодолеть лень и нелюбовь к жанру меня заставило название и – прежде всего – имя композитора; оперу сочинил Майкл Найман, которого я (вот оно, guilty pleasure!) обожаю со времен первого просмотра кинофильма «Повар, вор, его жена и ее любовник». То есть, я догадывался, что будет интересно, но никак не мог предположить, что настолько.

«Man» в названии оперы – это Курт Швиттерс, живущий в изгнании в Лондоне. Он беден, как церковная мышь, ребячлив, не очень твердо владеет английским и проводит время в поисках мусорка жизни для своих коллажей. В частности, он собирает автобусные билетики (все верно: я их видел в Тейт в его работах, очень красивые, пожелтевшие, солидные, надежный дизайн шрифта, масса интересной информации). Забыл сказать: время действия – 1945 год. Война только закончилась.

«Boy» – это 12-летний мальчик Майкл, который собирает те же самые билетики для коллекции. В одном из автобусов Курт и Майкл схватываются из-за особо ценного экземпляра, по ходу оперы ссора переходит в дружбу, добавляется и третий персонаж – мать Майкла, с которой художник заводит дурашливый платонический роман. Собственно, всё. Музыка в опере – самая минималистическая, постановка – тоже: типичный продукт честной европейской арт-бедности XXI столетия, без излишеств, но очень стильно. И даже трогательно, как ни странно. Швиттерс в исполнении Джеймса Кларка прекрасен – нелеп, обаятелен, по-немецки грубоват и по-художественному беспомощен. Он – как и Майкл с матерью – настоящая жертва войны, жертва Истории.

Чтобы противостоять ей, он подбирает разные мелочи этой самой Истории и мастерит из них произведения искусства; он нейтрализует ее, приводя в свой, только ему понятный порядок. Если для этой Истории с большой буквы люди – мусор, то и искусство должно быть соответствующим; на фоне такого искусства такая история выглядит напыщенной идиоткой. У Майкла же иная стратегия. Он билетики коллекционирует, заклиная хаос попыткой вернуть порядок, хотя бы на самом низовом, мелочном уровне. Собственно, когда он сцепился с Куртом в автобусе, это была схватка двух стратегий выживания приватного человека в двадцатом веке. Победила, по мнению Майкла Наймана и либреттиста Майкла Хастингса, дружба (любопытно, что в детстве оба соавтора, родившиеся примерно в одно и то же время, в конце войны, обожали собирать автобусные билеты).

С этой концепцией в голове я и шел в Тейт смотреть на работы настоящего, не оперного Курта Швиттерса. Собственно, выставку и оперу следовало бы совместить: в лондонской галерее представлен не «весь Швиттерс», а именно «Швиттерс в Британии», что есть немаленькая разница. «Швиттерс в Британии» — художественная история несчастного беженца, которого преследовало Государство в самых разных его проявлениях. А именно: оно (еще представленное усатыми дипломатами времен «бель эпок») развязало Первую мировую войну, в сто крат более бессмысленную, чем любой абсурдистский манифест дадаистов, оно (уже олицетворенное Гитлером и Геббельсом) назвало Швиттерса дегенератом и заставило бежать на край света, оно (в виде немецких танков и кораблей) вынудило его покинуть и этот край света, оно (теперь уже британское, как бы демократическое) продержало его в лагере 16 месяцев – рядом с десятками тысяч таких же бедолаг, которые имели несчастье иметь при себе немецкие или австрийские паспорта.

Если уж и говорить о судьбе европейских писателей, художников, поэтов, просто людей в прошлом столетии, то точнее формулы, чем название романа «Бегство без конца» еще одного беженца, австрийца Йозефа Рота, не придумать. Последние 11 лет своей жизни Курт Швиттерс то и дело ускользал от лап омундиренных идиотов; выставка в Тейт – о том, чем он занимался, ускользая.

Каким-то образом, перед нами ответ художника на все превратности его персональной судьбы. Он не претендует на то, чтобы пасти народы; более того, Швиттерс вообще не делает прямых высказываний. По большей части, он подбирает тот самый мусорок жизни и складывает его таким образом, что получается искусство. Заметим: «искусство» заключено здесь не только в самом жесте авангардиста, оно навсегда отпечатано в результате, что очень традиционно, даже консервативно.

Если разглядывать коллажи Швиттерса издалека (обычно они небольшие), то создается впечатление, что перед тобой небольшие абстрактные полотна или даже рисунки, невероятно тонкие, лиричные, цветовой гаммой напоминающие даже (о, ужас!) сецессион. Подходишь ближе — и видишь тщательнейшим образом уложенный прах повседневной жизни горожанина-европейца – те самые билетики, обрывки афиш, оторванные куски рекламок, фрагменты старых газет, черно-белых репродукций академической и романтической живописи и прочее, и прочее.

Поражает маниакальная сосредоточенность человека, который все это дело подбирал, хранил, совмещал в коллаже; нет, не эскапизм, а серьезная конкуренция коллективной истории. Индивидуализм двадцатого века только и может состоять из мусора коллективной жизни; все остальное – пошлость и бессмысленные понты.

Швиттерс будто говорит всем эти гинденбургам, гитлерам, сталинам, черчиллям: вы делаете свое дело, а я свое, посмотрим, кто сделает его лучше. Его гоняют по Европе, а он сидит на ледоколе, который везет его из оккупированной Норвегии в распахнувшую лагерные врата Британию, и строгает свои маленькие скульптурки (это его вторая обсессия, кроме коллажей, поздняя). В любом месте, где этот нищий беженец оседал, он принимался делать Merz – архитектурное пространство, обустроенное по законам его собственного искусства. Последний в своей жизни Merz Швиттерс затеял в заброшенном амбаре в воспетом романтиками Озерном крае. Закончил одну стенку и умер.

Еще интересно, как авангард превращается в просто искусство, просто арт, скажем так, чтобы избежать дурацких коннотаций связанных со словом «искусство» (балерины, длинногривые дирижеры, художники в беретах, зеленый змий-абсент и прочая чушь). Дадаизм же был авангардистской реакцией на бессмысленность первой мировой войны: мол, вы нас так, а мы вас переобессмыслим! Плюс, конечно, использование новых материалов и новых техник, порожденных индустриальным обществом.

Однако долго уживаться вместе абсурдизм с утопизмом не могли; оттого дадаисты довольно скоро разбрелись по разным лагерям. А Швиттерс остался один, отказавшись и от абсурда, и от утопии; он принялся мастерить иной мир из презренного материала этого. И, на самом деле, выиграл, ибо он создал мир настоящий, реальный, подлиннее которого в прошлом веке просто невозможно придумать. Это уже потом его примеру последовали Бойс и (частично) «Флуксус», но уже в другом мире, совсем другом.

И, конечно, удивительно, как Швиттерс ввел Природу в свой арт. Сразу после Первой мировой его коллажи казались манифестацией чего-то сверхсовременного – ведь и газеты, и реклама и прочее, включая просто металлические части каких-нибудь велосипедов и машин, все было символами большого модернистского западного проекта. Сейчас это выглядит как стимпанк, милая старомодность, лишенная всяческой актуальности (и, соответственно, опасности для зрителя).

Будто понимая это, Швиттерс с какого-то момента принялся вводить в коллажи (и прочие свои штучки) природные элементы: куски дерева, ветки, листья, камни и так далее. Он показывает нам, как Культура (в его случае – история) дряхлеет, превращается в мусор, перемешивается с мелочью Природы, образуя, в конце концов, прекрасную, загадочную, волнующую картину. У беглеца без конца другой родины, кроме этой картины, нет.

P.S. Собираясь на выставку, я вспомнил вдруг, что ведь где-то у меня должна валяться программка оперы “Man and Boy”. Отчего я так решил, непонятно: никогда не имел привычки хранить подобную печатную продукцию, тем паче, что совсем недавно был вынужден, в связи с переездом в другую страну, раздать три четверти своей библиотеки. То есть, шансов на то, что программка найдется, практически не было. Но я решил-таки покопаться – и обнаружил ее рядом с большеформатной книгой, которую мне подарили в 2007-м на премьере барочного «Бориса Годунова». Сейчас я думаю: хорошо бы изорвать в клочья оба памятника моей персональной оперной истории, тщательно перемешать, высыпать обрывки на заранее подготовленный холст, смазанный по всей поверхности клеем, а сверху прилепить старое фото, на котором мой седьмой «а» царапает граблями весеннюю землю ПКиО Автозаводского района г. Горького. Фломастером пририсовать себе айподные наушнички, а учительнице написать на груди «Цой жив!». В правом нижнем углу приклеить обрывок постсоветской карикатуры, изображающей человека, наступающего на грабли. Такой вот полный швиттерс получится.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:00 Глава ФИФА сообщил о нарушении прав северокорейцев на стройке «Зенит-Арены»
20:41 Наггетсы поставщика «Макдональдса» признаны опасными для здоровья
20:14 Обещанная Путиным индексация коснется 5,8 млн бюджетников
20:02 В Петербурге отказались компенсировать ущерб 16 заявившим о травмах при теракте
19:44 В Греции взорвали машину с бывшим премьер-министром
19:33 Трамп назвал Россию в числе будущих угроз для НАТО
19:10 ФБК нашел у Ролдугина новый фонд
18:53 Марат Сафин решил выйти из состава Госдумы
18:28 Бывший главбух студии Серебренникова решила пойти на сделку со следствием
18:05 WADA придумало для Исинбаевой специальную должность
17:44 Флоту пообещали аналог «Мистраля» к 2022 году
17:27 В Минкомсвязи подтвердили будущий рост тарифов из-за «пакета Яровой»
17:23 Ростех и Group-IB займутся информационной безопасностью
17:00 Украинские военные убили командира батальона ЛНР
16:41 ЦБ предложил ввести налог на биткойны
16:20 ВЭБ сообщил о падении реальных доходов россиян до уровня 2009 года
16:05 МИД утвердил кандидатуру постпреда России при ООН
15:45 Суд не увидел оскорбления верующих в фотографии кулича и яиц
15:19 Под Энгельсом у скорой отлетело колесо и травмировало школьницу
15:00 Суд отказал бывшей жене Потанина в претензии на 215 млрд рублей
14:46 Отставку мэра Нижнего Новгорода признали следствием антикоррупционной проверки
14:28 В Москве задержаны готовившие теракты в столичном транспорте боевики ИГ
14:10 Братьям Азимовым предъявлены обвинения по делу о теракте в Петербурге
13:50 В ДР Конго планируют испытать вакцину от лихорадки Эбола
13:43 Соглашение со странами ОПЕК о заморозке нефтедобычи продлено на девять месяцев
13:36 Sports.ru рассказал о плагиате со стороны «Матч ТВ»
13:32 В Химках запущено производство российских суперконденсаторов
13:23 В жилом доме на западе Москвы обнаружили готовую к использованию бомбу
13:14 Противников передачи Исаакия предложили лишить мандатов заксобрания Петербурга
13:07 С космодрома Плесецк успешно стартовала ракета «Союз-2.1б» со спутником Минобороны
12:43 Британская полиция отказалась делиться с США данными о взрыве в Манчестере
12:38 МИД назвал чушью данные о вмешательстве России в выборы по всей Европе
12:27 Полтавченко объявил о готовности Петербурга использовать опыт Москвы в реновации хрущевок
12:09 Венедиктов рассказал об угрозах Немцову от «кадыровцев»
12:08 Киев вновь опроверг слух о прекращении ж/д сообщения с Россией
11:54 Савченко заявила о президентских амбициях
11:52 Названо имя организатора нападения на полк Нацгвардии в Чечне
11:37 Импортеры вин начали повышать цены из-за приказа Минфина
11:25 Еще один подросток признан погибшим в результате теракта в Манчестере
11:15 Мединский отказался говорить о «Гоголь-центре»
11:07 В Перу найдены следы поселения возрастом 15 тысяч лет
11:06 При пожаре на нефтебазе в Ленинградской области погибли двое
10:39 На Кубке конфедераций разрешат продажу пива в пластиковой таре
10:38 Медведев подписался на страницу Усманова «ВКонтакте»
10:33 Mail.Ru Group запустила аналог Telegram — мессенджер TamTam
10:21 В Турции опровергли введение ограничений на торговлю с Россией
10:10 Минфин предложил платить фиксированные 4800 рублей пенсионерам из бюджета
09:41 Кости двух герцогов Нормандии оказались принадлежащими другим людям
09:32 В Красноярском крае главреда застрелили возле дома
09:18 В квартире британского смертника нашли мастерскую по производству бомб‍
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.