Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 08:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Наука как большой спорт

Наука как большой спорт
Наука как большой спорт

 

Михаил Соколов

Михаил Соколов - кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербург. Он рассказал Борису Долгину, Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву (в программе «Наука 2.0» - совместном проекте портала «Полит.ру» и «Вести.FM») о научной продуктивности и методе ее оценки, о том, как «увидеть» работу ученого, а также о реформах образования в разных странах, направленных на повышение продуктивности науки. Перед вами краткое содержание беседы. Аудиозапись передачи доступна здесь.

Чиновники, отвечающие за науку, всегда хотят видеть и иметь возможность показать другими какие-нибудь доказательства того, что ученые за полученные ими деньги что-то делают. Существуют разные способы оценки научной продуктивности и, в целом, постсоветская наука значительно опередила ведущие западные страны в изобретении и внедрении ее новых методов.

Например, впервые ввели официальное использование цитирований на индивидуальном уровне (некоторые западные страны – Италия, Нидерланды, со следюущего года – Великобритания - практикуют подсчет цитирований на уровне организации, но не отдельного ученого). Это озабоченность продуктивностью в значительной мере является советским и даже досоветским наследием.

Сравнительный анализ управления научной продуктивностью: Whitley, Richard & Jochen Glaser (eds.). 2007. Governance of the Sciences. The Advent of Research Evaluation Systems. Springer.

В советское время Академия наук была озабочена продуктивностью научной деятельности: принимались планы улучшения результативности, подсчитывались публикации, вводились аттестационные требования. Первые изобретения такого рода, однако, относятся еще к XVIII веку, когда от академиков, а в начале XIX века и от профессоров университетов официально потребовали публиковаться.

Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. «Ученые записки» ученого сословия (первая половина XIX века). Препринт ИГИТИ НИУ-ВШЭ. WP6/2012/02. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

Процесс изменения способов оценки продуктивности за последнее десятилетие виден по эволюции показателя результативности научной деятельности (ПРНД), который используется Академией наук. Через ПРНД  публикационная активность стимулируется на поштучной основе. Зарплата зависит от числа опубликованных статей. Средства на повышенную оплату выделяются из премиального фонда, который распределяется в соответствии с баллами по институту. Также присваиваются баллы за монографии, доклады, защитившихся аспирантов. 

Публикации в западных журналах сейчас ценятся выше, что отражает сдвиг в государственных мотивах поддержки науки. 

Изначально англоязычная научная статья, даже в очень хорошем журнале, оценивалась ниже, чем русскоязычная. Со временем ситуация изменилась таким образом, что публикации в западных журналах сейчас ценятся выше, что отражает сдвиг в государственных мотивах поддержки науки. С точки зрения нынешнего правительства, наука должна являться прежде всего предметом национальной гордости, как большой спорт, что-то такое, что можно всем смело демонстрировать. 

Наука – реклама для университета

В США нет национальной политики управления продуктивностью. Учебные заведения поднимают свою репутацию за счет рейтингов факультетов (департаментов), которые регулярно публикуют в Америке с 60-х годов. И это не международные, а локальные рейтинги специальностей. Огромное значение имеет политика университетов. Известность они получали благодаря своим исследованиям. Наука для университета стала рекламой. Чем лучше наука, тем известнее и коммерчески успешнее всё предприятие.

Jencks, Christopher, and David Riesman. 1968. The Academic Revolution.  Transaction Publishers.

Первым примером репутации учебного заведения, созданной преимущественно за счет научных исследований в нем – Университет Джона Хопкинса. Было известно, что обучение проводится на базе хорошо оснащенных лабораторий и медицинских клиник. Многие родители пожелали, чтобы их дети получали образование именно там. Определяющим фактором для дальнейшей карьеры является университет, в котором была получена научная степень.

Также важную роль играют федеральные гранты, которые приходят по исследовательским линиям. Американская образовательная сфера отличается от российской своей мобильностью – американский учёный после защиты несколько раз меняет место работы. Университет, который нанимает собственных выпускников, подпадает под подозрение, что никто больше не хочет взять их на работу. Поэтому большинство университетов официально или полуофициально не одобряют «инбридинг». Но есть и «смелые» университеты, такие как Гарвард, которые не отпускают своих перспективных выпускников в другие учебные заведения. Это обычно самые лучшие университеты, которые уверены, что их репутации ничего не грозит, и общая тенденция не влияет на их внутреннюю политику.

Реформы, направленные на повышение продуктивности

Во Франции Саркози поступил по примеру Маргарет Тэтчер, которая в 80-е годы проводила реформы с целью повышения продуктивности. Британия – это пример классических реформ, направленных на повышение продуктивности науки. Возможно, единственный успешный образец. Реформа отлично внедрилась в традиционную спортивную культуру британского университета – теперь с помощью Тэтчер соревнование за позиции в национальных исследовательских рейтингах превратились в новый вид академического спорта.

Идея германской модели образования: наука в образовании имеет ключевое значение, поскольку развивает ум.

В Германии министерство поддерживает «центры совершенства» (centres of excellence), но по возможности следит за тем, чтобы они были распределены по разным университетам, не сконцентрированы в одном-двух ведущих. Наука в образовании имеет ключевое значение, поскольку развивает ум, – это первоначальная идея германской модели образования.

В целом, естественные науки поддерживают некоторые версии реформ, основанных на подсчете публикаций, цитировании, и принимают их как легитимные. Но в то же время и выступают против, поскольку гуманитарные науки политически более левые, а подобные реформы начинают правые правительства.

В основе всех реформ есть определённый подтекст. Например, дать больше денег на естественные науки, на социальную работу или на медицину. Или наоборот - срезать финансирование некоторых специальностей. По понятным причинам, такие реформы не получают поддержки у тех, для кого они означают сильное сокращение. Они часто являются причиной раскола университетов.

Сайт проекта, посвященного политике и экономике университетов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.